Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Бернар Буте де Монвель: Мастер стиля ар-деко

Оглавление

Бернар Буте де Монвель (1881–1949), 1926 г.
Бернар Буте де Монвель (1881–1949), 1926 г.

Бернар Буте де Монвель (1881–1949) — выдающийся французский художник, иллюстратор, скульптор и дизайнер, чье творчество стало символом элегантности и новаторства в искусстве первой половины XX века. Его работы, сочетающие геометрическую точность и роскошь, во многом определили эстетику стиля ар-деко. В этой статье мы исследуем его жизнь, творчество, влияния и наследие.

Бернар Буте де Монвель, «Автопортрет с палитрой» (1932)
Бернар Буте де Монвель, «Автопортрет с палитрой» (1932)

Бернар Буте де Монвель, «Жена, Дельфина у колыбели Сильвии» (1923)
Бернар Буте де Монвель, «Жена, Дельфина у колыбели Сильвии» (1923)

Ранние годы и художественное образование

Бернар Буте де Монвель родился 9 августа 1881 года в Париже в творческой семье. Его отец, Луи-Морис Буте де Монвель, был известным художником и иллюстратором, что во многом предопределило судьбу Бернара.

С 16 лет он начал обучение живописи под руководством Люка Оливье Мерсона, академического художника, известного своими работами в области символической и религиозной живописи. Уже в этот период проявился его интерес к графике и офорту, где он ориентировался на творчество Джеймса Макнилла Уистлера.

В 1898 году Буте де Монвель увлекся офортом, создавая работы, которые быстро привлекли внимание художественных кругов. Его ранние произведения демонстрировали тонкое чувство линии и формы, что предвещало становление его уникального стиля. Уже в 1912 году персональная выставка его офортов с успехом прошла в Чикагском институте искусств, что свидетельствовало о международном признании.

Бернар Буте де Монвель, «Отец Бойер» (1897).
Бернар Буте де Монвель, «Отец Бойер» (1897).

Становление стиля и ключевые влияния

На творчество Буте де Монвеля оказали влияние несколько ключевых факторов:

  • Семейное окружение: Работая в мастерской отца, он перенял основы академического рисунка и композиции.
  • Увлечение офортом: Техника офорта, в которой он работал под влиянием Уистлера, научила его точности и лаконизму.
  • Японская графика: Как и многие художники его времени, он интересовался японской гравюрой, что отразилось в его любви к четким линиям и плоским цветовым плоскостям.
  • Модная иллюстрация: Сотрудничество с журналами мод, такими как Vogue и Harper's Bazaar, сформировало его эстетику, сочетающую роскошь и геометрическую строгость.

В 1909 году Буте де Монвель заявил о себе как о родоначальнике нового «геометрически точного» стиля, который позднее стал ассоциироваться с ар-деко. Критики первоначально восприняли его новаторство враждебно, но именно эта стилистика принесла ему славу.

Бернар Буте де Монвель, «Виктория»
Бернар Буте де Монвель, «Виктория»

Бернар Буте де Монвель, «Мясной рынок (в тени)» (1904).
Бернар Буте де Монвель, «Мясной рынок (в тени)» (1904).

Бернар Буте де Монвель, «Женщина за садовым столом» (1910).
Бернар Буте де Монвель, «Женщина за садовым столом» (1910).

Роль в развитии ар-деко и основные работы

Буте де Монвель стал одним из ключевых представителей стиля ар-деко в живописи. Его работы отличаются:

  • Четкими линиями и геометрическими формами;
  • Роскошными цветовыми решениями;
  • Элегантностью и утонченностью образов.

Он был членом группы «Рыцари браслета» (Knights of the Bracelet), куда входили такие художники, как Жорж Барбье, Поль Ирибе и Жорж Лепап. Эта группа, названная так за изысканные манеры и экстравагантный внешний вид, определяла тенденции в искусстве и моде начала XX века.

Основные работы:

  • «Автопортрет в отеле Ritz» (1932) – одна из самых известных работ, проданная в 2016 году за 1,99 млн долларов. На портрете художник изобразил себя на фоне Вандомской площади, подчеркивая свою связь с миром роскоши и элегантности.

Бернар Буте де Монвель, «Автопортрет в отеле Ritz на Вандомской площади» (1932).
Бернар Буте де Монвель, «Автопортрет в отеле Ritz на Вандомской площади» (1932).

  • «Махараджа Индора Яшвант Рао Холкар II» (1934) – портрет, проданный за 2,8 млн долларов. На нем изображен махараджа в традиционной одежде с драгоценностями, символизирующий слияние восточной и западной культур.

Бернар Буте де Монвель, «Махарани Индора, супруга махараджи» (1934). Портрет, парный к предыдущему.
Бернар Буте де Монвель, «Махарани Индора, супруга махараджи» (1934). Портрет, парный к предыдущему.

Бернар Буте де Монвель, «Махараджа Индора Яшвант Рао Холкар II в европейской одежде» (1929)
Бернар Буте де Монвель, «Махараджа Индора Яшвант Рао Холкар II в европейской одежде» (1929)

Бернар Буте де Монвель, «Махарани Индора в европейской одежде» (1929). Портрет, парный к предыдущему.
Бернар Буте де Монвель, «Махарани Индора в европейской одежде» (1929). Портрет, парный к предыдущему.

  • Серия портретов представителей американской элиты – например, портреты членов семей Дюпон, Астор и Вандербильт, созданные в 1920-30-х годах.

  • Иллюстрации для модных журналов – его работы для Vogue и Harper's Bazaar задавали тенденции в графическом дизайне.

Бернар Буте де Монвель, «Теннисная аллегория любви» (1929)
Бернар Буте де Монвель, «Теннисная аллегория любви» (1929)

  • «Выздоравливающая» (1906) – работа, демонстрирующая его интерес к бытовым сценам с элементами символизма.

Бернар Буте де Монвель, Портрет бабушки художника
Бернар Буте де Монвель, Портрет бабушки художника

Творчество в период мировых войн

С началом Первой мировой войны Буте де Монвель оставил искусство и был призван в армию. Он участвовал в битве на Марне, был ранен, но вернулся на фронт и служил в военно-воздушных силах. В 1917 году он был награжден Орденом Почётного легиона за боевые заслуги. Во время службы в Марокко он создал множество эскизов, которые легли в основу серии ориентальных картин, представленных на выставке в 1925 году.

В период Второй мировой войны художник остался в оккупированном Париже. Чтобы прокормиться, он продавал книги на набережной Сены. Это период забвения и трудностей, но именно в эти годы он продолжал творить, хотя и не так активно, как раньше.

Поздние годы и наследие

После войны Буте де Монвель быстро восстановил свою репутацию и начал получать заказы из США.

Однако его жизнь трагически оборвалась 28 октября 1949 года. Он погиб в авиакатастрофе над Азорскими островами вместе с другими известными личностями, включая боксера Марселя Сердана и скрипачку Жинетт Невё.

Несмотря на его уход, наследие художника продолжает жить. Его работы хранятся в ведущих музеях мира, включая Музей нового западного искусства в Москве, где находится его картина «Канал». В 2016 году на аукционе Sotheby's в Париже его работы были проданы за рекордные суммы, что подтвердило их высокую художественную и рыночную ценность.

Бернар Буте де Монвель, «Диана и Актеон» (1935)
Бернар Буте де Монвель, «Диана и Актеон» (1935)

Бернар Буте де Монвель, «Орфей»
Бернар Буте де Монвель, «Орфей»

Бернар Буте де Монвель, «Поклонение пастухов»
Бернар Буте де Монвель, «Поклонение пастухов»

Бернар Буте де Монвель, «Зима»
Бернар Буте де Монвель, «Зима»

Бернар Буте де Монвель, «Феликс Бутро на набережной»
Бернар Буте де Монвель, «Феликс Бутро на набережной»

Бернар Буте де Монвель, «Всадники на черных мулах»
Бернар Буте де Монвель, «Всадники на черных мулах»

Бернар Буте де Монвель, «Стоящая женщина, Фес»
Бернар Буте де Монвель, «Стоящая женщина, Фес»

Влияние на современное искусство и культуру:

  • Мода: Его иллюстрации до сих пор влияют на дизайнеров, например, Ральф Лорен использовал его работы в интерьере своего нью-йоркского ресторана.
  • Арт-рынок: Портреты кисти Буте де Монвеля продолжают пользоваться спросом у коллекционеров.
  • Выставки: Его работы регулярно экспонируются на международных выставках, посвященных ар-деко.

Бернар Буте де Монвель оставил неизгладимый след в истории искусства. Его творчество, сочетающее в себе геометрическую точность, роскошь и элегантность, стало мостом между академической живописью и современным дизайном. Он был не только художником, но и летописцем своей эпохи, запечатлевшим образы выдающихся личностей и дух времени.

Его наследие продолжает вдохновлять новых художников, дизайнеров и ценителей искусства, напоминая о том, что истинная красота находится в гармонии формы и содержания.