А еще во времена "варварских королевств" появились книги. Нет, конечно же, если давать определение понятию "книга" в широком смысле как: "законченное художественное, канцелярское или религиозное произведение, написанное одним или несколькими авторами", то история книг начинается еще во времена государств Междуречья. Но вот тот предмет, что мы вкладываем в современное понятие "книга" появился и стал массовым именно во времена раннего Средневековья.
Возникший, казалось, из небытия и молниеносно с исторической точки зрения, распространившийся по всей Европе, новый способ записи и передачи информации, очень быстро стал главным, а чуть позже и вообще практически единственным способом обмена знаниями, вытеснив церы, свитки, листовки и глиняные таблички на обочину прогресса и цивилизации.
Но как? Как, черт возьми, получилось, что книга, которую почитают по сей день как суть и определение самого понятия "знание", появились не в Античной Греции, не во времена Вечного Города, а прямо посреди разрухи и падения мировой цивилизации. Давайте разбираться.
На самом деле, концепция книги, как скрепленных вместе плоских прямоугольных страниц с написанным на них разнообразным текстом была известна довольно давно. Еще со времен раннего Рима, нам попадается понятие "кодекс", являющийся обозначением нескольких собранных вместе страниц. Вот только встречается этот термин крайне редко и никогда не обозначает собственно книгу.
"Кодекс" в контексте римской культуры - это варварская, дешевая замена настоящей книги, роль которой исполнял папирусный или пергаментный свиток. Да, дорогой друг, несмотря на множественные современные изображения просвещенных римлян с книгами в руках, главным и основным способом передачи информации в античном мире были именно свитки.
Современный же книжный формат считался варварством и был пригоден только, для того чтобы скреплять несколько восковых табличек или тонких деревянных досок в единый блок. И ты, конечно же, немедленно спросишь меня, — а почему так получилось? Почему многомудрые греческие, а позже и римские мужи, вместо удобного компактного книжного блока использовали архаичные свитки? Ну, на самом деле, тут все просто.
Первой и главной причиной было то, что всех все устраивало. Свитки, появившиеся в незапамятные времена, отлично работали и полностью покрывали потребности грамотных людей времен античности. Многовековая традиция - эта штука покрепче гранитного камня с вершин Олимпа, и для того, чтобы ее хоть немного сдвинуть с места, необходимы крайне серьезные изменения в общественном сознании. Ну ведь оно нормально же работает, зачем вообще что-то менять?
Второй немаловажной причиной, была прочность материала. Тонкий папирус, при превращении его в книжные страницы очень быстро приходил бы в негодность. Края его, при частом использовании кодекса неизбежно бы ломались и осыпались. Что мы, кстати, и видим на примерах более поздних пергаментных "кодексов" V-VII века. Проблема хрупкости папируса была настолько серьезна, что египетские переписчики во времена раннего Средневековья оставляли почти треть страницы под поля, чтобы с потерей ее краев не терять написанный текст. Конечно, с пергаментом таких проблем не было, но тут вступала в дело та самая традиция, о которой мы уже говорили. Если оно работает, то зачем делать себе нервы и что-то придумывать.
Третьей же и не менее главной причиной была, как обычно, цена. Создание даже одного "кодекса" обходилось бы в разы дороже, чем свитка с тем же объёмом информации. Ведь нужно было нарезать страницы, сшить их в блок, потом несколько блоков скрепить в один и только после этого заняться обложкой, чтобы тонкие папирусные или пергаментные страницы не разрушались от контакта с суровой античной реальностью. И вот зачем это делать, было совершенно неясно.
Особенно выпукло проблема цены выглядела на фоне довольно большого количества читателей, а значит, необходимости массового распространения произведений античных авторов среди них. Во времена Траяна, например, количество читающих римлян оценивалось современниками плюс-минус в сто тысяч человек. Поэтому простой и относительно дешёвый свиток, был наилучшим решением. А то, что читать неудобно. Ну это смотря с чем сравнивать. Если у тебя никогда не было никакого другого опыта, то вполне себе нормально.
Но вот Вечный Город пал. В Европе начались "темные века", и все немедленно изменилось. Нужно сказать, первые полвека франкам, готам, саксам и алеманам было действительно не до книг. Но уже к первой половине VI века, самые предприимчивые вожди передушили своих конкурентов и уселись на совершенно бесхозные троны, став, таким образом, настоящими "варварскими королями". И после этого, совершенно естественным образом начали строить свои королевства.
И в этом непростом деле им нужна была вся возможная помощь. Особенно если исходила она от молодой еще христианской церкви. Которой, в свою очередь, по понятным причинам для работы с новообращенной паствой были нужны книги. Вот только с книгами в античном смысле в Европе раннего Средневековья были огромные проблемы, главной из которых, было почти полное отсутствие нормальной материальной базы.
Практически полностью исчезнувший с падением Вечного города качественный папирус не позволял больше, наладить сколько-нибудь массовый выпуск свитков. Они, конечно, все еще появлялись, но те небольшие партии хорошего папируса приходящего из Византии и Северной Африки, не покрывали даже десятой доли необходимого объёма. А то что в совсем уже микроскопических количествах выпускалось на месте, был настолько паршивого качества, что был скорее пригоден для производства циновок, чем свитков.
С пергаментом, ситуация была только немногим лучше. Канул в лету хорошо выделанные, мягкие и тонкие, словно замша, листы телячьей кожи, что производились римскими производствами во множестве. Новый пергамент был толще, прочнее и заметно тверже. Да, из него все еще можно было делать свитки, но теперь это были не аккуратные полосы тонкого материала, десяток метров которого можно было свернуть в относительно нетолстый рулон. Новые свитки были мало того, что сильно короче, так и размерами увеличились едва ли не до предплечья взрослого человека. И вот со всем этим нужно было что-то делать.
Например, осознать, что при всех минусах, новый материал для книг обладает одним, но крайне важным плюсом. он стал намного прочнее.
- Кожа, на которой должен писаться текст, должна быть чистой от остатков мяса, хорошо выскоблена, обработана пемзой, подготовлена для рук и работы писца, не слишком толстой и жёсткой, но и не слишком тонкой и мягкой. Ей следует придать четырёхугольную форму, так, чтобы ширина подобающим образом соответствовала длине, чтобы ни ширина, ни длина не выходили за границы положенного, подобно Ноеву ковчегу, который по повелению Божьему был искусно и пропорционально по длине, ширине и высоте сооружён и сделан. (Наставление писцам.).
Да дорогой друг, главная причина массового появления книг в привычном нам виде - это общее падение культуры производства постримского мира. Больше не было возможности воспроизводить относительно дешевые свитки массово, а значит, нужно было искать им замену. И тут кто-то, чье имя мы никогда не узнаем, вспомнил о не нужной никому уже несколько веков варварской технологии "кодексов". И она о чудо, оказалась к месту.
Не очень хорошо обработанный, а поэтому толстый и прочный пергамент, отлично подходил для того, чтобы нарезать из него страниц. Ну, по крайней мере, намного лучше, чем для превращения его в элегантный свиток. Та же самая история была и с папирусом местной выделки. Он все еще сыпался в местах сшивания страниц и по краю листа, но свитки из него получались еще хуже.
К тому же прочность этому не самому качественному папирусу сильно добавляло отсутствие сколько-нибудь серьезного количества читателей. С этого момента и до самого вестготского возрождения VII века, когда книги снова стали популярны, главными их читателями стали святые отцы, которых было, конечно, тоже немало, но ни о каких десятках тысяч, а тем более сотне, речи даже не шло.
И вот именно тут, на сломе многовековой традиции, на обломках Вечного Города, в хаосе нового мира и родилась книга в том самом виде, в котором мы привыкли ее видеть.
Конечно же, не только падение культуры производства позволило кодексам начать и выиграть гонку за умы людей. у классического античного свитка. Причин было множество. Например, значительно выросший объём информации, которую нужно было разово передавать и хранить. Если сравнить большую часть произведений Античности ,с объемом религиозных и светских текстов раннего Средневековья, то окажется, что они значительно короче. Ну, действительно, непросто конкурировать в количестве текста с Евангелием или Старым Заветом. Поэтому там, где раньше нужно было два-три десятиметровых свитка, теперь вполне себе можно было обойтись одной книгой. Особенно если писать без пробелов, экономя каждый миллиметр страницы.
А это, в свою очередь, значило, что книги стали компактнее, их стало удобнее хранить, переносить и использовать. Сочинение какого-нибудь святого или философа больше не занимало целую полку или отдельный ящик со свитками, а скромно стояло в уголке книжного шкафа. Ну как, скромно....
Нужно понимать, что раннесредневековые "кодексы" были нифига не маленькие. Например, небезызвестный "Гигантский кодекс" имел высоту по переплету девяносто один сантиметр, ширину в пятьдесят и весил семьдесят пять килограмм. Хотя все остальные кодексы были заметно меньше, но книг высотой в полметра или немногим меньше, мы знаем довольно значительное количество.
Но, тем не менее, в тех непростых реалиях такой вид хранения информации был все же заметно более удобен, чем бесчисленное количество свитков, которые, нужно сказать, тоже стали теперь устройствами вполне приличного размера. Так же "кодексы", из-за общей прочности и солидного переплета, который делали буквально из довольно толстой доски, украшенной тканью, металлом, а иногда даже стеклом и красивыми камнями, оказались намного долговечнее любого свитка. И это было тоже немаловажно.
А еще почти сразу стало понятно, что в книги теперь можно стало добавлять картинки в любом количестве, что немедленно улучшило читаемость очень важных, но не всегда интересных текстов. Теперь даже не самые грамотные читатели могли намного лучше понимать, что тут вообще происходит. Кто куда пошел, кто кого убил и как выглядят Давид, Голиаф и король франков Хлодвиг, не поделивших золотую чашу со своим воином.
Ну и напоследок необходимо выяснить, что по поводу замены простого, дешевого и технологичного свитка на дорогой и редкий "кодекс", сказала экономика? А она, в общем, промолчала. Конечно же, любая книга нового формата была намного дороже старого доброго свитка и, казалось бы, никогда не должна была его заменить. Но все дело в том, что подобного рода экономические факторы работают только в том случае, если есть выбор. А выбора как раз никакого не было. Европа "темных веков" получила новый, безальтернативный источник знаний, и мнения у нее никто не спрашивал.
Впрочем, очень скоро оказалось, что все не так и плохо. "Кодексы", которые более или менее массово стали выпускать церкви и монастыри, выполнявшие в те далекие времена роль научного сообщества, с общим улучшением технологий и экономики все больше изживали свои главные проблемы в виде огромной стоимости, громоздкости и малого их количества. Уже к началу VIII века они не просто почти полностью заменили свитки в средневековой Европе, но и начали распространяться по ней вместе с христианской церковью, попадая даже в самые далекие ее земли.
И тут, конечно, свою роль не преминула сыграть Византия. Почти моментально осознав тот потенциал, что несут в себе книги нового формата, она уже к концу VIII века наладила их производства в буквально промышленном масштабе. Впрочем, Франкское королевство, которому до того, чтобы стать Империей, не хватало всего полушага, ничуть не отставало в этом вопросе. Рукописи, как церковные, так и светские, тиражировались и творчески перерабатывались в землях королевства сотнями и тысячами экземпляров.
- Текст, при соблюдении правил правописания, должен писаться одной и той же рукой, без подтирок и помарок в местах, где заподозрена ошибка, чёрными чернилами одного оттенка (другие чернила исключаются). Весь текст от первой до последней буквы должен сохранять одну и ту же форму и дукт, и размечаться линейкой. Текст должен также обладать удобной для чтения частотой букв, чтобы письмо было не слишком разреженным и не слишком густым. Письмо не должно быть бесформенным, но ровным и упорядоченным. (Наставление писцам.).
Примерно в это же время, "кодексы" начинают превращаться в "иллюминированные рукописи" и окончательно превращаются в книги, которые мы можем наблюдать на всем протяжении европейского Средневековья. Появляются "классические" шрифты и традиции иллюстрирования книг. Сами же книги становятся все более и более статусной и дорогой вещью. Некоторые их них пишут золотыми и серебряными чернилами, какие-то украшают дорогими камнями, шелком и бархатом. В общем, еще недавно никому не нужная варварская конструкция становится неотъемлемой частью жизни "варварских королевств" и пришедшей им на смену Империи Каролингов.
- Фоны пурпурные здесь письмена золотые покрыли;
Алою кровью гремящего царство открыто небес;
Радости райские нам звёздный чертог обещает;
В ярком сиянье торжественно слово Господне блестит. (Евангелие Годескалька Посвящение)
Вот так и получилось, что появлением на свет книги в современном ее виде, мы обязаны падению Вечного Города, христианской церкви. Ну и немного династии Каролингов, увлеченно строивших свою Империю Запада. Такие дела.