Найти тему

Каким был Московский наземный транспорт 10 лет назад?

Рад приветствовать всех подписчиков и читателей канала "Колесо транспортного обозрения"!

Все мы прекрасно знаем как сильно поменялась транспортная система Москвы за последнее десятилетие... Запуск МЦК и МЦД, открытие большой кольцевой линии метро, уход в историю маршруток, возведение трëх новых электробусных парков. Рассказывать о том, что последние годы происходило в столичном транспортном комплексе, можно очень долго.

На сегодняшний день Мосгортранс эксплуатирует больше 1000 электробусов.
На сегодняшний день Мосгортранс эксплуатирует больше 1000 электробусов.

Если говорить конкретно про наземный транспорт столицы, то безусловно знаковым в его истории стал 2014 год. Ровно 10 лет назад произошли события, с которых началось формирование облика современного общественного транспорта Москвы: внедрение брендбука, поставка первых многосекционных низкопольных трамваев, формирование новой системы нумерации маршрутов и т. д.

Один из первых автобусов ЛиАЗ-6213 в новом бренде московского транспорта.
Один из первых автобусов ЛиАЗ-6213 в новом бренде московского транспорта.

Перенесёмся во времени в 2014 год и вспомним, какой же транспорт тогда курсировал по столичным дорогам. А также поговорим про те самые ключевые моменты, давшие старт преобразованию всей системе наземного транспорта. Поехали!

Автобус

Автобусный парк "Мосгортранса" 10 лет назад был довольно разнообразен. Но уже в то время основу парка составляли низкопольные ЛиАЗы моделей 5292 и 6213 различных модификаций.

Их старшие собратья, автобусы ЛиАЗ-5256 и 6212, работали в достаточном количестве. Эксплуатация в МГТ "ликинцев" с высоким полом полностью завершилась к концу 2016 года.

Немало в Мосгортрансе имелось низкопольных трëхосных автобусов: МАЗ-107, Волжанин "Сити-Ритм" и ГолАЗ-6228.

Кстати, трëхосники по современной классификации подвижного состава относятся к большому классу (БК), вот только тот же МАЗ-107 или ГолАЗ-6228 вмещает намного больше, чем условный ЛиАЗ-5292. Да, кстати, двухосная техника производства МАЗ и Волжанин у Мосготранса тоже эксплуатировалась.

Сегмент средней вместимости представлял ПАЗ-3237, в простонародье назывался "Лужок". А из микроавтобусов в МГТ бегали машинки "Fiat Ducato". Они служили как правило подмогой большим автобусам на загруженных маршрутах, в расписании им даже присваивался префикс "Ф".

Какие же основные события произошли в жизни московского автобуса за 2014 год?

1. Крупная поставка пригородных ГолАЗов-5251 "Вояж". Их основное предназначение - длинные маршруты в так называемую "новую" Москву. Поэтому ГолАЗы поступили только в 14 и 18 автобусные парки и в Зеленоградский автокомбинат.

2. Вывод из эксплуатации Икарусов-280. До победного конца держался 9 автобусный парк: он оставался последним парком МГТ, где трудились 280ые. Крайний выход Икаруса-280 на линию состоялся в октябре.

При этом Икарусы 435-ой модели и их отечественная копия "Московит-6222" продолжили работать на линии. Ушли с маршрутов примерно в одно время с ЛиАЗами-5256 / 6212.

Отечественный "клон" Икаруса-435 - Московит-6222. На фото маршрут №653.
Отечественный "клон" Икаруса-435 - Московит-6222. На фото маршрут №653.

3. Формирование новой системы нумерации маршрутов. В марте 2014 в районе Митино запустили автобус со странным номером "С3". Поначалу многие гадали, как правильно его называть: "СевероЗапад" или действительно "Эс три". И верным всё же оказался второй вариант.

Торжественный рейс по социальному маршруту № С3. 15 марта 2014 года.
Торжественный рейс по социальному маршруту № С3. 15 марта 2014 года.

Маршрутами на букву С обозначают социальные, связывающие множество объектов жизнеобеспечения. Как правило трасса этих линий весьма запутана и не всегда понятна даже местным, а интервал не менее 30 минут. Два года спустя произойдёт глобальная реформа "Магистраль", к маршрутам с обозначением "С" добавятся на букву "е" (экспрессы) и "М" (магистральные).

Торжественный рейс по социальному маршруту № С3. 15 марта 2014 года.
Торжественный рейс по социальному маршруту № С3. 15 марта 2014 года.

4. Начало закупок автобусов в бренде Московского транспорта (МТ). Именно в 2014 году на свет появилась новая фирменная ливрея. Каждый вид транспорта столицы получил свой логотип и собственный цвет-идентификатор. К примеру, весь наземный транспорт должен быть синего цвета. Началось внедрение брендбука с автобусов.

Первые автобусы ЛиАЗ-6213 в обновлённом тëмно-синем окрасе поступили в МГТ летом 2014го. Тёмная расцветка выглядела очень уж необычно на фоне привычной всем бело-зелëной. С тех пор весь новый подвижной состав для Москвы напрямую с заводов-изготовителей прибывает в фирменном бренде.

В конце года Мосгортранс закупил 100 автобусов большого класса Mercedes-Benz Conecto, их схема окраски была чуть светлее, чем у ЛиАЗов. А в дальнейшем и вовсе сделали ставку на голубой цвет, поэтому даже тёмные-синие ЛиАЗы-6213 подверглись перекраске.

Автобус Mercedes-Benz Conecto
Автобус Mercedes-Benz Conecto

2014 - последний полный год существования 12 автобусного парка, находившегося на территории МО - в городе Красногорске. Парк перестал обслуживать все маршруты на территории Красногорска с 1 января 2015, а несколько месяцев спустя полностью прекратил существование, став частью 15 парка.

Автобус ЛиАЗ-5292 12-го парка на конечной у железнодорожной станции Павшино в Красногорске. Листайте галерею для просмотра следующих фотографий.
Автобус ЛиАЗ-5292 12-го парка на конечной у железнодорожной станции Павшино в Красногорске. Листайте галерею для просмотра следующих фотографий.

Троллейбус

Пожалуй последний год, когда московская троллейбусная система функционировала без особых передряг. Тем не менее, к концу 2014 в Москве стало на 3 троллейбусных маршрута меньше. Причём два из них - №46 (Велозаводская улица - метро "Коломенская") и №75 (улица Академика Скрябина - метро "Текстильщики") закрыты без прямой замены, а с усилением маршрутов-дублёров.

Троллейбусы Тролза-5265 "Мегаполис" на конечной станции "Братцево".
Троллейбусы Тролза-5265 "Мегаполис" на конечной станции "Братцево".

Подвижной состав московского троллейбуса состоял из множества моделей. На любой вкус и цвет, как говорится :)

А по самым загруженным маршрутам курсировали сочленённые троллейбусы.

2014 год преподнёс московскому троллейбусу два не самых приятных события. Не знаю, согласятся ли читатели, но по моему мнению после них для "рогатых" пошёл обратный отчёт...

  • В апреле закрылся 4 троллейбусный парк имени Щепетильникова - один из старейших в Москве и один из трёх, находившихся в ЦАО.

Но официально меньше троллейбусных парков не стало. А всё потому, что в начале года эксплуатационная площадка 2-го троллейбусного парка в Новокосино, вошла в состав нового филиала Мосгортранса - Новокосинский автобусно-троллейбусный парк.

В начале 2014 троллейбусная площадка в Новокосино стала частью нового филиала Мосгортранса, тем самым отделившись от 2го троллейбусного парка. Бортовые номера новокосинских троллейбусов начинались на цифру 9.
В начале 2014 троллейбусная площадка в Новокосино стала частью нового филиала Мосгортранса, тем самым отделившись от 2го троллейбусного парка. Бортовые номера новокосинских троллейбусов начинались на цифру 9.
  • 4 июля прекратилось движение по линии №25 Проспект Будённого - Лубянская площадь в связи с благоустройством улиц Покровка и Маросейка.

Собственно говоря, маршруту №25 выпала честь быть первой жертвой глобальных реконструкций в центре Москвы. Одновременно с отменой 25го укоротили троллейбус №45. Новая трасса: 4-й Кабельная улица - Лубянская площадь.

Трамвай

Московский трамвай отмечал в 2014 году своё 115-летие. В честь юбилея 12 апреля состоялся трамвайный парад. Уникальные экспонаты проследовали от трамвайного депо имени Апакова до станции метро "Чистые Пруды", где состоялась торжественная выставка вагонов.

2014 год однозначно знаковый для столичного трамвая: случилась долгожданная закупка современных многосекционных польских вагонов PESA.

Многосекционный трамвай нового поколения Pesa Fokstrot представлен впервые широкой публике именно на параде 12 апреля 2014 года.
Многосекционный трамвай нового поколения Pesa Fokstrot представлен впервые широкой публике именно на параде 12 апреля 2014 года.

Они пополнили ряды Краснопресненского трамвайного депо. Всего поставлено 70 единиц.

Трамвай Pesa Forkstrot на маршруте №6 в первый день линейной работы с пассажирами. 1 июня 2014 года.
Трамвай Pesa Forkstrot на маршруте №6 в первый день линейной работы с пассажирами. 1 июня 2014 года.

До закупки PESA основу парка столичного трамвая составляли высопокольные вагоны: Усть-Катавские КТМ-19 и куча модернизированных вариантов Татр Т3.

Трамваев с низким уровнем до 2014 года в Москве практически не было. В 2009 поступила небольшая вагонов ЛМ-2008 (71-153.3) Санкт-Петербургского производства. Четыре года спустя Москва приобрела полунизкопольные вагоны 71-623-02. Причём как и ЛМы, новые Усть-Катавцы поначалу распределили между депо имени Русакова и Октябрьским трамвайным депо.

В 2014 начал проходить испытания построенный в Испании трамвай Alstom Citadis 301 CIS. Судьба этого красавца получилась совсем грустной: он проездил с пассажирами совсем недолго на маршруте 17 Медведково-Останкино, а сейчас до сих пор простаивает на территории депо имени Баумана.

Трамвай Alstom Citadis 301 CIS на испытаниях по маршруту №17 Медведково-Останкино.
Трамвай Alstom Citadis 301 CIS на испытаниях по маршруту №17 Медведково-Останкино.

А ещё 10 лет назад закончилась эпоха "оригинальных" Татр Т3. Последние вагоны трудились в Краснопресненском трамвайном депо. Отправились на модернизацию на Трамвайный ремонтный завод практически сразу после выхода на маршруты новых польских PESA Forkstrot.

Всем большое спасибо за внимание!

  • Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
  • Все фотографии, опубликованные в данной статье, сделаны автором канала. Любое использование материалов допускается только с указанием источника.

Читайте также на канале: