Найти тему

Наземный электротранспорт Минска: куча троллейбусов, трамваи и электробусы

Оглавление

Всем привет! Не так давно я выпустил небольшой обзор железнодорожного вокзала Минска, кому интересно - вот ссылочка. Сегодня вновь отправимся в столицу Беларуси. На этот раз речь пойдёт о наземном электротранспорте.

Экологически чистый транспорт в Минске развивается очень стремительно:

  • На маршрутах города всё больше электробусов, которые, к слову, частично заменяют автобусы.
  • Движется вперёд троллейбус: закупается новый подвижной состав с увеличенным автономным ходом, а также открываются новые маршруты.
  • Трамвайная система куда скромнее по масштабу, нежели троллейбусная, но тем не менее функционирует на стабильно высоком уровне.

Ну а теперь поговорим про каждый вид наземного электротранспорта Минска поподробнее.

Троллейбус

Троллейбусная система Минска - крупнейшая в Белоруссии, и одна из крупнейших на всём постсоветском пространстве. Движение троллейбусов в Минске началось 19 сентября 1952 года.

Троллейбусы на диспетчерской станции "Лошица-2".
Троллейбусы на диспетчерской станции "Лошица-2".

Сейчас работает 62 троллейбусных маршрута. На балансе предприятия "Минсктранс" числится 714 линейных троллейбусов.

Список троллейбусных маршрутов Минска. Снимок сделан в музее предприятия "Минсктранс".
Список троллейбусных маршрутов Минска. Снимок сделан в музее предприятия "Минсктранс".

Приехав в Минск, мне, как жителю Москвы, было непривычно лицезреть такое большое количество "рогатых"!

Троллейбусы АКСМ-321 на Партизанском проспекте в Минске.
Троллейбусы АКСМ-321 на Партизанском проспекте в Минске.

Троллейбусы АКСМ-321 и МАЗ-203Т70 на улице Маяковского в Минске.
Троллейбусы АКСМ-321 и МАЗ-203Т70 на улице Маяковского в Минске.
Троллейбусы АКСМ-43300D и АКСМ-321 на улице Свердлова в Минске.
Троллейбусы АКСМ-43300D и АКСМ-321 на улице Свердлова в Минске.
  • Троллейбусные маршруты обслуживают 4 троллейбусных парка, 2 из которых являются транспортными парками (в одном помимо троллейбусов базируются автобусы, а в другом - электробусы).
  • Основной тип подвижного состава - троллейбусы АКСМ-321.
Троллейбусы на остановке "Фабрика Коммунарка".
Троллейбусы на остановке "Фабрика Коммунарка".
Троллейбусный "паровоз" на улице Свердлова в Минске.
Троллейбусный "паровоз" на улице Свердлова в Минске.

Также в Минске работает чуть больше сотни троллейбусов "гармошек" АКСМ-333. Они курсируют по самым загруженных линиям.

Отдельно хочется сказать про троллейбусы с увеличенным автономным ходом, сокращённо именуемые как ТУАХ.

Троллейбусы с динамической подзарядкой эксплуатируются с 2020 года. На данный момент действует 220 таких машин, из них:

  • 145 троллейбусов МАЗ-203Т70
Троллейбус МАЗ-203Т70 на маршруте №27. Место съёмки - диспетчерская станция "Дружная".
Троллейбус МАЗ-203Т70 на маршруте №27. Место съёмки - диспетчерская станция "Дружная".
  • 50 троллейбусов АКСМ-43300D
Троллейбус АКСМ-43300D, маршрут №22. Минск, площадь Независимости.
Троллейбус АКСМ-43300D, маршрут №22. Минск, площадь Независимости.
  • 25 троллейбусов АКСМ-32100D
Троллейбус АКСМ-32100D, маршрут №22. Минск, площадь Независимости.
Троллейбус АКСМ-32100D, маршрут №22. Минск, площадь Независимости.

Самый новый троллейбусный маршрут №50 запущен 8 февраля 2023 года. Он соединяет станцию метро "Автозаводская" и диспетчерскую станцию "Лошица-2".

Электробус

Новый вид транспорта появился на дорогах Минска 6 лет назад - в 2017 году, то есть на год раньше, чем в Москве.

  • Изначально электробусы работали по троллейбусным маршрутам №43 и №59, но впоследствии на экологический транспорт стали переводить автобусные маршруты.
Электробус АКСМ-E433 Vitovt Max Electro, маршрут №1. Минск, улица Кирова.
Электробус АКСМ-E433 Vitovt Max Electro, маршрут №1. Минск, улица Кирова.
  • Весь подвижной состав минского электробуса состоит только из техники белорусского производства (как, впрочем, и весь транспорт Минска) "Белкоммунмаш" и МАЗ.

История электробусов началась с машин особо большой вместимости АКСМ-E433 Vitovt Max Electro.

Электробус АКСМ-E433 Vitovt Max Electro, маршрут №1. Минск, проспект Победителей.
Электробус АКСМ-E433 Vitovt Max Electro, маршрут №1. Минск, проспект Победителей.

Ещё закупались электробусы Белкоммунмаша, моделей Е321 "Сябар" и Е321 "Ольгерд".

Не остался в стороне и Минский автомобильный завод, который поставил 4 электробуса модели МАЗ-303Е10. Все машины эксплуатируются в филиале "Транспортный парк №1".

Электробус МАЗ-303Е10, маршрут №91. Минск, проспект Победителей.
Электробус МАЗ-303Е10, маршрут №91. Минск, проспект Победителей.

Трамвай

Трамвайная система, открытая в далёком 1929 году, занимает малую долю в объёме пассажирских перевозок Минска.

  • Действует 8 маршрутов трамвая, общая протяжённость сети чуть больше 31 километра.
Схема маршрутов минского трамвая. Картинка из открытых источников.
Схема маршрутов минского трамвая. Картинка из открытых источников.
  • Всего в Минске 132 линейных вагона, из них 122 - модели АКСМ-60102 (поставлялись с 2003 по 2011 годы).
Вагоны АКСМ-60102 на площади Якуба Коласа в Минске.
Вагоны АКСМ-60102 на площади Якуба Коласа в Минске.
Вагон АКСМ-60102 на улице Долгобродская, возле станции метро "Партизанская".
Вагон АКСМ-60102 на улице Долгобродская, возле станции метро "Партизанская".

Трамваи на диспетчерской станции "Зелёный Луг".
Трамваи на диспетчерской станции "Зелёный Луг".

Возникает вопрос: неужели в Минске нет современных многосекционных вагонов? Конечно такие вагоны есть. Просто их очень мало.

В трамвайном парке Минска имеется 5 трёхсекцонных вагонов АКСМ-84300М. Выходят эти красавцы как правило по рабочим дням.

Вагон АКСМ-84300М, маршрут №11. Минск, диспетчерская станция "Зелёный Луг".
Вагон АКСМ-84300М, маршрут №11. Минск, диспетчерская станция "Зелёный Луг".

Трудятся они в основном на пиковом маршруте №11 (диспетчерская станция "Зелёный Луг" - проспект Независимости).

Вагон АКСМ-84300М, маршрут №11. Минск, диспетчерская станция "Зелёный Луг".
Вагон АКСМ-84300М, маршрут №11. Минск, диспетчерская станция "Зелёный Луг".

Главная проблема минского трамвая - это, пожалуй, отсутствие конкретных планов по развитию сети. Властями неоднократно выдвигались планы по строительству линий скоростного рельсового транспорта, в жизнь пока ничего не воплотилось.

Отмечу довольно возрастной трамвайный парк, состоящий из вагонов АКСМ-60102. Трамвай сегодня заметно отстаёт от других видов электротранспорта Минска. Тем не менее, трамвайная система столицы Беларуси - одна из двух самых востребованных в стране (наряду с Витебском).

Вагоны АКСМ-60102 на площади Якуба Коласа в Минске.
Вагоны АКСМ-60102 на площади Якуба Коласа в Минске.

Всем большое спасибо за внимание!

  • Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
  • Все фотографии, опубликованные в данной статье, сделаны автором канала. Любое использование материалов допускается только с указанием источника.
  • Информация о количестве подвижного состава взята с сайта СТТС - Городской электротранспорт.

Читайте также на канале: