Продолжим недавно начатую тему транспорта Узбекистана. Напомню, что одна из последних публикаций посвящена транспорту электрическому, для тех кто ещё не успел почитать - ссылочка ниже.
Сегодня, как и обещал, я расскажу о последней троллейбусной системе в Узбекистане, которая очень необычна и интересна.
Лет 20 назад вряд ли кто-то мог предположить, что троллейбус, курсирующий в Хорезмской области из Ургенча в Хиву, останется единственным на узбекской земле. Из других городов Узбекистана троллейбус давно ушёл в историю (последние системы троллейбуса ликвидированы в 2010 сразу в трёх городах - Джизаке, Намангане и Ташкенте).
История Хорезмского троллейбуса началась осенью 1997. Тогда запустили два маршрута: один внутригородской в Ургенче (№1) и междугородний Ургенч-Хива (№2), протяжённостью 36,3 км. Городская "единица" существовала всего 5 лет.
С 2002 года троллейбусная система состоит только из единственной линии Ургенч-Хива.
Сам Ургенч расположен на северо-западе Узбекистана, вблизи границы с Туркменистаном. Расстояние до Ташкента почти тысяча километров. Из столицы рациональнее всего добираться поездом, примерно 16 часов в пути, или самолётом (около полутора часов). Также есть прямые рейсы из Москвы.
А вот соседний город Хива является центром притяжения туристов. Здесь находится древнейшая крепость Ичан-Кала, чуть ли не главная достопримечательность во всём Узбекистане.
Но вернемся к троллейбусу. Изначально подвижной состав был представлен чешскими машинами Škoda 14Tr13/6. Их заменили современными Škoda 24Tr на базе кузова Irisbus Citelis.
Всего в Ургенче 9 троллейбусов, на линию выходит максимум 7, а иногда и 6, ввиду частых поломок. Вполне возможно, что одну Шкоду уже разобрали на запчасти...
Если местные водители вдруг поедут работать на троллейбусе в любой другой город, то им придётся обучаться преодолевать стрелки, ведь в Ургенче их попросту нет! Для того чтобы переключиться со служебной линии на основную (и наоборот), водителям каждый раз приходится вручную переставлять штанги.
В Ургенче начальная остановка находится недалеко от областной больницы. Троллейбусы там обычно не отстаиваются, а едут к центральному базару, где производится длительная стоянка, минут по 20-30.
В Хиве, как я уже упомянул выше, конечная остановка расположена вблизи крепости Ичан-Кала. Здесь осуществляется ночной отстой троллейбусов, чтобы утром открывать движение в сторону Ургенча.
Помимо троллейбусов между Ургенчем и Хивой ездят коммерсанты, ну куда ж без них! Частники работают по принципу "набиваемся на конечной и в путь". Почти все пассажиры едут от Ургенча до Хивы, посему остановок на трассе нет (стоячих пассажиров не берут). Жителей населённых пунктов вблизи автомагистрали как раз вывозят троллейбусы.
Проезд на троллейбусе по полному маршруту обойдётся в 4000 узбекских сум, это примерно 30 рублей. Между промежуточными пунктами тариф в раза меньше. Кстати, местные предлагали поездку на такси за 25000 сум. Скоростная маршрутка обойдётся в 6 тысяч.
Кондиционерами троллейбусы не оснащены, поэтому во избежание духоты в салоне каждой Шкоды развешены шторки. Ещё спасают от жары форточки сдвижного типа.
Контактная сеть находится в весьма плачевном состоянии. Думается работы по её модернизации никогда и не проводилось. Тем не менее, на трассе троллейбусы едут со средней скоростью 65-70 километров в час, иногда могут разгоняться и до 90!
По приезду в узбекскую глубинку поначалу не верилось, что здесь реально ходят троллейбусы. Ведь на территории Узбекистана, за исключением Ташкента, общественный транспорт представлен различными "мелкашами".
Некоторым городам повезло, где есть хотя бы автобусы самаркандского производства SAZ. Но в большинстве городов самый популярный вид транспорта - это микровэны "Дамас". Они ходят с минимальными интервалами и ассоциируются с муравейником.
Туристическая Хива находится в узбекском "тренде" - Дамасов здесь море! Сделать кадр с троллейбусом без местной изюминки практически нереально..
Пожалуй самое главное, о чём автор не рассказал до сих пор, так это о частоте движения. Сейчас междугородний троллейбус Ургенч-Хива курсирует каждые 30 минут. Официального расписания не существует, судя по наблюдениям "рогатые" начинают движение около 6:30 и заканчивают в 19:00.
Троллейбус последние годы живёт довольно тяжело. Очевидно есть проблемы с ремонтом, поскольку выпуск на линию сокращается, ну а состояние контактной сети Вы могли видеть на фотографиях.
Местные любители транспорта считают, что последняя троллейбусная система Узбекистана обречена. Сейчас троллейбусы просто докатывают свой ресурс, а дальнейших планов по развитию и модернизации системы нет.
В соцсетях мелькают различные новости касаемо обновления подвижного состава на маршруте Ургенч-Хива. То говорят об электробусах, то о новых китайских автобусах. Про поставки новых троллейбусов речь не идёт в принципе.
Ещё стоит отметить, что троллейбус популярен среди туристов. К иностранцам с камерами водители привыкли, никто не препятствует фото / видеосъемке. Да и многие пассажиры при виде иностранных гостей начинают улыбаться.
Всем большое спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
- Читайте также на канале: