Династия Цин завершила императорскую эпоху Китая. При её величайших императорах процветали разнообразные и экстравагантные формы искусства.
Возвышение династии Цин в Китае в XVII веке стало значительным отходом от более ранних периодов китайской истории. В отличие от всех предшествующих династий, за исключением одной, императоры Цин не были этническими ханьцами. Тем не менее, несмотря на своё различное этническое происхождение, правители династии Цин неустанно трудились над сохранением основных элементов традиционной китайской культуры. Одним из способов достижения этого было широкое покровительство искусству. Китайское искусство процветало при династии Цин, особенно в XVIII веке. Художники были востребованы не только на родине, но и за рубежом, китайская живопись и керамика пользовались большим спросом.
1. Художественные школы мысли во времена династии Цин: лоялисты
Задолго до прихода к власти династии Цин в китайской культуре ценились преемственность и социальная гармония. Это проявилось во всём: от конфуцианской философии и духовности до архитектуры и искусства. Императоры династии Цин в значительной степени придерживались этого образа мышления, особенно в период правления императора Канси (1661–1722). Однако, как и во всех обществах, в цинском Китае не было одной школы художественной мысли.
Некоторые из самых ранних художников периода Цин, известных нам сегодня, на самом деле были представителями свергнутой династии Мин . После падения их правления члены бывшей императорской семьи отправились в изгнание. Некоторые из них посвятили свою жизнь буддийской духовности, в то время как другие вложили свои силы в искусство. Их называли иминь («оставшиеся люди») за их прежнее положение при династии Мин, и они разработали свои собственные стили живописи. Сегодня историки искусства называют этих художников «лоялистами» или «индивидуалистами» — несколько ошибочный термин, учитывая общинную культуру императорского Китая.
Город Нанкин был важным центром сопротивления династии Мин в начале периода Цин. При этом в творчестве лоялистов широко представлены темы отшельничества и личных потерь. Такие художники, как Бада Шаньжэнь и Гун Сянь, сосредоточились на пейзажной живописи. Их сохранившиеся работы могут показаться бесцветными, но они отражают более глубокие темы одиночества, любви к природе и отсутствия ориентиров после цинского завоевания. Работы лоялистов не только обладают художественной красотой, но и дают ценное представление о менталитете их создателей того времени.
2. Художественные школы мысли: «православные» художники
Благодаря своим связям с предыдущей династией, лоялисты не получили никакого покровительства от нового правительства Цин. Вместо этого элита династии Цин объединилась вокруг другой школы: «традиционалистов», или православной школы. Это художественное течение черпало вдохновение у мастеров более ранних китайских династий. Как и лоялисты, многие православные художники специализировались на пейзажной живописи.
Основателями ортодоксальной школы были художник Ван Шиминь и его учитель Дун Цичан. Дун, творивший в конце эпохи Мин, различал природу и искусство, одновременно поднимая их на высокий уровень. Его ученик, Ван Шиминь, впоследствии стал воспитателем самого известного художника ранней династии Цин, Ван Хуэя.
Ван Хуэй родился в 1632 году в семье художников. Как и его учитель, он специализировался на пейзажной живописи. Однако, по всей видимости, он превзошёл своих предшественников по размаху и мастерству исполнения. Творчество Ван Хуэя во многом обязано пейзажной живописи династии Сун (годы правления 960–1279). Он стремился к тому, чтобы его живопись подражала работам великих художников эпохи Сун. Однако при этом он также добавлял свой собственный стиль. В конечном счёте, Ван Хуэй стремился объединить работы всех художников прошлых династий в рамках единого, грандиозного подхода к живописи.
Почитание ортодоксальной школы искусства древности привлекло внимание первого великого императора династии Цин. В 1691 году император Канси поручил Ван Хуэю написать серию свитков в память о его южном походе. Ван Хуэй, освоивший формат свитков в конце 1660-х годов, принял вызов. Он и его помощники, опираясь на свой двадцатипятилетний опыт в создании свитков, создали для императора двенадцать свитков. Общая длина этих свитков составляет более 220 метров, что служит примером подхода ортодоксальной школы к китайскому искусству.
3. Лакированные изделия
Лакированные изделия – один из самых ярких вкладов Китая в мировое искусство. Благодаря своим ярким цветам, сложной символике и сюжетам, лаковые изделия (в Китае их называют цидяо) одновременно прекрасны и влиятельны. На протяжении веков техники создания лакированных изделий распространялись по всей китайской культуре, включая Корею и Японию.
Китайское лаковое искусство восходит к глубокой древности. Именно во времена династии Хань (ок. 202 г. до н. э. – 220 г. н. э.) мастера, работавшие с лаком, начали получать государственную поддержку. В эпоху Цин лаковое искусство продолжало производиться в центрах, поддерживаемых императором. Более того, мастера эпохи Цин использовали те же техники, что и их предки более тысячи лет назад. Наиболее распространёнными формами лаковых изделий были кубки, шкатулки, чаши и статуэтки.
Лак получают из сока дерева Toxicodendron vernicifluum, растущего на юге Китая. После сбора этот сок наносят на изделие несколькими слоями. Чтобы нанести новый слой лака, предыдущий слой должен был полностью высохнуть. Этот процесс был невероятно трудоемким, а стремление к производству качественных лакированных изделий делало их еще более привлекательными для китайской элиты.
Художники по лаку династии Цин творчески подходили к выбору тем. Однако в то же время они работали и с некоторыми распространёнными элементами дизайна. Наиболее распространёнными были изображения животных, особенно тигров, птиц и драконов, а также геометрические фигуры. Более поздние династии также изображали человеческие фигуры.
4. Фарфор
Ни одно путешествие по истории китайского искусства не будет полным без упоминания фарфора. В ранние эпохи китайский фарфор считался самым изысканным в мире. Императорское правительство экспортировало его по всей Азии, что оказало влияние на керамику других обществ, особенно исламского искусства . Династия Цин сохранила производство фарфора и даже расширила его. Город Цзиндэчжэнь на юго-востоке Китая был крупным центром фарфоровой промышленности.
Фарфор эпохи династии Мин в основном изготавливался с использованием двух цветов: синего и белого. Китайские керамисты ещё не умели сохранять другие пигменты во всём их богатстве. При династии Цин мастера наконец разгадали этот секрет. Были изобретены печи, способные нагреваться до более высоких температур, что позволило использовать и сохранять различные газы и пигменты. Фарфор эпохи Цин представлен в широкой гамме цветов: от синего и белого до красного, зелёного и жёлтого.
В XVII и XVIII веках европейская торговля с Китаем активизировалась. Оказалось, что европейская элита жаждала китайских товаров, особенно чая и фарфора. В китайской фарфоровой торговле возникла целая подотрасль, специализирующаяся на экспорте фарфора. Керамика, предназначенная для экспорта за рубеж, отражала темы и стили, которые нравились европейским покупателям, что было отходом от китайских норм.
Все самые могущественные страны Европы — Великобритания, Франция, Нидерланды и Португалия — закупали фарфор у династии Цин. Однако к началу XIX века спрос снизился. В то же время европейские государства начали превосходить Китай по национальному богатству и военным технологиям. Ситуация полностью изменилась после Опиумных войн между Китаем, Францией и Великобританией в середине XIX века.
5. Иностранное влияние на искусство династии Цин
В популярных изображениях цинского Китая часто изображается очень замкнутое общество, изолированное от остального мира. Конечно, династия Цин жёстко ограничивала внешнюю торговлю, ограничив её определёнными портовыми городами, но они никогда не были полностью изолированы. Китай при династии Цин никогда не заходил так далеко в борьбе с иностранным влиянием, как Япония эпохи Эдо.
Экономические и культурные контакты между Китаем и Европой начались ещё при династии Мин. Династия Цин поддерживала многие из этих связей, особенно с иезуитскими миссионерами Католической церкви. Иезуиты были заинтересованы не только в распространении Евангелия, но и делились с китайскими прихожанами научными и художественными приёмами. Императоров Цин больше интересовали европейская наука и искусство, чем их странная религия.
Представленная выше картина, написанная итальянским иезуитом Джузеппе Кастильоне, является прекрасным примером слияния китайского и европейского искусства. Кастильоне создал «Собрание благословений» около 1723 года специально для императора Цяньлуна. В вазе пышно растут цветы лотоса и колосья. Поскольку цветок лотоса в буддийской философии является символом удачи , он символизирует величие и долголетие правления императора Цяньлуна. Император, несомненно, был доволен работой Кастильоне.
Но как именно в «Собрании благословений» сочетаются китайские и европейские художественные техники? Всё дело в тенях и использованных материалах. Кастильоне написал вазу и цветы на шёлковом фоне — в ярко выраженном китайском стиле. Картина также выполнена в форме свитка.
В вазе прослеживается европейская техника. Кастильоне скрупулезно передал тени, отбрасываемые на вазу свисающими растениями. Реалистичность листьев — ещё одно отражение европейского стиля XVIII века. По крайней мере, в императорском дворе, некоторые элементы европейского искусства нашли отклик в Китае в эпоху династии Цин.