В повторном прокате скоро можно будет увидеть «Внутри Льюина Дэвиса» — фильм братьев Коэн, который многим и открыл Оскара Айзека 13 (!) лет назад. Получается, это одна из звезд, родившаяся у меня на глазах, так что интересно вспомнить (некоторые) его роли и восполнить пробелы в знании биографии.
Оскар Айзек Эрнандес Эстрада родился в городе Гватемала, что в одноименной республике, где провел пять месяцев, а потом его родители переехали в США. В школе ОА был сорвиголовой, играл в собственной группе и снимал домашние фильмы «под Тарантино», а в старших классах планировал связать будущее с армией (сначала как морпех, потом в качестве военного фотографа). К счастью — для зрителей и отца-пульмонолога, который был против, — с этим карьерным треком не сложилось, поэтому энергия Айзека направилась в знаменитую Джульярдскую школу искусств. Затем он играл музыку в небольших клубах и на офф-Бродвее (например, Фиделя Кастро в постановке «Когда на Кубе наступает время коктейлей»), а также снимался в эпизодических ролях, которые со временем становились всё больше. И вот мы здесь.
«Драйв» (2011)
Возможно, в неон-нуаре Николаса Виндинга Рефна — его американском дебюте — не все рассмотрели харизму Стандарда Габриэля, бедового соседа Водителя (Райан Гослинг). Тем не менее Айзек отлично вписался в новую эстетику датского визионера и богатый актерский ансамбль (наряду с Кэри Маллиган, Роном Перлманом, Брайаном Крэнстоном и Кристиной Хендрикс).
«Внутри Льюина Дэвиса» (2012)
Прорывная роль фолк-певца Льюина Дэвиса, ищущего место под солнцем в холодном Нью-Йорке (и не только) 1961-го на пару с рыжим котом Улиссом (Одиссеем), остается в топе айзековских перфомансов. Вдобавок она принесла ему первые значимые номинации («Золотой глобус» и «Сатурн»). Снова ретро — уже не стиля ради, но в силу экранной реальности. Снова впечатляющий ансамбль — Маллиган, Адам Драйвер, Джон Гудмен, Гаррет Хедлунд, Джастин Тимберлейк и другие. Для братьев Коэн же — снова плутающий сюжет о поисках (дома ли, славы, или себя), где небольшой человек оказывается между жерновами эпохи (скоро придет Боб Дилан и заявит, что The Times They Are A-Changin').
«Из машины» (2014)
Просветленный техно-гуру Нэйтан в режиссерком дебюте писателя Алекса Гарленда усилил позиции Айзека в большом кино, несмотря на то, что в центре внимания — программист Калеб (Донал Глисон) и гиноид Ава (Алисия Викандер). Кастинг оказался не только остроумным — вспомним Айзека Азимова, — но и удачным: если ценителей сай-фая подкупил сам фильм, то в Интернете завирусился танец Нэйтана и его робопомощницы Киоко (Соноя Мидзуно).
«Покажите мне героя» (2015)
Еще одна этапная роль — теперь уже принесшая актеру «Золотой глобус». В ретро-драме Дэвида Саймона — создателя «Прослушки» и одного из лучших шоураннеров в истории телевидения — он играет молодого мэра Ника Васиско, который пытается изменить в лучшую сторону жизнь городка Йонкерс, штат Нью-Йорк. На дворе конец 1980-х — начало 1990-х, идет десегрегация государственного жилья, а преодолеть многолетние расовые проблемы одним законом оказывается не так-то просто.
«Люди Икс: Апокалипсис» (2016)
Конечно, стоило Айзеку стать довольно заметным артистом, как за ним пришли из комикс-вселенных — увы, первыми стали зодчие мира X-men. В гриме резинового солдатика артист играет многовековое зло (собственно, Апокалипсиса), пока вокруг нелепо вьется сюжет, а все персонажи бесконтрольно рыдают. Через шесть лет Оскар сыграет в марвеловском «Лунном рыцаре» Бенсона и Мурхеда, что поможет ему закрыть гештальт с премией «Сатурн».
«Аннигиляция» (2017)
Небольшая роль, но в отличном фильме — тоже хочется отметить. Снова Гарленд, снова нерадивый муж (теперь его зовут Кейн), снова некосмическая одиссея — уже в исполнении цитолога Лины (Натали Портман), которая отправляется в загадочную зону, где сначала побывали, вероятно, пришельцы, а потом и супруг, вернувшийся сам не свой. Во всем этом ужасе аннигиляции, неопределенности и потери координат режиссер бросается в объятия «Соляриса» и «Пикника на обочине», веря, что крохи человеческого и есть ответ на главный вопрос
Новая трилогия «Звёздных войн» (2015-2019)
Эрзац — Хан Соло в абрамсовском ремиксе Star Wars — еще одна подстава от крупной студии (теперь Disney), которой По Дамерон в исполнении Айзека был нужен как харизматичный статист.
«Сцены из супружеской жизни» (2021)
Очередной пик в карьере Оскара — преподаватель Джонатан в новом прочтении бергмановского шедевра. Актерский мастер-класс он дает на пару с Джессикой Честейн в роли Миры, которая работает в корпорации и решает после десяти лет брака расстаться с супругом. Режиссер и сценарист — Хагай Леви, работавший над первыми сезонами «Пациентов» и «Любовников» (тут клепать продолжение не заставляли, так что он с толком и расстановкой сделал всё, как хотел).
«Холодный расчет» (2021)
Один из наиболее удачных поздних фильмов Пола Шредера — киноведа, сценариста «Таксиста» и режиссера «Дневника пастыря». Не в последнюю очередь благодаря Айзеку, от которого трудно оторвать глаз в этой мрачно-оптимистичной истории о человеке с темным прошлым, который ищет искупления — за карточным столом и на злых улицах.
«Дюна» (2021)
В «Игре престолов» с размахом космической оперы Оскару Айзеку не повезло сыграть Лето Атрейдеса — местного Неда Старка, который в прозе Герберта воплощал уходящее сквозь пальцы благородство. Впрочем, в монументальной и отстраненной манере Дени Вильнева большинству людей достаются роли песчинок на фоне величественных построек и захватывающих дух пейзажей. Может быть, в другом блокбастере повезет больше.
«Франкенштейн» (2025)
У апологета готики и лучшего друга монстров Гильермо дель Торо наш герой сыграл титульного ученого, решившего бросить вызов смерти. Его Виктор — рок-звезда от мира хирургии, человек, полный амбиций, идей и детских травм. Интересная рифма к образу «Из машины», да и вообще центральная партия в масштабной очень нарядной постановке, но часть от лица Создания всё же поинтереснее.
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».