Последнее время только и разговоров, что об «Орудиях» Зака Креггера, которые записывают в лучшие хорроры года, а то и десятилетия. Как и любой подобный ярлык, он, скорее, оказывает фильму медвежью услугу (больше шансов на перегретые ожидания), но стало любопытно, а с чем в этом году (в теории) он может соревноваться.
Для чистоты эксперимента брал только фильмы, чья мировая (не фестивальная) премьера состоялась в 2025-м, то есть рождественский «Носферату» и отличный испанский «Вопль» остались за бортом. Некоторые вещи, например, «Одно целое» и «Пункт назначения», пока не смотрел, но остальной хайп, кажется, по большей части видел. Своих фаворитов пишите в комментариях — этот список просто субъективная прикидка впечатлений от ужасов года. Пост обновляется (добавились «Сомния», «Тот самый» и «Паранормальное явление: Шум», «Франкенштейн», «Астрал: 13 инкарнаций зла», «Крипер»).
16. «Компаньон»
Парочка возлюбленных (Софи Тэтчер из «Шершней» и Джек Куэйд из «Пацанов») отправляется в загородный дом богатого знакомого, а там начинается черти что. Кажется, первый хит и хайп года — дебют Дрю Хэнкока, который, думается, переоценил неожиданность и оригинальность концепта. Ни один из заготовленных твистов не производит впечатление (большую часть засветили в разных трейлерах и даже синопсисе), а жанровая сноровка или социальное высказывание оставляют желать лучшего. Смотревшие «Прочь», «Степфордских жен», «Человека-невидимку» и/или «Тела, тела, тела» вряд ли поднимут бровь.
15. «Обезьяна»
1999 год, близнецы Хэл и Билл находят в вещах отца-пилота, скончавшегося при загадочных обстоятельствах, коробку со зловещей заводной обезьяной. Стоит повернуть ключик — и жутковатая игрушка найдет новую жертву (одной становится их мать в исполнении Татьяна Маслани). Четверть века спустя братья встречаются вновь: робкий Хэл (Тео Джеймс) дистанцируется от всех, с кем близок, опасаясь проклятия обезьяны, а нагловатый Билл (тоже Тео Джеймс), напротив, становится ей одержим. Черная комедия Осгуда Перкинса («Собиратель душ») по мотивам рассказа Стивена Кинга, в которой самое интересное — как режиссер с юмором рефлексирует личные травмы (в основном — шокирующей утраты родителей). В каком-то смысле «Обезьяна» напоминает сеанс личного экзорцизма, если так можно охарактеризовать изгнание боли по системе Персея: Перкинс как будто отбивается от страхов и душевных ран кривым зеркалом.
14. «Тот самый»
Кэмерон Кэйд (Тайрик Уизерс) рос, наблюдая за матчами San Antonio Saviors и их звездного квотербека Исайи Уайта (Марлон Уэйанс). Теперь паренек сам играет на той же позиции и подает очень большие надежды. Несмотря на серьезную травму, кумир дает ему шанс попасть в команду мечты, но для этого Кэмерону нужно потренируется неделю в особняке звезды. Так Кэйд погружается в макабрическое закулисье американского футбола. Режиссер-дебютант Джастин Типпинг с порога обещает размотать мифы большого спорта до основания, но экспериментальные занятия в доме Уайта, рассчитанные на библейские семь дней, не поражают воображение, а в сюжете больше отсылок к истории и религии, чем интересных мыслей. При всех дизайнерских и визуальных изысках фильм остается заложником подхода «у меня есть мысль, и я её думаю».
13. «Сомния: Обитель кошмаров»
Начинающая актриса Джемма (Хлоя Ливайн) переезжает в Лос-Анджелес из маленького городка на юге Джорджии, мечтая покорить Голливуд. Пока с ролями не везет, она устраивается на работу в экспериментальную клинику «Сомния», где людям помогают увидеть лучшую жизнь хотя бы во снах (это, мол, программирует на движение к успеху). Вакансия ночной сиделки поначалу кажется удобной подработкой — днем можно ходить по прослушиваниям, — но вскоре девушка начинают путать реальность и фантазию. Дебют Рэйчел Кэйн, как легко догадаться, обладает сновидческой атмосферой, а героиня сталкивается с потаенными кошмарами — сознания и города. Несмотря на знакомые локации и концепт, одиссея начинающей актрисы выписана очень сдержанно — в духе тихих инди-драм вроде недавнего «Нежного востока», что превращает «Сомнию» в скрытую жемчужину, а не потенциальный хай-трейн.
12. «Выход 8»
Мужчина (Кадзунари Ниномия) едет в метро на работу, получает звонок от бывшей, сообщающей, что она беременна, начинает судорожно думать, что же делать, и внезапно оказывается в таинственном переходе к восьмому выходу, до которого практически невозможно дойти. Коридор с тремя поворотам оказывается замкнутой петлей, который невозможно покинуть просто так. Надо следить за «аномалиями» и при малейшем несоответствия поворачивать назад. Остросюжетная драма Гэнки Кавамуры, вдохновленная одноименной видеоигрой, инди-хитом Exit 8, где, правда, не было сюжета: только коридор и пугающие загадки (впрочем, главный источник напряжения — в голове играющих). С формальной интригой — что же там за поворотом — всё неплохо, фильм цепляет, а вот с глобальной, придуманной непосредственно Кавамурой, значительно хуже (подсказки даются в первые три минуты и, если вы достаточно внимательны, оставшиеся 90 минут смотреть не то чтобы интересно).
11. «Кокон»
23 марта 1945 года, руководство японской армии мобилизует школьниц в качестве медсестер, чтобы они помогали силам, защищающим укрепления на Окинаве. Среди тех, кого затем назовут «Корпусом Лилий», оказывается подруги Сан и Маю, которые вместе столкнутся с оглушительными ужасами войны и познают ложь взрослых в невероятном масштабе. Полнометражный режиссерский дебют Юкимицу Ина, вероятно, не все отнесли бы к хоррору, хотя реальная история, осмысленная на страницах манги Матико Кё («Богиня с косичками»), заставляет волосы шевелиться даже с учетом телевизионных купюр. Оригинал, правда, жестче и многограннее — в аниме, приуроченному к 80-летию японской капитуляции, сгладили все острые углы, что несколько нивелировало затею напомнить об исторических ошибках и фронтовых ужасах.
10. «Франкенштейн»
1855 год, Викторианская эпоха на излете Восточной войны. Молодой ученый Виктор Франкенштейн (Оскар Айзек) с задором рокера пытается убедить ученых мужей, что воскрешение мертвых — не роскошь, а будущее. Те поднимают коллегу на смех, зато на «презентация» впечатляет торговца оружием герра Харландера (Кристоф Вальц). Тот выделяет светочу необходимые ресурсы, что приводит к «рождению» Создания (Джейкоб Элорди). Параллельно Виктор увлекается Элизабет (Миа Гот) — племянницей мецената и будущей невестой брата, похожей на его покойную мать. Ничто из его устремлений, конечно, до добра не доведет. Гильермо дель Торо наконец реализовал мечту всей жизни и экранизировал роман Мэри Шелли. Пускай его готический сеанс психотерапии трудно отнести к фильмам ужасов, локации, темы и персонажи непосредственно связаны с хоррором, в котором мексиканский визионер, по идее, знает толк, но, правда, не в этот раз.
9. «Крипер»
Лиз (Татьяна Маслани) и Малкольм (Россиф Сазерленд) едут в его загородный коттедж, чтобы отметить годовщину отношений. Атмосфера складывается напряженная, стильный аскетичный дом в лесу тоже выглядит слегка зловеще, а потом мужчина начинает странно себя вести: насильно угощает тортом и сбегает якобы по делам. После «Обезьяны» (см. выше) Осгуд Перкинс вернулся к истокам и принципам слоубернера, когда сюжет мучительно тлеет, а потом дарит яркий фейерверк эмоций и образов. Новый фильм, правда, расстраивает самоповторами и пустотами (сами локации, как и персонажи, слишком нацелены на роли символов). Когда полезет обещанная хтонь, станет повеселее, но и тут желание изобразить многозначность, ничего толком не сказав, играет не на руку фильму. При этом с точки зрения саспенса и визуальных решений всё равно мощная работа.
8. «Астрал: 13 инкарнаций зла»
Напористая сестра Юния (Сон Хе Гё) занимается экзорцизмом, несмотря на скепсис коллег по церкви и тем более врачей. Ради спасения невинной души курящая и сквернословящая монахиня готова прибегнуть к помощи шаманизма и карт Таро. Когда особенно могучая сущность вселяется в юного Чхве Хи Джуна (Мун У Джин), она обращается за помощью к нескольким старым знакомым и сестре Микаэлле (Чон Ё Бин), чей мистический дар с детства подавлялся. Спин-офф мистического хоррора «Черные священники», снятого режиссером «Проклятия «Зова могилы» Чан Джэ Хёном. Прямой сюжетной связи нет — лишь сохраняется методика по изгнанию духов, которую исповедуют местные последователи тайного ордена розенкрейцеров. Характер и методы Юнии напоминают о циничном экзорцисте Контантине из одноименного кинокомикса, а сам фильм Квон Хёк Чэ — корейский микс «Изгоняющего дьявола» с «Кодом да Винчи». Обилие сюжетных ходов и всевозможных духовных практик не всегда идет повествованию на пользу, но визуально всё решено достаточно оригинально.
7. «Верни её из мертвых»
После таинственной кончины отца Энди (Билли Бэррэтт) и его слабовидящая сестра Пайпер (слабовидящая дебютантка Сора Вон) оказываются в доме бывшей соцработницы Лоры (Салли Хокинс из «Формы воды» и фильмов Майка Ли). Несмотря на показное благодушие приемной матери, старший брат подозревает неладное — особенно в поведении третьего ребенка, Олли (Джона Рен Филлипс). Второй фильм братьев Дэнни и Майкла Филиппу, громко дебютировавших хоррором «Два, три, демон, приди», напоминает современную версию сказки в духе «Гензеля и Гретель», где вместо сладостей занимают обещания заботы. «Верни её...» в чем-то более грозный и проникновенный, чем их дебют, но не может похвастаться такими же фантазией и свежестью взгляда. Мистическая история о горе и утрате показана, скорее, глазами взрослых, чем детей, а умеренно оптимистичный финал всё равно вгоняет в депрессию.
6. «Паранормальное явление: Шум»
Слабослышащая девушка Со Джу Ён (Ли Сон Бин) ищет пропавшую младшую сестру Чу Хи (Хан Су А), которая незадолго до исчезновения жаловалась на непрекращающийся шум из квартиры выше. Правда, там уже давно никто не жил. Полнометражный дебют Ким Су Джина, где нерв повествования задает распространенная в Корее проблема «межэтажных шумов». Плохая звукоизоляция в многоквартирных домах всё чаще становится поводом для соседских конфликтов (порой — с летальным исходом). Режиссер ловко балансирует между паранормальным и бытовым измерениями ужаса, собирая комбо жилищных неурядиц, среди которых потустороннее воздействие — лишь метафора накопившихся проблем.
5. «Гадкая сестра»
Робкая Эльвира (Леа Мюрен) грезит о принце, начитавшись его двусмысленных стихов. Увидеть наследника престола можно будет на королевском балу, к которому дочь тщательно готовит строгая мать, не жалея денег на уроки хороших манер и болезненные косметические операции. Правда, даже с ними девушка меркнет на фоне сводной сестры — «золушки» Агнес (Тея Софи Лох Несс). Дебют Эмили Блихфельдт — скандинавская сестрица «Субстанции», где сюжет известной сказки рассказан от лица второстепенной героини, над которой принято насмехаться, хотя она тоже жертва общественных стандартов и ожиданий. В формате боди-хоррора постановщица критикует разного рода фантазии — о принцах, красоте или вечной любви, — если те требуют столько боли и страданий. При этом Блихфельдт оставляет свет в конце тоннеля, надеясь за как минимум сестринство (в данном случае — буквально).
4. «28 лет спустя»
2030 год, охваченная пандемии ярости Великобритания больше четверти века находится на карантине. Часть выживших обитает на приливном острове Линдисфарн и прекрасно себя чувствует. 12-летний Спайк (Элфи Уильямс) не знает другой жизни, но, побывав с отцом Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон) на большой земле, где шатаются зомби, он узнает о существовании врача, который в теории может помочь больной матери Айле (Джоди Комер). С ней мальчик и отправляется в опасную одиссею, где познакомится с разными взглядами на конечность бытия. Многообещающий реюнион Дэнни Бойла и Алекса Гарленда, активно сотрудничавших в нулевые. Мощное впечатление оставляет охотничья экспозиция, где впроброс дано тревожное видеоэссе о британском изоляционизме, связывающее выживших острова Линдисфарн с древней (и не очень) традицией. Остальное уже не так изобретательно и киногенично, но на голову выше многих высокобюджетных тентполов.
3. «Орудия»
Однажды ночью в городке Мэйбрук, штат Пенсильвания, синхронно пропадает 16 детей, учащихся в одном классе. Все они покинули дома в 2:17, остался только тихоня Алекс (Кэри Кристофер). Следствие зашло в тупик, родители (Джош Бролин) подозревают классную руководительницу Джастин (Джулия Гарнер), а путь к ответу лежит через конспирологические теории. Новый фильм Зака Креггера — цепляющий, выверенный, как градостроительный план, не без смешных моментов и пижонства, но как будто в ту же лузу, что и «Варвар». Еще и финал, не считая уморительно пробежки, дарит осадочек «А разговоров-то было» (не вокруг фильма, а в его насупленной многоголосице). Тем не менее нелинейное повествование, моменты подлинного саспенса и множество других интересных решений подталкивают к выводу, что лучше всё же один раз увидеть (и составить мнение). Там есть, что обсудить.
2. «Набережная Сисоват»
Обычный день в Пномпене, столице Камбоджи. Обычное свидание на набережной. Романтическая встреча девушки и парня оборачивается сущим кошмаром, когда возлюбленная превращается плотоядных демониц-красу. Эффектный и стильный эко-хоррор Стефани Лансак и Франсуа Леруа, снятый в смешанной технике и на кхмерском языке. Французский тандем уже 20 лет путешествует в Восточную Азию и делает мультфильмы, отдавая должное культуре и насущным проблемам разных стран. В водовороте ротоскопированного Пномпеня находится место и разным техникам (вплоть до стилизации под национальный театр теней, внесенный в список нематериальных ценностей ЮНЕСКО), и камбоджийской проблеме с мусором, которая мучает граждан не первый год, и остроумной рифме антисанитарии с древними проклятими.
1. «Грешники»
1932 год, в дельту Миссисипи из Чикаго возвращаются лихие близнецы Дым и Пепел (оба — Майкл Б. Джордан), которые планируют открыть недорогой бар, где окрестные афроамериканцы смогут промочить горло и размять ноги под душеспасительный блюз. На торжественное открытие наведываются не только музыкальная легенда Дельта Слим (Делрой Линдо) и племянник бандитов Сэмми (Майлз Кейтон), который виртуозно освоил гитару, но и кровопийцы. Фильм Райана Куглера — постановщика «Станции "Фрутвейл"», «Крида» и дилогии «Черная пантера» — вампирский южноготический заговор: сначала очень плотный многофигурный роман о жизни афроамериканцев в Миссисипи 1930-х, примерно в сердцевине завораживающая (кажется, однокадровая) пляска, будящая предков и потомков блюза, ну и кровавый финальный спурт, маскирующий фигу условному Disney.
Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».