Найти в Дзене

5 лет с момента закрытия Московского троллейбуса. Воспоминания в фотографиях

Миновало ровно 5 лет с тех пор как закрыт троллейбус в Москве. Некогда крупнейшая сеть прекратила существование в августе 2020 года.

Троллейбус СВАРЗ-МАЗ-6275 на магистральном маршруте м4 за два месяца до закрытия сети. Июнь 2020 года.
Троллейбус СВАРЗ-МАЗ-6275 на магистральном маршруте м4 за два месяца до закрытия сети. Июнь 2020 года.

Но сегодня встретить троллейбус в границах МКАД на регулярных линиях всё ещё можно: до метро "Планерная" ходят маршруты 202 и 203 из города Химки.

Троллейбусы предприятия "Химкиэлектротранс" продолжают курсировать между Химками и Москвой по маршрутам 202 и 203.
Троллейбусы предприятия "Химкиэлектротранс" продолжают курсировать между Химками и Москвой по маршрутам 202 и 203.

5 лет без троллейбусов промчались незаметно. За эти годы Москва успела наполнится огромным количеством электробусов, которые якобы и явились на смену "рогатым".

Ранее я выпускал публикацию, где вспоминал троллейбусы на центральных улицах Москвы, а сегодня представляю ещё одну подборку фотографий, сделанных в последние годы жизни московского троллейбуса. Поехали!

В Москве действовало 8 троллейбусных парков. Именовались они в честь своей цифры, за исключением парка с цифрой "3" - Филёвского автобусно-троллейбусного парка.

  • 1-й троллейбусный парк находился на Ленинградском шоссе, в аккурат между станциями "Войковская" и "Сокол". Сейчас там электробусный филиал.
Троллейбусы 1-го парка на Волоколамском шоссе. 2013 год.
Троллейбусы 1-го парка на Волоколамском шоссе. 2013 год.
  • 2-й троллейбусный парк имел две площадки - на Новорязанской улице и в Новокосино (к ней мы вернёмся позже).
Гармошка Тролза-6206 "Мегаполис" у станции метро "Выхино". 2013 год.
Гармошка Тролза-6206 "Мегаполис" у станции метро "Выхино". 2013 год.
  • Филёвский автобусно-троллейбусный парк, ставший филиалом "Центральный". Расположен на улице Дениса Давыдова, вблизи метро "Парк Победы".
Троллейбусы ФАТПа 34 и 17 маршрутов на площади Киевского вокзала. 2012 года.
Троллейбусы ФАТПа 34 и 17 маршрутов на площади Киевского вокзала. 2012 года.
  • 4-й троллейбусный парк носил имя революционера Павла Щепетильникова. Расформирован в апреле 2014, на его месте возвели Фудмолл "Депо". Из-за маленькой территории троллейбусы отстаивались на ближайших улочках и переулках вблизи Лесной.
Стоянка троллейбусов вблизи 4-го парка. 2012 год.
Стоянка троллейбусов вблизи 4-го парка. 2012 год.
  • 5-й парк назван в честь работника Уваровского трамвайного парка Ивана Артамонова (который исторически располагался в Ваганьково).
Исторически 5 троллейбусный парк располагался на Фрунзенской, а затем "переехал" в Ваганьково. На фото Таманская улица, 2013 год.
Исторически 5 троллейбусный парк располагался на Фрунзенской, а затем "переехал" в Ваганьково. На фото Таманская улица, 2013 год.
  • 6-й троллейбусный парк первым полностью перевели на электробусы, случилось это в сентябре 2019.
Троллейбусы 6-го парка на конечной "ВДНХ южная". 2013 год.
Троллейбусы 6-го парка на конечной "ВДНХ южная". 2013 год.
  • 7-й троллейбусный парк являлся одним из крупнейших в Москве. Обслуживал и Южный округ, и Центральный, и Юго-Восточный.
В кадре Таганская площадь. Здесь проходили маршруты 7-го парка 16, 26, 63 и 63к. Фото 2014 года.
В кадре Таганская площадь. Здесь проходили маршруты 7-го парка 16, 26, 63 и 63к. Фото 2014 года.
  • 8-й троллейбусный парк продержался до самого закрытия, успев поглотить вышеупомянутый 7-й парк...
Нахимовский проспект и троллейбусы маршрутов 85 и 52. Фото 2012 года.
Нахимовский проспект и троллейбусы маршрутов 85 и 52. Фото 2012 года.
  • В 2014 году образовался новый отдельный автобусно-троллейбусный парк в Новокосино (НАТП). Троллейбусная площадка отделилась от 2-го парка, троллейбусам присвоили номера с цифры 9.
Бортовые номера с цифры 9 появились на троллейбусах Новокосинского парка. Фото 2014 года.
Бортовые номера с цифры 9 появились на троллейбусах Новокосинского парка. Фото 2014 года.

Что самое интересное, вскоре 2-й парк вошёл в состав Новокосинского. А летом 2017 года выпуск троллейбусов с Новорязанской улицы прекратился окончательно...

Троллейбус маршрута 22 проезжает вблизи территории бывшего 2-го парка на Новорязанской улице. Июнь 2020 года.
Троллейбус маршрута 22 проезжает вблизи территории бывшего 2-го парка на Новорязанской улице. Июнь 2020 года.

Теперь вспоминаем подвижной состав.

По мере сокращения выпуска первым делом выбывали троллейбусы постарше. К моменту окончания движения разумеется остались только низкопольные машины.

Волоколамское шоссе, БКМ-321 в последний день работы маршрута 70. На заднем плане видны автобусы на конечной "Больница МПС". Август 2020 года.
Волоколамское шоссе, БКМ-321 в последний день работы маршрута 70. На заднем плане видны автобусы на конечной "Больница МПС". Август 2020 года.

А ведь старых добрых троллейбусов с высоким уровнем пола до поры до времени было в достатке, причём самых-самых разных моделей.

  • Поздние модификации ЗиУ-682Г - вечная "классика"!
  • Модернизированные "Зиушки" на заводе МТрЗ. Получили обозначение 682ГМ.
  • Троллейбусы белорусского производства "Белкоммунмаш" АКСМ-101 и АКСМ-201.
Троллейбус АКСМ-101. Одно время машины этой модели были самыми возрастными в Москве.
Троллейбус АКСМ-101. Одно время машины этой модели были самыми возрастными в Москве.

Модель второго поколения троллейбусов завода "Белкоммунмаш" - АКСМ-201.
Модель второго поколения троллейбусов завода "Белкоммунмаш" - АКСМ-201.
  • Башкирские машины БТЗ-5276.
  • Необычные троллейбусы Волгоградского завода транспортного машиностроения ВЗТМ-5284, их было совсем немного.
-20
  • Троллейбусный "потомок" автобуса ЛиАЗ-5256, выпускавшийся в Москве - МТрЗ-5279 "Русь".
-21
  • Ну и конечно одна из самых популярных моделей завода "Тролза" - 5275 "Оптима".

Многие троллейбусы продолжили свой жизненный путь в регионах, их судьба сложилось по-разному. Например, сейчас десяток экс-московских ЗиУ-682ГМ успешно продолжают работать в Йошкар-Оле.

Этот ЗиУ-682ГМ передан в Йошкар-Олу, где трудится по сей день. На фото 2014 год.
Этот ЗиУ-682ГМ передан в Йошкар-Олу, где трудится по сей день. На фото 2014 год.

В сегменте низкопольных машин доминировали три производителя:

  • "Белкоммунмаш", со своей флагманской моделью БКМ-321.
  • Вологодский машиностроительный завод, поставлявший в Москву троллейбусы ВМЗ-5298 разных модификаций.
  • Ушедшая в историю "Тролза" и её самое массовое детище 5265 "Мегаполис".
  • Нельзя не вспомнить машины Сокольнического вагоноремонтного завода СВАРЗ-6235. Они строились на базе белорусского БКМ-321...
СВАРЗ-6235 на базе троллейбуса БКМ-321. Выезд с конечной "Лужники-южные", 2014 год.
СВАРЗ-6235 на базе троллейбуса БКМ-321. Выезд с конечной "Лужники-южные", 2014 год.

...и на базе белорусского автобуса МАЗ-103, модель получила обозначение СВАРЗ-МАЗ-6235.

Такие красавцы в кузове автобуса МАЗ-103 выпускали преимущественно на центральные маршруты. Фото 2014 года.
Такие красавцы в кузове автобуса МАЗ-103 выпускали преимущественно на центральные маршруты. Фото 2014 года.
  • А ещё преуспел завод МТрЗ, собиравший низкопольные троллейбусы в кузове автобуса ЛиАЗ-5292.
Троллейбус МТрЗ-52791 "Садовое Кольцо" на Большой Семёновской улице. Фото 2014 года.
Троллейбус МТрЗ-52791 "Садовое Кольцо" на Большой Семёновской улице. Фото 2014 года.

Куда ж без троллейбусов-гармошек! На самых загруженных маршрутах всегда курсировали вместительные сочленённые троллейбусы. Вспомним их!

Высокопольный ЗиУ-620502, наследник легендарной модели "ЗиУ-10". Фото 2014 года.
Высокопольный ЗиУ-620502, наследник легендарной модели "ЗиУ-10". Фото 2014 года.
Троллейбус особо большой вместимости ВМЗ "Премьер". Фото 2012 года.
Троллейбус особо большой вместимости ВМЗ "Премьер". Фото 2012 года.
Сочленённый "Мегаполис" от Тролзы. 2013 год.
Сочленённый "Мегаполис" от Тролзы. 2013 год.
СВАРЗ-6237 на базе белорусского БКМ-333. Заезд к площади Киевского вокзала за неделю до прекращения движения в этом месте. Май 2019 года.
СВАРЗ-6237 на базе белорусского БКМ-333. Заезд к площади Киевского вокзала за неделю до прекращения движения в этом месте. Май 2019 года.

Были также опытные и несерийные троллейбусы, весьма интересные и необычные, вот некоторые из них:

Опытный троллейбус ВМЗ "Премьер". Эксплуатировался в 6-м троллейбусном парке. Фото 2014 года.
Опытный троллейбус ВМЗ "Премьер". Эксплуатировался в 6-м троллейбусном парке. Фото 2014 года.
А это уникальный троллейбус СВАРЗ-6237 в кузове отечественного автобуса ЛиАЗ-6213. Фото 2015 года.
А это уникальный троллейбус СВАРЗ-6237 в кузове отечественного автобуса ЛиАЗ-6213. Фото 2015 года.
МТрЗ-5238. Единственный троллейбус московского завода в кузове собственной разработки. Фото 2013 года.
МТрЗ-5238. Единственный троллейбус московского завода в кузове собственной разработки. Фото 2013 года.

Последняя поставка троллейбусов случилась в 2017 году.

Тогда в 8-й троллейбусный парк прибыли новые машины СВАРЗ-МАЗ-6275 и БКМ-321 уже в фирменном голубом окрасе столичного транспорта.

Троллейбус СВАРЗ-МАЗ-6275. Фото 2020 года.
Троллейбус СВАРЗ-МАЗ-6275. Фото 2020 года.

Это был, пожалуй, последний "луч света" в жизни московского троллейбуса.

Современный подвижной состав распределили преимущественно на маршруты сети "Магистраль", которую троллейбусы успели застать.

Троллейбус БКМ-321 из финальной для Москвы поставки. Фото 2020 года.
Троллейбус БКМ-321 из финальной для Москвы поставки. Фото 2020 года.

Образцово-показательным являлся маршрут м4: Озёрная улица - кинотеатр Ударник. Он явился на смену троллейбусам 33, 33к, 62, 84 и проработал до самого победного конца - 25 августа 2020 года.

На фото конечная остановка маршрута м4 "Кинотеатр Ударник". Затем переименована в Болотную площадь. Фото 2020 года.
На фото конечная остановка маршрута м4 "Кинотеатр Ударник". Затем переименована в Болотную площадь. Фото 2020 года.

Естественно самым молодым троллейбусам предоставили право работать дальше. Почти вся партия свежих СВАРЗ и БКМ отправилась в Саратов.

Что можно сказать в заключение? Что троллейбус - это неотъемлемая часть истории Москвы. О нём мы будем долго вспоминать и много-много рассказывать.

"Улыбающийся" троллейбус БКМ на Лубянской площади. 2013 год.
"Улыбающийся" троллейбус БКМ на Лубянской площади. 2013 год.

Всем большое спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Все фотографии в данной публикации сделаны автором канала. Любое использование материала допускается только с указанием источника.

Читайте также на канале: