Найти в Дзене
Росбалт

Удовольствие не для всех — каково быть владельцем яхты в Петербурге

Оглавление

Цена на судно с легкостью переваливает за сотню миллионов, а сопутствующие расходы доходят до 10% от стоимости.

    Источник: Freepik
Источник: Freepik

«Один мой друг рассказал, как проверить, подходит ли тебе яхтинг: надо встать одетым под душ — и начать рвать деньги. Если понравится — значит, точно подходит» — таково содержание специфической шутки, распространенной в сообществе яхтсменов. О специфике владения собственной яхтой — в материале «РосБалта».

Покорители водной стихии

Приобретение собственного судна — как покупка автомобиля. Есть самые разные модели и разновидности, все они призваны служить своему владельцу, но серьезно зависят от его потребностей.

Если речь идет о парусно-моторной лодке, то допустимый минимум ее длины — шесть метров. Однако на ней вы даже не сможете встать в полный рост в рубке. Так что начать стоит сразу с девятиметровых судов. При этом для комфортного хождения по акватории Невы, с ее течениями или безветрием, нужен еще и мотор мощностью минимум 70 лошадиных сил, а лучше больше. И если получится управиться с таким судном, то тогда уже можно подумать о покупке чего-то более солидного», — рассказал в прошлом любитель парусного спорта Геннадий.

Сайты пестрят объявлениями о продаже разнообразных моделей — при желании подержанное судно можно приобрести в пределах 5 млн рублей, но большая часть предложений стартует от 10-15 млн, а затем переваливает за сотню и более. И это, если рассматривать предложения на «Авито». На сайтах специализированных агентств

«При приобретении судна люди часто задумываются и о найме человека, который бы им управлял (а иногда и параллельно занимался решением вопросов с обслуживанием). Если сравнивать с расходами на покупку и содержание, получаются вполне адекватные цены, сопоставимые с тратами на личного водителя», — отмечает судовладелец Максим.

Но, конечно, размер и мощность имеют определяющее значение и здесь, в том числе — для исчисления транспортного налога и покупки страхового полиса. Специалисты оценивают стоимость владения яхтой — от 5-7% до 10% в год. Так что подсчитать, сколько придется выкладывать дополнительно за судно стоимостью в 10-30-40-100 млн рублей, достаточно просто. Не каждый имеет такие средства.

На рынке, кстати, хватает предложений о продаже серийных проверенных судов со стапелей за границей, однако тут стоит иметь в виду, что оформление документов в России может вызвать определенные трудности.

«Как-то знакомая спортсменка купила яхту во Франции, но практически весь сезон не могла ее использовать — оформление заняло несколько месяцев. Эта волокита часто зависит от везения, но ее стоит иметь в виду», — подчеркнул Геннадий.

Нужно учитывать и санкционный аспект. С ввозом яхт из Европы и США сейчас все обстоит очень непросто. По оценке владельца сети яхт-клубов «Буревестник» Андрея Бойко, из-за санкций около 1000 россиян в год лишены возможности купить лодку или яхту за рубежом. Параллельный импорт практически не работает — ввезти современное судно легально невозможно, а нелегальные схемы слишком рискованны. В результате — предложение новых судов на рынке резко сократилось.

Подводные камни и сопутствующие траты

    Источник: Freepik
Источник: Freepik

Естественно, покупкой судна расходы яхтсменов не ограничиваются: для походов необходимо запасать топливо, воду и продовольствие, всегда быть готовым поменять оснастку, которая изнашивается с течением времени. Однако источником трат становится не только эксплуатация судов, но и их простой.

В Россию мода на яхтинг пришла в конце 1990-х. Тогда в страну завозили около сотни судов в год, и вскоре россияне заняли второе место в мире по покупкам яхт, уступив пальму первенства лишь американцам. Впрочем, большинство (более 200 тысяч человек) предпочитало яхтинг за пределами России, в основном — в Европе, с ее множеством прекрасных марин. По оценке РСТ, до пандемии на стоянку и обслуживание своих яхт за границей наши соотечественники ежегодно тратили около €200 млн. После введения санкций владельцы яхт массово перебазировались в Россию. И тут обнаружилась нехватка мест для швартования судов.

Навигация в Петербурге обычно начинается в апреле и завершается к середине ноября. Все остальное время суда должны храниться в пригодном для этого месте. И здесь возникают проблемы — число подходящих локаций для стоянки серьезно ограничено.

«Огромное количество людей держали раньше свои яхты в финском порту Котка, где стоянка обходилась им гораздо дешевле при лучших условиях хранения. Однако на данный момент Финляндия полностью закрыта», — констатирует Геннадий.

Судовладелец не будет ради единственной лодки строить себе яхт-клуб на воде или эллинг.

«Он воспользуется предлагаемой инфраструктурой на условиях аренды. И, соответственно, будет мигрировать по тем местам, где для него лучше цена/качество/местоположение. Вариант для хранения летом — на воде в немногочисленных яхт-клубах, зимой на берегу тех же яхт-клубов либо в специализированных эллингах („Дубровка“, „Морские Волки“, „Форт Константин“, „Смоленка“). Наблюдается дефицит стояночных мест на воде и мест на земле. Идет целенаправленное вымещение судов из центра города», — высказала мнение генеральный директор ООО «Д.А.Т.А.» (подрядчик по строительству Марины Геленджик) Анна Шумейко.

Стоимость стоянки и хранений судов может различаться в три-четыре раза — все зависит от местоположения причалов и предоставляемых яхт-клубами услуг. При наличии средств на месте стоянки можно заказывать техническое обслуживание или срочный ремонт судов, мойку и уборку на борту, доставку готовой еды из прибрежных заведений.

В целом же цена за стоянку обычно рассчитывается в зависимости от длины лодки. Затраты на месячный причал в марине восьмиметрового судна начинаются от 20-30 тыс. рублей. Чем больше яхта — тем выше цена. С другой стороны, предусмотрены скидки на долговременную стоянку. Зимнее хранение обычно обходится дороже, особенно, если судно зимует в эллинге. Гостевые стоянки — тоже не самые бюджетные.

По словам яхтсменов, самые дорогие порты для яхт — «Смоленка» и «Императорский», наиболее бюджетный — «Балтиец».

Тонкости владения и использования

    Источник: Feeepik
Источник: Feeepik

Яхта может иметь одного владельца — или принадлежать компании, обычно крупной. Еще существует практика совместной собственности и нескольких экипажей, одновременно использующих одно и то же судно. Однако этот вариант может подойти далеко не всем.

«Я хожу на яхте с экипажем, с которым мы вместе не один десяток лет. Но есть экипажи, где люди не могут сработаться, происходят конфликты, склоки: яхтинг ведь не только походы, но и стоянка, и ремонт. Совместное содержание требует финансирования — и это может порождать конфликты. Все зависит от того, кто эти люди — ваши близкие друзья или персонажи непонятной квалификации с неясным психологическим портретом», — отмечает Геннадий.

Распределение расходов на ремонт и обслуживание судна между многими владельцами зачастую не является гарантией того, что они будут снижены, особенно, если ремонтом и содержанием займутся некомпетентные люди.

«Все зависит от знаний и личных отношений друг с другом. У меня есть много друзей, с которыми я вырос. И если мне надо что-то починить, приварить, выточить на станке — я знаю нужных людей, которые могут это все сделать. Но многие таких знакомств не имеют. Если же вы думаете, что есть какие-то открытые чаты взаимопомощи, куда можно написать со своей просьбой, то нет. Как такового большого сообщества яхтсменов не существует, нужно много общаться с людьми, знать, кто что умеет, кто в какой сфере крутится, кто чем может помочь», — рассказал Геннадий.

А попытка коммерческого использования судов для того, чтобы как-то окупить их содержание, может натолкнуться на противодействие со стороны недобросовестных конкурентов.

«К примеру, есть определенные точки входа для занятия бизнесом по организации индивидуальных речных круизов. Если ими пренебречь, то можно ожидать недружественных действий: даже судна можно потерять стараниями злоумышленников», — отметил Максим.

Свобода стоит того?

    Источник: 1MI
Источник: 1MI

Однако затраты времени и денег отходят на второй план, когда яхта выходит из порта и отправляется в плавание. Развитая речная сеть на Северо-Западе России позволяет не только покорять просторы Балтийского моря, но и плыть на Ладожское озеро, а при желании добраться и до Белого моря.

«Если у вас есть надежное, испытанное судно, то теплые месяцы года всегда порадует по-настоящему увлекательным и разнообразным отпуском, в котором вы сможете одновременно достичь гармонии с природой, посетить интересные места на побережье, утолить жажду исследований, насладиться хорошей рыбалкой, отдохнуть на девственных пляжах. А на парусных яхтах при желании еще и поддержать физическую форму на должно уровне», — поделился Максим.

Еще одна интересная возможность — участие в заграничном морском походе. При наличии необходимых документов можно зафрахтовать яхту в одном из иностранных портов (или перегнать туда свою), после чего подобрать экипаж и отправиться в круиз по Средиземноморью. Порой подобные туры доступны всем желающим — однако к цене пребывания на борту потребуется добавить стоимость трансфера до порта и оформления всех сопутствующих документов.

«Некоторым достаточно раз увидеть Балтику, острова, шхеры, силуэты Петербурга и Кронштадта, чтобы понять: нужно обозревать это снова и снова, с родной палубы, с близкими людьми рядом. И никакие трудности тогда не остановят, все усилия и траты не будут в тягость. Эта прекрасные ощущения, удивительная возможность путешествовать по огромным просторам самому, наверно, и есть подлинная свобода», — считает Геннадий.

Не «Черная жемчужина», но все же

-6

Владение яхтами не подразумевает активного обсуждения этих тем вне узкого дружеского круга. Большие деньги любят тишину, а хозяева дорогих яхт — приватность. И их имена никто разглашать не спешит.

Впрочем, мегаяхт в городе нет (хотя классификация яхт по размеру довольно условна, считается, что пропуском в этот класс, кроме максимальной технической оснащенности, комфорта и роскоши интерьеров, является длина от 60 м). А вот суда, относящиеся к суперъяхтам (по разным источникам — начиная от 24-30 м), имеются. Их даже можно взять в аренду. Например, 30-метровое судно Broward 98, которое можно арендовать за 70 тыс. рублей в час, или Benetti 90 Kalisa (28,3 м).

Между тем интересующиеся еще помнят, как несколько лет назад в Северную столицу заходила 95-метровая роскошная красавица Kismet (с тех пор яхта сменила владельца — пакистано-американский миллиардер Шадид Кхан продал ее за $159 млн бывшему гендиректору Google Эрику Шмидту, а сам взялся строить новый Kismet — мегаяхту длиной в 122 метра).

Или визит тогда еще первой по величине в мире парусной инновационной яхты Black Pearl (после смерти своего владельца, бизнесмена и уроженца Петербурга Олега Бурлакова, судно долгое время стояло на причале в Черногории, однако сейчас, как сообщает IYC, его можно взять в аренду — за 830 тыс. евро в неделю).

Евгений Богучарский

Яхты
4360 интересуются