Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Расстройства личности и паттерны, осложняющие психотерапию

Расстройство личности - это результат генетической предрасположенности и неблагоприятного влияния среды, в которой рос человек, когда при одних сильно подчеркнутых свойствах личности, наблюдается дефицит других, что приводит к социальной дезадаптации.

В этой статье я привожу классификацию личностных расстройств и свойственные им схемы - убеждения и модели поведения, усложняющие психотерапию. Однако личность многогранна и не ограничивается одним типажом. Важнее, на мой взгляд, видеть в человеке не "параноика" или "истерика", а неадаптивные схемы, которые мешают ему нормально жить.

Решила всё же оставить классификацию, потому как многим пока привычнее воспринимать её.

Если составлять концептуализацию реальной личности, то "схем" будет гораздо больше.

Истерическое расстройство личности.

-2

Основное неадаптивное убеждение в этом случае - "Я ничего не значу, если не нахожусь в центре внимания".

Детская история - эмоционально депривированный ребёнок, который научился получать внимание, развлекая других.

Такие клиенты веселы, обаятельны, однако создают ложный фасад, призванный скрыть их уязвимость. Они думают, что терапевт потеряет к ним интерес, если они не будут развлекать его яркими историями, драматизировать, вживаться в роли, а может и соблазнять. Они часто скрывают свои истинные чувства и эмоции за лестью по принципу "кукушка хватит петуха за то, что хвалит он кукушку".

Обсессивно-компульсивное расстройство личности.

-3

Основное неадаптивное убеждение - "Если я не буду всё контролировать, произойдёт непоправимое".

Детская история - соблюдение жёстких правил позволяло избежать наказания или поддерживать чувство стабильности.

Такие клиенты придают большое внимание тому, чтобы терапевт строго следовал протоколу, их фокус внимания с собственных переживаний смещается на контроль за его действиями (насколько тот щепетилен к правилам), сами следят за временем. В результате этот сверх-контроль мешает им быть спонтанными и свободно исследовать свои эмоции, мысли и поведение, терапия также рискует лишиться гибкости. Высокие ожидания клиента с ОКЛР от себя, специалиста могут привести к быстрому разочарованию в терапии.

Зависимое расстройство личности.

Основное неадаптивное убеждение - "Я - некомпетентен, и один не справлюсь".

Детская история - недостаток здоровой автономии, непризнание достижений.

Такие клиенты ожидают от терапевта чёткой инструкции - что сделать, какое решение принять. Поисковая активность крайне слаба (человек практически не предпринимает усилий, чтобы понаблюдать за тем, что ему помогает, поискать нужную информацию, проявить инициативу, самостоятельность).

Сопротивление и откат вызывают задания, направленные на развитие навыков с целью достижения здоровой автономии.

Тревожно-избегающее расстройство личности.

-5

Основное неадаптивное убеждение - "Я - неполноценен, поэтому мне лучше избегать людей, чтобы меня не оценивали и не отвергли".

Детская история - эмоциональная депривация, оскорбления, унижения в семье, в школе, избыточная фиксация на недостатках и игнорирование достоинств ребёнка.

Человеку с этим расстройством личности сложно даже прийти на терапию, потому как он считает, что терапевт станет осуждать или проявит нечуткость к его проблеме, чем активирует переживания о неполноценности. На сеансах такой клиент или избегает самораскрытия, или проявляет повышенную ранимость относительно того, что считает отвержением или недостатком внимания к проблеме. Терапевт чувствует себя как канатоходец без страховки - как не сказать или не сделать то, что приведёт к обрыву терапии?

Параноидное расстройство личности.

Основное убеждение - "Никому нельзя доверять, потому что другие могут тебя использовать, предать, причинить вред".

Детская история - предательство в семье, настраивание родных друг против друга, враждебность.

На терапии человек с таким расстройством - редкий гость. Прежде чем прийти на сеанс, он тщательным образом соберёт информацию о психологе, будет обеспокоен вероятностью того, что специалист запишет сеанс и передаст видео другим людям, при этом сам часто настаивает на записи сессии, чтобы потом проанализировать слова и действия специалиста на предмет злого умысла. Ищет подтекст в выражении лица специалиста, интонации, словах, всё время сомневается в его искренности.

Мазохистическое расстройство личности.

Основное убеждение - я ничего не значу, если другие не видят мою жертву.

Детская история - ребёнок чувствовал себя нужным только тогда, когда приходил на помощь родным, друзьям.

Терапия клиентов с такими особенностями осложняется тем, что их фокус внимания всегда направлен не на свои эмоции и потребности, а на эмоции и потребности других людей, которых они считают значимыми. На самоисследование они отводят 5 минут, а остальное время говорят о том, как помочь другим, словно своя личность пуста и неинтересна, а смысл имеют только чужие проблемы. Задания, направленные на формирование здоровой автономии с близкими, заботу о себе встречают сопротивление.

Депрессивное расстройство личности.

Основное неадаптивное убеждение - "Ничего хорошего в моей жизни уже не будет".

Детская история - череда утрат и разочарований.

Люди с такими особенностями очень чуткие, внимательные к другим, но их отношение к жизни пропитано пессимизмом. Часто они живут в неудовлетворительных отношениях, где чувствуют себя нелюбимыми, работают на работе, где не получают признания, но не уходят, т.к. убеждены в своей неудачливости и невозможности улучшить условия. Терапия может оборваться, едва начавшись, из-за убежденности клиента в том, что его ситуация настолько запущена, что ничего не поможет.

Шизоидное расстройство личности.

Основное убеждение - "Жизнь внутри интереснее, чем жизнь снаружи".

Детская история - заброшенность родителями, одиночество или постоянное нарушение взрослыми границ ребёнка, поиск утешения в фантазиях, интеллектуальной деятельности.

Таким людям хорошо только с единомышленниками, с которыми можно разделить свои идеи и фантазии. Они могут целый день продумывать и описывать сюжеты книги, разгадывать головоломки, зарываться в анализ информации, от чего черпают огромное удовольствие. Однако при высоком интеллекте эти личности часто неприспособлены к реальной жизни, не могут о себе позаботиться, простые житейские вопросы (оплатить "коммуналку", например) ставят их в тупик.

Терапия, направленная на развитие социальных навыков, может казаться шизоиду скучной, как и необходимость придерживаться правил, брать на себя обязательства. Специалисту нужно соблюдать дистанцию, комфортную для шизоида, чтобы он не счёл его подавляющим, навязчивым. Шизоид вполне комфортно чувствует себя в своём внутреннем мире, и приходит на психотерапию только в тяжёлые периоды жизни или чтобы поделиться инсайтами, если чувствует доверие к специалисту.

В следующей статье я расскажу про сложности в терапии клиентов с нарциссическим, пограничным, антисоциальным, шизотипическим расстройствами личности. Не пропустите!

* Материал подготовлен при участии книги Дж. Бек "Когнитивная терапия для сложных случаев".

Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, Схема-терапия EMDR КПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru