Рад приветствовать всех подписчиков и читателей канала "Колесо транспортного обозрения"!
Все мы прекрасно знаем как сильно поменялась транспортная система Москвы за последнее десятилетие... Запуск МЦК и МЦД, открытие большой кольцевой линии метро, уход в историю маршруток, возведение трëх новых электробусных парков. Рассказывать о том, что последние годы происходило в столичном транспортном комплексе, можно очень долго.
Если говорить конкретно про наземный транспорт столицы, то безусловно знаковым в его истории стал 2014 год. Ровно 10 лет назад произошли события, с которых началось формирование облика современного общественного транспорта Москвы: внедрение брендбука, поставка первых многосекционных низкопольных трамваев, формирование новой системы нумерации маршрутов и т. д.
Перенесёмся во времени в 2014 год и вспомним, какой же транспорт тогда курсировал по столичным дорогам. А также поговорим про те самые ключевые моменты, давшие старт преобразованию всей системе наземного транспорта. Поехали!
Автобус
Автобусный парк "Мосгортранса" 10 лет назад был довольно разнообразен. Но уже в то время основу парка составляли низкопольные ЛиАЗы моделей 5292 и 6213 различных модификаций.
Их старшие собратья, автобусы ЛиАЗ-5256 и 6212, работали в достаточном количестве. Эксплуатация в МГТ "ликинцев" с высоким полом полностью завершилась к концу 2016 года.
Немало в Мосгортрансе имелось низкопольных трëхосных автобусов: МАЗ-107, Волжанин "Сити-Ритм" и ГолАЗ-6228.
Кстати, трëхосники по современной классификации подвижного состава относятся к большому классу (БК), вот только тот же МАЗ-107 или ГолАЗ-6228 вмещает намного больше, чем условный ЛиАЗ-5292. Да, кстати, двухосная техника производства МАЗ и Волжанин у Мосготранса тоже эксплуатировалась.
Сегмент средней вместимости представлял ПАЗ-3237, в простонародье назывался "Лужок". А из микроавтобусов в МГТ бегали машинки "Fiat Ducato". Они служили как правило подмогой большим автобусам на загруженных маршрутах, в расписании им даже присваивался префикс "Ф".
Какие же основные события произошли в жизни московского автобуса за 2014 год?
1. Крупная поставка пригородных ГолАЗов-5251 "Вояж". Их основное предназначение - длинные маршруты в так называемую "новую" Москву. Поэтому ГолАЗы поступили только в 14 и 18 автобусные парки и в Зеленоградский автокомбинат.
2. Вывод из эксплуатации Икарусов-280. До победного конца держался 9 автобусный парк: он оставался последним парком МГТ, где трудились 280ые. Крайний выход Икаруса-280 на линию состоялся в октябре.
При этом Икарусы 435-ой модели и их отечественная копия "Московит-6222" продолжили работать на линии. Ушли с маршрутов примерно в одно время с ЛиАЗами-5256 / 6212.
3. Формирование новой системы нумерации маршрутов. В марте 2014 в районе Митино запустили автобус со странным номером "С3". Поначалу многие гадали, как правильно его называть: "СевероЗапад" или действительно "Эс три". И верным всё же оказался второй вариант.
Маршрутами на букву С обозначают социальные, связывающие множество объектов жизнеобеспечения. Как правило трасса этих линий весьма запутана и не всегда понятна даже местным, а интервал не менее 30 минут. Два года спустя произойдёт глобальная реформа "Магистраль", к маршрутам с обозначением "С" добавятся на букву "е" (экспрессы) и "М" (магистральные).
4. Начало закупок автобусов в бренде Московского транспорта (МТ). Именно в 2014 году на свет появилась новая фирменная ливрея. Каждый вид транспорта столицы получил свой логотип и собственный цвет-идентификатор. К примеру, весь наземный транспорт должен быть синего цвета. Началось внедрение брендбука с автобусов.
Первые автобусы ЛиАЗ-6213 в обновлённом тëмно-синем окрасе поступили в МГТ летом 2014го. Тёмная расцветка выглядела очень уж необычно на фоне привычной всем бело-зелëной. С тех пор весь новый подвижной состав для Москвы напрямую с заводов-изготовителей прибывает в фирменном бренде.
В конце года Мосгортранс закупил 100 автобусов большого класса Mercedes-Benz Conecto, их схема окраски была чуть светлее, чем у ЛиАЗов. А в дальнейшем и вовсе сделали ставку на голубой цвет, поэтому даже тёмные-синие ЛиАЗы-6213 подверглись перекраске.
2014 - последний полный год существования 12 автобусного парка, находившегося на территории МО - в городе Красногорске. Парк перестал обслуживать все маршруты на территории Красногорска с 1 января 2015, а несколько месяцев спустя полностью прекратил существование, став частью 15 парка.
Троллейбус
Пожалуй последний год, когда московская троллейбусная система функционировала без особых передряг. Тем не менее, к концу 2014 в Москве стало на 3 троллейбусных маршрута меньше. Причём два из них - №46 (Велозаводская улица - метро "Коломенская") и №75 (улица Академика Скрябина - метро "Текстильщики") закрыты без прямой замены, а с усилением маршрутов-дублёров.
Подвижной состав московского троллейбуса состоял из множества моделей. На любой вкус и цвет, как говорится :)
А по самым загруженным маршрутам курсировали сочленённые троллейбусы.
2014 год преподнёс московскому троллейбусу два не самых приятных события. Не знаю, согласятся ли читатели, но по моему мнению после них для "рогатых" пошёл обратный отчёт...
- В апреле закрылся 4 троллейбусный парк имени Щепетильникова - один из старейших в Москве и один из трёх, находившихся в ЦАО.
Но официально меньше троллейбусных парков не стало. А всё потому, что в начале года эксплуатационная площадка 2-го троллейбусного парка в Новокосино, вошла в состав нового филиала Мосгортранса - Новокосинский автобусно-троллейбусный парк.
- 4 июля прекратилось движение по линии №25 Проспект Будённого - Лубянская площадь в связи с благоустройством улиц Покровка и Маросейка.
Собственно говоря, маршруту №25 выпала честь быть первой жертвой глобальных реконструкций в центре Москвы. Одновременно с отменой 25го укоротили троллейбус №45. Новая трасса: 4-й Кабельная улица - Лубянская площадь.
Трамвай
Московский трамвай отмечал в 2014 году своё 115-летие. В честь юбилея 12 апреля состоялся трамвайный парад. Уникальные экспонаты проследовали от трамвайного депо имени Апакова до станции метро "Чистые Пруды", где состоялась торжественная выставка вагонов.
2014 год однозначно знаковый для столичного трамвая: случилась долгожданная закупка современных многосекционных польских вагонов PESA.
Они пополнили ряды Краснопресненского трамвайного депо. Всего поставлено 70 единиц.
До закупки PESA основу парка столичного трамвая составляли высопокольные вагоны: Усть-Катавские КТМ-19 и куча модернизированных вариантов Татр Т3.
Трамваев с низким уровнем до 2014 года в Москве практически не было. В 2009 поступила небольшая вагонов ЛМ-2008 (71-153.3) Санкт-Петербургского производства. Четыре года спустя Москва приобрела полунизкопольные вагоны 71-623-02. Причём как и ЛМы, новые Усть-Катавцы поначалу распределили между депо имени Русакова и Октябрьским трамвайным депо.
В 2014 начал проходить испытания построенный в Испании трамвай Alstom Citadis 301 CIS. Судьба этого красавца получилась совсем грустной: он проездил с пассажирами совсем недолго на маршруте 17 Медведково-Останкино, а сейчас до сих пор простаивает на территории депо имени Баумана.
А ещё 10 лет назад закончилась эпоха "оригинальных" Татр Т3. Последние вагоны трудились в Краснопресненском трамвайном депо. Отправились на модернизацию на Трамвайный ремонтный завод практически сразу после выхода на маршруты новых польских PESA Forkstrot.
Всем большое спасибо за внимание!
- Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
- Все фотографии, опубликованные в данной статье, сделаны автором канала. Любое использование материалов допускается только с указанием источника.