Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Жан Дюпа: художник французского ар-деко

Оглавление

Жан-Теодор Дюпа (Jean-Théodore Dupas) (1882–1964) - французский художник, дизайнер и декоратор, представитель стиля ар-деко в школе Бурдо.

Жан-Теодор Дюпа (Jean-Théodore Dupas) (1882–1964)
Жан-Теодор Дюпа (Jean-Théodore Dupas) (1882–1964)

В 1934 году Жаном Дюпа была созданы удивительные декоративные панели в технике эгломизе "История мореплавания". Он украсил Большой салон французского трансатлантического лайнера «Нормандия» более чем 400 квадратными метрами расписного и матового стекла.

Океанский лайнер «Нормандия» был одним из главных символов эпохи между двумя мировыми войнами.

Французский трансатлантический почтово-пассажирский турбоэлектроход, спущенный на воду в городе Сен-Назер во Франции, со стапелей верфи Chantiers de l’Atlantique в 1932 году. Предназначался для срочных трансатлантических рейсов по линии Гавр - Плимут - Нью-Йорк.

Лайнер «Нормандия»
Лайнер «Нормандия»

На борту находились впечатляющие произведения искусства, включая картины и скульптуры, а также роскошная мебель и уникальные светильники.

Как парижская выставка декоративных искусств и современной промышленности 1925 года произвела фурор своей беззастенчиво патриотичной демонстрацией французских предметов роскоши, так и «Нормандия» должна была очаровать своих пассажиров роскошным декором, изысканной едой, превосходными винами и другими экстравагантными вещами на борту.

Пассажиры «Нормандии» платили не столько за перевозку, сколько за атмосферу, и салон первого класса был настоящим храмом роскоши.

Большой салон обставлен позолоченными диванами и креслами, украшенными гобеленами и цветами, которые символизируют процветание французских колоний. В четырёх углах огромной гостиной, где гости могли выпить прохладительные напитки и выкурить сигарету, были установлены декоративные стеклянные панели в технике эгломизе французского художника и дизайнера Жана Дюпа — один из таких углов находится в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

Большой салон
Большой салон

Декоративные панели "История мореплавания" на океанском лайнере «Нормандия» (1934) Жана Дюпа

Дюпа был увлечён масштабными проектами, говоря: «Чем больше моя работа, тем я счастливее».

Ниже мы видим одну из четырёх декоративных панелей в технике эгломизе, выполненных в 1935 году с помощью мастера по стеклу Шарля Шампиньоля для углов Большого салона первого класса «Нормандии». Формально они посвящены истории мореплавания, но обилие псевдоисторических судов и разнообразных мифических существ явно было призвано не рассказать историю, а создать потрясающий декоративный эффект.

Предназначение декоративных панелей — украшать салон первого класса «Нормандии». Их красота и зеркальный блеск достигается с помощью техники, известной как эгломизе, в которой части изобразительной сцены были окрашены в черный и различные пастельные тона на обратной стороне зеркальных панелей. Затем поверх краски были нанесены мерцающие золотые, серебряные и палладиевые листы и прикреплена холщовая основа. Панели установлены фасадами, обращенными к помещению. Высота панелей составляет чуть более шести метров, что соразмерно высоте потолков в комнате, которая была почти десять метров в высоту.

Часть этой панелей высотой чуть более шести метров сейчас выставлена в Метрополитен-музее.

В нашей статье вы можете ознакомиться с фотографиями интерьеров лайнера «Нормандия» и узнать его историю:

Океанский лайнер «Нормандия»: последнее великое воплощение французского ар-деко

Живопись и графика Жана Дюпа

Жан Дюпа оставил заметный след в искусстве своего времени. Его творчество охватывает множество жанров и стилей, включая живопись, графику и декоративное искусство.

Дюпа известен своим уникальным подходом к цвету и композиции. Его живопись, зачастую насыщенная цветами и динамичными формами, отражает влияние импрессионизма и постимпрессионизма. Он мастерски использовал свет и тень, чтобы создать атмосферу и передать эмоции. Многочисленные его работы были посвящены пейзажам, портретам и жанровым сценам, в которых четко прослеживаются характерные черты его стиля – яркие цвета, свободные мазки и невероятная лёгкость.

В 1910 году он получил Римскую премию и провёл два года в Италии.

Аллегория мира (La Paix), 1910. 89 х 116 х.,м. Частное собрание - Жан Дюпа
Аллегория мира (La Paix), 1910. 89 х 116 х.,м. Частное собрание - Жан Дюпа

Это потрясающий и чувственный рисунок знаменитого художника Жана Дюпа написан красном мелом и углем на бумаге . Это был эскиз для гораздо более масштабной картины «Белые голуби» (Les Pigeons Blanc), последней картины, написанной в Риме и представленной в Салоне французских художников, где он получил за неё золотую медаль в 1922 году.

Танец (LA Danse), 1920 - Жан Дюпа
Танец (LA Danse), 1920 - Жан Дюпа

«Белые голуби» прославили Дюпа как успешного художника, но картина была утеряна, и его этюд «Танец» — единственное сохранившееся свидетельство.

В 1925 году работы Дюпа стали ключевыми для стиля ар-деко и школы Бурдо. В том же году он принял участие в «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности» в Париже, где представил свою знаменитую картину «Попугаи» (также известную как «Попугаи-неразлучники» или «Попугаи-какарики»), которая стала одним из самых узнаваемых произведений в стиле ар-деко, достигшем пика своего развития в период между двумя мировыми войнами.

Попугаи (Les Perruches), 1925 - Жан Дюпа
Попугаи (Les Perruches), 1925 - Жан Дюпа

Эта выставка стала кульминацией для стиля ар-деко, а его апогеем стала Всемирная выставка в Нью-Йорке в 1939 году.

«Женщину Дюпа» легко узнать: у неё короткие волосы, миндалевидные глаза, маленькие, но полные губы и всегда подтянутая шея.

Картина "Аллегория ткани" (ALLEGORIE DU TISSU) Жана Дюпа (1937 года) была продана на аукционе Christie's 13 декабря 2012 за 1 650 500 долларов.

Аллегория ткани, около 1937 года. Холст, масло, в серебряной деревянной раме (98 x 325 см) - Жан Дюпа
Аллегория ткани, около 1937 года. Холст, масло, в серебряной деревянной раме (98 x 325 см) - Жан Дюпа

Марсельеза (La Marseillaise),1945. Масло на картоне. 47 x 60,5 cm - Жан Дюпа
Марсельеза (La Marseillaise),1945. Масло на картоне. 47 x 60,5 cm - Жан Дюпа

Творчество в рекламе и коммерческом искусстве

Дюпа работал с различными представителями стилей модерн и ар-деко, включая журнал о моде Vogue и Harper's Bazaar.

В 1927 году при содействии французской типографии Draeger он разработал каталог для меховой компании Max, который считается «шедевром печатной рекламы».

В 1930-х годах Фрэнк Пик поручил Дюпа создать серию плакатов для подземной транспортной сети Лондона.

В 1941 году Жан Дюпа стал членом Академии изящных искусств.

Эстетика Эпох