Римский энциклопедист Плиний Старший оставил увлекательное свидетельство об искусстве и архитектуре в своём многотомном труде «Естественная история».
Художественные и архитектурные достижения античного мира оказали долговременное влияние на культурное сознание Запада. Классическое искусство вдохновляло художников и мастеров на протяжении веков, а его сохранившиеся образцы украшают крупнейшие музеи мира. Так же и классическая, а затем неоклассическая архитектура по-прежнему определяет облик многих ведущих европейских городов.
В 77 году н.э. римский учёный и писатель Плиний Старший создал одно из самых всеобъемлющих античных обозрений классического искусства и архитектуры в своей энциклопедии «Естественная история». Этот чрезвычайно ценный источник древности предоставляет важнейшие сведения об архитектурных памятниках и произведениях искусства, которые ныне утрачены. Кроме того, он содержит подробные описания техник, использовавшихся древними художниками и ремесленниками. «Естественная история» позволяет взглянуть на античное искусство и архитектуру глазами одного из наиболее разносторонних авторов Древнего Рима.
Кто такой Плиний Старший?
Плиний Старший родился около 23/24 года н.э. в Комуме (совр. Комо) в Северной Италии. Происходя из зажиточной всаднической семьи, он получил классическое образование и начал карьеру юриста. В первые годы правления династии Флавиев он снискал расположение императоров Веспасиана и Тита, занимал высокие государственные посты, а позднее получил назначение командующим римским флотом в Мизене.
24 августа 79 года н.э. Плиний погиб во время извержения вулкана Везувий, которое уничтожило города Помпеи, Геркуланум и Оплонтис. Живя всего в 50 километрах от вулкана, он, движимый научным интересом и желанием помочь пострадавшим, оказался в эпицентре катастрофы. Его племянник, писатель и политик Плиний Младший, описал гибель дяди в письме историку Тациту.
Писательское наследие Плиния Старшего
Плиний Старший был также плодовитым автором. Он писал на самые разные темы, однако его наиболее известным и значимым трудом стала «Естественная история» — крупнейшая дошедшая до нас энциклопедия античного мира. Это монументальное сочинение стало образцом научно-справочной литературы не только в Древнем Риме, но и в последующие эпохи, вплоть до Средневековья.
Плиний с полной серьёзностью относился к своей литературной задаче. В предисловии он отмечает: «Ни один римский автор не пытался предпринять подобное, и ни один грек не охватил всё это в одиночку». И действительно, его труд стал подвигом, выдержавшим проверку временем.
Энциклопедия состоит из 37 книг, охватывающих темы от астрономии до ботаники. Плиний заявлял, что пишет о «всех явлениях природы». Примечательно, что он включил в этот перечень и изобразительное искусство с архитектурой — очевидно, рассматривая их как часть природы и науки.
Плиний Старший о живописи
Своё изложение о живописи Плиний начинает с краткой истории. Он утверждает, что изобретателями живописи были греки, а не египтяне, как считалось ранее. По его мнению, этруски также достигли выдающихся успехов в этом искусстве — в частности, он упоминает ныне утраченные фрески с изображениями Аталанты и Елены в Ланувии. Император Калигула, как пишет Плиний, настолько был потрясён их красотой, что попытался изъять эти изображения, но не смог — из-за особенностей штукатурки, на которой они были нанесены.
Плиний прослеживает развитие художественных стилей по векам. Он отмечает, что иностранные картины начали цениться в Риме во II веке до н.э. — в эпоху расширения империи, когда произведения искусства, добытые в ходе завоеваний, стали поступать в Рим. В частности, он упоминает картину Вакха из коллекции царя Аттала Пергамского, проданную за фантастическую сумму в 600 000 денариев (примерно 1,5 миллиона долларов США в пересчёте на современные деньги).
Плиний подробно останавливается на жанре портрета. Он с сожалением пишет о том, что традиция украшать дома изображениями предков ушла в прошлое. Вместо этого люди стали предпочитать дорогостоящие изображения известных атлетов. В результате, по его словам, «никто не оставляет подлинного облика — люди передают не свою внешность, а богатство». В прежние времена существовала традиция изготавливать восковые маски предков, которые образовывали родовую галерею и использовались во время похоронных процессий.
Интересно также, что в эпоху самого Плиния распространилась особая мода: размещать портреты из бронзы, золота или серебра в библиотеках, чтобы их «бессмертные духи могли вещать к нам в этих местах». В пример он приводит образ поэта Гомера, чьё изображение должно вдохновлять на литературные достижения.
Плиний Старший о выдающихся художниках
Плиний Старший проявлял не меньше интереса к самим творцам искусства, чем к их произведениям. В своём повествовании он перечисляет наиболее выдающихся художников античного мира — как тех, чьи имена дошли до нас, так и тех, кто ныне забыт.
Начав с раннегреческих мастеров, он упоминает Аполлодора как первого художника, прославившегося своим искусством. За ним последовал Зевксид (V век до н.э.), который, по словам Плиния, создал настолько реалистичное изображение винограда, что птицы пытались клевать его на стене здания, где висела картина.
Особое внимание уделяется живописцу IV века до н.э. Апеллесу, которого Плиний считал непревзойдённым: «Он внёс в живопись больше, чем все другие художники вместе взятые». Апеллес славился грациозностью и лёгкостью исполнения. Он использовал тонкие подготовительные линии — аналог современных набросков. Более того, он выставлял свои незаконченные работы на обозрение, чтобы получать отклики от публики.
Мастерство Апеллеса было настолько велико, что Александр Македонский издал указ, запрещавший изображать его портрет кому-либо, кроме Апеллеса. По преданию, царь настолько уважал художника, что позволил тому даже упрекнуть себя за невежественные рассуждения об искусстве. Более того, он отдал Апеллесу свою любимую наложницу Панкасту, в которую тот влюбился во время создания её обнажённого портрета.
Плиний также приводит редкие сведения о женщинах-художниках, которых в античности было немного. Он упоминает гречанок Тимарету, Ирину и Аристарету. Особенно выделяется Иая из Кизика (II век до н.э.), жившая в Риме. Она специализировалась на женских портретах и резьбе по слоновой кости. Её работы ценились столь же высоко, как и у признанных мастеров-мужчин.
Плиний Старший об использовании глины в искусстве
По свидетельству Плиния, гончар Бутад из Сикиона первым стал использовать глину не для сосудов, а для лепки человеческих образов. История связана с его дочерью, влюблённой в юношу, уехавшего в дальние края. В день разлуки она обвела на стене тень его лица, а Бутад наложил на этот контур глину и сделал рельеф. После обжига получился первый портретный рельеф из глины. С этого началась традиция создавать глиняные модели перед тем, как отливать скульптуры из бронзы.
Плиний считал глину священным материалом, поскольку она происходит от Матери-Земли. Именно поэтому, утверждает он, в римских религиозных обрядах для возлияний использовались простые терракотовые сосуды, а не драгоценные. Некоторые римляне, в том числе учёный Марк Теренций Варрон, предпочитали быть погребёнными в глиняных саркофагах — в духе пифагорейской скромности.
Иногда изделия из глины достигали невероятной художественной ценности. Так, по словам Плиния, император Вителлий заказал блюдо стоимостью в миллион сестерциев (около двух миллионов долларов). Для его обжига потребовалась специальная печь, построенная прямо в поле. Эта история нередко приводилась как пример императорской роскоши и расточительности.
Плиний Старший о мраморных статуях и скульпторах
Плиний указывает, что первыми знаменитыми резчиками по мрамору были Дипен и Скиллис с Крита, работавшие в Сикионе. Они создавали в основном статуи богов, но, будучи несправедливо обиженными местными жителями, покинули город. Вскоре после их отъезда Сикион постиг голод, который приписали божественному наказанию.
Самым прославленным скульптором Плиний считал Фидия. Его статуя Юпитера Олимпийского считалась вершиной античного искусства. Однако сам Плиний ставил выше щит богини Минервы, украшавший статую в Афинах. На щите были изображены сражения амазонок и богов с гигантами, а даже сандалии богини были украшены сценами битвы лапифов с кентаврами.
Среди других великих мастеров Плиний называет Праксителя (IV век до н.э.), автора знаменитой Афродиты Книдской. Оригинал скульптуры утрачен, но дошли римские копии. Плиний рассказывает, что Пракситель создал две версии — одетую и обнажённую. Остров Кос приобрёл скромный вариант, а Книдос — обнажённую, что сделало город всемирно известным. Один гражданин даже влюбился в статую настолько, что тайно приходил к ней ночью. Плиний сдержанно пишет: «на ней остались следы его страсти».
Плиний Старший об архитектуре
В разделе об архитектуре Плиний анализирует достижения Египта, Греции и Рима. Он пренебрежительно отзывается о египетских пирамидах, называя их «бессмысленным и нелепым проявлением царского богатства». Он признаёт, что происхождение технологии строительства таких гигантских сооружений до конца неизвестно. Одна из теорий его времени утверждала, будто пирамиды строились из блоков соды и соли, которые растворялись во время разлива Нила.
Плиний также упоминает загадочный Сфинкс в Гизе и отмечает, что его лицо в античности было окрашено в красный цвет — факт, ныне утративший материальное подтверждение, но важный для археологов.
В Риме, по мнению Плиния, величайшим инженерным достижением были канализационные системы — прежде всего, Клоака Максима. Её построили ещё при царе Тарквинии Приске, за 700 лет до самого Плиния. Он рассказывает жуткую историю: проект был столь масштабным и изнурительным, что рабочие массово совершали самоубийства. Царь, разгневанный потерей рабочей силы, якобы приказал распять их тела публично в назидание другим.
Чему нас учит рассказ Плиния Старшего о классическом искусстве и архитектуре?
Обзор Плиния Старшего — это не только свидетельство об искусстве античности, но и выражение его авторской позиции. Во многих случаях он интересуется не столько объектом искусства, сколько историей, стоящей за ним, и личностями его создателей. Его рассказ — это ранний пример исследовательского подхода, направленного на понимание мотивов творческого начала.
Для Плиния каждое произведение искусства, от тонкой глиняной посуды до гигантской канализации, связано с Природой как с первоисточником. Именно это и объясняет, почему тема искусства и архитектуры заняла место в его «Естественной истории» — труде о природе во всех её проявлениях.