Почему гоночные машины низкие, плоские и с таким странным носом? Как называется место, где сидит пилот? Что такое антикрылья и для чего они нужны? И за счет какой детали машина едет быстрее?
Рассказывает Павел Пастушков, зав. лаборатории аэромеханики и волновой динамики НИИ механики МГУ, кандидат технических наук и кандидат в мастера спорта, гонщик команды “MSU Racing”.
Почему гоночные машины низкие и плоские?
Машины класса «Формула» — машины исключительно для автогонок, разработанные по определенной Формуле и техническому регламенту. Неслучайно они имеют низкую, плоскую и вытянутую форму, которая уменьшает лобовое сопротивление и тем самым значительно увеличивает скорость. При этом гоночные машины достаточно широкие. Это, в свою очередь, помогает им устойчиво входить в повороты и избегать заносов.
Сила вниз — чтобы ехать вперёд
У гоночных машин «Формул» есть два антикрыла: переднее и заднее. По сути, антикрыло — это крыло «наоборот», которое создает не подъемную силу, а прижимную. С помощью прижимной силы машина может быстрее проходить повороты. По регламенту, который действует в Формуле-1 до 2026 года, заднее крыло достаточно узкое, и чтобы компенсировать это — выжать максимум прижимной силы и несильно замедлить машину, инженеры используют сложные конфигурации — поэтому антикрыло имеет такую причудливую форму.
Почему у болидов не закрывают колеса?
Это не совсем так. В современной Формуле-1 открытые колеса не так сильно влияют на аэродинамическое сопротивление. Все дело в том, что перед передними колесом расположено переднее антикрыло, а перед задним — специальные аэродинамические устройство, которое перераспределяет воздушные потоки так, чтобы они огибали колесо, при этом не снижая скорость машины.
Незаметные детали, которые решают все
В кузове машин Формулы-1 много мелких аэродинамических элементов, каждый из которых выполняют свою функцию. Согласно регламенту, их должно быть определенное количество, но некоторые команды придумывают свои «фишки». Например, у Mercedes было скрытое отверстие в носовой части машины, которое гонщик открывал ногой на прямом участке трассы, увеличивая тем самым скорость. Позже эту находку запретили, но несколько гонок команда выиграть успела.
Как называется место, где сидит пилот?
Место, где сидит пилот в Формуле, называется кокпит. Это защищенное пространство, которое окружает гонщика и обеспечивает ему безопасность при авариях. В Формуле-1 кокпит сделан из сверхпрочного материала — специального углепластика (его называют карбон).
Почему у гоночных машин такой странный нос?
Нос гоночной машины — это часть кокпита, поэтому и ширина, и форма носа машины обусловлены не только аэродинамикой, но и безопасностью пилота. В носовой части расположен педальный узел и ноги гонщика — они вытянуты вперёд и задраны немного вверх. При этом форма носовой части должна быть обтекаемой и определяться размером человеческого тела и толщиной защитных элементов, которые в случае аварии «погасят» силу удара.