Вопреки распространённым стереотипам, женщины в Персидской империи не были лишь затворницами гарема или жертвами мизогинии. Царицы Древней Персии обладали значительным политическим влиянием и автономией.
Наиболее известные рассказы о Персидской империи редко упоминают женщин. Если они и появляются, то лишь как второстепенные персонажи, запертые в гареме Царя царей или погружённые в личные переживания. Однако почти всё это не соответствует истине. Царицы Древней Персии пользовались широкой социальной и экономической свободой, что делало их влиятельными политиками. Хотя они не вели армии в завоевательные походы, именно они управляли богатством и ресурсами империи. Более того, будучи матерями наследных принцев династии Ахеменидов, они оказывали огромное влияние на порядок престолонаследия и политическую стабильность империи, сохраняя свою власть далеко за пределами царствования одного конкретного монарха.
1. Атосса: первая царица-мать Персидской империи (ок. 550–476 гг. до н. э.)
Золотой орнамент с изображением женщины, держащей цветок лотоса. VI–IV вв. до н. э., Британский музей
Атосса, вероятно, была самой знатной женщиной, которую породила Персидская империя. Её отцом был сам Кир Великий — основатель империи. Она была также женой и сестрой двух первых преемников Кира, однако её истинное влияние проявилось лишь тогда, когда почти все члены её семьи уже ушли из жизни.
Молодой Атоссе был навязан брак с её братом Камбисом, который умер на обратном пути из Египта, покидая его после завоевания. Он возвращался, чтобы встретиться с другим их братом — Бардией, узурпировавшим трон в его отсутствие. В конечном итоге, попытки Камбиса подавить это восстание окончились его гибелью, а власть захватил дальний родственник — Дарий Великий, убивший Бардию и провозгласивший себя царём.
Чтобы легитимизировать свою власть, Дарий женился на всех оставшихся в живых женщинах рода Кира, включая Атоссу. Это должно было гарантировать, что все их будущие сыновья будут его наследниками, одновременно связывая династию Дария с родом Кира. Архив укреплений Персеполя (Persepolis Fortification Archive) показывает, что Атосса и другие царственные женщины владели собственными земельными угодьями, путешествовали вне двора и распоряжались ресурсами империи от своего имени. На самом деле, в этом архиве Атосса упоминается реже, чем её сестра Артистона и золовка Ирдабама.
Атоссе принадлежало имение Антарантиш на далёком севере, в Парфии. Там она командовала более чем сотней слуг и работников, включая ассирийских служанок с детьми, ремесленников из разных уголков империи и даже греческого врача. Она устраивала пышные пиршества, где лично исполняла церемониальные и религиозные обязанности, официально возложенные на отсутствующего царя.
Надпись, объявляющая Ксеркса наследником престола, середина V в. до н. э., via Livius.org
Возможно, Атосса жила в Парфии, чтобы быть ближе к своему старшему сыну Ксерксу. По словам греческого историка Геродота, именно Атосса убедила Дария назначить Ксеркса наследником престола. У Дария было двое сыновей от первой жены ещё до захвата власти, а Ксеркс был первым сыном, рождённым после его восшествия на трон. При этом Дарий, по всей видимости, питал особую симпатию к Артистоне — младшей сестре Атоссы — и имел от неё ещё двоих сыновей. Однако Атосса убедила царя в концепции двойного первородства: во-первых, Ксеркс — старший сын Дария как царя; во-вторых, он — старший внук Кира. Следовательно, именно он имел наилучшее право на престол. Дарий, возможно опасаясь, что дочери Кира могут втянуть своих сыновей в гражданскую войну, если он откажет, принял мудрый совет Атоссы.
Когда Ксеркс стал царём, влияние Атоссы только возросло. Она стала первой в истории Персии царицей-матерью — женщиной, родившейся при дворе и дожившей до того момента, когда её сын взошёл на трон. Она задала образец на века, утвердив за собой право царицы-матери вмешиваться в дела государственной измены. Её способность влиять на внутреннюю политику Персии даже побудила древних греков утверждать, что именно она стала инициатором персидских походов на Грецию. Это, разумеется, преувеличение, но говорит о том, насколько широко была известна её репутация.
2. Амэстрида: защитница династии (ок. 510-424 гг. до н. э.)
Цилиндрическая печать с изображением персидской царицы, беседующей с молодой девушкой и знатной женщиной. Источник: Encyclopaedia Iranica
Преемницей Атоссы на посту царицы-матери стала Амэстрида — самая влиятельная жена Ксеркса. Она была дочерью одного из союзников Дария Великого во время его дворцового переворота, и её брак с тогда ещё принцем Ксерксом закрепил этот политический союз. Во многих случаях подобные династические браки отнимали у женщин личную свободу, однако жизнь Амэстриды не даёт поводов полагать, что она страдала от этого выбора.
Вскоре после неудачного похода Персии на Грецию в 479 году до н. э. Амэстрида собственноручно соткала для мужа роскошное одеяние. Однако Ксеркс, не оценив подарка, тут же преподнёс его молодой женщине — жене их собственного сына — с которой у него, как оказалось, был роман. Амэстрида же ошибочно решила, что любовницей царя является мать девушки, и в наказание жестоко изувечила эту женщину. Такой поступок отражал тревогу: только персиянки имели право становиться законными жёнами царя. Любовная связь с другой персиянкой грозила династии — ведь если бы у Ксеркса родился сын от этой женщины, то его притязания на трон могли бы спровоцировать гражданскую войну.
В 465 году до н. э. Ксеркс был убит, и Персидская империя погрузилась в кратковременный хаос, когда трое его старших сыновей — от Амэстриды и других жён — вступили в борьбу за трон. Победу одержал их третий сын — Артаксеркс I. Став царицей-матерью, Амэстрида начала мстить всем, кто угрожал дому Ахеменидов.
Набросок персидских цариц на седельной ткани из Пазырыкского кургана, IV в. до н. э., Сибирь. Источник: Expedition Magazine, Penn Museum
Вскоре после воцарения Артаксерксу I пришлось подавлять восстание в Египте, поддержанное армией афинских греков. В самом начале восстания был убит брат Ксеркса — Ахемен, который в тот момент правил Египтом в качестве сатрапа. Мегабиз, сатрап Ассирии, сумел подавить мятеж и добиться капитуляции вождей восстания. Те согласились сдаться при условии, что их не казнят. Однако у Амэстриды были другие планы. Эти люди убили принца из царского дома, и столь вопиющая измена требовала казни. Не Артаксеркс, а именно Амэстрида приказала Мегабизу выдать пленных в столицу, где их обезглавили.
Принуждение Мегабиза нарушить своё слово было лишь одной из многих причин, породивших его враждебность к царскому двору. Его отец и дед правили гораздо более престижной сатрапией Вавилонии, но сам Мегабиз, несмотря на брак с царевной Аметидой — дочерью Ксеркса и Амэстриды — был понижен до сатрапа Ассирии. Тем временем престижную Вавилонию получил один из младших сыновей Ксеркса. Спустя некоторое время после египетской кампании Мегабиз стал первым в истории сатрапом, восставшим против царя. Он даже дважды разгромил лоялистов в открытом бою.
В этой кризисной ситуации Амэстрида и её дочь, царевна Аметида, заняли особое место в истории персидских цариц, выступив в роли политических переговорщиков.
Персидские воины на фризе из Суз, VI–V вв. до н. э., Лувр
Хитрость Амэстриды сыграла решающую роль в завершении конфликта. Осознав военные успехи Мегабиза, царица-мать уговорила его прекратить боевые действия. Он получил разрешение жить в почётной ссылке при дворе, несмотря на желание Артаксеркса казнить его. Его сын Зопир получил сатрапию Ассирии. Хотя Мегабиз был частью царской семьи лишь по браку, Амэстрида неизменно выступала против казни родственников.
Через несколько лет Зопир также восстал. Он не был столь удачлив, как отец, и бежал в Афины, откуда вернулся во главе афинского флота для вторжения в Ликию в 440 году до н. э. Ирония в том, что экспедиция закончилась после капитуляции первого же города, где один из крестьян, возмущённый происходящим, метнул камень и смертельно ранил Зопира в голову. Несмотря на предательство, Амэстрида всё равно считала его своим внуком и настояла на том, чтобы убийцу схватили и распяли за преступление против принца рода Ахеменидов. Для неё убийство члена династии, даже отдалённого, не могло остаться безнаказанным.
Амэстрида дожила до того момента, когда её правнуки достигли совершеннолетия. И она, и Артаксеркс I умерли своей смертью в 424 году до н. э., с разницей в несколько месяцев.
3. Парисатида: Великая царица (ок. 470–370 гг. до н. э.)
Известняковый рельеф персидской женщины из Египта, IV в. до н. э. Источник: Бруклинский музей
Смерть Артаксеркса I спровоцировала гражданскую войну. У него был лишь один сын от полноправной персидской жены — недолго правивший Ксеркс II. Однако от вавилонских наложниц у царя было множество сыновей, и по крайней мере трое из них заявили о претензиях на трон. Победителем в этой борьбе вышел Дарий II — не в последнюю очередь благодаря влиянию его жены (и сводной сестры) Парисатиды. В определённом смысле, она воплотила вершину власти, которой могла достичь персидская царица.
Была ли мать Дария II к тому моменту мертва, или же, будучи вавилонянкой, не могла претендовать на роль царицы-матери, точно неизвестно. В любом случае, она не играла политической роли при его правлении. Традиционное влияние, присущее царице-матери, перешло к Парисатиде как супруге нового царя. Это положение она сочетала с личными богатствами и связями, добившись впечатляющих результатов.
С молодых лет Парисатида проявляла себя как умелый инвестор и влиятельная землевладелица. После брака с Дарием их отец передал ей ряд деревень и поместий в северо-западной Сирии — в личное владение. Пока Артаксеркс I был жив, Дарий исполнял обязанности сатрапа Гиркании и находился вдали от столицы. Парисатида же оставалась в Вавилонии, где приумножила своё влияние, расширив владения вокруг городов Вавилон и Ниппур. Она наладила отношения с сатрапами Египта и Мидии, а также с влиятельной купеческой семьёй Мурашу.
Картина «Царица Парисатида», Джеймс Энсор, 1900 г. Источник: Carlo Bonte Auctions
В 422 г. до н. э., когда Парисатида подтолкнула мужа к борьбе за престол, семья Мурашу обеспечила финансовую поддержку. Вместе с политическими связями Парисатиды это позволило Дарию II завоевать лояльность большей части империи ещё до официального объявления о притязаниях на трон.
У супругов уже были два взрослых ребёнка — Арсак и Аместрида. В 422 г. до н. э. родился третий сын — Кир Младший. Чтобы укрепить союз с сатрапом Армении в период восхождения Дария II, оба старших ребёнка были обручены: Арсак — с Статейрой, Аместрида — с Тиритухмом. После смерти тестя Тиритухм стал сатрапом и поднял мятеж против Дария II. В доказательство своих намерений он убил собственную жену — Аместриду.
Мятеж был подавлен изнутри, но Парисатида развернула мстительную кампанию: в течение нескольких недель её агенты выслеживали и казнили всех родственников Тиритухма. Кровопролитие прекратилось только тогда, когда царица направила гнев на невестку — Статейру. Хотя та сохраняла верность, Парисатида была неудержима. Арсак умолял отца защитить жену. Дарий II приказал царице прекратить расправы, но с тех пор она питала ненависть к старшему сыну и его супруге, что усилило её явное предпочтение в пользу младшего сына — Кира.
Когда Киру было всего 15 лет, Парисатида убедила царя назначить его наместником в прибрежных регионах Эгейского моря. Сатрапы Персии, сопредельные с Грецией, годами пытались завершить Пелопоннесскую войну. Кир, отвечавший за финансовое обеспечение кампании, добился окончания войны всего за три года.
Картина Адриена Гинье «Битва при Кунаксе», XIX в. Лувр
Однако Кир не присутствовал при окончательной победе: его срочно вызвали ко двору в 404 г. до н. э., когда Дарий II умирал. До последнего вздоха Дарий и Парисатида спорили, кто из сыновей должен наследовать трон. Дарий настаивал на Арсаке, Парисатида — на Кире. Закон был на стороне Дария: Арсак был коронован как Артаксеркс II. Но в это же время Парисатида помогала Киру организовать покушение на брата. Заговор провалился, но царица сумела сохранить своё участие в тайне и убедила Артаксеркса II простить Кира.
После этого Парисатида в течение трёх лет строила план воцарения Кира, собирая для него союзников так же, как когда-то для Дария. Этот замысел едва не увенчался успехом: во время битвы при Кунаксе Артаксеркс получил ранение и исчез. Кир практически победил, но был убит случайным копьём в суматохе.
Парисатида добилась выдачи всех, кто имел хоть малейшее отношение к смерти Кира. Она ловко организовывала признания в измене, заманивала подозреваемых к себе под благовидными предлогами. Все они были убиты — нередко с пытками, несмотря на возражения Артаксеркса II. Даже царь не смог остановить свою мать.
4. Статейра I: Поколение перемен (ок. 453–380 гг. до н. э.)
Изображение женщины Ахеменидской эпохи с прислужницами на рельефе из Даскилиона, V–IV вв. до н. э. Источник: World History Encyclopedia
В отличие от большинства других персидских цариц, упомянутых в этой статье, Статейра I так и не смогла реализовать весь потенциал своей власти. На протяжении почти всей её жизни её затмевала Парисатида. Тем не менее, Статейра не была безвольной. Она вела скрытую борьбу с властной свекровью до самого конца.
Статейра не участвовала в восстании своего брата и включилась в политическую деятельность лишь после коронации Артаксеркса II, когда стала царицей. Её главной целью до восстания Кира Младшего было обновление образа царской семьи — в том числе через нарушение традиционных гендерных норм.
Персидские аристократы традиционно старались избегать публичности: чем реже человека видели простые люди, тем выше казался его статус. У мужчин, особенно царей и военачальников, эта традиция была почти невозможна в исполнении. А вот знатные персиянки всю жизнь проводили в уединении, путешествовали в закрытых носилках и практически не общались с людьми вне своей свиты.
Изображения слуг на золотом предмете из Сокровищницы Окса, V–IV вв. до н. э. Британский музей
Статейра решительно нарушила эту традицию. Она передвигалась в открытых носилках или экипаже, приветствовала местных жителей в путешествиях и завоевала большую популярность среди народа. Она поощряла мужа — Артаксеркса II — к такому же открытому стилю правления. С его подачи он приобрёл репутацию щедрого монарха, готового общаться с подданными независимо от их положения. Параллельно с этим изменением, и другие женщины при дворе начали отступать от традиционных норм: сестра Статейры славилась не только красотой, но и мастерством в верховой езде и охоте, а их кузина Мания стала первой известной женщиной в Персии, правившей территорией от своего имени — в 399 году до н. э. она была сатрапом в Эолии. Всё это стало возможным благодаря климату перемен, который создала Статейра при дворе.
После подавления восстания Кира, Статейра противодействовала мстительным порывам Парисатиды. Когда одного из генералов Кира взяли в плен и заключили в Вавилоне, Парисатида добивалась его освобождения. Артаксеркс II, по слухам, уже был готов пойти ей навстречу, но Статейра убедила его в необходимости казни — как предателя.
Долгие годы Статейра и Парисатида действовали одна против другой, и в конце концов последняя одержала верх. Статейра стала жертвой — её отравили на ужине. Разгневанный Артаксеркс устроил чистку в окружении своей матери и сослал Парисатиду в Вавилон в наказание за убийство жены.
5. Атосса II: последняя настоящая царица Персидской империи (ок. 380–338 гг. до н. э.)
Скарабей с изображением встречи персидской женщины и знатного мужчины, V в. до н. э. Ашмолинский музей
Одним из последних политических актов Парисатиды стало устройство брака. К тому моменту Статейра была мертва уже много лет, и Парисатида убедила Артаксеркса II жениться на своей младшей дочери — именно этой женщине и дали имя Атосса II. Инцестуозные браки не были редкостью в Персии — первая Атосса, например, была замужем за своим братом. Однако союз между отцом и дочерью оставался исключением.
Тем не менее, Атосса II сумела извлечь выгоду из своей новой позиции царицы. Артаксерксу II предстояло выбрать наследника из многочисленных сыновей. По принципу первородства и личных симпатий он склонялся к старшему сыну по имени Дарий. Атосса же и молодые придворные благоволили младшему сыну — Оху. Существовала и третья фракция, поддерживавшая Ариаспеса, и, наконец, жрецы выступали за кандидатуру Арсамеса.
Когда Артаксеркс официально назначил Дария наследником, Атосса заключила сделку с Охом: она пообещала поддержку при условии, что после воцарения он возьмёт её в жёны. Атосса хотела сохранить власть, и именно Ох был наиболее способным на это братом. Она обратилась к знати и придворным, распространяя доводы в пользу Оха: он был моложе Дария (которому уже исполнилось 50), а также более воинственным — что было важно в условиях нарастающих мятежей.
Монета с предполагаемым изображением Артаксеркса IV, 338–336 гг. до н. э. Источник: CNG Coins
Тем временем к Дарию обратился опальный вельможа Тирибаз, уговоривший его попытаться убить отца и досрочно занять трон. Заговор раскрыли, и Дарий с Тирибазом были казнены за измену. Атосса и Ох организовали целую кампанию психологического давления на Ариаспеса, подсылая к нему слуг и друзей с ложными слухами: будто Артаксеркс его ненавидит, будто он окружён врагами. В итоге Ариаспес впал в отчаяние и покончил с собой — ещё один соперник был устранён.
Однако даже после смерти Дария и Ариаспеса, Артаксеркс избрал своим наследником Арсамеса — самого благочестивого из сыновей. Он отправил Оха подавлять восстание в Египте, не подозревая, что Атосса подговорила сына Тирибаза убить Арсамеса. Узнав о его смерти, Артаксеркс II заболел, и Ох взошёл на престол под именем Артаксеркса III в 364 году до н. э., сделав Атоссу II своей царицей.
О её дальнейшей жизни ничего не известно. В 338 году до н. э. правление Артаксеркса III закончилось трагически: евнух-советник убил почти всю царскую семью, кроме младшего принца. Если Атосса всё ещё была жива к тому времени, то, вероятно, погибла вместе с остальными.
Ахеменидская империя пала всего через несколько лет после этих событий под натиском армии Александра Македонского. И больше персидские царицы не обладали прямой политической властью, как Атосса и её предшественницы.