Найти в Дзене

Ещё одна троллейбусная система на территории СНГ прекратила существование

3 ноября 2024 года стал последним днём работы троллейбусов в столице Кыргызстана Бишкеке. Причём официально о закрытии нигде заранее не сообщалось. Троллейбусы должны были выйти на линию после саммита Организации тюркских государств (ОТГ), однако этого не случилось. Водителей троллейбусов отправили в бессодержательный отпуск. А весь подвижной состав перегнали из депо на ведомственную территорию (очевидно чтобы расчистить депо под новые автобусы и электробусы). Ещё одна троллейбусная система на территории СНГ прекратила работу. Троллейбус города Бишкек (в советское время Фрунзе) начал свою историю 13 января 1951 года. На пике развития в Бишкеке действовало 18 маршрутов и работало два троллейбусных депо. Последнее время троллейбус являлся самым вместительными транспортом столицы Кыргызстана. Ещё в начале 2024 года движение осуществлялось по 10 маршрутам. Подвижной состав состоял из российских ВМЗ-5298 "Авангард", Тролза-5275 "Оптима", а также из белорусских АКСМ-321 "Сябар". Планы по

3 ноября 2024 года стал последним днём работы троллейбусов в столице Кыргызстана Бишкеке. Причём официально о закрытии нигде заранее не сообщалось. Троллейбусы должны были выйти на линию после саммита Организации тюркских государств (ОТГ), однако этого не случилось.

АКСМ-321 "Сябар" в последний день работы троллейбуса в Бишкеке 3 ноября 2024 года. Источник - https://transphoto.org/photo/2033722/
АКСМ-321 "Сябар" в последний день работы троллейбуса в Бишкеке 3 ноября 2024 года. Источник - https://transphoto.org/photo/2033722/

Водителей троллейбусов отправили в бессодержательный отпуск. А весь подвижной состав перегнали из депо на ведомственную территорию (очевидно чтобы расчистить депо под новые автобусы и электробусы). Ещё одна троллейбусная система на территории СНГ прекратила работу.

Перегон троллейбусов из депо на ведомственную территорию. Фотография автора канала.
Перегон троллейбусов из депо на ведомственную территорию. Фотография автора канала.

Троллейбус города Бишкек (в советское время Фрунзе) начал свою историю 13 января 1951 года. На пике развития в Бишкеке действовало 18 маршрутов и работало два троллейбусных депо.

Последнее время троллейбус являлся самым вместительными транспортом столицы Кыргызстана. Ещё в начале 2024 года движение осуществлялось по 10 маршрутам. Подвижной состав состоял из российских ВМЗ-5298 "Авангард", Тролза-5275 "Оптима", а также из белорусских АКСМ-321 "Сябар".

Планы по ликвидации троллейбуса под предлогом "замены на современные электробусы и сильным износом инфраструктуры" начали реализовываться в мае, когда перестали работать маршруты №6 и №10.

На фото - один из финальных дней работы троллейбусного маршрута №6. Май 2024 года. Источник - https://transphoto.org/photo/1950898/
На фото - один из финальных дней работы троллейбусного маршрута №6. Май 2024 года. Источник - https://transphoto.org/photo/1950898/

В июне стартовал демонтаж контактной сети. Позже прекратился выпуск из троллейбусного депо №2.

Демонтаж троллейбусной линии по улице Ахунбаева. Источник - https://transphoto.org/photo/2014792/
Демонтаж троллейбусной линии по улице Ахунбаева. Источник - https://transphoto.org/photo/2014792/

Осень Бишкекский троллейбус встретил со скромными показателями: 45 линейных машин и три маршрута (8, 11 и 14).

В начале ноября движение троллейбусов было остановлено на несколько дней, как я уже писал выше в связи с саммитом ОТГ. Но после окончания мероприятия троллейбусы по маршрутам так и не поехали, а через несколько дней официально объявлено о закрытии системы.

3 ноября 2024 - последний день работы троллейбусов в Бишкеке. На фото Тролза-5275 "Оптима" на проспекте Дэн Сяопина. Источник - https://transphoto.org/photo/2029704/
3 ноября 2024 - последний день работы троллейбусов в Бишкеке. На фото Тролза-5275 "Оптима" на проспекте Дэн Сяопина. Источник - https://transphoto.org/photo/2029704/

В советское время город Фрунзе не достиг статуса миллионника, поэтому метро киргизская столица не увидела. Уже в период независимости Бишкек стал быстро разрастаться и увяз в жутких заторах.

Загружнность дорог в Бишкеке в часы "пик". Яндекс.карты
Загружнность дорог в Бишкеке в часы "пик". Яндекс.карты

Сейчас население Бишкека вывозят только автобусы. Я не зря сделал акцент на вместимости троллейбусов, поскольку теперь миллионный город обслуживается "миниатюрными" китайскими автобусами Zhong Tong и Golden Dragon.

Фундамент транспортной системы современного Бишкека - китайские автобусы-коротыши Zhong Tong Fashion. Фотография автора канала.
Фундамент транспортной системы современного Бишкека - китайские автобусы-коротыши Zhong Tong Fashion. Фотография автора канала.
...в Бишкеке больше тысячи таких зелёных китайцев. Фотография автора канала.
...в Бишкеке больше тысячи таких зелёных китайцев. Фотография автора канала.
А ещё в столице Кыргызстана есть китайские Golden Dragon. Их чуть больше сотни. Фотография автора канала.
А ещё в столице Кыргызстана есть китайские Golden Dragon. Их чуть больше сотни. Фотография автора канала.

Большие автобусы потихоньку разбавляют зелёное китайское "царство". Закупаются турецкие Anadolu Isuzu. Пока ими укомплектован один единственный экспресс-маршрут до аэропорта "Манас".

Турецкий автобус Anadolu Isuzu Citiport 12. В настоящее время 17 таких машин обслуживают маршрут №153 из Бишкека до аэропорта "Манас". Фотография автора канала.
Турецкий автобус Anadolu Isuzu Citiport 12. В настоящее время 17 таких машин обслуживают маршрут №153 из Бишкека до аэропорта "Манас". Фотография автора канала.

Никакого приоритета общественный транспорт в Бишкеке не имеет. Тесные автобусы простаивают в гигантских пробках в общем потоке...

Автобусы на загруженных дорогах Бишкека. Фотография автора канала.
Автобусы на загруженных дорогах Бишкека. Фотография автора канала.
Пробки, пробки и автобусы наглухо в них простаивают. Фотография автора канала.
Пробки, пробки и автобусы наглухо в них простаивают. Фотография автора канала.

Память о троллейбусе хранит лишь контактная сеть. На текущий момент она демонтирована не полностью.

Троллейбусные провода на перекрёстке улиц Московской и Абдрахманова. Фотография автора канала.
Троллейбусные провода на перекрёстке улиц Московской и Абдрахманова. Фотография автора канала.
Улица Абдрахманова. Фотография автора канала.
Улица Абдрахманова. Фотография автора канала.
Улица Токомбаева. Фотография автора канала.
Улица Токомбаева. Фотография автора канала.

После закрытия появились слухи о передаче троллейбусов в другие города.

К слову, сейчас на территории Кыргызстана троллейбусы курсируют только в городе Ош. Не так давно Бишкек передал несколько машин в Нарын, где "рогатые" не работают уже больше полугода.

Переданные троллейбусы из Бишкека на территории депо в городе Нарын. Движение троллейбусов здесь прекращено в мае 2024. Источник - https://transphoto.org/photo/2025592/
Переданные троллейбусы из Бишкека на территории депо в городе Нарын. Движение троллейбусов здесь прекращено в мае 2024. Источник - https://transphoto.org/photo/2025592/

И если в Нарыне судьба троллейбуса ещё висит в воздухе, то в Бишкеке поставлена жирная точка. Спустя несколько недель с момента остановки движения троллейбусы можно было понаблюдать на улицах Бишкека: их перегоняли с территории депо на специальную ведомственную площадку, где будут ждать своей участи (передача или порезка).

Троллейбус в столице Кыргызстана проработал почти 75 лет.

Троллейбусы ожидают буксировки на специальную ведомственную базу. Ноябрь 2024 года. Фотография автора канала.
Троллейбусы ожидают буксировки на специальную ведомственную базу. Ноябрь 2024 года. Фотография автора канала.

На сегодня у меня всё, всем большое спасибо за внимание!

Читайте также на канале: