Что посмотреть до, после или вместо Гильермо дель Торо
Мексиканский сказочник наконец-то реализовал мечту всей жизни — снял экранизацию романа Мэри Шелли, где угадывается почти вся его фильмография. Наверняка не всем версия Гильермо дель Торо пришлась по душе, но даже если так — это интересный повод взглянуть на другие (крайне вольные) прочтения знакомого сюжета, среди которых немало любимых кинолент режиссера. Больше оригинальных интерпретаций можно накидать в комментах!
Дух улья (1973)
Пронзительный фильм о том, как «Франкенштейн» научил девочку понимать жизнь, — дебют баскского режиссера Виктора Эрисе. 1940-е, Испания на закате Гражданской войны. Ана (Ана Торрент) живет в небольшом городке и однажды видит «Франкенштейна» Джеймса Уэйла. Фильм производит на нее неизгладимое впечатление, и она пытается вызвать чудовище. Однажды в их сарае и правда объявляется незнакомец — раненый солдат-республиканец.
Шоу ужасов Рокки Хоррора (1975)
Культовый фильм Джима Шармена, основанный на одноименном мюзикле. Скромная пара Джанет и Брэд (Сьюзен Сарандон и Бэрри Боствик) решает навестить знакомого, но сбившись с дороги оказывается у порога доктора Фрэнка Н. Фертера (Тим Карри, также известный по роли Пеннивайза в первой версии «Оно»). Тот сразу знакомит гостей с причудливыми обитателями его замка, показывает эксперимент по созданию идеального мужчины (собственно, Рокки Хоррор — это Существо, но с обложки глянцевого журнала). Пересказывать ШУРХ — неблагодарное дело, но полвека назад, как и сегодня, фильм устраивает взбучку пуританской морали, высмеивая всё и вся (кроме, разве что, свободы самоопределения). И всё это с песнями, конечно.
Франкевини (1984)
Короткий метр Тима Бёртона, из которого 30 лет спустя вырос одноименный мультфильм. Как и дель Торо, американский фанат готики без ума от «Франкенштейна», чьим вариациям посвятил всё начало карьеры: от «Винсента» до «Эдварда руки-ножницы». История про оживление любимого питомца — кажется самой трогательной и оригинальной, поскольку отсылает к первому для многих детей контакту со смертью (домашних животных). Про гениев и изгоев всё-таки снято и так немало.
Тэцуо: Железный человек (1989)
Фильм — швейцарский нож, в котором смешались боди-хоррор и обломки разных «панков», городские легенды и ужасы подсознания мегаполиса. Самая известная работа Синьи Цукамото, где он приглашает 67 минут понаблюдать за жуткими союзами человеческой плоти и порой безумных механизмов, которые одни вживляют добровольно, а другие — случайно. Кошмар, где технологии завладевают телом, разумом и даже гениталиями, оказался более точным, чем нарядный ретрофутуризм с повсеместным распространением дирижаблей или фантастика с воскрешением трупов.
Из машины (2014)
Режиссерский дебют писателя и сценариста Алекса Гарленда, снявшего камерный сай-фай с операционной системой эксперимент Алана Тьюринга. Персонажи знают, что перед ним гиноид, но та должна их убедить, что обладает сознанием и чувствами — вполне «Франкенштейн 2.0». Блестящий актерский состав (Домнал Глисон, Оскар Айзек и Алисия Викандер), пульсирующий саундтрек и приятная неоновая эстетика возвестили мир о рождении новой звезды.
Бедные-несчастные (2023)
Макабрическая экскурсия Йоргоса Лантимоса по фантастическому викторианскому Лондону и другим городам мира, где оживают сгустки фантазий о женщинах и социуме, характерные для искусства XIX-XX веков. Фильм сшит из эстетик и приемов как монстр Франкенштейна: от монохрома и токсичных цветов до сцен в духе сюрреалиста-кукольника Яна Шванкмайера и свидетеля снов немого кино Гая Мэддина. Помимо впечатляющего декора и самозабвенных пластических этюдов Эммы Стоун заразительна и сама логика фильма: живи так, словно все правила — временны (или ошибочны), а тебя — никто никогда не ранил.
Субстанция (2024)
Прошлогодний хит, награжденный в Каннах призом за лучший сценарий и за лучший грим на «Оскаре». Заслуженную фитнесс-звезду Элизабет Спаркл (Деми Мур) увольняют с телевидения, чтобы заменить ведущей помоложе. В отчаянии женщина принимает экспериментальный препарат «Субстанция», что порождает её альтернативную личность — юную Сью (Маргарет Куэлли), обладающую отдельным телом и сознанием. Вскоре их союз оборачивается противостоянием — в духе Франкенштейна и Создания, — влекущим непредсказуемые мутации. Режиссерка Корали Фаржа, ранее снявшая эффектный фильм «Выжившая», работает с темами женской идентичности и повсеместной (само)объективации, сочетая элементы боди-хоррора с критикой медиа. После финального «концерта» плоти фильм оставляет зрителей с размышлениями о том, как коллективные нормы формируют личные трагедии.
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).