В конце осени 1942 года обстановка в тихоокеанском регионе оставалась напряжённой. Японские военно-морские силы, авиация, осуществлявшая рейды на Австралию, и многочисленные гарнизоны на островах представляли собой внушительную угрозу. Однако действия США по изменению ситуации начали приносить результаты. 26 октября 1942 года в районе островов Санта-Круз произошло крупное морское сражение, в котором победу одержала Япония. Тем не менее, американская экономика была готова к понесённым потерям, в то время как японская промышленность не могла быстро восполнить даже относительно небольшие потери флота.
«Кактус» против «Токийского экспресса»
Полугодовая битва за Гуадалканал определила стратегию американских войск на годы вперёд. Она показала, что для зачистки гарнизона острова достаточно ограниченного контингента (незначительного по меркам европейского театра военных действий) после его блокады. Операция отличалась приемлемыми потерями и наносила серьёзный ущерб авиации противника.
Авианосцы "Уосп", "Саратога" и "Хорнет" с эскортом (включая тяжёлые корабли) обеспечивали безопасность снабжения войск на Гуадалканале. Этот район получил название "торпедный перекрёсток" из-за высокой активности подводных лодок противника.
31 августа 1942 года "Саратога" была выведена из строя на три месяца подводной лодкой I-26. 14 сентября "Уосп" получил три торпедных попадания от I-19. Разрушения систем не позволили командам борьбы за живучесть остановить пожары, и "Уосп" был затоплен.
"Хорнет" остался один. Тем не менее, превосходство в воздухе оставалось за союзниками благодаря наземному аэродрому на Гуадалканале. Авиагруппа "Кактус", базировавшаяся там, стала серьёзным препятствием. Только ночью эсминцы "Токийского экспресса" доставляли припасы на остров, пользуясь снижением эффективности вылетов.
Успешные действия японских линкоров "Харуна" и "Конго" в ходе ночного обстрела временно вывели аэродром из строя и уничтожили большую часть самолётов. Ситуация требовала срочных мер.
Вице-адмирал Уильям Хэлси сменил вице-адмирала Гормли и решил навязать противнику прямое столкновение. К 24 октября в его распоряжении оказался восстановленный после повреждений 24 августа авианосец "Энтерпрайз". Два авианосца со 136 самолётами, линкор, несколько крейсеров и эсминцы эскорта составляли внушительную силу, доверенную контр-адмиралу Томасу Кинкейду.
Диспозиция
В период с 20 по 25 октября японские войска вели наступление на гарнизон аэродрома Гуадалканала. Часть техники была брошена на марше. Танковые подразделения были разбиты на оборонительных позициях ещё до начала основной атаки из-за задержки приказа о переносе сроков операции. Японская разведка недооценила численность американских войск примерно вдвое. Исход наступления был предсказуем.
Флот не получил своевременной информации о неудаче армии. 25 октября японский лёгкий крейсер "Юра" и эсминец "Акидзуки" стали жертвами воздушного налёта с "захваченного" японской армией аэродрома. Крейсер был потоплен, эсминец получил повреждения. Однако эти потери не казались значительными на фоне общей численности японских сил.
Первая группа японского флота под командованием вице-адмирала Нобутакэ Кондо состояла из авианосца "Дзуньё", двух линкоров, четырёх тяжёлых крейсеров, одного лёгкого и десяти эсминцев. Основное ядро вице-адмирала Тиути Нагумо включало авианосцы "Сёкаку", "Дзуйкаку" и "Дзуйхо", один тяжёлый крейсер и восемь эсминцев эскорта. Третьей группой, состоявшей из двух линкоров, трёх тяжёлых и одного лёгкого крейсера, а также семи эсминцев, командовал контр-адмирал Хироаки Абэ. Общее командование осуществлял Нобутакэ Кондо.
Американские ударные группы были сосредоточены вокруг авианосцев "Хорнет" и "Энтерпрайз", находившихся на расстоянии около 19 километров друг от друга. Прикрытие обеспечивали линкор, три тяжёлых, три лёгких крейсера и четырнадцать эсминцев. Командование осуществлял контр-адмирал Томас Кинкейд.
Активная воздушная разведка также была на стороне американского флота. Летающая лодка "PBY Каталина" с островов Санта-Круз первой обнаружила основное ядро противника. Несмотря на расстояние в 657 километров между японским и американским флотами, Кинкейд двинулся вперёд на полной скорости и отправил первую волну из 23 самолётов с предельной дистанции.
Японская сторона также обнаружила воздушного наблюдателя, поэтому американским самолётам пришлось вернуться. Противник отступил к северу, но это лишь отсрочило начало боевых действий.
Обмен первыми ударами
К пяти утра 26 октября расстояние между противниками сократилось до 370 километров. Патрульные "Каталины" снова обнаружили противника на радаре в 04:10, но Кинкейд получил донесение только в 05:12. Это задержало принятие решения о новом ударе "до уточнения информации". В 06:45 разведывательный самолёт снова обнаружил корабли Нагумо. В 06:58 "Хорнет" оказался в прямой видимости японского разведчика.
Японские пикирующие бомбардировщики D3A2, торпедоносцы B5N2 и "Зеро" прикрытия (всего 64 машины) взлетели первыми и в 07:40 взяли курс на "Хорнет". К девяти утра японцы направили к противнику 110 самолётов с авианосцев "Сёкаку" и "Дзуйкаку".
В 07:40 два американских патрульных самолёта "SBD-3 Донтлесс" заметили и атаковали лётную палубу "Дзуйхо" 500-фунтовыми бомбами, что нарушило способность авианосца принимать взлетевшие самолёты.
Американцы спешили отправить к противнику малые группы самолётов, чтобы поднять их в воздух как можно быстрее. Первая волна из 15 бомбардировщиков, шести торпедоносцев и восьми истребителей поднялась в 08:00. Вторая — три пикировщика, семь торпедоносцев и восемь истребителей — взлетела к 08:10. Третья, примерно той же численности, — ещё десять минут спустя.
К 08:40 встречные воздушные группы оказались в прямой видимости. Девять японских истребителей атаковали со стороны солнца и сбили три истребителя и два торпедоносца. Ещё два торпедоносца и один истребитель США получили тяжёлые повреждения и повернули назад. Японцы потеряли четыре истребителя.
К 08:50 корабли Абэ оказались в прямой видимости американских самолётов. Тройка "Зеро" с "Дзуйхо" связала боем истребительное прикрытие. Двадцать японских истребителей перехватили группу пикировщиков и уничтожили четыре самолёта. Остальные в 09:27 атаковали "Сёкаку" и добились нескольких попаданий, разрушив лётную палубу и серьёзно повредив корабль.
Замыкающий бомбардировщик потерял "Сёкаку" и атаковал эсминец "Тэрудзуки", нанеся лёгкие повреждения. Торпедоносцы этой группы потерялись во время атаки истребителей, не смогли найти цель и повернули назад. Случайная встреча с тяжёлым крейсером "Тонэ" не принесла результатов — торпеды прошли мимо.
Следующая волна самолётов не смогла найти цель и безрезультатно атаковала тяжёлый крейсер "Судзуя". Примерно в то же время третья группа с "Хорнета" бомбила крейсер "Тикума" и серьёзно повредила его 1000-фунтовой бомбой. Затем "Тикума" получил ещё две бомбы и два близких промаха и, в сопровождении двух эсминцев, вышел из боя и отправился на базу для ремонта.
Американский флот получил сигнал о скорой воздушной атаке в 08:30. К 08:52 японские пилоты увидели противника, а через три минуты американская сторона увидела их на экранах радаров примерно в 65 километрах от себя. Хотя в небе дежурили 37 истребителей, проблемы с точным выведением их в направлении цели и ошибки с отдачей приказов не позволили встретить противника до начала атаки на корабли.
В 09:09 20 японских торпедоносцев и 16 пикировщиков оказались в радиусе ведения огня корабельной ПВО. В 09:12 250-килограммовая бомба проломила центр палубы авианосца «Хорнет», пробила три палубы и взрывом убила 60 человек. Мгновением позже 232-килограммовая бомба проломила взрывом трёхметровую дыру в лётной палубе и убила ещё 30 человек. Третья бомба, попавшая примерно в ту же точку, снова проломила три палубы и вызвала серьёзные повреждения. В 09:14 объятый пламенем сбитый японский бомбардировщик сознательно таранил противника в районе дымовой трубы, убил семерых взрывом и залил палубу горящим топливом.
Атака торпедоносцев с двух направлений поразила «Хорнет» двумя торпедами в 09:13 и 09:17, чем вызвала остановку двигателей. Пока «Хорнет» терял ход, ещё один повреждённый японский самолёт разбился о его борт в районе основных цистерн авиационного горючего и вызвал пожар.
К 09:20 тяжело повреждённый авианосец потерял ход и тщетно боролся с пожарами на борту. Атака обошлась японцам в 25 самолётов. Американская сторона потеряла 4 истребителя.
Развязка
С 09:30 утра авианосец «Энтерпрайз» принимал на борт повреждённые самолёты «Хорнета». С полной лётной палубой и следующей волной противника на подходе в десять утра американцам пришлось отдавать приказ на посадку на воду с заведомой потерей самолётов. Задачу подбора экипажей выполняли эсминцы. Неудачная посадка торпедоносца рядом с эсминцем «Портер» вызвала срабатывание торпеды, повреждение эсминца и гибель 15 человек. После этого пришлось спасать уже экипаж «Портера». Сам пострадавший эсминец был затоплен огнём эсминца «Шоу».
В 10:08 вторая волна японских самолётов оказалась над «Энтерпрайзом». В результате их атаки две бомбы по 250 килограмм убили 44 и ранили 75 человек и намертво заклинили передний лифт в поднятом состоянии. Атака обошлась японцам в 12 бомбардировщиков из 19.
Ещё через двадцать минут авианосец «Энтерпрайз» снова оказался в прицелах, на этот раз шестнадцати японских торпедоносцев. Два истребителя «Уайлдкэт» сумели подбить три из них и серьёзно повредить четвёртый, после чего тот умышленно разбился о борт эсминца «Смит». Взрыв привёл к пожару и моментальной гибели 57 человек. Торпеда пережила удар и детонировала чуть позже. Горящий эсминец удалось подвести к линкору «Южная Дакота» и с его помощью ликвидировать пожар на борту. Зенитки эсминца до конца боя вели огонь по самолётам противника.
Остальные три группы японских самолётов разделились между целями. «Энтерпрайз», «Южная Дакота» и крейсер «Портленд» либо не получили торпедных попаданий вообще, либо эти торпеды не сработали.
В 11:15 «Энтерпрайз» начал принимать на посадку самолёты первой волны. Пожары к тому времени удалось ликвидировать. До прибытия следующей волны японцев принять удалось лишь несколько самолётов.
В 11:21 очередная ударная группа с «Дзуньё» близким разрывом усугубили повреждения авианосца «Энтерпрайз» и добились попаданий в линкор «Южная Дакота» и лёгкий крейсер «Сан Хуан». Оба корабля получили средние повреждения. В атаке погибли 11 японских самолётов из 17.
В 11:35 Кинкэйд принял решение о выводе «Энтерпрайза» из боя. Имевшаяся достоверная информация о как минимум двух полностью боеспособных авианосцах противника не располагала к другим решениям.
Тем временем японская сторона приняла самолёты и начала готовить следующий вылет. Фактические потери в самолётах оказали довольно серьёзное влияние на боевой дух экипажей. Боевые повреждения отыскали на каждом принятом самолёте. Несмотря на это, уже в 15:20 новая волна торпедоносцев с «Дзуньё» прибыла добивать авианосец «Хорнет». На буксире при скорости в пять узлов тот выглядел очень удобной целью, но попасть по нему получилось лишь одной торпедой.
Впрочем, её хватило. Затопление, разрушение силовой установки и крен в 14 градусов поставили точку на истории авианосца. Экипаж покинул корабль. Следующие волны японских самолётов добивали уже тонущую руину. Правда, «Хорнет» вовсе не торопился на дно. Даже обстрел снарядами и торпедами американских эсминцев не дал результата. Последующие торпедные залпы уже с японских эсминцев затопили его остов только в 01:35 ночи 27 октября.
Пиррова победа японского флота
Американская сторона понесла тяжёлые потери. Для усиления пропагандистского эффекта японцы в победных реляциях фактические потери американцев изрядно завысили.
Тем не менее, потерянные самолёты и высокая фактическая эффективность американского огня ПВО стали причиной решения японского командования об отходе. Два повреждённых авианосца и тяжёлый крейсер требовали ремонта, действия по их восстановлению затянулись до 1943 года. В налётах было потеряно 99 самолётов из 203 наличных, в большинстве случаев с экипажами.
Адмирал Нагумо позже характеризовал битву у островов Санта-Круз как тактическую победу, оказавшуюся стратегической потерей для Японии. Переломить экономическое превосходство США мог только полный разгром противника в каждом боевом столкновении — а на такое рассчитывать больше не приходилось.
По большому счёту, с этого момента стало ясно, что война на истощение идеально подходит американцам для Тихоокеанского театра. Любые выведенные из строя (даже временно) японские корабли оказывалось нечем заменить — и это каждый раз оборачивалось для Японии проигрышем там, где противник мог выставить что-то своё. С каждым годом войны успевать сразу и везде японской стороне оказывалось всё труднее, а фактические расклады боевых столкновений оказывались для неё всё печальнее. В столкновении экономических потенциалов, превращаемых в боевые, США неуклонно побеждали.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉