Найти в Дзене
Альтернативная история

Крейсер Omaha (CL-4). Охотник за каучуком

Оглавление

Крейсер "Omaha" не участвовал в крупных морских баталиях, не уничтожал подводные лодки противника и не поражал вражескую авиацию, однако добросовестно исполнял свой долг. Вероятно, его самым значительным достижением стала не бомбардировка Тулона и оккупация острова Поркероль, а ликвидация трех немецких судов-прорывателей блокады, что лишило вооруженные силы Германии нескольких тысяч тонн жизненно важного каучука.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

Началом разработки крейсеров типа "Omaha" принято считать запрос Главного совета ВМС Соединенных Штатов от 10 июля 1914 года на изучение концепции крейсера-разведчика, включенного в план строительства на 1916 финансовый год. Согласно техническому заданию, военно-морской флот США намеревался получить корабль водоизмещением 8 000 т, развивающий скорость не менее 30 узлов, с дальностью плавания до 10 000 миль, оснащенный десятью 152-мм орудиями, четырьмя 76-мм зенитными орудиями, двумя трехтрубными торпедными аппаратами и как минимум четырьмя самолетами, а также способный устанавливать минные поля. Новый крейсер задумывался как разведывательный корабль для эскадры линкоров, что подразумевало высокую скорость и автономность при относительно слабой огневой мощи и броневой защите. Столкнувшись с определенными трудностями при проектировании корабля, американские военные несколько смягчили первоначальные требования.

Крейсер Omaha (CL-4) в порту Виктория (Канада, провинция Британская Колумбия) во время своего первого официального визита, 24 мая 1923 года. Источник: navsource.org
Крейсер Omaha (CL-4) в порту Виктория (Канада, провинция Британская Колумбия) во время своего первого официального визита, 24 мая 1923 года. Источник: navsource.org

Тактико-технические характеристики

Согласно условиям соглашения о создании новых крейсеров, которое было заключено 8 июля 1916 года, параметры судов определялись следующим образом: их водоизмещение должно было составлять 7050 тонн, предельная скорость – 35 узлов, а вооружение включало: десять 152-мм орудий, калибр которых равнялся 53 (четыре орудия размещались в казематах по краям, а два – открыто на верхней палубе); пару 75-мм зенитных пушек с калибром 50; и два сдвоенных 533-мм торпедных аппарата.

Впоследствии в первоначальный замысел неоднократно вносили коррективы. Всего было построено десять единиц, которые изначально предназначались для военно-морских сил Соединенных Штатов.

Крейсеры типа Omaha:

-3

Крейсер Omaha (CL-4) в гавани, 8 декабря 1923 года. Источник: navsource.org
Крейсер Omaha (CL-4) в гавани, 8 декабря 1923 года. Источник: navsource.org

Конструкция корпуса

Корпус крейсеров типа "Omaha" отличался длинным полубаком, занимавшим до 70% общей протяжённости судна. Клёпаная конструкция корпуса собиралась с использованием продольной системы набора. Некоторые эксперты полагают, что изначально эти корабли рассматривались как увеличенные эсминцы, и даже существовало требование о визуальном сходстве силуэтов проектируемых крейсеров и эсминцев. Однако более вероятно, что пропорции нового корабля, в частности отношение длины к ширине, напоминали эсминец из-за стремления достичь высокой скорости, что повлекло за собой "сжатие" корпуса. Утверждение о применении к "Omaha" стандартов эсминцев в отношении прочности, обитаемости и вспомогательного оборудования представляется спорным. Вероятно, облегчённые конструкции, слабая теплоизоляция, недостаточная мощность систем вентиляции и отопления, отсутствие деревянного покрытия палубы и стеснённое размещение экипажа были результатом жёсткой экономии веса, обусловленной завышенными первоначальными требованиями. В конечном итоге облегчение силового набора в сочетании с мощной и тяжёлой энергетической установкой привело к ощутимой вибрации на максимальной скорости. Квартердек был оставлен свободным для установки стационарной катапульты, а высота борта в кормовой части была уменьшена для облегчения минной постановки.

Длина корабля по ватерлинии составляла 167,6 м, а максимальная длина – 169,4 м. Ширина корпуса достигала 16,9 м, а осадка – 4,11 м. Стандартное водоизмещение крейсера "Omaha" составляло 7050 тонн, а полное – 9507 тонн, однако временной период, к которому относятся эти данные, остаётся неясным. Значительным недостатком конструкции корпуса являлось полное отсутствие водонепроницаемых переборок над главной палубой.

Крейсер Omaha (CL-4) в гавани Сан-Диего. Фото сделано в 1925–26 годах. На переднем плане видны гидросамолёты F5L. Источник: navsource.org
Крейсер Omaha (CL-4) в гавани Сан-Диего. Фото сделано в 1925–26 годах. На переднем плане видны гидросамолёты F5L. Источник: navsource.org

Вооружение

Изначально, поскольку новый крейсер предназначался исключительно для разведывательных операций, приоритетом было максимальное усиление огневой мощи в носовой и кормовой частях. Из десяти 152-мм орудий планировалось разместить по четыре в носовых и кормовых казематах, а оставшиеся два – побортно на верхней палубе в легких открытых установках. Некоторые источники предполагают, что первоначально рассматривался вариант с шестью орудиями, однако это кажется маловероятным и, возможно, является следствием неверной интерпретации фразы о размещении "четырех орудий в носовых и кормовых казематах". Стоит отметить, что расположение 152-мм орудий с самого начала вызывало разногласия, поскольку европейские кораблестроители еще за десять лет до этого начали отказываться от казематного расположения орудий на крейсерах.

Уже после начала строительства кораблей, глава Управления кораблестроения адмирал Д. Тейлор, отвечавший за проектирование и строительство, предложил отказаться от двух 152-мм орудий, установленных на верхней палубе, из-за ограниченных углов обстрела и низкой скорострельности, объясняя это сложностями подачи боеприпасов из удаленных погребов. Освободившуюся массу предлагалось использовать для улучшения бронирования румпельного отделения.

Сокращение числа орудий главного калибра спровоцировало новые дебаты – вооружение корабля настолько не соответствовало его водоизмещению, что в 1917 году проектная группа даже предложила уменьшить водоизмещение с 7000 до 5000 тонн. Судостроительные компании отвергли это предложение, посчитав его нереализуемым, и в конечном итоге споры привели не только к усилению вооружения, но и к пересмотру самой концепции применения корабля – помимо разведывательных задач, его решили использовать и для патрулирования.

В итоге, артиллерийское вооружение корабля было усилено до двенадцати 152-мм орудий. В носовой и кормовой оконечностях по центральной линии были установлены две двухорудийные башни с орудиями Mark 13 (максимальный угол возвышения 20 градусов, дальность стрельбы 23 130 м). Оставшиеся восемь орудий были размещены в двухуровневых казематах – по четыре в носовой и кормовой надстройках (максимальный угол возвышения 20 градусов, дальность стрельбы 19 200 м).

Крейсер Omaha (CL-4) на военной базе Пьюджет-Саунд, 29 августа 1933 года. На фото – боевая рубка и 152-мм казематная установка. Источник: navsource.org
Крейсер Omaha (CL-4) на военной базе Пьюджет-Саунд, 29 августа 1933 года. На фото – боевая рубка и 152-мм казематная установка. Источник: navsource.org

Стало очевидно, что нижние казематные орудия, расположенные в кормовой части корабля, были существенно ограничены в применении. Во время движения их постоянно заливало водой, что практически исключало возможность ведения огня. В связи с этим, два кормовых орудия казематного типа были убраны. По некоторым сведениям, демонтаж произошел сразу после ввода кораблей в эксплуатацию, по другим – на всех кораблях типа "Omaha" к началу 1930-х годов. Существует мнение, что крейсеры "Omaha" (CL-4), "Milwaukee" (CL-5), "Concord" (CL-10), "Trenton" (CL-11) и "Memphis" (CL-13) сохраняли эти орудия как минимум до начала Второй мировой войны. В частности, согласно «Справочнику корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год», изданному Военмориздатом СССР, крейсер «Мурманск» (бывший "Milwaukee") был вооружен двенадцатью 152-мм орудиями. От более современной схемы с размещением всех 152-мм орудий в четырех двухорудийных башнях с линейно-возвышенным расположением американские конструкторы отказались, чтобы избежать значительных задержек в передаче кораблей флоту (отставание уже достигало примерно двух лет). Артиллерия главного калибра отличалась хорошими баллистическими характеристиками, но невысокой скорострельностью, что было обусловлено ручной подачей боеприпасов, использованием картузного заряжания и поршневого затвора.

Первоначально зенитное вооружение крейсеров должно было включать два универсальных 75-мм орудия с длиной ствола 50 калибров. Однако, уже в процессе строительства, количество орудий было увеличено до четырех. Они были размещены побортно на шкафуте, в носовой части от катапульт. В начале 1930-х годов число 75-мм орудий возросло до семи. Два дополнительных орудия установили на шкафуте, а одно – в диаметральной плоскости на кормовой надстройке.

В соответствии с проектом, торпедное вооружение крейсеров типа "Omaha" должно было состоять из двух спаренных 533-мм торпедных аппаратов, размещенных на главной палубе и ведущих огонь через специальные порты. Но к моменту вступления кораблей в строй, его усилили, установив на палубе полубака, непосредственно за катапультами, два 533-мм трехтрубных аппарата. По мнению ряда исследователей, эти аппараты были сняты с эсминцев, которые переоборудовались в тральщики. Согласно одной из версий, усиление торпедного вооружения было связано с планами по переклассификации кораблей в торпедные крейсеры. Другая версия предполагает, что трехтрубные аппараты должны были заменить двухтрубные. Эта версия основана на том, что в 1924–25 годах двухтрубные аппараты, подверженные заливанию водой, были демонтированы со всех крейсеров, а порты заделаны. Вторая версия кажется более обоснованной, но оставляет открытым вопрос о причине установки двухтрубных аппаратов, если их планировалось демонтировать.

Торжественная встреча тела американского посла на Кубе Дж. Б. Райта, доставленного крейсером Omaha на родину. Военно-морская база Вашингтон, 11 декабря 1939 года. Хорошо видны торпедный аппарат и кормовые 152-мм казематные установки левого борта. Источник: navsource.org
Торжественная встреча тела американского посла на Кубе Дж. Б. Райта, доставленного крейсером Omaha на родину. Военно-морская база Вашингтон, 11 декабря 1939 года. Хорошо видны торпедный аппарат и кормовые 152-мм казематные установки левого борта. Источник: navsource.org

Изначально, суда этого класса проектировались с возможностью нести мины, оборудованные минными рельсами и рассчитанные на размещение до 224 морских мин. Однако, бытует мнение, что к 1924 году все крейсера типа Omaha лишились этого оборудования. Несмотря на это, согласно изданию «Jane's Fighting Ships, 1944», крейсер "Мурманск" (ранее известный как Milwaukee) числился в списке вооруженных судов с 30 минами на борту.

Согласно проектной документации, каждый крейсер типа Omaha должен был обладать внушительным авиационным потенциалом, включающим четыре гидросамолета, взлетающих с фиксированной катапульты, размещенной на юте. В процессе постройки, количество гидросамолетов было уменьшено до двух, а статичная катапульта была заменена двумя поворотными катапультами, расположенными по бортам корабля. И гидросамолеты (предназначенные для разведывательных целей и корректировки огня), и катапульты находились на средней палубе, причем самолеты располагались на открытом воздухе, поскольку ангар отсутствовал. Различные типы летающих лодок базировались на крейсерах типа Omaha в разные периоды их службы:

  • Vought OU (с середины и до конца 20-х годов);
  • Vought O2U «Corsair» (с конца 20-х до первой половины 30-х годов);
  • Berliner-Joyce OJ-2 (в середине 30-х годов);
  • Curtiss SOC «Seagull» (с 1935 до 1940 год (по другим данным, до конца 1942 года);
  • Vought OS2U «Kingfisher» (с 1940 года (по другим данным, с конца 1942 года) и до конца войны).

Вероятно, наличие авиационного вооружения на крейсерах типа "Omaha" объяснялось их активным участием в патрулировании широких зон Атлантического океана. Примечательно, что крейсер "Мурманск" (ранее "Milwaukee"), как указано в "Справочнике корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год", даже после передачи Советскому Союзу сохранил четыре гидросамолета на борту.

Проект переоборудования в крейсеры ПВО

В 1940 году был разработан проект переоборудования крейсеров типа Omaha в крейсеры ПВО, предусматривавший вооружение каждого корабля в составе четырёх 152-мм орудий (две двухорудийные башни), семи одноорудийных 127-мм универсальных установок и шести счетверённых 28-мм установок зенитных автоматов. Однако после продолжительного обсуждения во флотских инстанциях этот проект так и не был осуществлён (по наиболее распространённой версии, «остойчивость кораблей с таким составом вооружения вызывала беспокойство»).

Крейсер Omaha (CL-4) в гавани Сан-Диего. Фотография сделана в период 1925–29 годов
Крейсер Omaha (CL-4) в гавани Сан-Диего. Фотография сделана в период 1925–29 годов

Изменения в составе вооружения в ходе Второй мировой войны

Состав зенитного вооружения крейсеров, утверждённый в марте 1942 года, предусматривал по семь 76-мм орудий с длиной ствола в 50 калибров, по две спаренные 40-мм установки (по одной на надстройках в носовой и кормовой части) и по восемь 20-мм зенитных автоматов (по четыре на крыльях мостика и кормовой надстройке). Однако из-за задержек с производством 40-мм установок и 20-мм автоматов (кроме того, перевооружение крейсеров типа Omaha не рассматривалось в качестве приоритетной задачи) первоначально на кораблях устанавливалось по две счетверённые 28-мм зенитные установки. Позднее количество 20-мм зенитных автоматов довели до двенадцати (дополнительные автоматы устанавливались побортно на шкафуте). Большинство справочников утверждает, что «с целью компенсации массы дополнительного вооружения со всех кораблей демонтировали по два 152-мм орудия». Это мнение является несколько спорным – вероятнее всего, были демонтированы кормовые орудия нижних казематов с сохранивших их кораблей, а на Milwaukee (CL-5) орудия вообще не демонтировали. В том же 1942 году на некоторых кораблях произвели замену 76-мм пушек на 40-мм установки. Однако, несмотря на принятые стандарты зенитного вооружения, ровно половина кораблей получила иное оружие:

  • Raleigh (CL-7) – восемь 76-мм орудий и восемь 20-мм автоматов;
  • Cincinnati (CL-6) – дополнительно две одноствольные 40-мм установки (за счёт демонтажа торпедных аппаратов);
  • Memphis (CL-13) – семь 76-мм орудий и две спаренные 40-мм установки (кроме того, по одним данным, корабль получил двенадцать 20-мм автоматов, по другим – 20-мм автоматов он вообще не получал);
  • Milwaukee (CL-5) – восемь 76-мм орудий, два 47-мм орудия и восемь 12,7-мм пулеметов;
  • Detroit (CL-8) – восемь 76-мм орудий и две-четыре спаренные 40-мм установки (данные разнятся, точно известно, что во время ремонта 1945 года на крейсере установили две спаренные установки вместо верхних носовых 152-мм казематов и демонтировали торпедные аппараты).

Радиолокационное вооружение

Радиолокационные станции на крейсерах типа Omaha устанавливали с 1942 года (для этого на корабле приходилось демонтировать боевую рубку и менять конструкцию мостика). На кораблях установили РЛС обнаружения воздушных целей типа «SC», РЛС обнаружения надводных целей «SG» (антенна – на топе фок-мачты), а также два комплекта артиллерийской РЛС «Mk.3» (на фор-марсе и специальной штанге на кормовой надстройке).

Бронирование

В начале ХХ века в мировом кораблестроении существовало два мнения о бронировании крейсеров-скаутов: по типу бронепалубных крейсеров и по типу броненосных крейсеров, но с существенно ослабленной вертикальной защитой. При проектировании крейсеров типа Omaha был использован второй принцип бронирования. Вертикальная защита представляла собой прикрывавший машинные и котельные отделения 76-мм бортовой броневой пояс (51-мм лист стали STS, наложенный на 25-мм лист HTS) высотой 5,8 м, замыкавшийся носовым и кормовым траверзом толщиной 37 и 76 мм соответственно. Горизонтальная защита корабля состояла из 37-мм броневой верхней палубы, изготовленной из стали STS (по другим данным, 22-мм лист стали STS, прикрытый 15-мм листом стали – предположительно, типа HTS). Орудийные башни изготовлялись из броневой стали толщиной 25 мм, казематы были прикрыты 6-мм броней. Толщина бронирования боевой рубки составляла 32 мм. Часть авторов не упоминает о бронировании рубки, но далее по тексту указывает: «Чтобы сократить массу высокорасположенных грузов, в 1941–1942 гг. со всех крейсеров этого типа сняли бронированные боевые рубки».

Общая масса бронирования крейсеров типа Omaha составляла всего 8% от их стандартного водоизмещения, но, несмотря на многочисленные претензии к их бронированию, эти корабли продемонстрировали незаурядную живучесть. Так, крейсер Raleigh (CL-7) пережил попадание торпеды в котельное отделение №2, в результате чего почти все машинные и котельные отделения были затоплены, к тому же дополнительные повреждения кораблю причинил близкий взрыв бомбы. Несмотря на утверждения со стороны многих специалистов о том, что «если бы это произошло в открытом море, крейсер пошёл бы на дно», фактом является возвращение корабля в строй после ремонта в июле 1942 года. Крейсер Marblehead (CL-12) во время боя в Макассарском проливе 4 февраля 1942 года получил два прямых попадания бомбами, ещё несколько бомб разорвались рядом с бортом (погибли 15, ранены 34 члена экипажа). Несмотря на значительные затопления и потерю управления, корабль сумел добраться до Южной Африки с заходом на Цейлон.

Крейсер Omaha (CL-4). Фото сделано не позднее 1930 года Источник: navsource.org
Крейсер Omaha (CL-4). Фото сделано не позднее 1930 года Источник: navsource.org

Энергетическая установка

Крейсеры типа Omaha оснащались четырёхвинтовой силовой установкой (четыре трёхлопастных гребных винта диаметром 3,43 м с фиксированным шагом (3,61 м), состоявшей из четырёх турбозубчатых агрегатов и двенадцати паровых котлов, работавших на нефти. Общая мощность установки составляла 90 000 л. с. (по другим данным, мощность энергетических установок крейсеров CL-9-CL-13 достигала 105 000 л. с.). На крейсерах был применён эшелонный (часть авторов пишет о линейно-эшелонированном) принцип размещения энергетической установки – по три котла в двух передних и двух задних котельных отделениях, и по две турбины в двух средних машинных отделениях. Запас топлива составлял 1852 тонны нефти. По непонятной причине корабли комплектовались турбинами и котлами различных производителей.

Оборудование энергетических установок крейсеров типа Omaha:

-10

В результате американский флот получил группу крейсеров с «большим радиусом действия» (бортовые номера CL-9-CL-13) и «малым радиусом действия» (бортовые номера CL-4-CL-8). Дальность плавания крейсеров с «большим радиусом действия» составляла 8460 миль при скорости в 10 узлов, крейсеров с «малым радиусом действия» – 6400 миль при скорости в 10 узлов. Максимальная скорость крейсеров составляла 35 узлов (по другим данным, 34 узла «после увеличения водоизмещения на 400 тонн»). Интересно, что в остальных флотах мира ходовые качества этих кораблей существенно переоценивали. Так, «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» говорит о максимальной дальности плавания в 10 000 миль при скорости 15 узлов и 3000 миль при скорости 30 узлов.

Электроэнергетическая установка также включала в себя четыре турбогенератора мощностью по 100 кВт и один аварийный дизель-генератор мощностью 60 кВт, вырабатывавшие постоянный ток напряжением 120 В. Электроэнергия распределялась через два главных распределительных щита.

Крейсер Omaha (CL-4) на Багамах, 18 июля 1937 года Источник: navsource.org
Крейсер Omaha (CL-4) на Багамах, 18 июля 1937 года Источник: navsource.org

Экипаж

Численность экипажа крейсера типа Omaha составляла 458 человек (по другим данным, от 681 до 823 человек). По результатам эксплуатации кораблей выяснилось, что моряки пребывают в весьма некомфортных условиях, так как корабли обладают очень плохой теплоизоляцией (на них было слишком жарко в тропиках и очень холодно в северных широтах).

Боевая служба крейсера Omaha

Крейсеры типа Omaha устарели задолго до Второй мировой войны, однако, несмотря на упорное стремление американского командования не подвергать устаревшие корабли большому риску и не использовать их в боевых действиях в первом эшелоне, все эти крейсеры приняли активное участие в боевых действиях, а некоторые получили серьёзные повреждения (при этом ни один из них потерян не был).

Крейсер Omaha (CL-4) был заложен 6 декабря 1918 года на верфи компании Todd S.B. & D.D.Co. (Такома, штат Вашингтон) и вступил в строй 23 (по другим данным, 24) февраля 1923 года – вероятно, два варианта даты обусловлены разницей во времени между Европой и США. Стоимость постройки одного корабля типа Omaha в ценах 1925 года составляла 6,5 млн долларов, что эквивалентно около 450 млн долларов в современных ценах.

После ввода в строй крейсер служил в Атлантике в качестве флагмана миноносных сил (основной его задачей являлась боевая подготовка и демонстрация флага в портах Средиземного и Карибского морей), регулярно беря призы во флотских соревнованиях по артиллерийской стрельбе и связи. Первый официальный визит Omaha нанёс в мае 1923 года в канадский порт Виктория, а в 1932 году он установил своеобразный рекорд скорости, совершив переход из Гонолулу в Сан-Франциско за 75 часов 40 минут.

Крейсер Omaha (CL-4) во время перехода из Гонолулу в Сан-Франциско, 1932 год. Источник: navsource.org
Крейсер Omaha (CL-4) во время перехода из Гонолулу в Сан-Франциско, 1932 год. Источник: navsource.org

Боевая служба крейсера Omaha (CL-4) сложилась удачно и относительно спокойно. Считается, что ни один из членов его экипажа в годы войны не погиб. После начала Второй мировой войны Omaha вместе с однотипным Milwaukee (CL-5) участвовал в Нейтральном патруле в составе 2-й дивизии крейсеров (часть источников оперирует названием «Оперативное соединение 3»), осуществлявшей патрулирование в Южной и Центральной Атлантике.

6 ноября 1941 года крейсер вместе с эсминцем Somers (DD-381) перехватил судно, следовавшее под американским флагом и назвавшее себя Willmoto (порт приписки – Филадельфия, США). Капитан крейсера не удовлетворился подобным ответом, приказал неизвестному судну лечь в дрейф и приготовиться к приёму осмотровой группы. В ответ Willmoto поднял сигнал «Корабль тонет» и спустил шлюпки на воду. Существует две версии последовавших событий. По одной из них, досмотровая группа с крейсера Omaha услышала взрывы внутри неизвестного корабля и попыталась его спасти. По другой версии, американцами руководили сугубо прагматические соображения, так как по морским законам брошенный командой корабль является собственностью спасшего его экипажа. Неважно, какими соображениями руководствовались американские моряки, но им удалось спасти Willmoto и доставить его в Пуэрто-Рико. По вопросу того, каким образом удалось выяснить, что неизвестный корабль на самом деле является немецким блокадопрорывателем Odenwald (водоизмещение – 5098 т), следовавшим с грузом каучука, ясности нет. По канонической американской версии, один из членов экипажа Odenwald, покидая корабль, воскликнул: «Это немецкий корабль и он тонет!» По альтернативной версии, капитан судна не смог ответить на вопрос: «В каком штате находится город Филадельфия и как называется столица штата?» Обе эти версии сегодня представляются спорными и, вероятно, не отражают полной правды о произошедших событиях. Адмиралтейский суд постановил конфисковать Odenwald за незаконное использование американского флага, но командам Omaha и Somers пришлось долго ждать своих призовых (только в 1947 году суд постановил выплатить членам призовой команды по 3000 долларов, а прочим членам экипажа – по двухмесячному жалованью). Насколько известно, это стало если не последним, то одним из последних случаев выплаты призовых денег в ВМС США.

Крейсер Omaha (CL-4) приближается к блокадопрорывателю Odenwald. Фотография сделана с борта эсминца Somers (DD-381) 6 ноября 1941 года. Источник: navsource.org
Крейсер Omaha (CL-4) приближается к блокадопрорывателю Odenwald. Фотография сделана с борта эсминца Somers (DD-381) 6 ноября 1941 года. Источник: navsource.org

После вступления Соединённых Штатов в войну Omaha действовал в Центральной и Южной Атлантике, имея задачу перехватывать немецкие рейдеры и блокадопрорыватели. C января 1944 года крейсер совместно с однотипными Milwaukee (CL-5), Cincinnati (CL-6) и Memphis (CL-13) действовал в составе «Оперативного соединения 41», базировавшегося в бразильском порту Ресифи. 4 января бортовой самолёт с Omaha заметил неизвестное судно, которое оказалось немецким блокадопрорывателем Rio Grande (водоизмещение – 6062 т). Заметив крейсер и сопровождавший его эсминец Jouett (DD-396), команда затопила своё судно. Днём позже Omaha перехватил блокадопрорыватель Burgenland (водоизмещение – 7320 т), который оказал вооружённое сопротивление и был потоплен ответным огнём американских кораблей. Оба немецких судна следовали в Германию с грузом каучука и, по одной из версий, были выданы американцам недобросовестным продавцом.

Крейсер Omaha (CL-4) в гавани Нью-Йорка, 10 февраля 1943 года. Источник: navsource.org
Крейсер Omaha (CL-4) в гавани Нью-Йорка, 10 февраля 1943 года. Источник: navsource.org

Крейсер Omaha вполне мог оказаться в составе ВМФ СССР, но всё же в марте 1944 года в Советский Союз ушёл Milwaukee (20 апреля он был временно включён в состав советского флота как крейсер «Мурманск»). В это же время Omaha (CL-4) и Cincinnati (CL-6) отправились в Средиземное море, где вошли в состав «Оперативного соединения 86». Позднее Omaha принимал активное участие в высадке войск союзников в Южной Франции. Так, 19 августа 1944 года крейсер участвовал в бомбардировке Тулона, 22 августа – в поддержке высадки десанта на остров Поркероль, 23 августа – проводил демонстрацию у берегов Гиени, а 25 – снова обстреливал немецкие позиции в районе Тулона.

Крейсер Omaha (CL-4) в гавани Нью-Йорка, 10 февраля 1943 года. Источник: navsource.org
Крейсер Omaha (CL-4) в гавани Нью-Йорка, 10 февраля 1943 года. Источник: navsource.org

С конца августа 1944 по 15 августа 1945 года Omaha осуществлял патрулирование в Южной Атлантике, после чего вернулся к Восточному побережью США. 1 сентября 1945 года крейсер прибыл в Филадельфию, 17 октября был переведён в резерв, 1 ноября выведен из эксплуатации (исключён из Военно-морского регистра 28 ноября 1945 года), а в феврале 1946 года – утилизирован на военно-морской верфи в Филадельфии.

Утилизация крейсеров Marblehead (CL-12), Cincinnati (CL-6), Omaha (CL-4) и Raleigh (CL-7). Филадельфия, 18 февраля 1946 года. Источник: navsource.org
Утилизация крейсеров Marblehead (CL-12), Cincinnati (CL-6), Omaha (CL-4) и Raleigh (CL-7). Филадельфия, 18 февраля 1946 года. Источник: navsource.org

Крейсер Omaha не участвовал в морских сражениях, не топил вражеские субмарины и не сбивал самолёты, но честно выполнял возложенную на него работу. Вероятно, наибольшим его вкладом в победу стали не обстрелы Тулона и захват острова Поркероль, а уничтожение трёх немецких блокадопрорывателей, лишившее вермахт нескольких тысяч тонн остродефицитного каучука.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Карьера «Индианаполиса» - Альтернативная История
Последняя жертва войны - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/andrej-maleev-ohotnik-za-kauchukom/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉