В сентябре 2025 года будет расширен круг работодателей, которые обязаны создавать рабочие места для трудоустройства людей с инвалидностью.
Правительство РФ к сентябрю должно представить президенту перечень мероприятий, направленных на стимулирование работодателей принимать на работу людей с инвалидностью. К этому процессу подключились и общественные организации инвалидов, в том числе Всероссийское общество слепых.
Я тоже решил подключиться к этому вопросу и обсудить с вами мои предложения по стимулированию работодателей принимать на работу людей с инвалидностью.
Прежде чем начнём, хочу напомнить, что у меня есть Telegram-бот «Работа для всех», который помогает людям с инвалидностью искать вакансии, предназначенные специально для данной категории граждан.
Что мы имеем сейчас?
Число людей с инвалидностью растёт с каждым годом. Следовательно, спрос на специальные рабочие места, на которых люди с инвалидностью могли бы осуществлять трудовую деятельность, также растёт. Однако работодатели не спешат массово принимать на работу людей с инвалидностью, даже в рамках установленных квот для приёма.
Почему так происходит? На самом деле, это очень сложный вопрос, ответ на который требует взглянуть на ситуацию с разных сторон.
Как мы знаем, в трудовых отношениях есть две стороны – работник и работодатель. Ещё есть государство, но оно выступает определённым гарантом: если права одной из сторон будут нарушены, государство поможет восстановить баланс интересов.
В трудовых отношениях, где одной из сторон является работник с инвалидностью, государство должно выступать не только гарантом, но и оказывать поддержку обеим сторонам – как на стадии трудоустройства, так и в процессе осуществления трудовой деятельности.
Не надо думать, что работодатели все плохие и не хотят принимать на работу людей с инвалидностью только потому, что человек имеет инвалидность. Существует много объективных препятствий, которые государство может и должно помочь решить. Собственно, вот об этом мы сегодня и поговорим.
1. Информационно-методическая поддержка работодателей
Трудоустройство людей с инвалидностью – сложный и комплексный вопрос. Даже сам процесс оформления на работу и выполнения обязательств по созданию соответствующих условий труда на рабочем месте отличается от привычных для бизнеса процедур.
Работодатели в лице своих работников далеко не всегда знают, с какой стороны подойти к вопросу трудоустройства работника с инвалидностью. Есть у бизнеса часто обоснованный страх не выполнить то или иное требование трудового законодательства и подзаконных актов, которые регулируют трудовые отношения.
Зачастую работодатели не представляют, как человек с инвалидностью может работать, как такой работник будет взаимодействовать с коллективом.
Оценивая все эти риски, работодатели принимают решение не связываться с таким соискателем и просто находят причину отказать человеку с инвалидностью в трудоустройстве.
Государство может через СМИ, обучающие программы, курсы повышения квалификации для кадровых работников рассказывать как о правовых, так и о психологических аспектах трудоустройства людей с инвалидностью.
2. Снижение административной нагрузки при организации рабочих мест для людей с инвалидностью
Необходимо провести комплексный пересмотр существующих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации рабочих мест для людей с инвалидностью. Основная цель - устранить избыточные требования и дублирующие положения.
Следует максимально упростить с точки зрения законодательства процесс создания специальных рабочих мест:
- сократить количество обязательных согласований
- ввести понятные чек-листы для работодателей
- предусмотреть переходные периоды для адаптации бизнеса к новым условиям
Государственное регулирование должно носить рамочный характер:
- установить четкие минимальные стандарты доступности
- заменить жесткие предписания на гибкие рекомендации
- предусмотреть дифференцированный подход для предприятий разного размера
Это позволит снизить правовые риски для работодателей, как при создании специальных рабочих мест, так и при трудоустройстве на них людей с инвалидностью.
3. Трудоустройство людей с инвалидностью – обязательное условие господдержки бизнеса
Необходимо включать в государственные программы поддержки бизнеса условия о выполнении квот для трудоустройства людей с инвалидностью.
Организации, вне зависимости от организационно-правовой формы, которые претендуют на получение и получают финансовую поддержку от государства, должны выполнять свои обязательства перед обществом, в частности принимать на работу людей с инвалидностью в счёт установленных для них квот.
На сегодняшний день в подавляющем большинстве программ поддержки условие о выполнении квот по трудоустройству инвалидов отсутствует. Складывается ситуация, когда организации, не выполняющие квоты, имеют и реализуют право претендовать на меры государственной поддержки, а вот выполнять свои обязанности перед обществом и государством не спешат.
Условие о выполнении квот должно стать таким же обязательным и привычным для бизнеса, как и условие об отсутствии задолженности по налогам и взносам в государственные фонды.
4. Образование работников за счет государства
Бесплатный доступ для работодателей, полностью выполняющих квоты для трудоустройства людей с инвалидностью, к программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников.
Для бизнеса одним из важных критериев оценки общей эффективности работы является эффективность труда каждого работника.
В силу ряда причин эффективность работников с инвалидностью часто бывает ниже, чем эффективность работников без инвалидности.
Повысить эффективность работников с инвалидностью можно путём повышения уровня их профессионального образования. Для работодателя, принявшего на работу человека с инвалидностью, вкладывать дополнительные средства в обучение такого работника является существенной и высокорисковой финансовой нагрузкой.
Дополнительным стимулом для работодателей, принимающих на работу людей с инвалидностью, кроме бесплатного обучения самих работников с инвалидностью, может стать и бесплатное обучение остальных работников, что приведёт к повышению эффективности труда в целом.
5. Наставники за счет государства
Компенсация затрат работодателей, на оплату труда наставников, которые помогают людям с инвалидностью в первые месяцы работы – еще один инструмент, который может стать хорошим и эффективным стимулом для работодателей.
Институт наставничества при трудоустройстве людей с инвалидностью играет ключевую роль как для работника, так и для бизнеса.
Для сотрудника с инвалидностью наставник становится проводником в адаптации к новому рабочему месту, помогая быстрее освоить процессы, преодолеть неуверенность и найти оптимальные способы выполнения задач с учетом индивидуальных особенностей.
Со стороны бизнеса наставничество снижает риски текучести кадров, ускоряет вхождение сотрудника в рабочий ритм и повышает общую эффективность, одновременно укрепляя репутацию компании как социально ответственного работодателя.
Таким образом, грамотно выстроенная система наставничества минимизирует барьеры для работника и экономические риски для организации, делая трудоустройство людей с инвалидностью более устойчивым и взаимовыгодным процессом.
При этом важно учитывать, что наставник в период адаптации сотрудника с инвалидностью частично выпадает из производственного процесса, что временно снижает его личную эффективность. Для компенсации этих затрат работодатели, внедряющие систему наставничества при трудоустройстве людей с инвалидностью, должны иметь право на возмещение заработной платы наставников.
Такая мера не только снизит финансовую нагрузку на бизнес, но и создаст дополнительные стимулы для трудоустройства людей с инвалидностью.
6. выполнение квоты снижает ставки по кредитам на развитие бизнеса
Ещё один стимул принимать на работу людей с инвалидностью - снижение процентных ставок по кредитам, средства от которых направлены на создание рабочих мест, в том числе специальных рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностью.
Кредит для бизнеса - основной экономический инструмент роста и развития. Текущие процентные ставки по кредитам сильно сократили рост инвестиций в бизнес.
Для создания новых рабочих мест, в том числе специальных рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностью, требуются значительные финансовые ресурсы.
Государство через банки с высокой долей государственного участия могло бы оценивать программы развития (проекты), на реализацию которых предоставляется кредит. И если в результате такой оценки будет выявлено, что часть кредитных денежных средств идёт на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то процентная ставка по таким кредитам должна снижаться по сравнению с действующими ставками.
7. Образовательные программы для людей с инвалидностью.
Государство, особенно в тех отраслях, где есть дефицит кадров или где люди с инвалидностью могут показывать наибольшую эффективность, могло бы брать на себя финансовые затраты, связанные с обучением людей с инвалидностью.
Положительный опыт уже был, хоть и не без изъянов. Речь идёт о программе "Цифровые профессии для цифровой экономики".
При этом такое образование не должно быть полностью бесплатным. Если человек с инвалидностью успешно завершает обучение, то оно для него остаётся бесплатным. Если во время обучения человек бросает учёбу или его отчисляют за неуспеваемость, то необходимо будет оплатить обучение в части пройденного материала.
Это, хоть и косвенным образом, также должно стимулировать работодателей принимать на работу людей с инвалидностью, которые прошли обучение по востребованной специальности, и работодатель получает не просто работника с инвалидностью, а работника с востребованным образованием.