Найти в Дзене
nsknews.info

Ведущий специалист Виталий Бекишев: «Всё в метро должно работать чётко»

В Новосибирском метрополитене действует несколько уровней контроля работы всех подразделений и производственных участков. На местах за соблюдением требований в области промышленной безопасности следят назначенные приказом мастера и начальники служб. Их работу проверяет ведущий специалист по осуществлению производственного контроля Виталий Бекишев. Как выстроена система мониторинга, выяснили «Новосибирские новости».

Лариса Сокольникова

— Виталий Геннадьевич, что входит в должностные обязанности специалиста по осуществлению производственного контроля метрополитена?

— Я контролирую соблюдение требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также нормативно-техническими документами. По утверждённому графику занимаюсь проверкой документации, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов метрополитена. В метрополитене три опасных производственных объекта: дистанция метрополитена, куда входят все эскалаторы; участок автотранспортный с кранами-манипуляторами, установленными как на автомобильном шасси, так и на платформе дрезин, козловой кран на главном материальном складе; площадка организации, куда входят воздухосборники, работающие под избыточным давлением. Также контролирую своевременное проведение необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных объектах.

Современное производство, к сожалению, не может пока полностью избежать крупных аварий. Для их минимизации необходимо соблюдение ряда специальных обязательных правил. В нашей стране для предупреждения крупных промышленных аварий был введён основной нормативно-правовой акт в области промышленной безопасности —  это федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Он определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организации к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Виталий Бекишев. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
Виталий Бекишев. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Производственный контроль соблюдения требований промышленной безопасности в метрополитене представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий и инцидентов на этих объектах и обеспечение готовности к действиям по локализации аварий и ликвидации их последствий.

— В нашем метро эскалаторы имеют довольно скромные размеры по сравнению с московским или петербургским, где встречаются лестницы протяжённостью более 130 метров. Отличаются ли технические требования к оборудованию в зависимости от длины?

— Эксплуатация эскалаторов должна соответствовать всем нормам и правилам, прописанным в федеральном законе по промышленной безопасности, а также федеральным правилам безопасности эксплуатации эскалаторов метрополитена.

Ко всем эскалаторам требования одинаковые: как к установленным ранее, которые давно эксплуатируются, так и к новым, которые установили на станции «Спортивная».

Когда у эскалатора истекает срок эксплуатации, установленный в паспорте, мы проводим экспертизу промышленной безопасности на соответствие всем нормам. Экспертная организация даёт заключение, что эскалатор пригоден для дальнейшего использования, и определяет срок. Как правило, это последующие 7–8 лет. По его истечении проводится новая экспертиза. У нас семь эскалаторов уже прошли экспертизу, один в процессе.

— Как часто эскалаторы в метрополитене проверяют на работоспособность и безопасность?

— Осмотр проводится ежедневно утром и вечером. Всё под контролем. У каждого сотрудника, обслуживающего эскалаторы, есть своя инструкция, график проверки. Мы проверяем работу мастеров ежемесячно.

— Часто меняются требования к промышленной безопасности?

— Начиная с 2019 года при проведении так называемой «регуляторной гильотины» (это пересмотр и отмена нормативных актов, содержащих обязательные требования промышленной безопасности) изменения вносятся практически каждые 3–6 месяцев. Все нормативные документы приводят к единому соответствию, чтобы не было разногласий между федеральным законом и положениями Ростехнадзора. Также вносятся новые пункты, соответствующие новым реалиям.

Версии нормативных актов и правил, которые вступают в силу, допустим, через полгода, надо изучить заранее, чтобы быть готовым, привести в соответствие документы, потому что всё в метро должно работать чётко по нормам и требованиям.

В каждой службе метро есть сотрудники, отвечающие за безопасность.

Это ответственные за эксплуатацию и работоспособное состояние технических устройств метрополитена. Как правило, это мастера и начальники служб. В мои обязанности входит контроль их работы. Это требование федеральных законов. Все эти сотрудники проходят обучение и аттестацию в органах Ростехнадзора сроком на пять лет. По истечении этого срока нужно обучение по промышленной безопасности. В ходе тестирования проверяют знания как по общим вопросам, так и по категориям: оборудование под давлением, грузоподъёмное оборудование, эскалаторы. За своевременной аттестацией сотрудников мы следим по утверждённому графику.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

— Как давно вы работаете в метрополитене?

— Я в метро с 2018 года. Пришёл на должность ведущего специалиста по осуществлению производственного контроля. Сначала прошёл профобучение в учебном центре и аттестацию в Ростехнадзоре. Втягивался в работу около года. Было изучено много нормативной литературы, касающейся вопросов промышленной безопасности.

По образованию я инженер-строитель. В 1997 году окончил Сибстрин по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Два года отработал на строительстве зданий мастером. Затем меня пригласили в Красноярск, где я восемь лет отработал на строительстве подводных переходов магистральных нефтепроводов. Потом вернулся в Новосибирск, трудился в строительно-отделочной организации, участвовал в восстановительных работах на Саяно-Шушенской ГЭС после аварии. И вскоре меня пригласили в метрополитен.

— Что самое интересное в вашей работе?

— В первый год было интересно абсолютно всё, потому что всё для меня было новым — сама подземка, тоннели, оборудование, вентиляция, машинные залы эскалаторов. Ходили смотрели, изучали, проверяли. Проводили экспертизу пяти единиц грузоподъёмных машин в депо, кранов-манипуляторов, работающих в тоннелях. Эту технику используют для ремонта и замены рельсов, подвоза и разгрузки материалов.