Найти в Дзене
Барабанщиков Кирилл

Как стимулировать бизнес принимать на работу людей с инвалидностью?

Оглавление

В сентябре 2025 года будет расширен круг работодателей, которые обязаны создавать рабочие места для трудоустройства людей с инвалидностью.

Правительство РФ к сентябрю должно представить президенту перечень мероприятий, направленных на стимулирование работодателей принимать на работу людей с инвалидностью. К этому процессу подключились и общественные организации инвалидов, в том числе Всероссийское общество слепых.

Я тоже решил подключиться к этому вопросу и обсудить с вами мои предложения по стимулированию работодателей принимать на работу людей с инвалидностью.

Прежде чем начнём, хочу напомнить, что у меня есть Telegram-бот «Работа для всех», который помогает людям с инвалидностью искать вакансии, предназначенные специально для данной категории граждан.

На белом фоне люди пожимают друг другу руку.
На белом фоне люди пожимают друг другу руку.

Что мы имеем сейчас?

Число людей с инвалидностью растёт с каждым годом. Следовательно, спрос на специальные рабочие места, на которых люди с инвалидностью могли бы осуществлять трудовую деятельность, также растёт. Однако работодатели не спешат массово принимать на работу людей с инвалидностью, даже в рамках установленных квот для приёма.

Почему так происходит? На самом деле, это очень сложный вопрос, ответ на который требует взглянуть на ситуацию с разных сторон.

Как мы знаем, в трудовых отношениях есть две стороны – работник и работодатель. Ещё есть государство, но оно выступает определённым гарантом: если права одной из сторон будут нарушены, государство поможет восстановить баланс интересов.

В трудовых отношениях, где одной из сторон является работник с инвалидностью, государство должно выступать не только гарантом, но и оказывать поддержку обеим сторонам – как на стадии трудоустройства, так и в процессе осуществления трудовой деятельности.

Не надо думать, что работодатели все плохие и не хотят принимать на работу людей с инвалидностью только потому, что человек имеет инвалидность. Существует много объективных препятствий, которые государство может и должно помочь решить. Собственно, вот об этом мы сегодня и поговорим.

1. Информационно-методическая поддержка работодателей

Трудоустройство людей с инвалидностью – сложный и комплексный вопрос. Даже сам процесс оформления на работу и выполнения обязательств по созданию соответствующих условий труда на рабочем месте отличается от привычных для бизнеса процедур.

Работодатели в лице своих работников далеко не всегда знают, с какой стороны подойти к вопросу трудоустройства работника с инвалидностью. Есть у бизнеса часто обоснованный страх не выполнить то или иное требование трудового законодательства и подзаконных актов, которые регулируют трудовые отношения.

Зачастую работодатели не представляют, как человек с инвалидностью может работать, как такой работник будет взаимодействовать с коллективом.

Оценивая все эти риски, работодатели принимают решение не связываться с таким соискателем и просто находят причину отказать человеку с инвалидностью в трудоустройстве.

Государство может через СМИ, обучающие программы, курсы повышения квалификации для кадровых работников рассказывать как о правовых, так и о психологических аспектах трудоустройства людей с инвалидностью.

2. Снижение административной нагрузки при организации рабочих мест для людей с инвалидностью

Необходимо провести комплексный пересмотр существующих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации рабочих мест для людей с инвалидностью. Основная цель - устранить избыточные требования и дублирующие положения.

Следует максимально упростить с точки зрения законодательства процесс создания специальных рабочих мест:

  • сократить количество обязательных согласований
  • ввести понятные чек-листы для работодателей
  • предусмотреть переходные периоды для адаптации бизнеса к новым условиям

Государственное регулирование должно носить рамочный характер:

  • установить четкие минимальные стандарты доступности
  • заменить жесткие предписания на гибкие рекомендации
  • предусмотреть дифференцированный подход для предприятий разного размера

Это позволит снизить правовые риски для работодателей, как при создании специальных рабочих мест, так и при трудоустройстве на них людей с инвалидностью.

3. Трудоустройство людей с инвалидностью – обязательное условие господдержки бизнеса

Необходимо включать в государственные программы поддержки бизнеса условия о выполнении квот для трудоустройства людей с инвалидностью.

Организации, вне зависимости от организационно-правовой формы, которые претендуют на получение и получают финансовую поддержку от государства, должны выполнять свои обязательства перед обществом, в частности принимать на работу людей с инвалидностью в счёт установленных для них квот.

На сегодняшний день в подавляющем большинстве программ поддержки условие о выполнении квот по трудоустройству инвалидов отсутствует. Складывается ситуация, когда организации, не выполняющие квоты, имеют и реализуют право претендовать на меры государственной поддержки, а вот выполнять свои обязанности перед обществом и государством не спешат.

Условие о выполнении квот должно стать таким же обязательным и привычным для бизнеса, как и условие об отсутствии задолженности по налогам и взносам в государственные фонды.

4. Образование работников за счет государства

Бесплатный доступ для работодателей, полностью выполняющих квоты для трудоустройства людей с инвалидностью, к программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников.

Для бизнеса одним из важных критериев оценки общей эффективности работы является эффективность труда каждого работника.

В силу ряда причин эффективность работников с инвалидностью часто бывает ниже, чем эффективность работников без инвалидности.

Повысить эффективность работников с инвалидностью можно путём повышения уровня их профессионального образования. Для работодателя, принявшего на работу человека с инвалидностью, вкладывать дополнительные средства в обучение такого работника является существенной и высокорисковой финансовой нагрузкой.

Дополнительным стимулом для работодателей, принимающих на работу людей с инвалидностью, кроме бесплатного обучения самих работников с инвалидностью, может стать и бесплатное обучение остальных работников, что приведёт к повышению эффективности труда в целом.

5. Наставники за счет государства

Компенсация затрат работодателей, на оплату труда наставников, которые помогают людям с инвалидностью в первые месяцы работы – еще один инструмент, который может стать хорошим и эффективным стимулом для работодателей.

Институт наставничества при трудоустройстве людей с инвалидностью играет ключевую роль как для работника, так и для бизнеса.

Для сотрудника с инвалидностью наставник становится проводником в адаптации к новому рабочему месту, помогая быстрее освоить процессы, преодолеть неуверенность и найти оптимальные способы выполнения задач с учетом индивидуальных особенностей.

Со стороны бизнеса наставничество снижает риски текучести кадров, ускоряет вхождение сотрудника в рабочий ритм и повышает общую эффективность, одновременно укрепляя репутацию компании как социально ответственного работодателя.

Таким образом, грамотно выстроенная система наставничества минимизирует барьеры для работника и экономические риски для организации, делая трудоустройство людей с инвалидностью более устойчивым и взаимовыгодным процессом.

При этом важно учитывать, что наставник в период адаптации сотрудника с инвалидностью частично выпадает из производственного процесса, что временно снижает его личную эффективность. Для компенсации этих затрат работодатели, внедряющие систему наставничества при трудоустройстве людей с инвалидностью, должны иметь право на возмещение заработной платы наставников.

Такая мера не только снизит финансовую нагрузку на бизнес, но и создаст дополнительные стимулы для трудоустройства людей с инвалидностью.

6. выполнение квоты снижает ставки по кредитам на развитие бизнеса

Ещё один стимул принимать на работу людей с инвалидностью - снижение процентных ставок по кредитам, средства от которых направлены на создание рабочих мест, в том числе специальных рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностью.

Кредит для бизнеса - основной экономический инструмент роста и развития. Текущие процентные ставки по кредитам сильно сократили рост инвестиций в бизнес.

Для создания новых рабочих мест, в том числе специальных рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностью, требуются значительные финансовые ресурсы.

Государство через банки с высокой долей государственного участия могло бы оценивать программы развития (проекты), на реализацию которых предоставляется кредит. И если в результате такой оценки будет выявлено, что часть кредитных денежных средств идёт на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то процентная ставка по таким кредитам должна снижаться по сравнению с действующими ставками.

7. Образовательные программы для людей с инвалидностью.

Государство, особенно в тех отраслях, где есть дефицит кадров или где люди с инвалидностью могут показывать наибольшую эффективность, могло бы брать на себя финансовые затраты, связанные с обучением людей с инвалидностью.

Положительный опыт уже был, хоть и не без изъянов. Речь идёт о программе "Цифровые профессии для цифровой экономики".

При этом такое образование не должно быть полностью бесплатным. Если человек с инвалидностью успешно завершает обучение, то оно для него остаётся бесплатным. Если во время обучения человек бросает учёбу или его отчисляют за неуспеваемость, то необходимо будет оплатить обучение в части пройденного материала.

Это, хоть и косвенным образом, также должно стимулировать работодателей принимать на работу людей с инвалидностью, которые прошли обучение по востребованной специальности, и работодатель получает не просто работника с инвалидностью, а работника с востребованным образованием.