Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Величайшие арт-ограбления: как исчезали шедевры мирового искусства

Оглавление

Кражи произведений искусства — преступления на стыке авантюризма и страсти к прекрасному. За последние 100 лет украдено более 50 000 ценных объектов, а черный рынок искусства оценивается в $8 млрд ежегодно. Но лишь 5% шедевров возвращаются в музеи. Каждая крупная кража меняла историю искусства и систему безопасности музеев.

Топ-7 самых дерзких арт-краж в истории

Леонардо да Винчи (1452–1519), «Мона Лиза» (или «Джоконда»). Дата создания: между 1503 и 1506 годами. Материал: масло, тополиная доска. Размеры: высота: 77 см ; ширина: 53 см. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи (1452–1519), «Мона Лиза» (или «Джоконда»). Дата создания: между 1503 и 1506 годами. Материал: масло, тополиная доска. Размеры: высота: 77 см ; ширина: 53 см. Лувр, Париж.

1. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (1911)

  • Детали кражи: Винченцо Перуджа, работавший в Лувре стекольщиком, вынес картину под одеждой в понедельник, когда музей был закрыт на техническое обслуживание. Пропажу обнаружили через 26 часов.
  • Судьба шедевра: 2 года «Джоконда» провела в чемодане с двойным дном в квартире Перуджи. Вор утверждал, что хотел «вернуть Италии украденное Наполеоном», но пытался продать полотно флорентийскому антиквару.
  • Итог: Перуджа получил 1 год тюрьмы. Картина вернулась в Лувр, где для нее создали пуленепробиваемый саркофаг. Кража сделала «Мону Лизу» иконой поп-культуры.

-2

2. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон (1990)

  • Дерзость: Воры в полицейской форме заявили охране: «Мы прибыли по вызову!». Обезвредив стражей, они 81 минуту отбирали 13 произведений, включая единственный морской пейзаж Рембрандта и «Концерт» Вермеера. Стоимость — $500 млн.

Рембрандт ван Рейн, «Буря на Галилейском море», 1633. Холст, масло, 160 см × 128 см. Местонахождение неизвестно с 1990 года.
Рембрандт ван Рейн, «Буря на Галилейском море», 1633. Холст, масло, 160 см × 128 см. Местонахождение неизвестно с 1990 года.

Ян Вермеер, «Концерт», около 1663, масло, холст. 72,5 × 64,7 см. Местонахождение неизвестно с 1990 года.
Ян Вермеер, «Концерт», около 1663, масло, холст. 72,5 × 64,7 см. Местонахождение неизвестно с 1990 года.

  • Загадка: Пустые рамы до сих пор висят на стенах музея. ФБР подозревает бостонскую мафию, но ни картины, ни грабители не найдены. В 2017 году за информацию предложили $10 млн — безрезультатно.

Пустые рамы в бостонском Музее Изабеллы Стюарт Гарднер — символ надежды на возвращение украденных в 1990 году шедевров.
Пустые рамы в бостонском Музее Изабеллы Стюарт Гарднер — символ надежды на возвращение украденных в 1990 году шедевров.

3. «Крик» Эдварда Мунка (1994 и 2004)

  • Первый раз (1994): Воры ворвались в Национальный музей Осло, оставив записку: «Спасибо за плохую безопасность». Картина нашлась через 3 месяца.
  • Второй раз (2004): Вооруженные люди средь бела дня похитили «Крик» и «Мадонну» из музея Мунка, угрожая посетителям пистолетами. Шедевры обнаружили в 2006-м с повреждениями: царапины, следы влаги, порванные края. Реставрация заняла 2 года.

Эдвард Мунк, «Крик», 1893. Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея, Осло.
Эдвард Мунк, «Крик», 1893. Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея, Осло.

4. Зеленый свод, Дрезден (2019)

  • Ход операции: Воры подожгли электрощиток, отключив сигнализацию. Через разбитое окно они проникли в сокровищницу саксонских курфюрстов и за 60 секунд вынесли диадемы, меч с 800 бриллиантами и 49-каратный «Дрезденский белый алмаз». Ущерб — $1.2 млрд.
  • Итог: В 2023 году осудили 5 членов банды, но драгоценности исчезли. Охранники не вмешались — по инструкции запрещено рисковать жизнью.

Фрагмент рубинового гарнитура. Местонахождение неизвестно
Фрагмент рубинового гарнитура. Местонахождение неизвестно

5. Рейд на музей фонда Бюрле, Цюрих (2008)

  • Добыча: За 3 минуты вооруженные грабители взяли 4 шедевра: «Мальчик в красном жилете» (Сезанн), «Маковое поле» (Моне), «Ветви каштана» (Ван Гог) и «Граф Лепик» (Дега). Цена — $140 млн.
  • Возвращение: Картины Моне и Ван Гога нашли в машине через 10 дней. Сезанна и Дега вернули лишь в 2012 году — их планировали обменять на снижение тюремных сроков для наркобаронов.

Поль Сезанн, «Мальчик в красном жилете», 1889 или 1890. Холст, масло. 80 × 64,5 см. Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария.
Поль Сезанн, «Мальчик в красном жилете», 1889 или 1890. Холст, масло. 80 × 64,5 см. Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария.

Клод Моне, «Маковое поле близ Ветёйя», 1879. 73×92 см. Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария.
Клод Моне, «Маковое поле близ Ветёйя», 1879. 73×92 см. Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария.

Винсент Ван Гог, «Цветущие ветви каштана», 1890. 72 x 91 см. Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария.
Винсент Ван Гог, «Цветущие ветви каштана», 1890. 72 x 91 см. Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария.

Эдгар Дега, «Граф Лепик и его дочери», около 1871 года. Холст, масло. 65 × 81 см. Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария.
Эдгар Дега, «Граф Лепик и его дочери», около 1871 года. Холст, масло. 65 × 81 см. Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария.

6. Скульптура Генри Мура «Лежащая фигура» (2005)

  • Абсурдность: Воры похитили 3-метровую бронзовую статую весом 2 тонны со двора фонда Мура в Англии. Фонд предлагал £10 000 за информацию, но полиция пришла к выводу: скульптуру разрезали и сдали на металлолом за £1500.
  • Контраст: Оценка работы — $18 млн. Это символ трагедии, когда искусство гибнет из-за невежества.

Генри Мур, «Лежащая фигура». Скульптуру разрезали и сдали на металлолом.
Генри Мур, «Лежащая фигура». Скульптуру разрезали и сдали на металлолом.

7. Карнавальный грабеж в Рио (2006)

  • Сценарий: Во время карнавала 4 человека в костюмах ворвались в музей Шакара-ду-Сеу. С пистолетами у виска охранников они взяли «Люксембургский сад» (Матисс), «Морской пейзаж» (Моне) и «Два балкона» (Дали).
  • Загадка: Картины стоимостью $50 млн не найдены. ФБР предполагает, что их обменяли на партии кокаина.

Анри Матисс, «Люксембургский сад», 1905, 32×41 см. Местонахождение неизвестно.
Анри Матисс, «Люксембургский сад», 1905, 32×41 см. Местонахождение неизвестно.

Клод Оскар Моне, «Морской пейзаж», 1871. Местонахождение неизвестно.
Клод Оскар Моне, «Морской пейзаж», 1871. Местонахождение неизвестно.

Сальвадор Дали, «Два балкона» (также известна под названием «Мужчина нездоровой комплекции, внимающий звукам моря»), 1929. Масло, холст; 23,5×34,5 см. Местонахождение неизвестно.
Сальвадор Дали, «Два балкона» (также известна под названием «Мужчина нездоровой комплекции, внимающий звукам моря»), 1929. Масло, холст; 23,5×34,5 см. Местонахождение неизвестно.

Почему шедевры невозможно продать?

  • Слишком узнаваемы. Как «Мона Лиза» или «Крик» — любой аукцион откажется их принять.

«Крик», возвращённый в Национальную галерею, до своей реставрации, сентябрь 2006 года. Угол холста был порван, потребовалась 2-летняя реставрация.
«Крик», возвращённый в Национальную галерею, до своей реставрации, сентябрь 2006 года. Угол холста был порван, потребовалась 2-летняя реставрация.

  • «Искусственный заложник». 70% краж совершаются для выкупа страховыми компаниями или музеями (арт-наппинг).
  • Черные коллекционеры. Некоторые работы десятилетиями хранятся в частных коллекциях. Например, «Рождество» Караваджо украдено в 1969 году и до сих пор не найдено — вероятно, оно в руках мафии.

Микеланджело Меризи да Караваджо, «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием», 268×197 см
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием», 268×197 см

Картина «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» Караваджо находилась над алтарём часовни Святого Лаврентия в историческом центре Палермо. Ночью с 17 на 18 октября 1969 года неизвестные преступники похитили холст, вырезав его из рамы.

Как кражи изменили музеи

После громких инцидентов музеи вложили миллиарды в безопасность:

  • Лувр после 1911 года установил пуленепробиваемые витрины и системы лазерного сканирования.
  • В музее Мунка «Крик» теперь защищен бронированным стеклом и датчиками движения.
  • Психология: Пустые рамы в музее Гарднер — напоминание, что украденное искусство должно вернуться. Это символ надежды и утраты одновременно.

«Кража искусства — идеальное преступление лишь в кино. В реальности это путь в тупик: шедевр нельзя продать, а хранить — значит жить в вечном страхе».
*— Артур Бранд, арт-детектив, вернувший украденного Ван Гога в 2023*

Заключение: Исчезнувшие сокровища

Судьба многих артефактов неизвестна: Янтарная комната, 18 картин из Монреальского музея (1972), 221 экспонат Эрмитажа (2006). Но есть и победы: в 2023 году картина Ван Гога «Сад священника» найдена в сумке IKEA после 3 лет поисков.

Винсент Ван Гог, "Сад священника в Нюэнене весной", 1884. 39 × 72 см, Гронингенский музей,  (картина украдена 30 марта 2020, примерная стоимость оценивается в €3–6 млн, было возвращено музею в сумке IKEA)
Винсент Ван Гог, "Сад священника в Нюэнене весной", 1884. 39 × 72 см, Гронингенский музей, (картина украдена 30 марта 2020, примерная стоимость оценивается в €3–6 млн, было возвращено музею в сумке IKEA)

Главный парадокс: Кражи делают шедевры легендарными. Без Перуджи «Мона Лиза» осталась бы одним из многих портретов Ренессанса. А пустые рамы в Бостоне напоминают: искусство бессмертно, даже когда его нет на месте.