Найти в Дзене
Альтернативная история

Крейсер-яхта для великого князя

Оглавление

С первого взгляда на этот корабль можно было безошибочно определить его французские корни – характерный выступающий вперед закругленный таран и прямоугольные иллюминаторы по бортам корпуса. Крейсер 1-го ранга «Светлана», создававшийся скорее как представительская яхта для высокопоставленных особ, а не как боевая единица, тем не менее, разделил судьбу многих кораблей Российского Императорского флота и был потоплен в неравном сражении у острова Дажалет в 1905 году.

Альтернативное кораблестроение | Альтернативная история | Дзен

История крейсера 1-го ранга «Светлана» начинается с решения о строительстве минного заградителя для Балтийского флота, подобного кораблям «Буг» и «Дунай», служившим на Черном море. В марте 1893 года Главное управление кораблестроения и снабжений (ГУКиС) запросило у Морского технического комитета (МТК) проект корабля водоизмещением 800 тонн, способного перевозить до 300 мин. Вскоре МТК получил дополнительное требование от главного начальника флота и морского ведомства, генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, о создании на борту заградителя личных апартаментов для него. Это, а также пожелание увеличить скорость корабля до 18 узлов, привело к тому, что в сентябре 1893 года ведущий судостроитель Э. Е. Гуляев представил МТК два проекта с увеличенным водоизмещением до 1560 и 2800 тонн. К тому времени Великий князь выразил новое желание – получить яхту, способную сопровождать императорскую яхту «Полярная звезда» в морских походах. Боевые характеристики корабля отошли на второй план. В результате водоизмещение будущей «яхты» возросло до 4000 тонн, и корабль был классифицирован как крейсер 1-го ранга.

В марте 1895 года победителем конкурса был признан проект французской фирмы «Форж и Шантье» из Гавра. За основу при разработке «Светланы» был взят французский бронепалубный крейсер 2-го класса Catinat, заложенный на верфях этой же фирмы в феврале 1894 года. Контракт оценивался в 685 000 франков, а сдача судна планировалась к октябрю 1897 года.

Французский крейсер 2-го класса Protet в определённой степени стал прототипом при проектировании «Светланы». Источник фото – kreiser.unoforum.ru
Французский крейсер 2-го класса Protet в определённой степени стал прототипом при проектировании «Светланы». Источник фото – kreiser.unoforum.ru

Устройство корабля

Внешний облик крейсера явно демонстрировал особенности французской кораблестроительной школы – закругленный, сильно выступающий вперед таран, ярко выраженная седловатость корпуса в носовой части и прямоугольные окна вместо традиционных иллюминаторов круглой формы.

Корпус корабля был стальным, клёпанным, трехпалубным. В средней части, под машинными и котельными отделениями, находилось двойное дно, разделенное на шестнадцать отсеков. Форштевень и ахтерштевень были изготовлены из бронзы. Подводная часть стальной обшивки была полностью покрыта слоем тиковых досок, поверх которых укладывался слой войлока. На доски настилались листы красной меди толщиной 0,8 мм (для защиты корпуса от обрастания в теплых морях), а в носовой части, под клюзами, – 2 мм. Шесть водонепроницаемых переборок ниже броневой палубы разделяли корпус на семь отсеков.

Бронирование

Единственной защитой от вражеских снарядов являлась броневая палуба покатой формы, типичная для кораблестроения того времени. Для её изготовления использовалась особо мягкая броневая сталь; толщина горизонтальной части составляла 25 мм, верхней части скоса – 50 мм, а нижней – 25 мм. Вентиляционные шахты и шахты подачи боеприпасов были защищены 25-мм броней по всей высоте межпалубного пространства. Боевая рубка имела стенки толщиной 100 мм и крышу толщиной 25 мм.

Вооружение

Вооружение крейсера по проекту включало шесть 152-мм орудий Канэ и десять скорострельных 47-мм пушек Гочкиса. Носовое и кормовое орудия главного калибра располагались на верхней палубе по центральной линии корабля. Бортовые орудия устанавливались на спонсонах на батарейной палубе. Следует отметить, что бортовые орудия находились слишком близко к воде, что затрудняло стрельбу в условиях волнения моря. Все 152-мм орудия были защищены щитами спереди и с боков для защиты расчетов от осколков, брызг и ветра. Боезапас орудий главного калибра составлял 810 снарядов (по 135 на ствол). Снаряды подавались к орудиям носовой группы двумя элеваторами, один из которых доставлял снаряды на батарейную палубу, а другой – на верхнюю. К кормовым орудиям снаряды также подавались двумя элеваторами, при этом элеватор ютового орудия также поднимал патроны к 47-мм пушкам. Масса снаряда главного калибра составляла 41,5 кг, а дальность стрельбы при угле возвышения 11,1° – 60 кабельтовых. Практическая скорострельность доходила до 4 выстрелов в минуту.

Четыре из десяти 47-мм пушек располагались на батарейной палубе, по две с каждого борта. Стрельба велась через небольшие порты в борту. Остальные пушки находились на верхней палубе: четыре – на крышах спонсонов орудий главного калибра, и еще две – на верхней палубе. Проектный боезапас составлял 6000 патронов, но фактически в погребах хранилось 8300 патронов (по 830 на орудие). Масса снаряда составляла 1,5 кг, скорострельность – 15 выстрелов в минуту, а максимальная дальность стрельбы – 25 кабельтовых. Интересным фактом является предусмотренная проектом возможность установки дополнительных восьми орудий, для чего верхняя палуба была усилена в соответствующих местах.

Первоначально минное вооружение состояло из четырех надводных минных аппаратов, стрелявших 381-мм торпедами длиной 5,52 м и массой 455 кг. Два из них должны были размещаться в носу и корме, а остальные – на батарейной палубе. Однако во время постройки корабля от носового и кормового аппаратов решили отказаться.

Энергетическая установка

Двухвальная силовая установка включала в себя две вертикальные четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения общей мощностью 8500 л. с. Пар для них вырабатывался восемнадцатью водотрубными котлами системы Бельвиля, расположенными в трех котельных отделениях. Рабочее давление пара составляло 17 атмосфер, а максимальная скорость хода при нормальном запасе топлива – 20 узлов. Штатный запас угля составлял 400 тонн, а полный – 520 тонн. По проекту дальность плавания при скорости 10 узлов составляла 4879 миль, а при 20 узлах – 1038 миль.

Электроэнергию вырабатывали пять паровых динамо-машин завода «Сотер-Харле», выдававшие ток силой 320 А и напряжением 100 В. Основными потребителями электроэнергии были элеваторы подачи боеприпасов, прожекторы и лампы освещения. Первоначально часть динамо-машин располагалась в носовой части, а часть – в кормовой. Однако шум, издаваемый ими, вызвал недовольство Алексея Александровича, и по его приказу кормовые динамо-машины были перенесены к носовым. В результате затопление всего одного отсека могло привести к полной потере электроэнергии, что впоследствии сыграло свою роль в гибели крейсера.

Обитаемость и экипаж

Жилые помещения корабля были рассчитаны на 287 членов экипажа (11 офицеров, 6 унтер-офицеров и 270 нижних чинов), а также на генерал-адмирала и его свиту из 13 человек. Традиционно жилые помещения для матросов располагались в носовой части корабля, а офицерские каюты – в кормовой. Поскольку крейсер предназначался в первую очередь для Великого князя Алексея Александровича, на его борту находились роскошные апартаменты, занимавшие большую часть кормовых помещений. Отделка апартаментов была выполнена из ценных пород дерева с использованием мрамора, позолоты и персидских ковров.

Постройка, испытания и довоенная служба

Первый лист железа для киля будущего крейсера был уложен на стапель в июне 1895 года. В октябре того же года указом Николая II крейсеру было присвоено имя «Светлана», а на следующий день он был зачислен в состав Балтийского флота. Первым командиром корабля был назначен капитан 1-го ранга А. М. Абаза. Строительство крейсера проходило в соответствии с графиком, и в сентябре 1896 года корпус был спущен на воду. Через девять месяцев состоялись первые испытания машин на швартовах, а в октябре 1897 года «Светлана» впервые вышла в море на заводские испытания машин и котлов. Сдаточные испытания не удалось провести в срок из-за неполной готовности корабля, и фактически достройка завершилась только в конце февраля 1898 года. В марте, после завершения сдаточных испытаний, крейсер был официально принят российской комиссией в состав флота. В тот же день корабль покинул Гавр и направился в Средиземное море.

Крейсер «Светлана» на заводских испытаниях. Один из немногих снимков, на которых корабль окрашен в белый цвет. Источник – delcampe.net
Крейсер «Светлана» на заводских испытаниях. Один из немногих снимков, на которых корабль окрашен в белый цвет. Источник – delcampe.net

Первым иностранным портом, который посетила «Светлана», стал Тулон. По пути следования проводились испытания мореходных качеств корабля, экономичности его машин, а также адаптация команды. Мореходные качества крейсера были признаны «превосходными» – он легко всходил на волну и хорошо слушался руля. Из Тулона «Светлана» отправилась в Лиссабон на празднование 400-летия открытия морского пути в Индию. Затем корабль проследовал в Гавр, оттуда в Киль, и, наконец, в Либаву и Кронштадт. Первое плавание крейсера завершилось в июне 1898 года. В дальнейшем под флагом генерал-адмирала «Светлана» совершила обход акватории Балтийского моря и участвовала в сопровождении императорских яхт «Полярная звезда» и «Царевна» из Копенгагена в Кронштадт.

«Светлана» в Тулоне. Источник – kreiser.unoforum.ru
«Светлана» в Тулоне. Источник – kreiser.unoforum.ru

В 1899 году крейсер совершил один из наиболее значительных походов в своей истории. В этот год в Екатерининской гавани Кольского полуострова состоялось открытие порта Александровск. На борту «Светланы» на торжества прибыл Великий князь Владимир Александрович со своей свитой. На обратном пути крейсер посетил остров Медвежий. К тому времени стало известно о планах Германии разместить на острове постоянные посты и объявить о распространении на него германского суверенитета. Моряки со «Светланы» обнаружили на острове две немецкие коммерческие экспедиции, занимавшиеся поиском полезных ископаемых и рыбным промыслом. На месте бывшего поморского поселения команда крейсера установила русский флаг и железный крест, у основания которого была закреплена доска с надписью на трех языках: «Принадлежит России».

«Светлана» в Тромсё. Источник – tsushima.su
«Светлана» в Тромсё. Источник – tsushima.su

В последующие годы «Светлана» продолжала нести службу в качестве яхты для высоких государственных лиц, совершая переходы в иностранные порты для участия в различных торжествах. В этот период с крейсера были сняты шесть 47-мм орудий и оба оставшихся торпедных аппарата.

Цусимский поход

2 марта 1904 года генерал-адмирал принял решение о включении «Светланы» в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. В мае на крейсер установили четыре 47-мм орудия из числа снятых ранее и дополнительно – ещё четыре 75-мм орудия Канэ на крыши спонсонов 152-мм орудий. Кроме того, на корабль вернули оба торпедных аппарата. Теперь артиллерийское вооружение крейсера состояло из шести 152-мм орудий, четырёх 75-мм и восьми 47-мм пушек. На 152-мм и 75-мм орудия были смонтированы оптические прицелы, на корабле установили дальномер Барра и Струда, а также беспроволочный телеграф системы «Телефункен».

«Светлана» во время высочайшего смотра в Ревеле, 26 сентября 1904 года. Хорошо видно 75-мм орудие, установленное на крыше спонсона левого кормового 152-мм орудия. Источник – tsushima.su
«Светлана» во время высочайшего смотра в Ревеле, 26 сентября 1904 года. Хорошо видно 75-мм орудие, установленное на крыше спонсона левого кормового 152-мм орудия. Источник – tsushima.su

2 октября 1904 года «Светлана» покинула Либаву в составе отряда крейсеров под флагом контр-адмирала О. А. Энквиста. В Танжере эскадра разделилась, и основная её часть под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского проследовала далее в обход Африки. Отряд кораблей с меньшей осадкой, в состав которого вошла «Светлана», ушёл в Средиземное море и через Суэцкий канал отправился к острову Мадагаскар, где состоялась встреча обоих отрядов. «Светлана» с честью выдержала тяжелейший переход на Дальний Восток, не раз получая от командующего эскадрой похвалы за образцовый порядок, поддерживать который в условиях тропической жары и беспрерывных угольных погрузок было весьма непросто.

Цусимское сражение

13 мая 1905 года, накануне сражения, на кораблях эскадры была проведена подготовка к бою. Из мешков с углём и стального троса моряки изготовили импровизированную защиту от осколков, а из деревянного бруса – упоры для подкрепления люков и дверей. С этого момента комендоры постоянно находились у своих орудий, а экипажи были переведены на двухвахтенный режим несения службы.

На момент начала боя водоизмещение «Светланы» из-за перегрузки углём составляло 4700 т, а скорость не превышала 18 узлов. Экипаж крейсера состоял из 457 человек – 20 офицеров, 11 кондукторов и 426 нижних чинов. Незадолго до Цусимского сражения во 2-й Тихоокеанской эскадре были произведены структурные изменения, согласно которым из кораблей, имевших небольшое боевое значение, образовали Разведывательный отряд. В состав Разведывательного отряда, помимо «Светланы» (флагмана), входил крейсер 2-го ранга «Алмаз» и вспомогательный крейсер «Урал». Согласно приказу Рожественского, задача Разведывательного отряда в бою состояла в защите вспомогательных судов эскадры. Оставшиеся крейсеры («Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах») были сведены в Крейсерский отряд под командованием контр-адмирала О. А. Энквиста. В бою его задача заключалась в помощи главным силам эскадры.

14 мая в 13 ч 49 мин Цусимское сражение началось с артиллерийской дуэли главных сил. К этому времени «Светлана» и следовавшие за ней «Алмаз» и «Урал» находились на удалении нескольких миль от русских броненосцев, по правую сторону от них, в арьергарде 2-й Тихоокеанской эскадры, охраняя шедшие перед ними вспомогательные суда. Вскоре после начала боя главных сил началось и сражение крейсерских отрядов. В 14 ч 23 мин в бой с русскими крейсерами вступил японский бронепалубный крейсер «Идзуми» из состава 6-го боевого отряда, зашедший к ним в тыл. В 14 ч 32 мин по крейсерам открыли огонь и зашедшие с тыла корабли 3-го и 4-го японских боевых отрядов, а в 16 ч к ним присоединились корабли 5-го и 6-го боевых отрядов. В целом бой крейсерских сил протекал бессистемно, часто распадаясь на отдельные стычки, в которых русские крейсеры группами и поодиночке сражались против превосходящих сил противника. В этом изнурительном бою, длившемся около пяти часов, трём русским бронепалубным, двум устаревшим и двум безбронным крейсерам противостояли в общей сложности (в различное время) один устаревший броненосец, три броненосных и тринадцать бронепалубных крейсеров противника. Пользуясь подавляющим превосходством в силах, японцы смогли нанести серьёзные повреждения русским крейсерам, полностью рассеять Отряд вспомогательных судов, захватить госпитальные суда, а также потопить плавучую мастерскую «Камчатка», буксир «Русь» и крейсер «Урал». Однако, учитывая вопиющее неравенство в силах, русским крейсерам всё-таки удалось сделать невозможное – потеряв лишь один вспомогательный крейсер, защитить большинство транспортов.

В 15 ч 10 мин «Светлана» получает повреждение, в итоге оказавшееся роковым – подводную пробоину в носовой оконечности в отделении динамо-машин. Через пробоину вода быстро затопила это отделение и через открытые люки залила расположенные ниже погреба 152-мм и 47-мм боезапасов. Затопление было столь стремительным, что двое моряков не успели покинуть свои боевые посты. Корабль принял примерно 350–400 т воды, получил крен на левый борт и дифферент на нос. В результате крена и дифферента стало невозможным вести огонь из носового 152-мм орудия левого борта, а из-за обесточивания бортовой электросети морякам пришлось перейти на ручную подачу боеприпасов к кормовым орудиям, что резко снизило их скорострельность. Два продолжавших вести огонь носовых 152-мм орудия стреляли ещё реже, так как из-за затопления их погребов боезапас подавался из кормовых погребов сначала наверх, а затем вручную переносился в носовую часть корабля.

Всего за время боя в «Светлану» попало восемь снарядов, однако самым тяжёлым повреждением оказалась подводная пробоина. Остальные семь попаданий пришлись на надводную часть корабля. Осколками были повреждены почти все шлюпки и катера, разрушены камбузы и средняя надстройка. Взрывы повредили и великокняжеские апартаменты, однако начавшийся там пожар удалось быстро потушить. Кроме двух утонувших моряков, погибших на корабле не оказалось – один офицер получил лёгкое ранение, а один матрос был тяжело ранен. К концу дневного боя в кормовых погребах оставалось всего 120 выстрелов.

С наступлением темноты «Светлана» и «Алмаз», потеряв из виду броненосцы, встали в кильватер за крейсером «Аврора» и некоторое время следовали за ним. Однако из-за частых перемен курса и скорости держаться в строю, друг за другом кораблям было трудно. Во время одной из перемен курса «Алмаз» не повернул за «Светланой», а, сохранив прежний курс, скрылся в темноте. В отличие от остальных кораблей Крейсерского отряда, ему удалось уйти от японцев и, в итоге, достигнуть Владивостока. Около 20 ч от отряда отстал крейсер «Владимир Мономах», а после 21 часа – крейсер «Дмитрий Донской». Около 22 ч оставшиеся корабли повернули на юг и на большой скорости направились в Манилу. Командир «Светланы» С. П. Шеин, не забыв о приказе Рожественского следовать во Владивосток, в 22 ч 40 мин направил свой корабль по курсу NO 23°, ведшему туда кратчайшей дорогой.

Последний бой

К рассвету 15 мая 2-я Тихоокеанская эскадра перестала существовать, а дальнейший ход сражения свёлся к поиску японцами отдельных русских кораблей и групп. С этой целью поперёк Цусимского пролива было создано несколько завес из отрядов боевых кораблей. Японцы верно рассчитали, что уцелевшие русские корабли продолжат свой путь во Владивосток кратчайшим путём, неизбежно проходя мимо острова Дажалет.

Всю ночь «Светлана» двигалась со скоростью 14–15 узлов – русские моряки не давали машинам максимальных оборотов, чтобы пламенем и искрами из труб не выдать местоположение корабля. Утром в пределах видимости обнаружился русский миноносец «Быстрый» (командир – О. О. Рихтер), с которым «Светлана» дальше пошла совместно. В 5 ч утра слева по курсу появился остров Дажалет, а вскоре и четыре японских крейсера, от которых удалось уклониться, изменив курс. Ещё через час «Светлане» удалось избежать встречи с семью кораблями противника, но в 7 ч утра русские корабли были обнаружены 4-м боевым отрядом японцев. От японского отряда отделились бронепалубные крейсера «Отова», «Нийтака» и миноносец «Муракумо», которые направились к русским кораблям.

Бронепалубный крейсер «Отова». Источник – wikiwand.com
Бронепалубный крейсер «Отова». Источник – wikiwand.com

Уйти от японцев повреждённая «Светлана» не могла. На офицерском совещании было единогласно решено сражаться до последнего снаряда, а затем затопить корабль. Крейсер направился в сторону корейского берега, чтобы выброситься на него или быть затопленным на мелководье. В 9 ч 10 мин шедший головным «Отова» приблизился на дистанцию 50 кб, и со «Светланы» по нему был открыт огонь из ютового и кормового орудий левого борта. Из-за малого количества оставшегося боезапаса комендорам дали приказ не спешить со стрельбой и наводить орудия тщательнее. В 9 ч 25 мин с «Отовы» был открыт ответный огонь. Первого попадания японцы добились лишь через 20 минут, попав в кормовой мостик «Светланы» (при этом был смертельно ранен начальник кормовой группы орудий лейтенант А. Е. Арцыбашев). Чтобы затруднить противнику пристрелку, «Светлана» начала маневрировать, меняя свой курс, что на японских кораблях было принято за повреждение её рулевого управления.

Комендорам «Светланы» удалось добиться двух попаданий в «Отову», на котором было убито 5 и ранено 23 человека. Однако противник продолжил сближение, а в 10 ч 25 мин к бою присоединился японский крейсер «Нийтака». Обстрел русского корабля усилился. Ещё один вражеский снаряд попал в левый борт в каюту командира, другой – в район ватерлинии с левого борта. Эту пробоину стало заливать волнами, и аварийная партия под руководством трюмного механика штабс-капитана А. О. Деркаченко начала борьбу за живучесть, заваливая её матрасами и мешками с углём.

-8

Фрагмент картины «Крейсер «Светлана» в Цусимском бою». Автор – А. А. Тронь. Источник – tsushima.su

В 10 ч 40 мин на «Светлане» кончился боезапас 152-мм снарядов. Вскоре японский снаряд перебил оба главных паропровода, и, окутанный дымом и паром, крейсер остановился. Миноносец «Быстрый», державшийся во время боя на безопасной дистанции, на полном ходу устремился к корейскому берегу. В погоню за ним последовали «Муракумо» и «Нийтака», однако русскому кораблю удалось достичь кромки берега. Экипаж миноносца взорвал его и высадился на берег, где позднее был взят в плен японцами.

На «Светлане» же по приказу командира были открыты кингстоны, а также переборочные двери и люки на палубе. Последний приказ, отданный С. П. Шеиным в своей жизни, звучал так: «Спасаться по возможности». Все шлюпки и катера на крейсере к тому времени были уже разбиты, поэтому моряки спасались, используя спасательные круги, коечные сетки и другие подручные средства. В это время крейсер «Отова», подойдя к неподвижному и не оказывавшему сопротивления русскому кораблю, начал стрельбу по нему. Под обстрелом погиб лейтенант Д. П. Толстой, а лейтенанту В. В. Дьяконову осколком снаряда оторвало руку. Один из снарядов попал в среднее машинное отделение, и все находившиеся в нём люди погибли. Часть русских офицеров решила не покидать гибнущий крейсер и разделить с ним свою судьбу. Так, в кормовом котельном отделении остался кочегарный кондуктор унтер-офицер Селиванов, на мостике сообщили о своём решении не покидать крейсер его командир С. П. Шеин и старший офицер А. А. Зуров. Все они погибли, сражённые взрывами японских снарядов, до последнего мгновения своей жизни руководя спасением экипажа.

В 11 ч крейсер «Светлана» лёг на левый борт с большим дифферентом на нос. Началась агония корабля. В 11 ч 06 мин, со сбитыми стеньгами и задней дымовой трубой, но с поднятым Андреевским флагом, «Светлана» затонула в точке с координатами 37°0ʹ с. ш. и 129°50ʹ в. д. на глубине 600 м.

«Отова» стрелял по «Светлане» до момента её полного погружения, а затем сделал ещё несколько выстрелов по людям, плававшим в воде. Спустя некоторое время все три японских корабля, находившиеся в этом районе, покинули место гибели русского корабля, не предприняв ничего для спасения моряков. Несмотря на критические условия, русские моряки до последнего сохраняли свою сплочённость: более сильные люди поддерживали на плаву раненых и ослабевших, подбадривали их, не давая потерять надежду на спасение. Но, как ни старались моряки держаться вместе, волны и ветер всё больше дробили их на отдельные группы. Теряя последние силы, люди стали тонуть.

Через два часа к месту гибели «Светланы» подошёл японский вспомогательный крейсер «Америка-Мару», который начал спасать оставшихся на плаву. Последних уцелевших поднимали из воды уже в темноте, но многие, так и не дождавшись спасения, погибли от переохлаждения и истощения сил уже в виду японского корабля. Всего в воде были убиты снарядами японского крейсера и утонули лейтенант Л. В. Воронец, мичман Г. М. Нирод, прапорщики Н. Д. Свербеев и М. А. Агатеев, священник Ф. П. Хандалеев, три унтер-офицера и 40–50 матросов. Японцы спасли лейтенантов В. В. Дьяконова, П. П. Сонцова, А. В. Вырубова, Д. Г. Баркова, мичмана В. Е. Картавцева, полковника А. П. Петрова, штабс-капитана И. О. Деркаченко, поручиков С. Р. Невяровского и Г. М. Хоментовского, прапорщика Д. Ф. Михайлова, врача Н. И. Карлова, семерых унтер-офицеров и 273 нижних чина. На следующий день пленных доставили в Сасебо, где умерло ещё несколько человек из числа раненых, в том числе лейтенант В. В. Дьяконов.

После Цусимы

После возвращения из плена оставшихся в живых моряков девятнадцать из них, как наиболее отличившиеся, были награждены Георгиевским крестом 3-й степени, 259 человек – Георгиевским крестом 4-й степени. Комиссия по разбору обстоятельств Цусимского сражения, созданная после войны, отметила «величайшее мужество и самоотвержение» экипажа «Светланы». Если вспомнить ироничное отношение моряков 2-й Тихоокеанской эскадры к «светлановцам» как к «горничным», а к их кораблю – как к небоевой единице, то эта оценка стоит многого.

В честь героизма и доблести экипажа крейсера «Светлана» его имя получил один из восьми лёгких крейсеров, заложенных в России перед Первой мировой войной. Этот корабль был достроен уже при новой власти и под другим именем («Красный Крым»), но в годы Великой Отечественной войны снискал себе славу, достойную своего предшественника, и удостоился звания гвардейского.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Крейсер I ранга «Светлана». Российская империя - Альтернативная История
"Богатыри" Черноморского флота - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/eduard-evdokimovskij-krejser-yahta-dlya-velikogo-knyazya/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉