Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
В предыдущих публикациях говорилось о том, что законнорожденных сыновей, перешагнувших рубеж совершеннолетия, у Генриха II Плантагенета было четверо. По известной только ему одному причине английский монарх всерьёз занялся распределением своего обширного земельного наследия между сыновьями слишком рано – в феврале 1169 года. На тот момент самому старшему из принцев – Генриху Молодому едва исполнилось 15 лет, а самому младшему – Джону (Иоанну) было всего два года.
С одной стороны, заблаговременный и справедливый раздел наследства между сыновьями является положительным примером монаршей дальновидности, прагматичности и правильного долгосрочного планирования. С другой стороны, чем раньше многодетные богатые отцы начинают составлять завещание, оглашая вслух его содержание, тем быстрее между детьми возникают распри, ссоры, конфликты, нередко превращающие родных братьев в ненавистных, злейших и непримиримых врагов.
Согласно волеизъявлению Генриха II, его главным официальным наследником, преемником английской короны и трона провозглашался старший сын – Генрих Молодой. Помимо королевского титула и статуса он наследовал все английские владения, Нормандию, а также графства Анжу, Мэн и Турень. В знак серьёзности своих намерений в июне 1170 года Генрих II организовал церемонию коронации Генриха Молодого.
Отныне Генрих Генрихович получил статус наследного принца и соправителя отца-короля. Такому важному событию искренне радовалось практически всё население Англии. Однако нашлись недовольные и даже оскорбленные. Людовик VII был разозлён, возмущён и обижен до крайности тем обстоятельством, что Генрих Молодой был коронован один, а не со своей супругой – принцессой Маргаритой, старшей дочерью французского монарха.
Людовик VII был до крайности разгневан тем фактом, что его дочь «продинамили» с церемонией предварительной коронации. Правитель Франции стал всерьёз готовиться к большой войне. Имя своего будущего врага Людовик VII вслух не называл, но всем по обе стороны Ла-Манша было абсолютно понятно, против кого ополчается государь французский.
В планы Генриха II на текущий момент очередной виток вооруженного противостояния с Людовиком VII не входил. Чтобы предотвратить возобновление затяжной многолетней войны правитель «Туманного Альбиона» направился во Францию, надеясь при личной встрече уладить и полностью устранить внезапно возникшие разногласия.
В своём первичном распределении вотчин Генрих II завещал принцу Ричарду в управление все обширные земельные владения Аквитанского герцогства. Третий сын короля – принц Джеффри (Джоффруа) получал от отца герцогство Бретань. Его в 1166 году Генрих II силой «отжал» у прежнего законного владельца – слабовольного, нерешительного и бесталанного герцога Конана IV Младшего.
Двухлетний принц Джон (Иоанн) при первом разделе отцовского наследия не получил никаких земельных владений. Скорее всего, это произошло не из-за забывчивости, невнимательности, жадности или предвзятого отношения Генриха II к своему самому младшему отпрыску. В эпоху Средневековья процент детской смертности даже в королевских семьях был очень высоким, а потому, как правило, детям до пяти-семи лет их отцы-монархи не жаловали титулы и земли.
В этом был суровый и прагматический смысл. Если ребёнок скончается в раннем возрасте, то его титул и владения придётся передавать кому-то другому – родным братьям, кузенам, дядьям или иным родственникам. На каждый такой акт передачи-пожалования обязательно требовалась королевская грамота с его личной печатью.
Излишнее количество документов подобного рода перегружало королевские архивы, отнимало лишнее время у монарха и его канцелярии, запутывало историю наследования титулов и землевладений, создавая ненужную путаницу, а также всевозможные правовые казусы и нежелательные юридические прецеденты.
Таким образом, в поступке Генриха II не было ничего крамольного, предосудительного и злонамеренного. Дальнейший ход событий покажет, что принца Джона он любил ничуть не меньше прочих своих сыновей, а скорее наоборот, всячески благоволил к нему, несмотря на явную административно-полководческую профнепригодность младшего отпрыска.
Так или иначе, но именно после первого – предварительного раздела Генрихом II владений Английского королевства между своими сыновьями-наследниками принц Джон получил прозвище «Безземельный». Эта обидная и досадная «погремуха» с самых ранних лет прочно и перманентно прилипла к нему на всю оставшуюся жизнь. И даже когда принц Джон стал полноправным королём Англии, его всё равно за глаза продолжали называть «Безземельным» и простолюдины, и придворные, и представители высшей знати – английской и заморской.
Пока Генрих II изыскивал действенные и быстрые способы примириться с оскорбленным и разобиженным Людовиком VII, неожиданно активизировалась Алиенора Аквитанская. Ни для кого не было секретом или откровением, что из всех своих сыновей и детей вообще королева сильнее всего любила и выделяла Ричарда. По этой причине она постоянно находилась рядом с ним. Алиенора была готова любыми методами и средствами отстаивать его законные права и привилегии, а также без устали бороться за светлое, счастливое и многообещающее будущее своего любимого сына.
В 1171 году Алиенора решила, что пора её любимому сыну заявить о себе в полный голос как о полновесной и самостоятельной политической фигуре, способной оказывать существенное влияние на ход «шахматных партий», которые постоянно разыгрывали между собой монархи Западной Европы, опираясь на своих самых влиятельных и всемогущих вассалов.
Первым делом по настоянию матери принц Ричард в Лиможе – главном городе виконтства Лимузен[1] принял участие в торжественной церемонии закладки фундамента будущего монастыря Святого Августина. Затем королева и Ричард совершили длительное путешествие по городам и портам Аквитании. В ходе этого турне Алиенора, не согласовывая предварительно свои действия с мужем, отменила ряд указов Генриха II, касавшихся конфискаций и штрафных санкций, наложенных на отдельных представителей местной знати.
На Рождество излишне самостоятельная королева, считавшая себя полноправной хозяйкой родной Аквитании, собрала в Пуату практически весь цвет аристократии, проживавшей на юго-западе нынешней Франции. Ещё раньше с истинно королевским размахом Алиенора создала там же – в Пуатье свой собственный двор, окружив себя аквитанскими и испанскими родственниками, преданными сторонниками, а также проверенными и надёжными подданными.
16 апреля 1172 года – в день празднования Светлой Пасхи Христовой в Ньоре (втором по значимости городе графства Пуату) в присутствии большого собрания аквитанских баронов, виконтов и прелатов Алиенора официально провозгласила принца Ричарда герцогом Аквитании. Своевольная и предприимчивая супруга Генриха II специально для любимого сына лично разработала и осуществила на практике весь ход торжественной церемонии интронизации.
Режин Перну – известная французская писательница-медиевист, опираясь на сведения первоисточников, составила подробное описание того, как четырнадцатилетний Ричард Плантагенет стал полноправным обладателем почётного титула герцога Аквитании: «…юный принц был принят во вратах собора Сент-Этьен сонмом священников и монахов, которые торжественным крестным ходом проводили Ричарда к алтарю, где, по получении благословения епископа, он облекся в шелковую тунику.
Затем он надел на палец кольцо святой Валерии... Увенчав голову диадемой, он принял меч и рыцарские шпоры, принес присягу на Евангелии и прослушал мессу. По обыкновению после литургии церемония перешла в весьма пышное, как и пристало королевской коронации, пиршество, сопровождавшееся спектаклем, турниром и танцами. Так, под водительством матери, Ричард торжественно осуществил свое вхождение в историю»[2].
Масштабные праздничные мероприятия, театрализованные представления и представительные рыцарские турниры завершились в день празднования Святой Троицы в Пуатье самым запоминающимся и важным действом. В аббатстве Сент-Илер архиепископ Бордо и епископ Пуатье, исполняя роль наместников Божественной воли на Земле, вторично и окончательно провозгласили Ричарда герцогом Аквитании.
Юного принца, облаченного в дорогие и парадные одеяния, усадили в роскошное кресло в центре главного зала, где проводились самые важные и масштабные богослужения. Под многоголосое и раскатистое исполнение гимна «О, princeps egregie!» («О, великолепный государь!») архиепископ Бордо вручил Ричарду позолоченное копье, а епископ Пуатье – священный стяг герцогов Аквитанских.
С этой минуты Ричард стал абсолютно легитимным и полноправным герцогом Аквитании, чьи властные полномочия признавали не только его подданные, но и высшие церковные иерархи. В качестве завершающего штриха к масштабной и кропотливой работе, с успехом проделанной английской королевой, Алиенора и Ричард в сопровождении пышной свиты вновь объехали свои владения, знакомя знатных аквитанских подданных с их новым юным герцогом.
Как верно заметил современный российский автор Александр Владимирович Грановский: «Оба обряда, в Пуатье и Лиможе, символизировали единение Ричарда с народом Аквитании и явственно намекали на независимость герцогства как от французского, так и от английского короля. Став герцогом Аквитанским, Ричард титуловался графом Пуату, так как герцогским титулом издавна владела династия графов Пуату, и оба титула были синонимами»[3].
К удивлению многих придворных и самой Алиеноры, её излишняя самостоятельность и независимость в принятии важнейших решений, влияющих на политику внутреннюю и внешнюю, не встретила со стороны царственного супруга никаких публичных нареканий, недовольства, критики или упрёков. В конце концов, Аквитания находилась слишком далеко от Лондона.
При всём желании Генрих II никак не мог физически уделять пристальное внимание решению насущных проблем и текущих хозяйственных дел своих владений, расположенных на юго-западе Франции. правителю «Туманного Альбиона» был необходим «смотрящий» – опытный, строгий, сообразительный, ответственный, разбирающийся в экономических вопросах и пользующийся доверием короля.
Всем этим требованиям вполне соответствовала Алиенора. Отлично разбиравшийся в людях Генрих II, хорошо понимал, что лучшим наставником для принца, недавно принявшего на себя титул герцога Аквитанского, на данном этапе, несомненно, будет мать Ричарда. Юноша уже максимально приблизился к тому возрасту, когда вчерашние отроки становились ближайшими помощниками своих державных отцов. Ричард наравне с Генрихом Молодым подавал вполне очевидные надежды на то, что в обозримом будущем он заслужит репутацию истинного рыцаря, отважного воина, умелого военачальника и опытного управленца.
27 августа 1172 года в Винчестере состоялась повторная коронация Генриха Молодого. На этот раз наследника английского престола короновали как того и желал Людовик VII – вместе с супругой Маргаритой. Прежние обиды французского короля, а также его недавнее желание возобновить войну против Англии остались в прошлом. Казалось, что теперь для Генриха II и его державы наступили времена спокойствия, мира и процветания.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - виконтство Лимузен, занимавшее значительные территории современной Центральной Франции, с 1152 года являлось составной частью герцогства Аквитания.
[2] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 26.
[3] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 32.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Режин Перну (1909-1998) – одна из самых известных и популярных французских писательниц ХХ века, признанный историк-медиевист, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе монографии по эпохе Крестовых походов, а также увлекательное жизнеописание подвигов и приключений английского короля Ричарда I Львиное Сердце.
Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».
ПОЛНОСТЬЮ ПРОЧЕСТЬ ПУБЛИКАЦИЮ «Юные годы Ричарда I Плантагенета» МОЖНО, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Малоизвестное детство
Часть 2-я. Будущий зять Людовика VII
Часть 3-я. Тринадцатилетний герцог Аквитании
Часть 4-я. Мятеж королевы Алиеноры и её сыновей
Часть 5-я. И один в поле воин: полководческий мастер-класс Генриха II
Часть 6-я. Время неудач, суровых уроков судьбы, покаяния и примирения
Часть 7-я. Примерный сын, вставший на путь исправления
Часть 8-я. Окончательный крах королевской семьи или амурные похождения Генриха II
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)