Найти в Дзене
СамолётЪ

Экономить не пробовали? С 1 июля в России выросли тарифы «естественных» монополистов

Оглавление
Фото: Freepik.com
Фото: Freepik.com

В некоторых городах цены вырастут почти на 40%. В среднем тарифы вырастут на 11,9%. Это выше, чем в предыдущие годы: в 2024 году их в среднем повышали на 9,8%, а в 2023 году — на 8,1%. Некоторые эксперты считают, что цены на услуги естественных монополий и ЖКХ вырвались из-под контроля…

Правительство также утвердило предельные индексы роста и допустимое отклонение для регионов. С их учетом тарифы на ЖКУ могут вырасти сильнее всего в Архангельской области — на 24,8%, в Республике Мордовия и Челябинской области — на 22,8%, в Дагестане и Татарстане — на 22,3%.

В Москве коммунальные услуги в среднем подорожают на 15%. В Вологодской области – примерно на 14%.

При этом окончательное решение об уровне индексации принимают местные власти. По общему правилу, они ограничены рамками, которое для них установило правительство (величина отклонения), но в отдельных случаях эти рамки не применяются.

В связи с этим в некоторых муниципалитетах ЖКУ подорожают более значительно, чем в других. Так, в Ижевске повышение составит 38% (хотя в большинстве муниципалитетов Удмуртии лишь15%), в Омске — 39,6%.

Средняя инфляция за первые пять месяцев 2025 года – 10%. Сильнее всего вырастут тарифы на электроэнергию — на 12,6–22,8%. На втором месте плата за тепло – рост на 14%. Теперь за одну гигакалорию вологжане будут платить не 2278,80 рубля, как раньше, а 2598 рублей. Пропорционально возрастёт и плата за подогрев воды по нормативу — с 121,41 до 138,42 рубля.

Газ всему голова

В значительной степени повышение стоимости тепла и электричества связано с ростом оптовых цен на газ. «Газпром», который ранее планировал повысить оптовые цены на газ для всех категорий потребителей на 10,3% в 2025 году, неожиданно для всех увеличил свои требования. Компания настаивает на дополнительном повышении цен на 10% в этом же году. В частности, речь идёт о применении повышающего сезонного коэффициента в размере 1,1 к регулируемым оптовым ценам на газ. Этот коэффициент будет применяться дважды: в первом и четвёртом кварталах.

Причина такого решения — необходимость компенсировать потери доходов от экспорта в Европу и расходы на содержание подземных хранилищ газа.

Стоимость газа для населения также пойдёт вверх. Для тех, у кого нет счётчика, плата на одного человека составит 110,96 рубля вместо прежних 99,09 рублей. Для тех, кто оплачивает по счётчику, цена вырастет с 7622 до 8535 рублей за 1000 кубометров. Но повышение, которое вступит в силу 1 июля 2025 года, — оно, по сути, отражает только половину повышения оптовых цен на газ. Вторая половина будет переложена на розницу позже, уже в 2026 году.

Эксперты, осведомлённые с ситуацией, утверждают, что совсем скоро благодаря «Газпрому» конструкция с предельным индексом роста цен затрещит по швам, потому что коммунальщики постараются донести до местных властей: надо перенести бремя роста оптовых цен на газ и электроэнергию на конечных потребителей — иначе здравствуйте, новые проблемы с и так изношенными трубами.

А, может быть, уже донесли. Судя по тому, что, например, в Череповце, где в прошлом году «дочку» «Газпрома», отвечавшую за отопление в городе, сменила местная «Теплоэнергия», но тарифы, казавшиеся прежде горожанам безумными и вызывали подозрения в коррупции, не только не уменьшили, а даже выросли (притом, что интенсивность перекладывания изношенных труб практически не изменилась).

В теории, стоимость коммунальных услуг для конечных потребителей должна была включать в себя инвестиции в инфраструктуру. Однако на практике это случалось крайне редко. Как объясняет Станислав Шубин, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, применение метода «инфляция минус» в тарифном регулировании не влияло на инвестиционные возможности предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Конечные тарифы для потребителей учитывали снижение затрат на газ, но не создавали дополнительного источника для инвестиций.

И получается, что теперь ЖКХ, в первую очередь производителям тепла, либо надо взять на себя рост тарифов на газ — либо добиться отмены механизма предельного индекса. Либо банкротиться, создавая новую головную боль местным властям.

Но дело не только в конечных ценах на услуги ЖКХ, которые, безусловно, влияют на потребительскую инфляцию и отнимают спрос у других отраслей, прежде всего непродовольственных товаров и услуг помимо ЖКУ. Проблема гораздо серьёзнее: цены на газ и электроэнергию как ресурс уже влияют на конкурентоспособность промышленности, подрывая её.

Экономить не получается

В 2014 году казалось, что президент страны наконец прервёт прежнюю парадигму существования газовиков и электроэнергетиков, которые жили по принципу: нужны деньги? — повышай тарифы; нужны деньги на инвестиции? — повышай тарифы ещё. И с 2014 года был установлен предельный рост тарифов на ЖКУ в размере 6%, а также ограничил рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции.

Но ограниченные в своих аппетитах естественные монополии не спешат заниматься повышением собственной эффективности — урезать затраты, находить новые рынки или предлагать потребителям услуги с высокой добавленной стоимостью. Как это делают их конкуренты за рубежом, существенно сократив постоянные издержки после кризисов 2014–2015 и 2020 годов. Например, Royal Dutch Shell в 2020-м объявила о сокращении 7–9 тыс. рабочих мест (около 10% штата) в рамках реструктуризации, что должно было дать экономию 2–2,5 млрд долларов в год к 2022 году. А ExxonMobil в 2020–2021 году также жёстко пересмотрела расходы: снизила операционные затраты на 8 млрд долларов, в том числе за счет оптимизации штата и бенефитов, и урезала инвестпрограмму почти на треть.

«Газпром» же в 2023 году снизил операционные расходы холдинга сократятся более чем на триллион рублей - до 8,6 трлн рублей с 9,3 трлн годом ранее. Но по итогам 2024-го года операционные расходы снова превысили 9 трлн рублей.

В начале текущего года руководство холдинга анонсировало масштабное сокращение штата центрального офиса — на 1600 человек. Однако, как выяснилось, это решение уже дважды откладывалось.

В связи с этим, у потенциальных клиентов возникает всё больше вопросов относительно спонсорской поддержки футбольного клуба «Зенит» и строительства двух новых небоскрёбов в рамках проекта «Лахта Центр», запланированных к завершению к 2031 году. Кроме того, вызывает сомнения целесообразность повышения тарифов на газ в 2025 году…

«Вынужденная мера»?

В такой ситуации заявление Федеральная антимонопольная служба о том, что она будет контролировать изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги во всех регионах, чтобы не допустить необоснованного роста цен с 1 июля 2025 года, выглядят несколько странно. Россиянам с лихвой хватит и «обоснованного» роста, который усложним им жизнь. Как бы не утешали близкие к власти экономисты, призывающие «граждан» «потерпеть» откровенный грабёж монополистов (как это делали их либеральные коллеги в 1990-е во время резкого взлёта цен и падения доходов), объясняя, что «рост тарифов ЖКХ в регионах — не прихоть», а «вынужденная и необходимая мера, продиктованная экономикой и требованиями к состоянию коммунальной инфраструктуры».

Тем временем покупательская способность россиян будет только снижаться. Об этом говорит заявление Виктора Ляшока, ведущий сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС о том, что в 2025–2026 годах темпы роста зарплат в России замедлятся по сравнению с показателями 2023–2024 годов. По словам экономиста, основной причиной замедления станет постепенное ослабление дефицита рабочей силы. Рост коммунальных тарифов в таком случае будет занимать всё больше места в структуре семейных бюджетов россиян.

Сейчас максимальная доля расходов на ЖКХ в бюджете семьи по закону составляет 22% в 58 субъектах РФ, от 15% до 21% — в 24 субъектах, ниже 15% — только в трех, включая Москву и Санкт-Петербург.

А, например, в Финляндии - плата за ЖКХ составляет 5-6% бюджета семьи, классической «пролетарской».

Средняя цена электричества для домохозяйств в России ещё до очередного повышения была выше, чем в ряде развитых стран. Это показывал в своей работе генеральный директор Института проблем энергетики, доктор технических наук, профессор Борис Нигматулин в апреле 2023 года:

«В России затраты конечных потребителей электроэнергии в долях ВВП были одни из самых высоких и составляли 4,2%. Для сравнения в Китае - 4,0%, в мире (8 стран — 72% мирового электропотребления) - 2,9% и в США - 1,8%». Более того, говорит Нигматулин, в России «необходимо не повышать, а, наоборот, понижать цены на электроэнергию».

Так и хочется спросить у наших монополистов: если не можете поднять людям зарплаты, может, хотя попробуете экономить?

Ну и как вам?

Друзья, делитесь своим мнением, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал! Только ваша поддержка позволяет нам работать.

СамолётЪ

ЖКХ
2331 интересуется