Найти в Дзене
НТВ

Игра со смертью: хроника восхождения альпинистки Наговициной

[ Смотреть видео на сайте НТВ ]

Хроника восхождения группы Натальи Наговициной на пик Победы — готовый сценарий для триллера. Не считая швейцарца и американца, спастись в итоге удалось только двоим — немцу Гюнтеру Зигмунду и Роману Мокринскому. Пытаясь помочь Наталье, итальянец Лука погиб, а сама Наговицина признана пропавшей без вести. В этом высокогорном триллере слишком много слепых зон и вопросов, которые пока оставались без ответов. Чтобы размотать затерянный след в горах и понять, что случилось на самом деле, журналисты программы «Новые русские сенсации» восстановили весь роковой путь команды Наговициной.

В этом году уже девять лет, как альпинизм стал для Наговициной чем-то большим, чем просто хобби. Она «заболела горами» в 2016-м. Прогрессировала быстро, а пять лет назад уже возглавляла группу во время восхождения на восточную вершину Эльбруса. И всегда была осторожной — Наговицина никогда не шла на необдуманный риск. Но все изменилось в 2021-м, после трагичного штурма Хан-Тенгри в горах Тянь-Шаня. Этот поход к вершине разделил ее жизнь на до и после. Прямо на маршруте у мужа Наговициной случился инсульт. Сергей угасал у нее на руках. Близкие уверены: именно тогда произошел слом в сознании Натальи. Воспоминания и недостижимость мечты манили на высоту и, кажется, ввергли ее в бесконечную экспедицию.

Ее мечтой стал «Снежный барс» — это самый почетный титул для альпиниста, звание, которого может добиться далеко не каждый профи. К этой цели Наговицина упорно стремилась, как мотылек на пламя. К 2024-му на ее счету были успешные восхождения на пик Коммунизма, пик Ленина, пик Корженевской. В опасной погоне за Снежным барсом непокоренной оставалась «зона смерти» — печально известный Пик Победы, без которого вожделенное звание бесстрашного хищника не выдают.

Альпинистов второго разряда на самостоятельный штурм пика Победы не допускают, так как у них недостаточно опыта и уровня подготовки. Но Наговицыну это не останавливало. Она получала отказ за отказом, к тому же в мае сломала ногу. Но даже гипс, который с нее сняли только в июне, не заставил отказаться от мечты покорить пик Победы уже в августе. С этого момента начинает расти снежный ком роковых ошибок.

   Пик смерти: фатальные ошибки альпинистки Наговициной
Пик смерти: фатальные ошибки альпинистки Наговициной

Получив отказ у профессиональных гидов, Наталья через интернет сама сколачивает группу для восхождения. Большинство участников группы Наговициной видели друг друга впервые. И это становится уже второй серьезной ошибкой. В группе Наговициной изначально было всего шесть человек: сама Наталья; ее напарник — альпинист из Тюмени Роман Мокринский, с которым они однажды уже штурмовали другую вершину; один спортсмен из США и один из Швейцарии (Пауль Швайзер), немецкий скалолаз Гюнтер Зигмунд и альпинист из Италии Лука Синигилья.

Немца Гюнтера терзали сомнения насчет экспедиции. Накануне выхода передумал американский альпинист и идти наверх отказался, поэтому его имя вычеркнули из списка. Потом изменил свои планы швейцарец — Пауль Швайзер решил воздержаться от подвигов. Но все это не остановило Наговицину.

Гюнтер Зигмунд: «В итоге мы вчетвером вышли из базового лагеря вместе, но шли свободно, без веревки, каждый в своем темпе. И так продолжалось и в последующие дни».

8 августа «четверо смелых» отправились в опасный путь, хотя по правилам в группе должно быть не меньше шести альпинистов. Добравшись до первой стоянки, они еще могли повернуть назад. Но не стали этого делать. И это еще одно звено в цепи роковых просчетов.

   «Тайна перевала Наговициной»
«Тайна перевала Наговициной»

Опытнейший альпинист и обладатель титула «Снежный барс» Александр Семёнов — последний, кто видел их всех вместе живыми. 11 августа группа Семёнова уже спускалась с вершины, когда Наталья, Роман, Лука и Гюнтер добрались до лагеря на высоте 6800. Почему Наталья и ее спутники не послушали советов опытных профессионалов и не повернули назад, остается загадкой. В кромешной тьме, на головокружительной высоте группа Наговициной продолжили подъем по чужому скорбному маршруту — веревки остались тут от недавней эвакуации тела погибшей год назад альпинистки Надежды Лисятиной.

Маршрут даже с уже готовыми перилами предстоял невероятно сложный — по смертельно опасному склону до почти отвесной стены вершины. Решение штурмовать вершину становится для группы фатальным. Преодолевать сложнейший участок они начинают двойками, и Наталья идет в связке с Романом.

Дмитрий Греков, руководитель спасательной экспедиции: «Я не знаю, какие у них были договоренности. Работал ли Роман с ней как гид и она оплачивала его услуги, либо они приехали просто как напарники, как товарищи. Я этого не знаю».

До конца неопределенная роль Романа — одна из загадок этой драмы. Он точно опытнее Натальи, но школу инструкторов не проходил и на пик Победы поднимался впервые. И если гидом был якобы он, то почему последнее слово оставалось за ней? Но опытные гиды стоят больших денег, а если их нет, то ты идешь один, на свой страх и риск. Энтузиасты без гида на такой высоте — это игра в рулетку со смертью. Но Наталья почему-то пошла ва-банк.

В час ночи 12 августа на гору вышли четверо: немец Гюнтер, итальянец Лука и Наговицина с Романом. 52-летний Гюнтер, которые уже семь лет ходит в высокогорные экспедиции, вышел вперед и своим темпом дошел до вершины, а итальянец вынужден был вернуться, так как потерял перчатку и руки быстро мерзли. Двойка Наговициной тоже взбирается на пик Победы, и счастливая Наталья вышла на связь с Дмитрием Грековым, который дежурил в базовом лагере. Он им посоветовал быстрее возвращаться, так как погода портится.

Часто обратный спуск сложнее подъема, а сил уже меньше — и коварные горы мстят своим покорителям. Спускаясь вниз, Наталья и Роман сорвались с гребня, и во время падения Наговицина сломала ногу. Теряя остатки сил, Роман вытащил Наталью обратно на гребень горы, потом отнес на площадку и там зафиксировал. Вернувшись в лагерь, Роман рассказал о несчастном случае Гюнтеру и Луке. По плану, они собирались подняться обратно на вершину и вернуться до объявленного шторма. Они без преувеличения совершили подвиг: Гюнтер еще не успел прийти в себя после сложного восхождения, а Лука, который не стал подниматься на пик Победы из-за потери перчатки, ради Натальи осознанно пошел на риск.

На гребне, на высоте почти 7200 без спальника и палатки с травмированной ногой Наталья в одиночестве провела ночь и половину дня. Помощь — Гюнтер и Лука — пришла 13 августа к 14 часам. Они оставили ей палатку, спальник, еду и газ.

Гюнтер Зигмунд: «На следующее утро мы связались с базовым лагерем по рации Наташи, и нам сказали, что нужно обязательно спускаться, потому что мы здесь больше ничем не поможем, а погода продолжает ухудшаться».

Греков по рации инструктировал Наговицину: надо продержаться пять дней, к ней выходит спасотряд. Казалось, беда миновала — у Натальи еще достаточно сил и времени, чтобы дождаться помощи, а Лука и Гюнтер — на пути к лагерю, где их ждет Роман. Но самое страшное было еще впереди.

Гюнтер Зигмунд: «Мы спустились обратно в наш лагерь, где ждал Роман, и сразу пошли дальше. Спустились примерно до высоты 6500 метров — это рядом с лагерем 4. Здесь мы выкопали себе убежище, потому что на спуске не смогли найти наши оставленные палатки».

Утром 15-го на горы обрушивается буран, и идти куда-то стало просто опасно для жизни. Днем погода дает шанс альпинистам собраться и выдвинуться вниз, но выясняется, что у Луки началась раскоординация. Как позже объяснят эксперты, было допущено много ошибок — организм Луки не прошел акклиматизацию, а потерянная перчатка серьезно осложнила его состояние.

Александр Семёнов: «Почему не было запасных, тоже вопрос. Ребята говорили, что он менял варежки, что они делились с ним. Как минимум, варежки должны точно дублироваться. Да и аптечка должна быть у каждого, в которой должны как минимум находиться обезболивающий и дексаметазон. Череда фатальных ошибок происходила постоянно».

Жизнерадостный итальянец Лука Синигилья сделал все, чтобы спасти Наталью от смерти, и теперь погибал сам в страшных муках. Он покоится в снежной пещере на высоте примерно 6500. До него не смогут добраться спасатели. Даже Гюнтеру и Роману повезло только чудом. Изможденные, замерзшие — без еды, воды и палаток — они спускались с горы уже двое суток. Гюнтер сейчас лежит на реабилитации в немецкой клинике.

16 августа погода немного сжалилась, и на помощь вылетел вертолет. Спасать альпинистов-любителей отправился Снежный барс Александр Семёнов, который несколькими днями ранее уговаривал группу Наговициной не продолжать подъем на вершину.

Измотанные после тяжелого восхождения на пик Победы и опасного спуска, альпинисты, не успев отдохнуть, вновь выходят из лагеря — на выручку Наговициной. Команда Семёнова надеется, что вертушка сможет доставить их группу повыше. Но у склона горы их ожидали резкая смена восходящих потоков и падение вертолета. Теперь надо было вытаскивать попавших в авиакатастрофу спасателей. Пилот был тяжело травмирован, а у альпиниста Баира Батуева — перелом позвоночника. Потерпевших крушение доставили в больницу, а четверо уцелевших решили пешком продолжить спасательную операцию. Погода снова стремительно портилась, и Романа с Гюнтером спасатели нашли уже в отчаянном положении.

Александр Яковенко, председатель комиссии по классическому альпинизму, член правления Федерации альпинизма: «Сегодня Роман лечит свои пальцы, которые обморожены, черные. Про остальное я даже не спрашиваю. И лечится немец, который наверняка там тоже отморозил все подряд».

16 августа получилось запустить дрон к одинокому убежищу Наговициной. Выглянув из разорванной ветром палатки и заметив квадрокоптер, Наталья бодро машет рукой. На пятый день отчаянной борьбы со стихией на высоте 7200 метров застать такую картину было сравни настоящему чуду.

Следующие двое суток на пике Победы бушевал снежный буран страшной силы. Два дня о судьбе Наговициной ничего не было не известно. Ситуация становилась критической, но 19-го числа ненастье вдруг затихло. Это позволило вновь запустить дрон. Дальше происходит еще одно чудо, которое удивило даже повидавших всякое Снежных барсов. Наговицина смогла подать сигнал, и было решено назначить на 20 августа очередную спасательную операцию.

Альпинистам предстояло пять дней идти к вершине, но уже на третий погода опять стала портится. Тогда все еще верили в успех, но гора отказалась отдавать свою пленницу.

   «Наговицина упокоилась с миром»: Боня опубликовала новые кадры с пика Победы
«Наговицина упокоилась с миром»: Боня опубликовала новые кадры с пика Победы

Все выпуски программы «Новые русские сенсации».

[ Смотреть видео на сайте НТВ ]