Найти в Дзене
Автовод со стажем

Что такое "камера на полосу", и для чего она нужна

Оглавление

Когда речь в разговоре заходит о видеонаблюдении на автодорогах, большинство водителей представляют себе прямоугольную коробку белого цвета с козырьком, подвешенную на кронштейне столба. Такие устройства принято называть «камера на полосу» - понятно, термин бытовой, накрепко прилипший к лексикону водителей. Причём название стало настолько распространённым, что его используют даже в озвучке навигационных систем и электронных помощников.

В нормативных документах такого термина нет, но есть более технически правильное название - «комплекс фотовидеофиксации». Оно более общее, что позволяет объединить под одним термином сразу целый арсенал для фиксации нарушений, включая старые видеокамеры и самые совершенные комплексы.

Административные аспекты

В общем, камера на полосу оказывается более серьёзным и технически совершенным устройством, чем просто аппарат для видеосъёмки. Это удобно для правоохранителей в первую очередь. После фиксации нарушения на дороге в преамбуле протокола будет написано, что проступок водителя зафиксировал автоматический комплекс видеонаблюдения, не уточняя, что именно представляет собой данная техника. Чтобы не расслаблять водителей.

Так выглядит камера
Так выглядит камера

В России существует даже ГОСТ Р 57144-2016 на автоматические комплексы фотовидеонаблюдения, и даже есть Постановление №754 от 01.06.2024, регламентирующее порядок установки подобных устройств.

Стационарные камеры

По ГОСТу камеры на полосу могут быть стационарными (на столбе или стене дома), мобильными или переносными. Как выглядит первый вариант, знают практически все. Чаще всего это коробка-бокс с инфракрасной подсветкой, прикреплённой ниже камеры. Такая конструкция хорошо видна, её месторасположение знают все местные водители.

Мало того, по закону о данном устройстве должны быть установлены предупреждающие знаки «Фотовидеофиксация». Расстояние от знака до начала зоны покрытия камерой должно быть не менее 150 метров, за исключением случаев, когда устройство монтируется над трассой перед знаком «Населённый пункт», то есть перед въездом в зону ограничения скорости.

Стационарная система
Стационарная система

В этом случае расстояние сокращается до 100 метров. Сами же камеры должны устанавливаться так, чтобы не перекрывать зону съёмки друг друга. Максимальное удаление друг от друга - не менее километра в городе и пять километров за городской чертой.

Переносные камеры

Переносные камеры на полосе устанавливают на треноге, как правило, рядом с патрульной машиной. Требования к размещению в принципе те же, но никто не мешает полицейскому патрулю официально получить разрешение у руководства на установку камеры практически на любом участке дороги.

И даже если рядом с камерой нет инспектора - это ещё ничего не значит. Нарушитель всё равно попадёт на фотофиксацию, комплекс срабатывает автоматически, а инспектор занят оперативной работой.

Мобильные комплексы на автомобилях

Третий вариант - это автоматизированные комплексы, смонтированные на служебных автомобилях. Это наиболее совершенные в техническом плане устройства, работающие под конкретный круг задач. Такая машина, не обязательно полицейская, может быть припаркована в удобном месте недалеко от перекрёстка или дорожной развязки для фиксации любителей проехать по сплошной линии или островку безопасности.

-3

Или использующих для движения полосу для автобусов и такси. Соответственно, всё это в последствии будет оформлено в виде административного взыскания с прилагающимся фото.

Технические возможности современных камер

Кстати, современная камера с качественной оптикой легко и быстро делает серию фото или текущее видео, если речь идёт о серьёзном ДТП, на расстоянии до 300 метров. Причём качество съёмки даёт возможность распознать даже лица людей и предметы в их руках. И это важно, так как фиксация мельчайших деталей является главным приоритетом работы камер на полосе.

Почему это так важно? Потому что мелкие детали помогают быстро найти машину нарушителя и даже самих нарушителей или преступников. Номерной знак можно быстро заменить, а вот вмятины на кузове или другие повреждения индивидуального характера останутся надолго.

Основные функции и задачи

Так чем же в реальности занимается камера на полосу? В конструкции такой камеры всегда есть лидар или другое устройство, позволяющее измерить скорость транспорта. Фиксация нарушений скоростного режима, наезды на разметку или грубое игнорирование требований ПДД - это, по сути, дополнительная функция для такого агрегата.

Основная задача автоматического комплекса состоит в том, чтобы фиксировать и направлять в главный компьютер наиболее ценную информацию из того, что происходит на дороге. В основном оценивается поведение конкретного автомобиля в движении.

Выявление серьёзных нарушений

Чаще всего «вычисляют» перевозку опасных грузов, вождение в нетрезвом состоянии, попытки наезда на пешеходов и других участников дорожного движения. Естественно, сразу же принимаются меры по информированию постов и патрулей. Ну а дальше - всё как обычно.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!