Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Правители Англии и Франции дважды специально встречались лично 30 декабря 1189 года и 16 марта 1190 года, обсуждая самый важный вопрос – дату начала совместного похода. В то время, когда армия Фридриха I Барбароссы двигалась по жарким степям и каменистым пустошам Малой Азии по направлению к столице Румского султаната, Ричард I и Филипп II только-только пришли к общему согласию.
В конце концов, монархи-крестоносцы объявили, что священное воинство английское и французское выступят совместно 1 апреля текущего 1190 года. Государи принесли взаимную священную клятву не воевать друг против друга, пока не завершится поход и оба войска не вернутся в полном составе домой. Короли также договорились о том, что если один из них погибнет в походе, то оставшийся самодержец возглавит его войско, а также использует оставшиеся в казне средства исключительно во благо святой миссии.
Королевские сенешали (наместники) Ричарда I и Филиппа II, а также бароны, не участвующие в походе, поклялись одинаково ревностно защищать от внешних врагов владения Капетингов и Париж, а также Нормандию, Анжу и Руан. Римский папа наделил французских и английских архиепископов и епископов полномочиями отлучать от церкви всех, кто нарушит данную священную клятву.
16 марта 1190 года – в тот же самый день, когда между правителями были достигнуты все принципиальные соглашения, стало известно о том, что накануне во время родов скончалась королева Изабелла – супруга Филиппа II. Два мальчика-близнеца, рожденные с большим трудом, умерли ещё в утробе. В связи со столь трагическими для короля Франции событиями начало похода было перенесено на 24 июня. В этот день христиане отмечали праздник рождества Святого Иоанна Крестителя (Предтечи).
Перед длительным убытием на Святую Землю правителю «Туманного Альбиона» предстояло сделать важнейшие назначения на высшие государственные посты. Собственных законных детей у Ричарда I не было[1]. Ближайшим родственником короля по мужской линии был его младший брат – принц Джон (Иоанн), за которым прочно закрепилось прозвище Безземельный, хотя на тот момент он являлся одним из крупнейших и богатейших землевладельцев Англии.
Однако к величайшему негодованию и разочарованию Джона, своим официальным наследником Львиное Сердце назначил не младшего брата, а трёхлетнего племянника – Артура, единственного сына Джеффри (Джоффруа) II Плантагенета, покойного герцога Бретани, третьего из выживших сыновей Генриха II. Почему Ричард I поступил именно так?
На этот вопрос наиболее аргументировано, логично и последовательно ответил Александр Владимирович Грановский – современный российский историк, автор одной из наиболее полных, объективных и достоверных биографий английского короля-крестоносца: «Ричард выбрал в наследники того, кто в его отсутствие мог бы быть более опасным. Иоанн владел большими землями в Англии (укрепленные замки, однако, в его графствах принадлежали королю) и маленьким графством Мортен в Нормандии.
Провозгласи он себя королем, он не получил бы никакой поддержки в анжуйских материковых владениях, а в Англии ему противостояло бы сильное и верное Ричарду правительство, подкрепленное Алиенорой. Бретань же, в случае войны с французским королем, была бы ножом в спину анжуйского государства на континенте. Большей угрозе вторжения всегда подвергались материковые владения, и Ричард выбрал наследником на время похода более опасного из ближайших родственников на континенте – Артура»[2].
На должность лорд-канцлера Английского королевства (де-факто – регента) был назначен Гийом (Уильям) де Лоншан, епископ Или[3]. Он же получил должность главного юстициария Англии, в ведении которого находились важнейшие финансовые дела и вся полнота судебной власти. В свою очередь римский папа Климент III назначил де Лоншана своим легатом – личным и уполномоченным представителем.
Ричард I не сомневался в личной преданности и высоких профессиональных качествах епископа Или, а потому наделив его широчайшими полномочиями, со спокойной душой отправился в долгий и дальний путь, излишне не опасаясь за судьбу своего обширного королевства.
Сенешалем Нормандии король назначил Гийома Фиц Ральфа, который на протяжении предыдущих двадцати лет исправно служил в той же должности Генриху II. Сенешалем графства Анжу стал Этьен де Тур. Для более надёжного и эффективного управления Аквитанией были назначены сразу два сенешаля. Сенешалем графства Пуату стал Пьер Бертен, а наместником Гаскони – Эли де ла Сель.
В общем и целом, английское крестоносное войско благодаря неуёмной и неиссякаемой энергии своего короля ко дню празднования Светлой Пасхи Христовой было готово к дальнему и непредсказуемому путешествию к берегам Палестины, главной целью которого было освобождение Иерусалима и главного его храма Святого Гроба Господня.
Современники Ричарда I Львиное Сердце и более поздние авторы оставили своим читателям множество самых разных словесных и психологических портретов единственного в истории Англии короля-крестоносца. Уверен, что многим читателям не безынтересно узнать, каким видели правителя «Туманного Альбиона» его воины и верноподданные весной 1190 года.
Стивен Рансимен – известный, историк-медиевист, ведущий специалист по эпохе Крестовых походов даёт Ричарду I развёрнутую, весьма колоритную и многогранную характеристику: «Природа наградила его прекрасной наружностью: высоким ростом, длинными руками и ногами и физической силой, рыжевато-золотистыми волосами и красивыми чертами лица, и от матери ему достались не только внешность династии Пуату, но и галантные манеры, обаяние, храбрость и вкус к поэзии и романам…
Он был корыстолюбив, но все же способен на великодушные поступки, и ему нравилось пускать пыль в глаза. Он обладал безграничной энергией, но в своей горячечной устремленности к ближайшей цели забывал о других обязательствах. Он любил организовывать, но управление наскучивало ему. Лишь искусство войны могло надолго удержать его внимание. Он обладал истинными воинскими талантами, чувством стратегии и тактики, а также умением повелевать людьми. В то время ему было тридцать три, он находился в самом расцвете жизни и являл собой блестящую фигуру, чья слава добралась до Востока раньше, чем он сам»[4].
Мнение авторитетного британского профессора истории вполне логично и уместно дополнить комментарием современного российского автора Александра Владимировича Владимирского: «Непостоянный в своих наклонностях, он был подвержен частой смене страстей, намерений и правил, мог насмехаться над религией и жертвовать собой ради нее. То суеверный, то скептик, без границ в своей ненависти, как и дружбе, он был неумерен во всем и любил только войну… Его безрассудство, тщеславие, сбивчивость замыслов лишили его плода собственных подвигов. Одним словом, герой этого похода был более способен изумлять, чем внушать уважение, и, по сути дела, должен принадлежать скорее рыцарским романам, нежели истории»[5].
В апреле 1190 года началась морская часть английской крестоносной экспедиции. Мощный, внушительный и многочисленный флот, собранный Ричардом I, отплыл от южных берегов Англии в западном направлении. Ему предстояло миновать воды Ла-Манша, а затем Бискайского залива, далее, обогнув Пиренейский полуостров, пройдя через Гибралтар и мимо Балеарских островов, через акваторию западной части Средиземного моря, наконец, достичь Марселя. В этом французском портовом городе Ричард и его армия намеревались сесть на английские корабли и проследовать на Сицилию. О подробностях плавания английской флотилии будет рассказано в отдельной публикации данного цикла.
Сам король Ричард к тому моменту с главными своими силами находился в Аквитании. Наведя порядок в Гаскони, английский король начал марш по маршруту Байонна – Анже (Анжер) – Тур. Именно в этом городе в кафедральном соборе Святого Гациана Турского 24 июня местный архиепископ вручил английскому государю обязательные атрибуты пилигрима – котомку паломника и посох странника.
Этот самый посох, к величайшему ужасу многих суеверных католиков, вскоре сломался. Данная неприятность была воспринята священниками и благочестивыми паломниками как крайне дурное предзнаменование. Однако Ричард I, хоть и считал себя глубоко верующим и набожным христианином, но отнёсся к этому досадному происшествию весьма равнодушно. Он попросил местного архиепископа, чтобы ему изготовили ещё один посох – покрепче и понадёжнее, непременно освятив его.
Ещё до того, как флот Ричарда покинул гавани, ознаменовав тем самым начало английского крестового похода, в самой Англии произошли трагические события, которых следовало ожидать заранее. Речь идёт о еврейских погромах. Известный военный афоризм гласит, что по статистике дважды в одну и ту же воронку снаряд не попадает. Что касается еврейских погромов в эпоху Крестовых походов, то, выражаясь иносказательно и, возможно, несколько неуместно, но предельно наглядно, снаряд попал в одну и ту же воронку не просто дважды, а трижды.
В предыдущих циклах публикаций достаточно подробно рассказывалось о том, что и Первому крестовому походу, и Второму предшествовали массовые погромы еврейских общин, проживавших на территории европейских католических государств. Увы, но ещё толком не начавшийся Третий крестовый поход также не стал исключением.
В середине марта 1190 года по английским графствам прокатилась волна еврейских погромов. Они стали продолжением массовых жестоких гонений и преследований иудеев, начавшихся в день коронации Ричарда I Львиное Сердце. Тогда новоявленному королю с трудом удалось утихомирить «набожных и добропорядочных» англичан, осудив на смертную казнь наиболее рьяных и оголтелых антисемитов.
В сентябре 1189 года евреев начали повсеместно избивать, калечить и насильно принуждать к отказу от иудаизма и к переходу в католичество из-за нарушения ими королевского запрета. Ричард во избежание подобного рода эксцессов запретил иудеям являться на его коронацию, но некоторые представители еврейской лондонской общины, нарушили запрет, придя к королевскому дворцу, чем спровоцировали первую волну погромов.
Теперь – накануне Третьего крестового похода приступ всеобщей ксенофобии английского общества был вызван несколькими причинами. Отдельно взятые проповедники, склоняя потенциальных пилигримов к участию в предстоящем освобождении Иерусалима, настойчиво доказывали слушателям свои идеи о том, что евреи не менее мусульман виновны в бедах, обрушившихся на города Латинского Востока.
Нечестивые магометане во главе с антихристом Саладином захватили и осквернили «Священный город», а богомерзкие евреи осудили Иисуса Христа на мучительную казнь. Таким образом, и те, и другие – мусульмане и иудеи заслуживают самого сурового наказания. Такова была основная мысль подобных антисемитских воззваний.
Как и прежде, бедняки и средний класс английского общества испытывали огромную неприязнь к евреям, занимавшимся ростовщичеством, и богатевших за счёт получения больших процентов при погашении займов. Сбор «Саладиновой десятины» тяжким финансовым бременем лёг практически на всех жителей Англии, даже на наиболее зажиточных и обеспеченных.
И хотя иудейские общины исправно вносили все требуемые суммы наравне с христианами, большинство английских обывателей были уверены, что богатые евреи не слишком-то обеднели, уплатив подать. Многие англичане считали, что с иудеев нужно было взимать двойную или даже тройную десятину, а то и вовсе конфисковать всё имущество ростовщиков, пустив его на святое дело.
На этот раз помимо Лондона наиболее массовые еврейские погромы произошли в Линкольне, Стаффорде, Норвике и Йорке. Именно в этом городе произошли наиболее трагические и драматические события. Опасаясь расправы озверелой толпы, порядка 150 местных евреев заперлись в Королевской башне. Вооруженные жители Йорка взяли укрепление в осаду, предъявив ультиматум: либо иудеи переходят в католичество, либо всех их ожидает смерть.
Несколько десятков евреев лишили себя жизни, чтобы избежать принудительного крещения или жестокой расправы над собой. Остальные добровольно распахнули ворота, когда в башне закончились запасы еды и воды. Иудеи заявили, что готовы отказаться от своей веры и стать христианами, но ожесточенная шестидневной осадой толпа перебила всех евреев, сдавшихся на милость разъяренных жителей Йорка[6].
По данным немецкого профессора истории Генриха Греца общее число жертв антисемитских расправ только в Йорке составило порядка 500 человек[7]. Йоркская резня произошла в ночь на 17 марта в священный для иудеев праздник – Шабат а-гадоль (Великий шабат) – последнюю субботу перед еврейской Пасхой[8].
На следующий день, когда католики отмечали Вербное Воскресенье, новоявленные крестоносцы зарубили 57 евреев, оказавшихся на свою беду недалеко от аббатства Бери-Сент-Эдмундс, расположенного в западной части графства Суффолк[9]. Кроме этих жертв, в северных графствах Англии были поголовно перебиты члены двадцати еврейских семей[10].
Прискорбнее всего оказался тот факт, что в погромах самое активное участие принимали священнослужители от местных клириков до высокопоставленных прелатов. Так, одним из главных подстрекателей и инициаторов иудейских погромов в Йорке оказался Гюго де Пюизе, епископ Дарема. Он же по совместительству временно исполнял обязанности главного королевского юстициария, когда Уильям де Лоншан отсутствовал в Лондоне.
Хронист Вильгельм Ньюбургский, оказавшийся свидетелем одной из расправ над представителями еврейской общины, в свой хронике откровенно сообщал читателям нелицеприятные и почти шокирующие факты: «И в этой беснующейся толпе было немало священников, а один из них, по виду отшельник, неистовствовал пуще иных... то и дело возглашая, что враги Христовы смерти достойны»[11].
Ричард I, узнав о новой волне еврейских погромов, прокатившихся по Английским городам, пришёл в негодование. Монарх приказал Уильяму де Лоншану срочно навести порядок, а если понадобится, то использовать для этого королевские войска. Однако когда лорд-канцлер прибыл в Йорк, а затем в другие города северной части Англии, главные зачинщики погромов уже скрылись в шотландских владениях, а многие рядовые участники расправ, грабежей, насилия и поджогов в качестве крестоносцев и пилигримов-мирян отправились в поход под знамёнами Ричарда Львиное Сердце.
Пытаясь разобраться в главных причинах массовой юдофобии, охватившей Английское королевство в марте 1190 года, современный британский историк-медиевист Дэн Джонс приводит следующий комментарий: «"Пролив кровь, народ отправил иудеев-кровопийц в ад", – записал в своей хронике Ричард из Девайзеса. Такая неистовая ксенофобия в качестве реакции на крестовый поход потрясает – и при этом отражает дух времени. Агрессия, ненависть и оргиастические проявления личной и коллективной жестокости были такими же неотъемлемыми чертами сборов в крестовый поход, как и религиозное благочестие»[12].
Что касается Ричарда I, то, проблемы, связанные с еврейскими погромами, занимали его думы лишь непродолжительное время. Начинался важнейший этап в его жизни, и все помыслы английского монарха были связаны с успешным и торжественным началом столь долгожданного и желанного (если не сказать, вожделенного) крестового похода.
2 июля 1190 года английская королевская рать во главе с Львиным Сердцем прибыла в бургундский город Везле, над башнями которого уже развевались штандарты Филиппа II. К всеобщей радости и ликованию западноевропейской католической паствы, короли Англии и Франции, наконец-то, по-настоящему объединились и воссоединились, чтобы в ближайшие дни отправиться совместно в дальний путь ради освобождения священного для всех христиан города Иерусалима.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - согласно сведениям некоторых средневековых английских хронистов, у Ричарда I имелся внебрачный сын по имени Филипп. Точная дата рождения его неизвестна. Предположительно он появился на свет около 1175 года. Имя его матери – любовницы Ричарда Львиное Сердце также неизвестно. Считается, что при рождении мальчик получил имя Филипп де Фальконбридж (Фоконбридж). Есть сведения о том, что перед отправкой в крестовый поход – в конце 1190 года Ричард I пожаловал своему незаконнорожденному сыну земельные владения и титул сеньора де Коньяк. Кстати, данная история может служить веским доказательством того факта, что Ричард не только интересовался противоположным полом, но также имел с женщинами достаточно длительные романтические и полноценные интимные отношения.
[2] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 101.
[3] - И́ли – старинный город в английском графстве Кембриджшир, расположенный в 23 км к северо-востоку от Кембриджа.
[4] - Рансимен С. Королевство Акры и поздние крестовые походы. Последние крестоносцы на Святой земле / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 37.
[5] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 420.
[6] - Дубнов С. М. История евреев в Европе от начала их поселения до конца XVIII века: в 4 томах. – Т. I. Средние века до конца крестовых походов / Предисловие В. Кельнера, послесловие А. Гринбаума. – М.: Мосты культуры, 2003. С. 222-223;
- Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 98;
- Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 107.
[7] - Грец Г. История евреев с древних веков до настоящего времени: в 12 томах. – Т. VII. От расцвета еврейско-испанской культуры до смерти маймонида. 1027-1205 / Под ред. В. Шерешевского. – Одесса: Типография «Издатель» Я. Х. Шермана, 1906. С. 197.
[8] - Ньюман Ш. Подлинная история тамплиеров / Шаран Ньюман; [перевод с англ. В. И. Генкина]. – М.: Книжный Клуб 36.6, 2008. С. 173.
[9] - Грец Г. История евреев с древних веков до настоящего времени: в 12 томах. – Т. VII. От расцвета еврейско-испанской культуры до смерти маймонида. 1027-1205 / Под ред. В. Шерешевского. – Одесса: Типография «Издатель» Я. Х. Шермана, 1906. С. 197.
[10] - там же.
[11] - Ньюман Ш. Подлинная история тамплиеров / Шаран Ньюман; [перевод с англ. В. И. Генкина]. – М.: Книжный Клуб 36.6, 2008. С. 173.
[12] - Джонс Д. Крестоносцы. Полная история. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 304.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.
Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.
Генрих Грец (1817-1891) – немецкий профессор истории, богослов, раввин, филолог. Признанный специалист в области изучения истории еврейского народа, Древней Иудеи, средневекового Ближнего Востока и Палестины. Главным фундаментальным его трудом является 12-томная «История евреев с древних веков до настоящего времени» (1853-1875).
Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.
Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».
Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».
Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.
Семён Маркович (Шимен Меерович) Дубнов (1860-1941) – российский историк, публицист, общественный деятель, один из классиков и создателей научной истории еврейского народа. Главным его монументальным трудом является 10-томная «Всемирная история еврейского народа от древнейших времён до настоящего». Казнён фашистскими оккупантами в Рижском гетто.
Полностью прочесть цикл публикаций «ПРОЛОГ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по этим ссылкам:
Часть 1-я. Призыв отчаяния и скорби из Святой Земли
Часть 2-я. Фридрих I Барбаросса вторично принимает крест
Часть 3-я. Стратегические просчёты Саладина и злоключения Ги де Лузиньяна
Часть 4-я. Финансы, логистика и нюансы закулисной политики
Часть 5-я. Последние приготовления английского короля
Часть 6-я. Морские экспедиции
Часть 7-я. Ричард I и Филипп II: единомышленники-соратники или тайные недруги-конкуренты?
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)