Миновало ровно 5 лет с тех пор как закрыт троллейбус в Москве. Некогда крупнейшая сеть прекратила существование в августе 2020 года.
Но сегодня встретить троллейбус в границах МКАД на регулярных линиях всё ещё можно: до метро "Планерная" ходят маршруты 202 и 203 из города Химки.
5 лет без троллейбусов промчались незаметно. За эти годы Москва успела наполнится огромным количеством электробусов, которые якобы и явились на смену "рогатым".
Ранее я выпускал публикацию, где вспоминал троллейбусы на центральных улицах Москвы, а сегодня представляю ещё одну подборку фотографий, сделанных в последние годы жизни московского троллейбуса. Поехали!
В Москве действовало 8 троллейбусных парков. Именовались они в честь своей цифры, за исключением парка с цифрой "3" - Филёвского автобусно-троллейбусного парка.
- 1-й троллейбусный парк находился на Ленинградском шоссе, в аккурат между станциями "Войковская" и "Сокол". Сейчас там электробусный филиал.
- 2-й троллейбусный парк имел две площадки - на Новорязанской улице и в Новокосино (к ней мы вернёмся позже).
- Филёвский автобусно-троллейбусный парк, ставший филиалом "Центральный". Расположен на улице Дениса Давыдова, вблизи метро "Парк Победы".
- 4-й троллейбусный парк носил имя революционера Павла Щепетильникова. Расформирован в апреле 2014, на его месте возвели Фудмолл "Депо". Из-за маленькой территории троллейбусы отстаивались на ближайших улочках и переулках вблизи Лесной.
- 5-й парк назван в честь работника Уваровского трамвайного парка Ивана Артамонова (который исторически располагался в Ваганьково).
- 6-й троллейбусный парк первым полностью перевели на электробусы, случилось это в сентябре 2019.
- 7-й троллейбусный парк являлся одним из крупнейших в Москве. Обслуживал и Южный округ, и Центральный, и Юго-Восточный.
- 8-й троллейбусный парк продержался до самого закрытия, успев поглотить вышеупомянутый 7-й парк...
- В 2014 году образовался новый отдельный автобусно-троллейбусный парк в Новокосино (НАТП). Троллейбусная площадка отделилась от 2-го парка, троллейбусам присвоили номера с цифры 9.
Что самое интересное, вскоре 2-й парк вошёл в состав Новокосинского. А летом 2017 года выпуск троллейбусов с Новорязанской улицы прекратился окончательно...
Теперь вспоминаем подвижной состав.
По мере сокращения выпуска первым делом выбывали троллейбусы постарше. К моменту окончания движения разумеется остались только низкопольные машины.
А ведь старых добрых троллейбусов с высоким уровнем пола до поры до времени было в достатке, причём самых-самых разных моделей.
- Поздние модификации ЗиУ-682Г - вечная "классика"!
- Модернизированные "Зиушки" на заводе МТрЗ. Получили обозначение 682ГМ.
- Троллейбусы белорусского производства "Белкоммунмаш" АКСМ-101 и АКСМ-201.
- Башкирские машины БТЗ-5276.
- Необычные троллейбусы Волгоградского завода транспортного машиностроения ВЗТМ-5284, их было совсем немного.
- Троллейбусный "потомок" автобуса ЛиАЗ-5256, выпускавшийся в Москве - МТрЗ-5279 "Русь".
- Ну и конечно одна из самых популярных моделей завода "Тролза" - 5275 "Оптима".
Многие троллейбусы продолжили свой жизненный путь в регионах, их судьба сложилось по-разному. Например, сейчас десяток экс-московских ЗиУ-682ГМ успешно продолжают работать в Йошкар-Оле.
В сегменте низкопольных машин доминировали три производителя:
- "Белкоммунмаш", со своей флагманской моделью БКМ-321.
- Вологодский машиностроительный завод, поставлявший в Москву троллейбусы ВМЗ-5298 разных модификаций.
- Ушедшая в историю "Тролза" и её самое массовое детище 5265 "Мегаполис".
- Нельзя не вспомнить машины Сокольнического вагоноремонтного завода СВАРЗ-6235. Они строились на базе белорусского БКМ-321...
...и на базе белорусского автобуса МАЗ-103, модель получила обозначение СВАРЗ-МАЗ-6235.
- А ещё преуспел завод МТрЗ, собиравший низкопольные троллейбусы в кузове автобуса ЛиАЗ-5292.
Куда ж без троллейбусов-гармошек! На самых загруженных маршрутах всегда курсировали вместительные сочленённые троллейбусы. Вспомним их!
Были также опытные и несерийные троллейбусы, весьма интересные и необычные, вот некоторые из них:
Последняя поставка троллейбусов случилась в 2017 году.
Тогда в 8-й троллейбусный парк прибыли новые машины СВАРЗ-МАЗ-6275 и БКМ-321 уже в фирменном голубом окрасе столичного транспорта.
Это был, пожалуй, последний "луч света" в жизни московского троллейбуса.
Современный подвижной состав распределили преимущественно на маршруты сети "Магистраль", которую троллейбусы успели застать.
Образцово-показательным являлся маршрут м4: Озёрная улица - кинотеатр Ударник. Он явился на смену троллейбусам 33, 33к, 62, 84 и проработал до самого победного конца - 25 августа 2020 года.
Естественно самым молодым троллейбусам предоставили право работать дальше. Почти вся партия свежих СВАРЗ и БКМ отправилась в Саратов.
Что можно сказать в заключение? Что троллейбус - это неотъемлемая часть истории Москвы. О нём мы будем долго вспоминать и много-много рассказывать.
Всем большое спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Все фотографии в данной публикации сделаны автором канала. Любое использование материала допускается только с указанием источника.
Читайте также на канале: