Найти в Дзене
Альтернативная история

Бойня в бухте Пенанга. «Эмден» против «Жемчуга»

Оглавление

Одним из самых заметных событий начального этапа Первой мировой войны на морских просторах стал рейд, организованный германским крейсером "Эмден". В течение неполных трех месяцев, начиная с августа и заканчивая октябрем 1914 года, он держал в страхе страны Антанты, орудуя в южной части мирового океана. За это время он успел захватить более двух десятков торговых судов и совершить дерзкий налет на порт Мадрас, в ходе которого были уничтожены британские нефтехранилища. На поимку неуловимого корсара была организована масштабная охота, в которой участвовали корабли Великобритании, Франции, Японии и России. Российскую империю представляли крейсера "Аскольд" и "Жемчуг", подчиненные командованию британского вице-адмирала Томаса Генри Мартина Джеррама. 28 октября 1914 года, ровно 101 год назад, "Жемчугу" и "Эмдену" было суждено встретиться в порту малайзийского Пенанга.

Альтернативное кораблестроение | Альтернативная история | Дзен
Первая Мировая Война | Альтернативная история | Дзен

13 октября (30 сентября по старому стилю) "Жемчуг" отправился в район Никобарских островов на поиски "Эмдена", однако в тот же день вынужден был вернуться в порт из-за серьезных проблем с котельной установкой. Изначально планировалось провести ремонт в Сингапуре, но получив отказ, местом стоянки был выбран порт острова Пенанг (в настоящее время – один из штатов Малайзии). Прибыв в порт, крейсер заглушил почти все котлы, оставив лишь один для проведения ремонтных и сервисных работ. Мощности этого котла хватало для обеспечения бытовых нужд команды, однако в случае внезапной тревоги его было бы недостаточно для подачи энергии к орудийным элеваторам и насосам для откачки воды.

Командир корабля, капитан 2-го ранга И. А. Черкасов, сославшись на плохое самочувствие, решил провести время на берегу с приехавшей к нему женой. Фактически он оставил корабль без присмотра, отдав лишь распоряжение зарядить несколько орудий, направленных в сторону входа в гавань. Старший офицер, оставшийся за главного, учитывая жаркую погоду, приказал перенести боезапас в артиллерийские погреба, опасаясь возникновения пожара. На палубе осталось лишь по пять снарядов к двум орудиям – носовому и кормовому. Такое пренебрежение мерами безопасности привело к трагедии. Командование крейсера наивно полагало, что защиту "Жемчугу" обеспечат три французских миноносца, находящихся в гавани и поочередно дежуривших у входа в бухту. Кроме того, по данным британской разведки, "Эмден" находился где-то в Индийском океане, на расстоянии не менее тысячи миль от Пенанга.

Крейсер «Жемчуг» в поздней конфигурации — примерно так же он выглядел в ту трагическую ночь в Пенанге
Крейсер «Жемчуг» в поздней конфигурации — примерно так же он выглядел в ту трагическую ночь в Пенанге

Немецкая хитрость против русской беспечности

Однако сведения британской разведки оказались неверными. Командир "Эмдена", корветтен-капитан Карл фон Мюллер, в это время приближался к гавани Пенанга, намереваясь атаковать находившиеся там французские броненосные крейсера "Дуплекс" и "Монкальм". Его план был крайне дерзким и рискованным – в одиночку напасть на два превосходящих по силе корабля. Успех операции должен был быть обеспечен утренним туманом, предрассветным временем, сонливостью наблюдателей и небольшой хитростью. Для маскировки была изготовлена фальшивая дымовая труба из дерева и брезента. Ее установили позади трех настоящих, что делало "Эмден" похожим на британский крейсер "Ярмут", который также участвовал в охоте на немецкий крейсер. По некоторым данным, перед входом в бухту "Эмден" приспустил немецкий флаг и поднял его только непосредственно перед началом стрельбы, однако документального подтверждения этому нет. К тому же, фон Мюллера можно было обвинить во многом, но он был человеком чести и не стал бы прибегать к столь откровенным нарушениям морского права.

Немецкая открытка с изображением крейсера «Эмден» и портретом его командира, корветтен-капитана Карла фон Мюллера
Немецкая открытка с изображением крейсера «Эмден» и портретом его командира, корветтен-капитана Карла фон Мюллера

"Эмден" вошел в бухту Пенанга ранним утром 28 октября (15 октября по старому стилю). Все прошло так, как и было задумано командиром – корабль охранения, французский миноносец "Муске", не обратил на крейсер никакого внимания, приняв его за свой, и даже поприветствовал прожектором.

На "Жемчуге", как и положено военному кораблю в военное время, не были зажжены огни. Однако эта мера, призванная обеспечить маскировку, в данном случае сыграла против него – в гавани "Жемчуг" был единственным темным пятном среди ярко освещенных гражданских судов. Кроме него, там находились еще два французских миноносца, пришвартованные у стенки, но они, из-за небольших размеров, не привлекали к себе внимания.

Начало боя

"Эмден" приблизился к темному силуэту, и его сигнальщики смогли разглядеть и опознать "Жемчуг". На русском крейсере не было ни вахтенных, ни сигнальщиков, вообще не наблюдалось никакой активности. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, немецкий крейсер подошел вплотную и выпустил торпеду, одновременно открыв огонь по носовой части корабля, где находились жилые помещения команды. Расстояние между кораблями составляло всего около двухсот метров, поэтому промахов не было. "Жемчуг" относился к классу бронепалубных крейсеров, предназначенных для ведения дальнего артиллерийского боя, когда снаряды падают сверху. Защищена у него была только палуба, борта же, для экономии веса, не имели брони – именно в них и попадали снаряды "Эмдена", выпущенные с минимальной дистанции. Один из немецких офицеров вспоминал: "Носовая часть крейсера была полностью изрешечена за считанные минуты. Пламя охватило весь полубак. Сквозь пробоины в борту можно было видеть противоположный берег". Торпеда попала в кормовую часть "Жемчуга", проделав огромную дыру, и крейсер начал тонуть.

Бой в бухте Пенанга, изображённый художником по описаниям очевидцев
Бой в бухте Пенанга, изображённый художником по описаниям очевидцев

Русские открывают ответный огонь

На "Жемчуге" началась паника, матросы в ужасе прыгали за борт, пытаясь спастись. Тем, кого офицерам удалось привести в чувство, попытались организовать сопротивление, но безуспешно – из-за заглушенных котлов, кроме одного, элеваторы подачи снарядов не работали. Стрелять смогли только два орудия, к которым на палубе оставалось по пять снарядов. Орудием на носу командовал вахтенный начальник, мичман А. К. Сипайло, а кормовым орудием руководил старший артиллерийский офицер, лейтенант Ю. Ю. Рыбалтовский. Сипайло успел сделать только один выстрел – немецкий снаряд уничтожил орудие вместе с расчетом. Рыбалтовскому повезло больше – в его сторону снаряды не летели, и он успел дважды попасть в противника.

Карта боя, нарисованная корреспондентом «Нью-Йорк Таймс», лично наблюдавшим происходящее
Карта боя, нарисованная корреспондентом «Нью-Йорк Таймс», лично наблюдавшим происходящее

«Жемчуг» идёт ко дну

Немцы забеспокоились из-за ответного огня – "Эмден" тоже был бронепалубным крейсером, и даже один удачный выстрел с близкого расстояния мог нанести ему серьезный ущерб, тем более что орудия на "Жемчуге" были более мощными (120-мм против 105-мм на "Эмдене"). Фон Мюллер отдал приказ выпустить вторую торпеду. "Эмден" развернулся и произвел пуск с дистанции около 400 метров. Эта торпеда попала в район переднего мостика "Жемчуга" и вызвала детонацию носового артиллерийского погреба. Один из очевидцев с "Эмдена" описывал произошедшее следующим образом:

«Гигантский столб серого дыма, пара и водяных брызг поднялся на высоту около 150 м. Части судового корпуса были оторваны взрывом и летели по воздуху. Видно было, что крейсер разломился пополам. Носовая часть отделилась. Затем дымом закрыло весь корабль, и когда он рассеялся, крейсера уже не было видно, из воды торчали лишь обломки его мачты. На воде среди обломков кишели люди».

Не затруднив себя спасением гибнущих, «Эмден» направился к выходу из бухты. Командир миноносца «Муске», уже осознавший к тому моменту допущенную им трагическую ошибку, отправил свой корабль наперерез покидающему гавань немецкому крейсеру в отчаянной попытке хоть немного исправить содеянное. Увы, стрелять торпедами было невозможно – слишком велик был риск промахнуться и попасть в суда, стоящие в гавани – а в артиллерийской дуэли силы были слишком неравны. «Муске» успел произвести лишь несколько выстрелов, не причинивших немецкому крейсеру сколько-нибудь существенного вреда. «Эмден» ответил мощным залпом, и миноносец буквально сдуло с поверхности воды – как вспоминал один из выживших русских офицеров: «На месте «Муске» поднялся столб чёрного дыма, и всё было кончено». На спасение французских моряков немцы время нашли – из семидесяти шести членов экипажа «Муске» тридцать шесть были подняты на борт «Эмдена» (трое из них скончались позже от ран, остальных немцы позже передали на борт нейтрального парохода). Вслед за немцем в погоню бросился спешно приведённый в боевую готовность миноносец «Пистоле», но у «Эмдена» была большая фора, к тому же через несколько часов на миноносце начал греться подшипник одного из гребных валов, он вынужден был снизить скорость и потерял преследуемого из вида.

Торчащие из воды верхушки мачт — всё, что осталось от «Жемчуга» спустя всего несколько минут
Торчащие из воды верхушки мачт — всё, что осталось от «Жемчуга» спустя всего несколько минут

«Эмдену» удалось благополучно уйти, но «Жемчуг» и «Муске» стали последними жертвами корсара – менее чем через две недели, 9 ноября (27 октября по старому стилю), он был перехвачен и уничтожен австралийским крейсером «Сидней» неподалёку от Кокосовых островов.

Итоги трагедии

На «Жемчуге» из 344 членов экипажа погиб один офицер (мичман Сипайло) и 80 (по другим данным – 85) нижних чинов. 9 офицеров и 113 нижних чинов оказались ранены, семеро из последних позже скончались.

По итогам инцидента российским командованием было проведено расследование. Виновными в произошедшем были признаны командир корабля, капитан 2-го ранга Иван Черкасов, оставивший корабль в потенциально опасной ситуации, и старший офицер, старший лейтенант Николай Кулибин, выполнявший обязанности командира в его отсутствие и не обеспечивший безопасности корабля. Оба обвиняемых были лишены дворянского звания и всех наград. Первоначальный приговор предполагал их исключение из рядов флота и тюремное заключение, но в итоге оба были разжалованы в матросы и отправлены воевать.

Иван Черкасов попал в Урмийско-Ванскую озёрную флотилию на Кавказе. Сражался храбро, был награждён солдатским Георгиевским крестом. В апреле 1917 года был восстановлен в звании капитана 2-го ранга. После Октябрьской революции эмигрировал, умер в Париже в 1942 году. Николай Кулибин воевал на Северо-Западном фронте в составе особой морской бригады. Командовал пулемётным расчётом, заслужил два солдатских Георгиевских креста. В сентябре 1916-го восстановлен в звании старшего лейтенанта, затем повышен до капитана 2-го ранга. Командовал миноносцем «Подвижный», в феврале 1917 года был тяжело ранен на боевом посту — от этой раны он и скончался в госпитале полтора года спустя.

Через несколько месяцев после боя, в январе 1915 года, в гавань Пенанга прибыл крейсер «Орёл» с заданием провести водолазные работы на месте гибели «Жемчуга». Увы, из-за плохой погоды в первые дни со дна бухты удалось поднять только одно орудие, один пулемёт и несколько оптических прицелов, а потом «Орёл» был вынужден спешно отбыть в Сингапур в связи с изменениями стратегической обстановки. «Жемчуг» пробыл под водой ещё полдюжины лет, после чего в двадцатые его подняли англичане и пустили на металлолом – какую-либо иную практическую ценность разломанный на части и давно к тому моменту устаревший крейсер не представлял.

Бухта Пенанга сегодня
Бухта Пенанга сегодня

Память

На месте захоронения погибших моряков «Жемчуга» в Джорджтауне, столице штата Пенанг, экипажем крейсера «Орёл» в 1915 году был установлен памятник. В 1938-м стараниями русских эмигрантов его оснастили табличкой с именами девятерых погибших, которые им удалось узнать по итогам архивного поиска. В 1976 году по инициативе советского правительства памятник был обновлён, а позже, в 90-е годы, при содействии уже российских официальных лиц, дополнен фамилиями всех погибших. В 2014 году у могилы была проведена общественно-мемориальная акция в память столетнего юбилея трагедии. Мероприятие проходило под руководством Посольства России в Малайзии, аппарата Военного атташе и Российского культурного центра. В нём приняли участие послы ряда стран, местные общественные деятели и представители СМИ.

Памятник погибшим морякам с «Жемчуга»
Памятник погибшим морякам с «Жемчуга»

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Андрей Малеев. Первенец советского флота - Альтернативная История
Геннадий Ражнев. Воин, путешественник, эмигрант… - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/aleksandr-grebnev-bojnya-v-buhte-penanga-emden-protiv-zhemchuga/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉