Найти в Дзене

Юнгианство и духовное учение каббалы

Оглавление

Уважаемый читатель, сегодня я хотела бы подсветить некоторые точки соприкосновения каббалистического учения и юнгианства. В этой статье я попробую также посмотреть, как эти два видения взаимораскрывают большие глубины друг друга в описываемых аспектах.

Позвольте сразу отметить, что я не являюсь последователем каббалистического учения, а потому мои познания в нём не так уж глубоки. Надо отметить, что Юнг, хоть и упоминает каббалу неоднократно в своих трудах, даже делает референсы в сторону Зоара, но не заостряет на ней своего внимания. Я думаю, что это связано с тем, что он прикоснулся к этому духовному учению поверхностно, так как был больше сосредоточен на алхимии.

Михаэль Лайтман, каббалист и современный исследователь каббалистического учения
Михаэль Лайтман, каббалист и современный исследователь каббалистического учения

С точки зрения духовного мировоззрения мы можем рассматривать алхимию как расширенную версию христианства. Точно также мы можем рассматривать каббалистическое учение как расширенную версию иудаизма. Ну и не будем забывать суфизм как расширенную версию ислама. Так мы можем увидеть, что у большинства мировых религий есть более сложные расширенные версии духовных учений. Для меня как для юнгианки видится важным касаться таких духовных учений, дабы иметь возможность глубже проникать в тайны души. Не зря Корбетт писал о юнгианской психотерапии как о духовной практике. В нашей работе действительно есть такой аспект.

Самость и свойства Творца

Начнём с того, что каббалисты ставят своей целью приближение к Творцу. Они это разъясняют как приближение свойств собственной души к подобию свойств Творца. Здесь мы сразу можем вспомнить цель юнгианского анализа как активацию архетипа Самости и научение воспринимать послания своей Самости через символы. В «Эоне» Юнг пишет: «Самость есть образ Бога или, по крайней мере, нечто от него неотличимое». Именно ввиду своего божественного происхождения Самость неумопознаваема и может быть воспринята только через символы. Голос Самости – это символы и ничто иное. А в «Парацельсе как духовном явлении» он исследует понятие Илиастра как того, что составляет истинную суть человека. В то же самое время мы можем рассматривать Илиастр как искру Божью внутри человека или частичку божественного внутри. Смотрите, как интересно переплетаются и взаимораскрывают друг друга здесь каббала, алхимия и юнгианство. Сосуд нашего разума может так совместить учения: через символ мы обретаем возможность слышать внутреннюю божественную часть, что открывает путь к восприятию своей истинной сути и реализации этой сути путём Самости через принятие и любовь, что есть свойства самого Творца, заложенные в человеке.

Человек или животное

Каббалисты не считают человеком субъекта, не вступившего на путь духовного развития, раскрытия свойств Творца внутри себя. Такой субъект для них представляет из себя животное состояние человека. Для каббалистов он не отличим от животного. В юнгианстве мы постоянно находимся в контакте с бессознательным посредством анализа сновидений. И тут мы встречаемся с интересным феноменом. В материале бессознательного инстинкты зачастую предстают в теориоморфным образах. Например, Анимус, которые ещё не дошёл до состояния устойчивой осознаваемой внутренней части может проявляться в сновидениях в виде быка. И это самая первая стадия развития внутренних частей, которые ещё остаются на уровне инстинктов. Мужской промискуитет вполне во снах может быть отражён образом Издубара из «Красной книги» Юнга – великана полубыка-получеловека. И лишь работа по осознанию своих частей приводит к их эволюции в антропоморфное состояние. Обратите внимание на наши известные сказки типа Царевны-лягушки. Мы видим в сказке ещё стабилизированную Аниму, когда она мелькает из состояния лягушки в состояние женщины. Это примерно о том же процессе. В итоге, мы можем сказать, что психология подтверждает духовное видение каббалистов: человек, не вставший на путь познания своих духовных начал, живёт во власти инстинктов, что можно в какой-то мере рассматривать как животное состояние.

Символ древа жизни каббалистов, состоящий из 10 сфирот, соединенных с горизонтом вечности, вписанный в символ цветка жизни, известного с древнейших времён и использовавшегося в религиозных учениях многих народов.
Символ древа жизни каббалистов, состоящий из 10 сфирот, соединенных с горизонтом вечности, вписанный в символ цветка жизни, известного с древнейших времён и использовавшегося в религиозных учениях многих народов.

Метафоры внутри нас

Каббалисты рассматривают духовные тексты как иносказательные представления внутренних процессов человека. Например, они говорят, что всё что записано в Торе – это не история чего-то происходившего, а лишь путь духовного развития человека. Народ Израиля, к примеру, – это желания человека, а исход из земель Египта расшифровывается как выход человека из эгоизма. И для меня это прямая аналогия юнгианского подхода. Действительно, мы включаем в терапию обсуждение мифов и историй именно с позиции того, что же за психический процесс эта история описывает. Тем самым мы на метафорическом, символическом уровне можем подсказывать психике пути по движению к новому уровню развития.

Мне здесь вспоминается глава Зоара «Погонщик ослов». Эта глава о том, как стремящийся к Творцу с другом едут на ослах. А, скажем так, более продвинутая душа идёт сзади и покалывает палкой их ослов, чтобы те двигались вперёд. И здесь мы можем вспомнить, что осёл часто ассоциируется Эго-комплексом. И тогда мы видим, что кто-то или что-то должно создавать дискомфорт дабы Эго человека двигалось в своём развитии. Обычно мы встречаемся с двумя разновидностями погонщика ослов в терапии. Первый – это жизнь, которая устраивает проблемы, заставляя человека перестать бегать по кругу и наконец начать собственное внутреннее изменение. Каббалисты такой процесс считают посланием испытаний Творцом, дабы направить человека на путь исправления. Второй вариант они видят в усердной работе по изучению каббалистического учения, в работе над собственным эгоизмом и направлению усилий на принятие светов Творца. Работу с эгоизмом и его познанием мы можем назвать той самой работой по встрече с собственной Тенью, которая идёт в юнгианской терапии.

Пост и инерция психики

Я приведу здесь ещё одну важную, на мой взгляд, метафору. Каббалисты имеют свою важную расшифровку поста как метафоры. Для них пост – это не про не есть мяса в том смысле, в котором это воспринимается современными христианами. Пост – это отказ от принятия светов Творца, то есть от принятия духовной пищи. И здесь я вспоминаю понятие инерции психики Юнга. Это понятие означает, что сознание потребляет некую информацию, но, чтобы психика смогла начать действовать согласованно в рамках новой концепции, бессознательному нужно время. По сути, после запуска в сознании определённого процесса психике нужен определённого рода каббалистический пост.

Символы

Думаю, что в обращении к символам как важным свои составляющим внутренней работы каббалистической учение и юнгианство наиболее близки. Немного самораскрытия. Много лет назад, когда я приобрела себе номер, оканчивавшийся на 1313, я и не думала, как в таком забавном, на тот момент, действии отразилось стремление моей души к гармонии. Лишь пару лет назад я узнала, что 13 – это число истинной гармонии с точки зрения каббалистов. И оно же будет отражением гармонии в юнгианстве. Это 3+1, развёрнутая четверичность Платона, о которой писал Юнг. Это четверичность, где трём сходным свойствам должно быть противопоставлено иное, дабы гармония могла воплотиться в жизнь. Во снах такую четверичность мы можем видеть, к примеру, как компания из трех женщин и одного мужчины или наоборот.

Конечно, многим известно и то, как таро раскрывается через каббалистические сфиры. И оно же некоторыми юнгианцами используется в формате метафорических карт с большей смысловой нагруженностью, нежели обычные колоды МАК. Я этим не пользуюсь, а потому лишь упоминаю здесь.

Каббалисты высоко ценят символ розы. Он же встречается в алхимии и может считаться одним из символов Самости. В каббале много работы с символами, начиная с чисел и продолжая буквами алфавита, каждая из которых на символическом уровне несёт своё значение в вопросе взаимодействия со светами Творца.

Engraving from I.C.H., Das Hermes Trismegist, Leipsig, 1782. Источник: alchemywebsite.com
Engraving from I.C.H., Das Hermes Trismegist, Leipsig, 1782. Источник: alchemywebsite.com

Буквы Амнона-Саба – это учение внутри учения. Из них я возьму для краткого примера букву Алеф. Каббалисты считают, что буква — это инструмент управления душами (мне здесь, кстати, вспоминаются маятники Зеланда). Так вот управляющая сила – это свет, проходящий сквозь визуальный символ. Поэтому важно не название буквы или то, как она произносится, а ее начертание, визуальный образ. Визуально Алеф – это русская Х. Сюда же мы с точки зрения символов можем отнести крест. Крест приводит нас к мандале и юнгианской четверичности. И, конечно, к символу Самости, к божественному. Вот что каббалисты говорят об этом символе-букве: Все единство в этой букве и с неё всё всегда будет начинаться. Она есть цель. На ней построена вся система развития душ. И как юнгианцы мы также думаем о Самости.

Иллюстрация Юнга к «Красной книге»: «Квадратура круга в небе»
Иллюстрация Юнга к «Красной книге»: «Квадратура круга в небе»

В этой статье я постаралась, пользуясь своими скромными познаниями, показать несколько аспектов соприкосновения юнгианства и каббалистического учения как взаимодополняющих концепций на пути к познанию глубин собственной психики. Такие соприкосновения для меня позволяют видеть многогранность мира и сохранять равновесную позицию в работе с пациентами: и…, и…, и…

Я надеюсь, что для Вас, уважаемый читатель, эта статья была любопытна и смогла осветить ещё одну грань мира духовных познаний психологии как науки, в первую очередь, о Psyche – душе.

Искренне ваша,

Анастасия Малышева

Глубинный психолог

Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/