Найти в Дзене
О Москве нескучно

Станция Московского метро, которая всё время протекает

Оглавление

Почему строить эту станцию оказалось так тяжело? По каким причинам рабочие сильно отставали от графика? Что интересного есть в оформлении конструкций? А также - почему станция до сих пор "протекает"? И почему решать проблему всё ещё не хотят? Об этом и не только расскажу сегодня.

Долгожданная станция

К сожалению, в столичном метро далеко не одна станция, где существуют проблемы с протечками. Но в этой статье мы поговорим про "Алтуфьево" на Серпуховско-Тимирязевской линии. Там исправить ситуацию почему-то не могут уже очень давно. Надо сказать, что история у станции довольно сложная. Ещё с момента начала строительства возникали многочисленные проблемы. Как и на всём северном участке этой линии, сроки открытия постоянно сдвигались. Причины были разными: как геологическими, так и финансовыми.

Станция "Алтуфьево", 2018. Автор фото: И. Лиговский. Отсюда: https://transphoto.org
Станция "Алтуфьево", 2018. Автор фото: И. Лиговский. Отсюда: https://transphoto.org

31 декабря 1992 года открыли станцию "Бибирево". Далее рабочим предстояло пройти около двух километров тоннелей для сооружения "Алтуфьевской". Именно такое название встречалось в литературе и прессе практически до самого ввода платформы в эксплуатацию. Строительство станции шло открытым способом. Поэтому многие улицы рядом перекопали. На время работ организовали дополнительные маршруты общественного транспорта. Однако в газетах того периода писали, что добираться по новым трассам было намного дольше и тяжелее.

Строительство станции метро "Алтуфьево". Вид от дома №91 по одноимённому шоссе в сторону пересечения с улицей Лескова, 1993-1994. С сайта www.pastvu.com.
Строительство станции метро "Алтуфьево". Вид от дома №91 по одноимённому шоссе в сторону пересечения с улицей Лескова, 1993-1994. С сайта www.pastvu.com.

В той же "Вечерней Москве" за 1993 год писали, что строительство постоянно прерывалось из-за недостатка финансирования и оборудования. А застать рабочих на площадке за делом оказалось не самой простой задачей. Как говорили в СМУ-2, "Шумим мы много, а толку мало". В то же время, столичные власти требовали всячески ускорить процесс. Например, Ю.М. Лужков на заявление специалистов, что закончить работы смогут лишь к августу 1994 года, сказал: "если поднажать, можно успеть и к июлю". Такую фразу градоначальник сказал во время осмотра строительной площадки 5 апреля того же года.

Неудивительно, что потом вскрывались всякие проблемы. Требования Лужкова ускориться собирались выполнить. Дату открытия станции наметили на 30 июня 1994 года. Однако за три дня до этого выяснилось, что тоннели между станциями "Бибирево" и "Алтуфьево" проложены некачественно. Из-за неправильной насыпки грунта, конструкции 300-метрового участка начали буквально "трещать по швам". В итоге открытие пришлось переносить. Оно состоялось только 15 июля.

Не всем понятная оригинальность

Проект станции создавали архитекторы Виктор Черёмин, Александр Вигдоров и Леонид Борзенков. По конструкции она являлась односводчатой. То есть тут не было ни колонн, ни пилонов. Какой-то конкретной темы оформления у "Алтуфьева" не имелось. Здесь в принципе отсутствовали привычные для нас украшения вроде панно, мозаик и чего-то такого. Задумка состояла в том, чтобы "поиграть" с формами. Действительно, станция смотрится немного необычно и даже футуристично.

Довольно низкие вогнутые путевые стены. Полукруглые своды с выпирающими балками. Они были нужны для устойчивости конструкций. Также на потолке сделали круглые кессоны (углубления). Внутри них разместили светильники довольно любопытного дизайна. Изначально в них установили ртутные лампы. В 2013 году их заменили на люминесцентные, чтобы на станции стало светлее.

Пол выложили светлым гранитом с тёмными вставками разных цветов: красного, серого и чёрного. Вдоль центральной оси платформы получился геометричный узор из квадратов. Также здесь установили круглые деревянные скамейки. На них разместили конструкции с навигацией.

Дополнительные "украшения"

Конечно, внешний вид станции "Алтуфьево" нравится не всем. Но ещё меньше привлекательности её облику придают постоянные протечки, следы от которых можно наблюдать на путевых стенах. В качестве возможной причины специалисты называют ошибки при строительстве. То есть, на одном из этапов, когда грунтом засыпали котлован и конструкции платформы, повредили гидроизоляцию. Долгие годы шли разговоры о том, что нужно делать капитальный ремонт. Станцию вроде даже хотели закрыть на несколько месяцев, чтобы исправить проблемы с гидроизоляцией.

Однако до сих пор ничего такого не сделали. Более того, в официальном ответе столичного метрополитена в феврале 2024 года на запрос одного из москвичей было сказано, что угрозы безопасности для работы станции нет. Неудобства имеют лишь эстетический характер. Ну а чтобы полностью устранить проблему, требуется капитальный ремонт. Сроки его начала неизвестны. Протечки продолжаются до сих пор. Видимо, чтобы как-то с ними справиться, в декабре 2024 года на путевых стенах появились металлические пластины.

Зато в апреле 2025 года на станции "Алтуфьево" заменили гранитную плитку по обоим краям платформы. При этом проблемы с протечками так никуда и не делись. В общем, пока остаётся неизвестным, сколько ещё "Алтуфьево" будет пребывать в таком состоянии. И ожидает ли её в ближайшей перспективе капитальный ремонт.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!