Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Хатшепсут: 10 фактов о царице, которая должна была стать царем

Оглавление

Великая царица Хатшепсут была самой долгоправящей женщиной-фараоном в истории Древнего Египта. Как ей это удалось?

18-я династия Египта ознаменовалась возвращением на трон местных правителей и пиком египетского богатства и процветания. Среди этих правителей была царица Хатшепсут, самая долгоправящая женщина-фараон в истории Египта, правившая с 1473 по 1458 гг. до н. э. Когда ее сводный брат и муж Тутмос II рано умер, ее малолетний пасынок стал фараоном. Хотя ей было всего двадцать с небольшим, Хатшепсут взяла на себя активное правление в качестве регента. Через несколько лет она свергла своего пасынка и заняла пост официального фараона Египта, наслаждаясь долгим и процветающим правлением.

1. Попытка стереть Хатшепсут из истории провалилась

Статуя Тутмоса III, ок. 1479–1425 гг. до н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Статуя Тутмоса III, ок. 1479–1425 гг. до н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Историки изо всех сил пытаются собрать воедино детали жизни и правления Хатшепсут. Одним из основных факторов неопределенности является отсутствие доказательств, поскольку ее имя было намеренно стерто с египетских памятников и скульптур. Предположительно, это было делом ее пасынка Тутмоса III . В течение многих лет его действия считались горькой местью мачехе за узурпацию ею его трона, но тщательное расследование раскрывает более практические мотивы. Хатшепсут никогда не преследовала своего пасынка, и, по сути, он занимал важные посты в ее правительстве и возглавлял армию. Существует мало свидетельств какой-либо ненависти между ними. Еще более странным является время стирания. Оно было предпринято в конце жизни Тутмоса, а не в начале.

Хатшепсут (ее изображение стерто) стоит перед богом Анубисом , фотография Питера Альшера, Погребальный храм Хатшепсут, через maat-ka-ra.de
Хатшепсут (ее изображение стерто) стоит перед богом Анубисом , фотография Питера Альшера, Погребальный храм Хатшепсут, через maat-ka-ra.de

Кроме того, упоминания о Хатшепсут не были уничтожены во внутренних помещениях ее гробницы, что, согласно египетской традиции, помешало бы ей в загробной жизни. Гневное, ревнивое нападение наверняка также было бы направлено на эти надписи, указывающие на то, что у него не было личной неприязни к мачехе. Вместо этого, похоже, разрушение было осторожным политическим шагом, призванным гарантировать отсутствие споров о восхождении собственного сына Тутмоса III, Аменхотепа II. Некоторые историки даже предполагают, что это был Аменхотеп, а не его отец, который пытался удалить Хатшепсут из истории.

2. Она возглавила собственную военную кампанию

Стела Джехути, ок. 1550–1295 гг. до н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Стела Джехути, ок. 1550–1295 гг. до н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Взяв под контроль, всего в двадцать два года, Хатшепсут последовала примеру своих предшественников из 18-й династии и укрепила свою власть короткой и успешной военной кампанией на юге против царства Куш. Изображения и надписи из гробницы Сененмута , Тий в Сехейле и стелы Джехути запечатлели эту кампанию, причем последние две совершенно ясно говорят о том, что ее возглавила сама Хатшепсут.

3. Хатшепсут изменила свой образ, став более мужественной

Статуя Хатшепсут, обрамляющая ее погребальный храм, с Wikimedia Commons
Статуя Хатшепсут, обрамляющая ее погребальный храм, с Wikimedia Commons

Ранние ее изображения довольно женственны, вероятно, более реалистичны в изображении ее внешности. В середине ее правления резьба и скульптуры начинают приобретать более мужественный вид, и ее иногда показывают в традиционных одеждах мужчин-правителей Египта. В более поздний период ее жизни она изображалась полностью мужчиной, в мужской одежде и даже с традиционной бородой египетских фараонов . Это, что неудивительно, вызвало большую путаницу у ранних археологов, пытавшихся определить временные рамки и личности египетских фараонов. Что еще хуже, к концу своего правления Хатшепсут отказалась от всех титулов, которые в Древнем Египте носили исключительно женщины , и даже использовала мужскую форму своего имени, Хатшепсу.

4. На девятом году своего правления она предприняла масштабный поход в страну Пунт.

Расписной рельеф из погребального храма Хатшепсут, изображающий экспедицию в Пунт, везущую мирровые деревья обратно в Египет, получено с flickr
Расписной рельеф из погребального храма Хатшепсут, изображающий экспедицию в Пунт, везущую мирровые деревья обратно в Египет, получено с flickr

Пунт , или «Божественная земля», как полагают, находится недалеко от современного Сомали. Экспедиция имела большой успех, и египтяне вернулись домой, нагруженные фантастическими и экзотическими предметами. Одной из самых амбициозных целей путешествия было привезти живые мирровые деревья для выращивания в Египте. Благовония и мирра были очень дорогими веществами в древнем мире, поскольку они росли в очень ограниченных местах. Тем не менее, многие культуры, включая Египет, требовали их использования в религиозных и погребальных церемониях. Настенные росписи в погребальном храме Хатшепсут показывают, что участники экспедиции возвращаются с этими деревьями. К сожалению, они плохо подходили для климата Египта, и ни одно из них не сохранилось, но торговля с Пунтом, по-видимому, продолжалась на протяжении всего ее правления.

5. Одна из теорий предполагает, что Хатшепсут может быть библейской царицей Савской.

Визит царицы Савской к царю Соломону , сэр Эдвард Джон Пойнтер , Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней
Визит царицы Савской к царю Соломону , сэр Эдвард Джон Пойнтер , Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней

Интересная теория предполагает, что Пунт не был регионом к югу от Египта, а был фактически регионом Иудеи, и что Хатшепсут, на самом деле, является легендарной библейской царицей Савской , которая встречалась с Соломоном. В своей книге 1952 года Ages of Chaos Иммануил Великовски утверждал, что 18-я династия была неправильно датирована и фактически оказалась почти на пять столетий позже в истории. Изменение временной шкалы разрешает несколько давних несоответствий между историями Египта и Израиля.

Это также делает Хатшепсут и Соломона современниками. Великовски указал на отрывок из известного древнееврейского историка Иосифа Флавия, писавшего в 1 веке нашей эры, который прямо утверждает, что царица Савская была « женщиной, которая в то время правила как царица Египта ». Великовски считал, что таинственная «земля Пунт» на самом деле относилась к Иерусалиму, и что все экзотические предметы, привезенные обратно в Египет, могли быть найдены в то время в долине реки Иордан. Хотя эта теория не получила широкого признания, а рельефы, изображающие путешествие, кажутся гораздо более соответствующими южноафриканскому пункту назначения, ее все равно интересно рассмотреть.

6. Она была одним из самых плодовитых строителей в истории Египта.

Обелиск Хатшепсут (слева) и Тутмоса I (справа) , Карнакский храмовый комплекс, Луксор, через obelisk.org
Обелиск Хатшепсут (слева) и Тутмоса I (справа) , Карнакский храмовый комплекс, Луксор, через obelisk.org

Предыдущая династия правителей -гиксосов нанесла огромный ущерб египетскому искусству и памятникам. Хатшепсут восстановила повреждения и отстроила еще больше и больше. Ее работы включают восстановление квартала Мут в Карнаке, строительство Красной часовни в Карнаке и строительство храма Пахет в Бени-Хасане. Во время ее правления было заказано так много статуй, что почти каждый музей в мире сегодня, где представлены египетские артефакты, содержит некоторые из ее эпохи. Фактически, в нью-йоркском Метрополитен-музее есть целый зал Хатшепсут, посвященный статуям времен ее правления. Хатшепсут также заказала множество обелисков , включая тот, который остается самым высоким сохранившимся древним обелиском в мире.

7. Ее величайшее архитектурное творение — ее погребальный храмовый комплекс в Дейр-эль-Бахри.

Погребальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри , через Ancient-origins.net
Погребальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри , через Ancient-origins.net

Строительство великолепного погребального храма Хатшепсут курировал ее главный управляющий Сененмут, и заняло около пятнадцати лет. Хотя близлежащий храм Ментухотепа II послужил источником вдохновения, храм царицы Хатшепсут значительно отличается в нескольких стилистических аспектах. Он знаменует собой переход в дизайне египетских храмов от массивного, геометрического стиля Древнего царства к стилю, предназначенному для более активного использования верующими. Храм имеет три этажа, соединенных пандусами и террасами. В свое время в нем находились святилища, часовни и святилище Амона-ра. Все они были переплетены вместе резными рельефами, отражающими бассейнами и сложными садами экзотических растений и деревьев.

Сцена из «Зала рождения» в погребальном храме Хатшепсут, через bellabs.ru
Сцена из «Зала рождения» в погребальном храме Хатшепсут, через bellabs.ru

В погребальном храме находятся две важные, расписанные, барельефные сцены, одна из которых описывает знаменитую экспедицию в Пунт, а другая изображает события из жизни царицы Хатшепсут, тщательно спланированные Хатшепсут, чтобы еще больше утвердить ее право на власть. На рельефе Амон просит благословения у других богов для великой и могущественной царицы, которая должна прийти, а затем посещает мать Хатшепсут, замаскированную под Тутмоса I, и зачинает Хатшепсут. В другой сцене, показывающей сложную коронацию Хатшепсут, ее отец коронует ее царем, передавая идею о том, что он всегда намеревался, чтобы его дочь правила. В этом может быть доля правды, поскольку Хатшепсут играла активную роль в правительстве как своего отца, так и брата и пришла к власти, имея опыт в управлении. Однако, правда это или нет, это является эффективным пропагандистским ходом в поддержку исключительного права Хатшепсут на власть.

8. У нее мог быть роман со своим управляющим

Настенная роспись возле погребального храма, вызвавшая подозрения в любовной связи, thairath.co.th
Настенная роспись возле погребального храма, вызвавшая подозрения в любовной связи, thairath.co.th

Сегодня историки шепчут слухи, что у царицы Хатшепсут был любовник — не кто иной, как ее главный управляющий Сененмут. Археологи были потрясены, обнаружив, что Хатшепсут позволила Сененмуту нанести его имя и изображение на ее погребальном храме, беспрецедентная честь. Он также, по-видимому, не был женат, очень странное положение для зрелого египетского мужчины, и он и Хатшепсут были похоронены в парных саркофагах.

Другой ключ к разгадке этого можно найти в фрагменте интересного граффити. Рядом с храмом Хатшепсут находилась старая, незаконченная гробница, которую рабочие использовали как дом во время строительства. На одной из ее стен находится изображение мужчины и фараона, занимающихся любовью. Фараон изображен довольно андрогинно, и предполагается, что мужчина — Сенемут. Конечно, это не доказательство любовной связи, но предполагает, что у рабочих храма были те же подозрения, которые терзают историков сегодня.

9. Поиски тела Хатшепсут были долгим и беспокойным занятием

Саркофаг царицы Хатшепсут, переделанный царицей для погребения ее отца , 1473–1458 гг. до н.э., Музей изящных искусств в Бостоне
Саркофаг царицы Хатшепсут, переделанный царицей для погребения ее отца , 1473–1458 гг. до н.э., Музей изящных искусств в Бостоне

В Древнем и Среднем царствах Древнего Египта погребальный храм царя обычно примыкал к его пирамиде и гробнице. Однако, когда археологи раскопали погребальный храм Хатшепсут, ее тела нигде не было найдено. Исследование гробницы KV20 в Долине царей , которая, как полагают, является первоначальной гробницей Тутмоса I, обнаружило предметы, связанные с Хатшепсут, а также канопу с надписью о ней. Историки полагают, что царица Хатшепсут построила пристройку к гробнице своего отца и изначально была похоронена вместе с ним, но позже ее тело было удалено. В другой гробнице в долине, KV60 , были обнаружены две женские мумии. На одной из них был гроб с надписью «королевская кормилица», предположительно, принадлежавший кормилице Хатшепсут, Сит-Ра. Считалось, что второе тело принадлежало Хатшепсут, и компьютерная томография мумии и канопы, найденной в KV20, это, похоже, подтвердила.

Мумия Хатшепсут , через National Geographic
Мумия Хатшепсут , через National Geographic

Женская мумия имела определенные физиологические аспекты, которые согласуются с КТ-сканами других членов королевской семьи. Сканирование также показало, что у мумии отсутствовал моляр с одним сломанным корнем, оставшимся в челюсти. Сканирование канопы выявило забальзамированную печень или селезенку, кишечник и один человеческий моляр с отсутствующим корнем. Доктор Галал Эль-Бехери, ортодонт, работавший над проектом, пришел к выводу , что зуб подходит для промежутка, но не все ученые убеждены в этом.

Остаются вопросы относительно точности совпадения и вопроса об отсутствующем третьем корне верхнего моляра. Хотя абсолютная положительная идентификация не была проведена, большой набор косвенных доказательств предполагает, что мумия с отсутствующим зубом принадлежит царице Хатшепсут.

10. Царица Хатшепсут могла случайно стать причиной своей смерти

Мумия, идентифицированная как царица Хатшепсут , ок. 1479-1458 гг. до н.э., Египетский музей, Каир
Мумия, идентифицированная как царица Хатшепсут , ок. 1479-1458 гг. до н.э., Египетский музей, Каир

Мумия, которую считают Хатшепсут, показывает, что царица была ростом чуть более пяти футов, имела избыточный вес и сгнила на момент смерти. У нее были длинные волосы золотистого цвета и ногти, окрашенные в красный цвет. Современные технологии позволили узнать еще больше о великой царице. По-видимому, в последние годы она страдала артритом и диабетом, а также раком костей, который, как предполагается, стал причиной ее смерти . Причина рака даже была определена. Царица Хатшепсут, по-видимому, боролась с каким-то хроническим генетическим заболеванием кожи. Она покрывала его лосьоном, то ли чтобы замаскировать его, то ли пытаясь его улучшить. К несчастью для царицы, сам лосьон был канцерогенным веществом, которое медленно проникало и вызывало у нее смертельный рак костей.