– У человека с пограничной структурой личности внутри находится злобная атакующая часть («безумное Супер-Эго»), которая всячески третирует и изощрённым образом измывался над ним. Атакуя другого человека он «отводит» эту часть от себя. Временная передышка возникает, когда эта клокочущая внутри ярость, радостно находит свой объект.
– Отто Кернберг подчеркивал, что при работе с пограничным пациентом нужно внимательно исследовать «несовместимые реальности» (из серии «Кто из нас сумасшедший?»). Действительно, иногда работа с человеком с ПРЛ может выглядеть как конфронтация или даже как спор. Однако истиной целью, является обнаружение и описание разницы в восприятии реальности и способов её интерпретации.
– Непереносимость одиночества – одна из разновидностей плохой переносимости фрустрации. Однако у людей с ПРЛ, она дополнительно усугубляется чувством того, тебя «специально бросили, чтобы наказать и показать какой ты плохой человек».
– Страх перед «ужасной местью» является одним из сдерживающих агрессию факторов у людей с ПРЛ.
– «Тотальное невезение», которое ощущают люди с ПРЛ является скорее не проблемой предшествующего неверного выбора, а неспособностью выдерживать неизбежную амбивалентность. Объект «разочаровывает» и выбор объявляется «ошибочным», по причине того, что он просто оказался «неидеальным».
– Непоследовательность, которая характерна для людей с ПРЛ для них самих совершенно не заметна. Они начинают «за здравие, а кончают за упокой» – не обнаруживая при этом особого противоречия. Особенно это хорошо видно при анализе их текстовых сообщений.
– Человек с ПРЛ необоснованно обвиняя своего психотерапевта «во враждебности», именно благодаря этому обвинению не замечает своей враждебности к нему.
– Ещё одна проблема людей с ПРЛ это диссонанс между «доверием» и «недоверием» к себе. Их грубейшие искажения в интерпретации действительности, чудесным образом сочетаются с глубокой проницательностью их интуиции (иногда на уровне магии или телепатии). Проблема как раз заключается в том, как им отличить одно от другого?
– Характерная черта людей с ПРЛ, а именно невозможность дать ясные и последовательные описания близких им людей (бедность, диффузия / расплывчатость или чрезвычайно противоречивый нарратив) может свидетельствовать ещё и о том, что при попытке поведать Другому о своих отношениях, они неизбежно начинают впадать в ярость. Диффузия / бедность / противоречие в описании, могут быть попыткой защиты образов этих близких людей от разрушительной агрессии по отношению к ним.
– Иногда психотерапевт для пограничного пациента выступает как «мальчик для битья». Парадокс заключается в том, что чем сильнее пациент атакует своего терапевта, тем более пострадавшей стороной он себя чувствует. Хорошая новость, заключается в том, что атакуя своего психотерапевта, клиент какое-то время, в меньшей степени третирует лиц из своего ближайшего окружения.
– Многие пограничные люди страдают от «Синдрома Кассандры». Они предвидят будущие «отвержения» и «отказы» будучи неспособными их предотвратить.
– Самонаказующее поведение встречается чаще чем поведение саморазрушительное. Просто оно менее заметно. Самонаказание парадоксально выступает и как отказ от возмещения реального ущерба и как заявление о своих высоких моральных принципах.
– Превращение психотерапевта в «Козла отпущения» является своеобразным громоотводом. Возможно, через некоторое время человеку с ПРЛ становится интересно, кто такой действительно, его терапевт, к которому у возникает так много самых разнообразных чувств. А там и недалеко и до интереса к собственной личности.
– Иногда при работе с людьми с ПРЛ, степень выраженности их переноса на терапевта достигает такой силы, что уже нужно говорить не о «неврозе переноса», а о «психозе переноса». Например, клиенту начинает казаться, что самое главное и важное в его жизни, так это его отношение к своему терапевту и отношение его психотерапевта к нему.
– Идея связанная с отношениями у людей с нарциссической патологией, упрощенно сводится к концепции того, что Другой мне безвозмездно что-то должен (например, услуги, деньги, время), ибо я такой замечательный человек, просто подарок. У людей с истерической проблематикой, все крутится скорее вокруг внимания, жажды положительной оценки, а также чувства, что мы достаточно близки, почти в отношениях (даже если это далеко не так).
У пограничных личностей есть идея фикс вокруг темы «отвержения». Они пытаются предотвратить это будущие их непринятие, совершая действия, которые парадоксальным образом, этот разрыв и приближают.
– Выступая в отношения садомазохистского толка, в которых человек попеременно причиняет страдания другим и сам страдает от их рук («мучимый мучитель» или «преследуемый преследователь»), пограничные люди пытаются реализовывать «у себя дома», тот стиль межличностных взаимодействий, который был в их родительской семье.
– Попытка навязать другому чувство вины или «маниакальная тенденция упрекать» (согласно Racker, 1957) вытекает из механизма «опережения». Пограничным людям невыносимо слышать обвинение в их адрес, даже если оно справедливое.
– Невротическая дилемма «Или трусы наденьте или крестик снимите» – для людей с ПРЛ вообще не дилемма, многие из них тут вообще не видят никакого противоречия и искренне не понимают, о чем тут идёт речь.
© Автономов Денис, 2025
#размышления
#психология
#афоризмы
#прл