Вот уже ровно 5 лет закрыто троллейбусное движение в Москве, а тем временем во многих других городах нашей необъятной "рогатые" являются главным видом транспорта. Причем очень сильные троллейбусные системы функционируют не только в крупных мегаполисах, таких как Санкт-Петербург или, скажем, Краснодар...
Один из показательных примеров - Йошкар-Ола, столица республики Марий Эл. Троллейбусы тут правят балом!
Марийская столица славится тем, что является единственным городом в России, который начинается на букву "Й". Ещё здесь есть легендарный памятник Йошкину коту.
Сам по себе город очень уютный, с красивым центром, ну и конечно с активно разъезжающими троллейбусами!
В Йошкар-Оле троллейбус самый вместительный вид транспорта, он работает с 1970 года.
Сеть состоит из 11 маршрутов и охватывает практически весь город.
Также троллейбусы соединяют Йошкар-Олу с посёлком городского типа Медведево, куда курсируют два маршрута.
Кроме троллейбуса по городу ходят социальные Пазики в едином синем окрасе и куча маршруток. Не в счёт троллейбусам уж точно...
Остановимся подробнее на подвижном составе. Идёт 2025 год, а костяк троллейбусного парка составляют старые добрые машины ЗиУ-682 различных версий!
Сейчас насчитывается порядка 70 действующих "ЗиУ" всех модификаций! А общее количество машин на балансе местного муниципального предприятия около сотни.
Можно сказать, что здесь царит атмосфера СССР, если бы не одно но... Это реклама на бортах троллейбусов! Практически каждый "ЗиУ" облеплен каким-нибудь рекламным баннером "с ног до головы"...
Тем не менее всё же имеется некоторое количество "безрекламных" машин. Конечно они не в заводском окрасе, но согласитесь, выглядят впечатляюще! Настоящее ощущение ретро.
Напрашивается вопрос: а как же новые машины, неужели их совсем нет? Разумеется они есть. В 2021 году Йошкар-Ола получила партию из 10 белорусских БКМ-321.
Три года спустя поступило 5 машин Вологодского производства ВМЗ-5298 "Авангард".
На этих поставках обновление парка пока остановилось. Совсем скоро столица Марий Эл ожидает прибытие новеньких этоэлектробусов троллейбусов КАМАЗ-6282. Один из них уже побывал на испытаниях.
Любопытно, что Йошкар-Ола кое-чего унаследовала от троллейбусной системы столицы.
Во-первых, некоторые троллейбусы ЗиУ-682 были получены от Москвы ещё в нулевых годах. Это вполне оправдано, почему бы не дать пожить бодрым ходовым машинам?
Во-вторых, когда Московский троллейбус плавно двигался к своему закрытию, Йошкар-Ола подхватила десяток модернизированных Москвой ЗиУ-682Г (обозначение ГМ).
Самый любопытный и, наверное, необычный фактор, связывающий транспортную систему Йошкар-Олы и Москвы: это нумерация маршрутов!
По иронии судьбы в Марийской столице применили именно московскую схему, создав "магистральные" маршруты. "Эмки" курсируют с минимальными интервалами, режим работы с раннего утра до позднего вечера.
Магистральными сделали пять троллейбусных линий. Обозначили заветной буквой "м" маршруты 2, 5, 8, 11, а вариант маршрута 11 против часовой стрелки выделили в отдельный маршрут "м12".
При этом до сих пор попадаются старые трафареты без буквы.
Интересный момент: несмотря на популярность троллейбуса и его сильные позиции, в Йошкар-Оле не спешит развивать дальше маршрутную сеть.
Сюда не добрался современный тренд открывать маршруты с автономным ходом, без привязки к контактной сети. Для сравнения - соседний город Чебоксары начал внедрять данную практику ещё несколько лет назад.
Очевидно сегодня первоначальной задачей стоит обновление подвижного состава, а затем уже дальнейшее развитие сети. На стареньких ЗиУшках, какими ухоженными они бы не были, далеко не уехать...
Поэтому если кто-то вдруг желает окунуться в атмосферу ретро - спешите посетить Йошкар-Олу. Кто знает сколько продержится заповедник старых классических ЗиУ-9...
Всем большое спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
- Информация о подвижном составе использована с сайта СТТС - Городской электротранспорт
Читайте также на канале: