Найти в Дзене

Троллейбус в узбекской глубинке! Уникальная междугородняя линия Ургенч - Хива

Продолжим недавно начатую тему транспорта Узбекистана. Напомню, что одна из последних публикаций посвящена транспорту электрическому, для тех кто ещё не успел почитать - ссылочка ниже.

Сегодня, как и обещал, я расскажу о последней троллейбусной системе в Узбекистане, которая очень необычна и интересна.

Лет 20 назад вряд ли кто-то мог предположить, что троллейбус, курсирующий в Хорезмской области из Ургенча в Хиву, останется единственным на узбекской земле. Из других городов Узбекистана троллейбус давно ушёл в историю (последние системы троллейбуса ликвидированы в 2010 сразу в трёх городах - Джизаке, Намангане и Ташкенте).

Троллейбусная линия Ургенч-Хива - единственная действующая в Центральной Азии.
Троллейбусная линия Ургенч-Хива - единственная действующая в Центральной Азии.

История Хорезмского троллейбуса началась осенью 1997. Тогда запустили два маршрута: один внутригородской в Ургенче (№1) и междугородний Ургенч-Хива (№2), протяжённостью 36,3 км. Городская "единица" существовала всего 5 лет.

С 2002 года троллейбусная система состоит только из единственной линии Ургенч-Хива.

Схема междугороднего троллейбусного маршрута Ургенч-Хива. На схеме также обозначен закрытый маршрут №1 в Ургенче и несостоявшаяся линия троллейбуса в Хиве. Источник - https://transphoto.org/photo/628742/
Схема междугороднего троллейбусного маршрута Ургенч-Хива. На схеме также обозначен закрытый маршрут №1 в Ургенче и несостоявшаяся линия троллейбуса в Хиве. Источник - https://transphoto.org/photo/628742/

Сам Ургенч расположен на северо-западе Узбекистана, вблизи границы с Туркменистаном. Расстояние до Ташкента почти тысяча километров. Из столицы рациональнее всего добираться поездом, примерно 16 часов в пути, или самолётом (около полутора часов). Также есть прямые рейсы из Москвы.

Яндекс.карты.
Яндекс.карты.

А вот соседний город Хива является центром притяжения туристов. Здесь находится древнейшая крепость Ичан-Кала, чуть ли не главная достопримечательность во всём Узбекистане.

Троллейбус на конечной остановке в Хиве на фоне крепости Ичан-Кала.
Троллейбус на конечной остановке в Хиве на фоне крепости Ичан-Кала.

Но вернемся к троллейбусу. Изначально подвижной состав был представлен чешскими машинами Škoda 14Tr13/6. Их заменили современными Škoda 24Tr на базе кузова Irisbus Citelis.

Всего в Ургенче 9 троллейбусов, на линию выходит максимум 7, а иногда и 6, ввиду частых поломок. Вполне возможно, что одну Шкоду уже разобрали на запчасти...

Парк Хорезмского троллейбуса состоит из 9 машин Škoda 24Tr, поступивших в 2013 году.
Парк Хорезмского троллейбуса состоит из 9 машин Škoda 24Tr, поступивших в 2013 году.

Если местные водители вдруг поедут работать на троллейбусе в любой другой город, то им придётся обучаться преодолевать стрелки, ведь в Ургенче их попросту нет! Для того чтобы переключиться со служебной линии на основную (и наоборот), водителям каждый раз приходится вручную переставлять штанги.

Сошедший с маршрута троллейбус следует в депо. Через несколько секунд водитель будет вручную переставлять штанги с основной линии на служебную.
Сошедший с маршрута троллейбус следует в депо. Через несколько секунд водитель будет вручную переставлять штанги с основной линии на служебную.

В Ургенче начальная остановка находится недалеко от областной больницы. Троллейбусы там обычно не отстаиваются, а едут к центральному базару, где производится длительная стоянка, минут по 20-30.

Троллейбус на разворотном кольце в Ургенче. Разворот производится с отрывом от контактной сети...
Троллейбус на разворотном кольце в Ургенче. Разворот производится с отрывом от контактной сети...
Стоянка троллейбусов у центрального базара в Ургенче. Здесь предусмотрены длительные простои, минут по 20-30. Люди всё это время терпеливо сидят и ждут отправления.
Стоянка троллейбусов у центрального базара в Ургенче. Здесь предусмотрены длительные простои, минут по 20-30. Люди всё это время терпеливо сидят и ждут отправления.

В Хиве, как я уже упомянул выше, конечная остановка расположена вблизи крепости Ичан-Кала. Здесь осуществляется ночной отстой троллейбусов, чтобы утром открывать движение в сторону Ургенча.

Отправление от конечной в Хиве. Именно в этом месте ночью отстаиваются троллейбусы для открытия движения утром на Ургенч.
Отправление от конечной в Хиве. Именно в этом месте ночью отстаиваются троллейбусы для открытия движения утром на Ургенч.

Помимо троллейбусов между Ургенчем и Хивой ездят коммерсанты, ну куда ж без них! Частники работают по принципу "набиваемся на конечной и в путь". Почти все пассажиры едут от Ургенча до Хивы, посему остановок на трассе нет (стоячих пассажиров не берут). Жителей населённых пунктов вблизи автомагистрали как раз вывозят троллейбусы.

Маршрутки из Ургенча в Хиву ходят очень часто, отправляются по наполняемости. Подвижной состав представлен по большей части отечественными "Газелями"...
Маршрутки из Ургенча в Хиву ходят очень часто, отправляются по наполняемости. Подвижной состав представлен по большей части отечественными "Газелями"...

Проезд на троллейбусе по полному маршруту обойдётся в 4000 узбекских сум, это примерно 30 рублей. Между промежуточными пунктами тариф в раза меньше. Кстати, местные предлагали поездку на такси за 25000 сум. Скоростная маршрутка обойдётся в 6 тысяч.

Шкода мчит по трассе в сторону Ургенча тёплым весенним утром...
Шкода мчит по трассе в сторону Ургенча тёплым весенним утром...

Кондиционерами троллейбусы не оснащены, поэтому во избежание духоты в салоне каждой Шкоды развешены шторки. Ещё спасают от жары форточки сдвижного типа.

Салон троллейбуса Škoda 24Tr.
Салон троллейбуса Škoda 24Tr.

Контактная сеть находится в весьма плачевном состоянии. Думается работы по её модернизации никогда и не проводилось. Тем не менее, на трассе троллейбусы едут со средней скоростью 65-70 километров в час, иногда могут разгоняться и до 90!

По приезду в узбекскую глубинку поначалу не верилось, что здесь реально ходят троллейбусы. Ведь на территории Узбекистана, за исключением Ташкента, общественный транспорт представлен различными "мелкашами".

-16

Некоторым городам повезло, где есть хотя бы автобусы самаркандского производства SAZ. Но в большинстве городов самый популярный вид транспорта - это микровэны "Дамас". Они ходят с минимальными интервалами и ассоциируются с муравейником.

Туристическая Хива находится в узбекском "тренде" - Дамасов здесь море! Сделать кадр с троллейбусом без местной изюминки практически нереально..

Троллейбус в окружении Дамасов...
Троллейбус в окружении Дамасов...

Пожалуй самое главное, о чём автор не рассказал до сих пор, так это о частоте движения. Сейчас междугородний троллейбус Ургенч-Хива курсирует каждые 30 минут. Официального расписания не существует, судя по наблюдениям "рогатые" начинают движение около 6:30 и заканчивают в 19:00.

-19

Троллейбус последние годы живёт довольно тяжело. Очевидно есть проблемы с ремонтом, поскольку выпуск на линию сокращается, ну а состояние контактной сети Вы могли видеть на фотографиях.

Водитель возится со штангой, сошедшей с контактной сети...
Водитель возится со штангой, сошедшей с контактной сети...

Местные любители транспорта считают, что последняя троллейбусная система Узбекистана обречена. Сейчас троллейбусы просто докатывают свой ресурс, а дальнейших планов по развитию и модернизации системы нет.

В соцсетях мелькают различные новости касаемо обновления подвижного состава на маршруте Ургенч-Хива. То говорят об электробусах, то о новых китайских автобусах. Про поставки новых троллейбусов речь не идёт в принципе.

-21

Ещё стоит отметить, что троллейбус популярен среди туристов. К иностранцам с камерами водители привыкли, никто не препятствует фото / видеосъемке. Да и многие пассажиры при виде иностранных гостей начинают улыбаться.

-22

Всем большое спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.