Найти в Дзене

Троллейбусы в Йошкар-Оле. Царство классических "ЗиУ" здесь держится прочно!

Вот уже ровно 5 лет закрыто троллейбусное движение в Москве, а тем временем во многих других городах нашей необъятной "рогатые" являются главным видом транспорта. Причем очень сильные троллейбусные системы функционируют не только в крупных мегаполисах, таких как Санкт-Петербург или, скажем, Краснодар... Один из показательных примеров - Йошкар-Ола, столица республики Марий Эл. Троллейбусы тут правят балом! Марийская столица славится тем, что является единственным городом в России, который начинается на букву "Й". Ещё здесь есть легендарный памятник Йошкину коту. Сам по себе город очень уютный, с красивым центром, ну и конечно с активно разъезжающими троллейбусами! В Йошкар-Оле троллейбус самый вместительный вид транспорта, он работает с 1970 года. Сеть состоит из 11 маршрутов и охватывает практически весь город. Также троллейбусы соединяют Йошкар-Олу с посёлком городского типа Медведево, куда курсируют два маршрута. Кроме троллейбуса по городу ходят социальные Пазики в едином синем

Вот уже ровно 5 лет закрыто троллейбусное движение в Москве, а тем временем во многих других городах нашей необъятной "рогатые" являются главным видом транспорта. Причем очень сильные троллейбусные системы функционируют не только в крупных мегаполисах, таких как Санкт-Петербург или, скажем, Краснодар...

Один из показательных примеров - Йошкар-Ола, столица республики Марий Эл. Троллейбусы тут правят балом!

Троллейбусы в Йошкар-Оле - незаменимый фундамент транспортной системы!
Троллейбусы в Йошкар-Оле - незаменимый фундамент транспортной системы!
-2

Марийская столица славится тем, что является единственным городом в России, который начинается на букву "Й". Ещё здесь есть легендарный памятник Йошкину коту.

Сам по себе город очень уютный, с красивым центром, ну и конечно с активно разъезжающими троллейбусами!

Старенькая "Зиушка" на проспекте с могущим названием - Царьградский. На заднем плане Вознесенский собор.
Старенькая "Зиушка" на проспекте с могущим названием - Царьградский. На заднем плане Вознесенский собор.
Улица Эшкинина и обклеенный синей рекламой троллейбус "ЗиУ" на фоне местной архитектуры.
Улица Эшкинина и обклеенный синей рекламой троллейбус "ЗиУ" на фоне местной архитектуры.

В Йошкар-Оле троллейбус самый вместительный вид транспорта, он работает с 1970 года.

-5

Сеть состоит из 11 маршрутов и охватывает практически весь город.

-6

Также троллейбусы соединяют Йошкар-Олу с посёлком городского типа Медведево, куда курсируют два маршрута.

На снимке - посёлок городского типа Медведево и троллейбус маршрута м8.
На снимке - посёлок городского типа Медведево и троллейбус маршрута м8.

Кроме троллейбуса по городу ходят социальные Пазики в едином синем окрасе и куча маршруток. Не в счёт троллейбусам уж точно...

Автобусы Йошкар-Олы - типичные канонические Пазики с низкопольной задней площадкой. Большая вместимость только у троллейбусов...
Автобусы Йошкар-Олы - типичные канонические Пазики с низкопольной задней площадкой. Большая вместимость только у троллейбусов...

Остановимся подробнее на подвижном составе. Идёт 2025 год, а костяк троллейбусного парка составляют старые добрые машины ЗиУ-682 различных версий!

Сейчас насчитывается порядка 70 действующих "ЗиУ" всех модификаций! А общее количество машин на балансе местного муниципального предприятия около сотни.

Троллейбусы ЗиУ в Йошкар-Оле практически везде и всюду!
Троллейбусы ЗиУ в Йошкар-Оле практически везде и всюду!
Салон одного из "старичков" Завода имени Урицкого.
Салон одного из "старичков" Завода имени Урицкого.

Можно сказать, что здесь царит атмосфера СССР, если бы не одно но... Это реклама на бортах троллейбусов! Практически каждый "ЗиУ" облеплен каким-нибудь рекламным баннером "с ног до головы"...

Реклама на бортах - на любой вкус и цвет...
Реклама на бортах - на любой вкус и цвет...
-13
-14

Тем не менее всё же имеется некоторое количество "безрекламных" машин. Конечно они не в заводском окрасе, но согласитесь, выглядят впечатляюще! Настоящее ощущение ретро.

Классическая бело-синяя ливрея тоже хороша!
Классическая бело-синяя ливрея тоже хороша!
Супер ретро-окрас имеет этот "старичок" с бортовым 163, ему в 2025 году ровно 40 лет с момента выпуска!
Супер ретро-окрас имеет этот "старичок" с бортовым 163, ему в 2025 году ровно 40 лет с момента выпуска!

Напрашивается вопрос: а как же новые машины, неужели их совсем нет? Разумеется они есть. В 2021 году Йошкар-Ола получила партию из 10 белорусских БКМ-321.

Три года спустя поступило 5 машин Вологодского производства ВМЗ-5298 "Авангард".

Кто симпатичнее по дизайну БКМ или ВМЗ - решайте сами...
Кто симпатичнее по дизайну БКМ или ВМЗ - решайте сами...

На этих поставках обновление парка пока остановилось. Совсем скоро столица Марий Эл ожидает прибытие новеньких этоэлектробусов троллейбусов КАМАЗ-6282. Один из них уже побывал на испытаниях.

Троллейбус КАМАЗ-6282 на испытаниях в Йошкар-Оле. Следует на автономном ходу. Источник фото - transphoto.org/photo/2133151/
Троллейбус КАМАЗ-6282 на испытаниях в Йошкар-Оле. Следует на автономном ходу. Источник фото - transphoto.org/photo/2133151/

Любопытно, что Йошкар-Ола кое-чего унаследовала от троллейбусной системы столицы.

Во-первых, некоторые троллейбусы ЗиУ-682 были получены от Москвы ещё в нулевых годах. Это вполне оправдано, почему бы не дать пожить бодрым ходовым машинам?

Данный ЗиУ-682 передан из Москвы в 2006 году. На момент передачи работал в 6-м троллейбусном парке.
Данный ЗиУ-682 передан из Москвы в 2006 году. На момент передачи работал в 6-м троллейбусном парке.

Во-вторых, когда Московский троллейбус плавно двигался к своему закрытию, Йошкар-Ола подхватила десяток модернизированных Москвой ЗиУ-682Г (обозначение ГМ).

2018 год ознаменовался передачей из Москвы в Йошкар-Олу 19 машин столичной модификации ЗиУ-682ГМ.
2018 год ознаменовался передачей из Москвы в Йошкар-Олу 19 машин столичной модификации ЗиУ-682ГМ.

Самый любопытный и, наверное, необычный фактор, связывающий транспортную систему Йошкар-Олы и Москвы: это нумерация маршрутов!

По иронии судьбы в Марийской столице применили именно московскую схему, создав "магистральные" маршруты. "Эмки" курсируют с минимальными интервалами, режим работы с раннего утра до позднего вечера.

На фото маршрут м5: Мясокомбинат - улица Транспортная.
На фото маршрут м5: Мясокомбинат - улица Транспортная.
На фото маршрут м8: Микрорайон Звёздный - Медведево.
На фото маршрут м8: Микрорайон Звёздный - Медведево.

Магистральными сделали пять троллейбусных линий. Обозначили заветной буквой "м" маршруты 2, 5, 8, 11, а вариант маршрута 11 против часовой стрелки выделили в отдельный маршрут "м12".

На фото маршрут м12: Железнодорожный вокзал - микрорайон Сомбахтей.
На фото маршрут м12: Железнодорожный вокзал - микрорайон Сомбахтей.

При этом до сих пор попадаются старые трафареты без буквы.

Интересный момент: несмотря на популярность троллейбуса и его сильные позиции, в Йошкар-Оле не спешит развивать дальше маршрутную сеть.

Сюда не добрался современный тренд открывать маршруты с автономным ходом, без привязки к контактной сети. Для сравнения - соседний город Чебоксары начал внедрять данную практику ещё несколько лет назад.

Столица Чувашии, город Чебоксары, настоящий троллейбусный рай, где активно применяется в действии автономный ход на машинах УТТЗ "Горожанин".
Столица Чувашии, город Чебоксары, настоящий троллейбусный рай, где активно применяется в действии автономный ход на машинах УТТЗ "Горожанин".

Очевидно сегодня первоначальной задачей стоит обновление подвижного состава, а затем уже дальнейшее развитие сети. На стареньких ЗиУшках, какими ухоженными они бы не были, далеко не уехать...

-28

Поэтому если кто-то вдруг желает окунуться в атмосферу ретро - спешите посетить Йошкар-Олу. Кто знает сколько продержится заповедник старых классических ЗиУ-9...

-29

Всем большое спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Читайте также на канале: