Найти в Дзене
Generalissimus

Пролог Третьего крестового похода. Часть 2-я. Фридрих I Барбаросса вторично принимает крест

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке После своей успешной миссионерской деятельности в Жизоре, благодаря которой приняли крест – де-факто официально «подписались» на обязательное участие в новом крестовом походе правители Англии, Франции, Бургундии и Фландрии, архиепископ Тирский и папский легат Генрих Альбано направились в Германию. Там им предстояло решить куда более сложную задачу – склонить к участию в освобождении Иерусалима правителя Священной Римской империи. Как известно, Фридрих I Барбаросса был участником достопамятного, но крайне неудачного для европейской коалиции Второго крестового похода. На тот момент он – 26-летний герцог Швабии ещё не был императором. События сорокалетней давности, произошедшие в Малой Азии, а затем в Сирии, стали одной из отправных точек приобретения Фридрихом репутации отважного, мужественного и решительного воина, опытного самостоятельного командира и толкового военного администратора. Теперь
Оглавление

Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке

После своей успешной миссионерской деятельности в Жизоре, благодаря которой приняли крест – де-факто официально «подписались» на обязательное участие в новом крестовом походе правители Англии, Франции, Бургундии и Фландрии, архиепископ Тирский и папский легат Генрих Альбано направились в Германию. Там им предстояло решить куда более сложную задачу – склонить к участию в освобождении Иерусалима правителя Священной Римской империи.

Как известно, Фридрих I Барбаросса был участником достопамятного, но крайне неудачного для европейской коалиции Второго крестового похода. На тот момент он – 26-летний герцог Швабии ещё не был императором. События сорокалетней давности, произошедшие в Малой Азии, а затем в Сирии, стали одной из отправных точек приобретения Фридрихом репутации отважного, мужественного и решительного воина, опытного самостоятельного командира и толкового военного администратора.

Теперь, когда всесильному самодержцу Священной Римской империи германской нации исполнилось 66 лет, а сам он во внутренней и внешней политике добился всего, о чём мечтал на протяжении минувших десятилетий, было крайне трудно найти мотивацию, которая бы побудила Рыжебородого[1] государя глубоко и основательно проникнуться идеей спасения Иерусалимского королевства и «Святого города».

Василий Дмитриевич Балакин – известный отечественный историк, переводчик и литератор, автор одной из наиболее полных и объективных биографий прославленного германского императора очень точно охарактеризовал положение императора и его статус на начало 1188 года:

«Дело всей жизни Фридриха I Барбароссы близилось к завершению. Его империя протянулась сплошным массивом от Северного моря до границ союзного с ней Сицилийского королевства, от Мааса и Роны на западе и почти до Вислы на востоке. Междоусобные войны в государстве прекратились, и гарантом воли императора служила несокрушимая мощь Швабского герцогства. Однако дряхлевший телом, но сильный духом Барбаросса не помышлял о покое»[2].

Здесь и далее по тексту размещены изображения Фридриха I Барбароссы, сделанные, как в эпоху Средневековья, так и в более позднее время. Источник: https://yandex.ru/images/
Здесь и далее по тексту размещены изображения Фридриха I Барбароссы, сделанные, как в эпоху Средневековья, так и в более позднее время. Источник: https://yandex.ru/images/

Были ещё несколько обстоятельств, которые осложняли и изрядно затрудняли миссию архиепископа Иосии и кардинала Альбано. Фактически с момента своего восшествия на имперский престол и последующие 33 года Фридрих I пытался распространить свою верховную власть на города и провинции сначала Северной Италии, а затем и на центральную часть Италийского полуострова, включая Рим.

Барбаросса предпринял пять масштабных походов, направленных на завоевание Италии, а также на подавление восстаний в захваченных областях. В результате подобной целенаправленной завоевательной политики «Рыжебородый» стал заклятым врагом итальянцев, а, кроме того, он основательно рассорился с римским папой Александром III.

В конце июля 1168 года правитель Священной Римской империи взял штурмом «Вечный город». Улицы Рима и базилика Святого Пера были обагрены кровью. Фридрих низложил Александра III, объявив новым папой (антипапой) Пасхалия III. В свою очередь Александр III, тайком бежавший из Рима, но не отказавшийся от борьбы, отлучил от лона католической церкви и Барбароссу, и Пасхалия III.

Противостояние императора и непримиримого понтифика продолжалось последующие 11 лет. Наконец, 24 июля 1177 года Фридрих I и Александр III примирились. Самодержцу Священной Римской империи пришлось перед папой преклонить колени, предварительно сбросив свою мантию. Александр III снял с одумавшегося и покаявшегося государя отлучение, а тот отрёкся от каких-либо контактов с антипапой Каликстом III.

При таком «чрезмерно отягощённом анамнезе» взаимоотношений Барбароссы и римской католической церкви было трудно ожидать быстрого отклика императора на священный призыв Григория VIII. Однако вопреки дурным прогнозам у Фридриха I сложились достаточно хорошие, ровные и даже отчасти доверительные отношения и с Григорием VIII, и с его преемником – Клементом III.

Кардиналы папской курии и все лица, заинтересованные в скорейшем начале похода, справедливо опасались, что император, чей возраст приближался к 70-летнему рубежу (по меркам Средневековья – это одновременно и уважаемый статус долгожителя, и негласная отметка глубочайшей старости) уклонится от участия в освобождении Иерусалима, резонно сославшись на свои года, седины и ослабленное здоровье.

Эти два произведения живописи наглядно демонстрируют всю сложность и драматичность многолетних напряжённых взаимоотношений между Фридрихом I Барбароссой и римской католической церковью, которые неоднократно перерастали в открытое вооружённое противостояние. Источник: https://yandex.ru/images/
Эти два произведения живописи наглядно демонстрируют всю сложность и драматичность многолетних напряжённых взаимоотношений между Фридрихом I Барбароссой и римской католической церковью, которые неоднократно перерастали в открытое вооружённое противостояние. Источник: https://yandex.ru/images/
Фридрих I, преклонив оба колена, смиренно просит прощение у папы римского Александра III, подчиняясь его власти. Итальянская фреска (конец ХIV века). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фридрих_I_Барбаросса#/media/Файл:B_alexander_III2.jpg
Фридрих I, преклонив оба колена, смиренно просит прощение у папы римского Александра III, подчиняясь его власти. Итальянская фреска (конец ХIV века). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фридрих_I_Барбаросса#/media/Файл:B_alexander_III2.jpg

Однако архиепископ Тирский и для Барбароссы отыскал нужные слова с правильными формулировками и мотивацией. Католический священнослужитель из далекого Леванта суть своих речей и проповедей свёл к тому, что именно правитель Священной Римской империи – самый влиятельный, опытный и авторитетный мирской государь-вседержитель, наиболее авторитетный предводитель западноевропейской цивилизации должен непременно лично возглавить столь торжественное, масштабное, а главное необычайно благое и богоугодное дело.

Государство Фридриха I действительно в ту пору было самой большой европейской державой по площади, населению, количеству городов, замков, католических церквей, храмов и монастырей. Сам император, несмотря на прошлые свои военные и политические неудачи, отмечал Рождество 1187 года в статусе самого могущественного и влиятельного монарха Европы. С его мнением, волеизъявлением и устремлениями приходилось считаться всем европейским королям и высокородным аристократам.

Теперь в преддверии Третьего крестового похода личного расположения «Рыжебородого» императора и крепкого союза с ним добивалась римская католическая церковь. Судьба последних очагов Латинского Востока, до которых ещё не дотянулся меч Салах ад-Дина, также во многом зависела от решений и поступков самодержца Священной Римской империи.

Разумеется, подобное положение дел крайне льстило Барбароссе. Он давно вынашивал идею ещё более возвеличить свои политические достижения и полководческую славу. Успешный поход в Палестину, бесспорно, мог этому способствовать, а в случае отвоевания Иерусалима у самого Саладина, император приобретал ещё при жизни не только «льготный и бессрочный пропуск в рай», но и славу выдающегося спасителя Гроба Господня и всех святынь иерусалимских.

Фридрих довольно легко и быстро, подобно королям Англии и Франции, согласился принять крест. Он выразил готовность не только оказать посильную помощь в организации предстоящего похода, но и твёрдо вознамерился лично возглавить крестоносное воинство Священной Римской империи.

Оценивая это судьбоносное решение, современные немецкие историки приводят комментарий следующего содержания: «Фридрих решился на такой шаг не только из религиозного рвения, но из убежденности, что императору как главе христианского мира вменяется в обязанность поднять меч против неверных. Освобождение Гроба Господня должно было стать венцом всей его жизни»[3].

Рост территории Священной Римской империи в период правления Фридриха I Барбароссы и его Итальянские походы. Источник: https://yandex.ru/images/
Рост территории Священной Римской империи в период правления Фридриха I Барбароссы и его Итальянские походы. Источник: https://yandex.ru/images/
Провинции Священной Римской империи в период правления Фридриха I Барбароссы. Источник: https://yandex.ru/images/
Провинции Священной Римской империи в период правления Фридриха I Барбароссы. Источник: https://yandex.ru/images/
Владения Священной Римской империи на пике могущества правления Фридриха I Барбароссы, наложенные на современную политическую карту Европы
Владения Священной Римской империи на пике могущества правления Фридриха I Барбароссы, наложенные на современную политическую карту Европы

27 марта 1188 года в городе Майнц состоялось открытие гофтага (хофтага) – заседания королевского совета в расширенном составе, собранного для рассмотрения важнейших государственных дел. По призыву императора в Майнц съехались все самые знатные и видные вассалы Фридриха I – имперские князья, герцоги и графы, а также многочисленные представители имперской католической церкви, делегации из различных европейских государств и личные посланники папы римского.

Барбаросса за всё время заседаний ни разу не занял своё законное и почётное место – императорский трон. Ещё до открытия хофтага Фридрих заявил, что трон предназначен для Иисуса Христа, который незримо будет присутствовать на собрании высшей имперской знати в качестве председателя, третейского судьи и непосредственного свидетеля, который безошибочно увидит все истинные помыслы и намерения собравшихся.

Первое заседание открыл кардинал и папский легат Генрих Альбано. Он торжественно прочёл послание понтифика, который прямо призывал присоединиться к походу всех благочестивых имперских католиков, которым физическое состояние позволяло отправиться в дальний путь и крепко держать в руках меч.

Почин папского посланника подержал епископ Готфрид Вюрцбургский, занимавший должность рейхсканцлера Священной Римской империи. Он своей пламенной речью настойчиво побуждал соотечественников не оставаться в стороне, а непременно отправиться в Святую Землю, чтобы изгнать богомерзких мусульман из Иерусалима и его главных христианских святынь.

Не откладывая дело в долгий ящик, император первым принял крест, став официальным участником предстоящего похода, давшим священный обет совершить паломничество на Святую Землю и приложить все усилия для освобождения Гроба Господня. Примеру своего великодержавного отца тут же последовал Фридрих VI, герцог Швабии.

Спустя несколько минут после того, как Фридрих Фридрихович тоже стал пилигримом, в зале заседания началось столпотворение и невиданный ажиотаж. Имперские князья, австрийские герцоги, властители Моравии и наместники Северной Италии, германские маркграфы и бароны, епископы и знатные рыцари вскочили со своих мест и хором наперебой стали настойчиво просить, чтобы кардинал Генрих Альбано и епископ Вюрцбургский осенить их знаком священного креста.

-8

Таким образом, архиепископ Тирский и папский легат с блеском и досрочно выполнили свою миссию, многим казавшуюся ещё совсем недавно крайне непростой и трудной для успешной реализации. Ещё до официального закрытия собрания, получившего название «хофтаг Иисуса Христа», весь цвет аристократии и рыцарства Священной Римской империи по доброй воле вступил в крестоносное воинство, которое обязался лично возглавить Фридрих Барбаросса.

Император назначил дату выступления своей армии в поход – 23 апреля будущего 1190 года. Именно в этот день католики всего мира отмечали день Святого Георгия – покровителя не только всех доблестных воинов, но и крестоносцев. Местом общего сбора имперских сил был назван город Регенсбург.

Несмотря на то, что с момента завершения неудачного во всех отношениях Второго крестового похода прошло сорок лет, «Рыжебородый» правитель Священной Римской империи отлично помнил то великое множество логистических проблем и трудностей, с которыми пришлось ежедневно сталкиваться крестоносцам буквально с первых километров их неимоверно длинного и тяжёлого пути к Святой Земле.

Барбаросса взял под личный контроль вопросы, связанные со своевременным заготовлением достаточного количества запасов продовольствия, фуража, тары для транспортировки питьевой воды. Он также позаботился о покупке внушительного поголовья забойного мясного скота, а также о приобретении запасных тягловых лошадей и рыцарских коней. Имперские уполномоченные создавали запасы вооружения, снаряжения и воинской экипировки с учётом того, что крестоносному войску весьма вероятно придётся сражаться с византийскими отрядами и сельджуками, хозяйничавшими на просторах Малой Азии.

После долгих раздумий Фридрих I принял решение следовать в Палестину сухопутным путём, проложенным участниками Первого крестового похода. Первоначально Барбаросса намеревался доставить своё воинство к берегам Леванта по водам Средиземного моря, отплыв из портов Сицилийского королевства.

Однако желающих принять участие в отвоевании Иерусалима оказалось слишком много, чтобы обеспечить всех желающих транспортными кораблями. Прагматичный и дальновидный император приготовил такое изрядное количество всевозможных запасов, что для их доставки во всей Сицилии и южной части Италии не набралось бы достаточного количества грузовых судов.

-9

Кроме того, никто не мог поручиться, что к моменту прибытия имперской флотилии к берегам Леванта хотя бы один порт всё ещё будет находиться под контролем христиан. В противном случае эскадрам Фридриха придётся искать место для высадки многотысячного воинства и вспомогательных контингентов на побережье, контролируемом отрядами Салах ад-Дина в условиях господства на море египетского флота.

Чтобы оградить своё войско и маршевые колонны пилигримов от неминуемого скопища бродяг, нищих, преступных элементов, средневековых бомжей и прочих проходимцев, Фридрих решил брать в поход только тех, чьё благосостояние суммарно превышало строгий установленный ценз – три марки серебра[4]. Согласно расчётам императора, трёх серебряных марок было достаточно, чтобы пилигрим мог купить себе оружие, защитное снаряжение и экипировку, а также был в состоянии приобретать продовольствие на протяжении двух лет.

Памятуя об извечном и самом неприятном спутнике предыдущих походов – еврейских погромах, Фридрих заранее распорядился, чтобы местные власти имперских городов, через которые проследуют крестоносцы и паломники, взяли под надёжную охрану еврейские общины.

Едва был утверждён окончательный маршрут имперской экспедиции, как тотчас Барбаросса направил официальные послания правителям тех стран, через территории которых предстояло двигаться на Восток Фридриху и его армии. О том, что в будущем году по их владениям проследуют отряды крестоносцев и колонны пилигримов своевременно были извещены Белла III – король Венгрии, византийский император Исаак II Ангел, сельджукский правитель Румского (Конийского) султаната – Кылыч-Арслан II, а также Леон II – правитель Киликийского армянского царства.

За предоставление возможности свободного и беспрепятственного перехода через венгерские, византийские и сельджукские владения, а также за право пользования дорогами, колодцами, придорожной травой, попутным ночлегом Фридрих гарантировал соблюдение порядка, дисциплины и законности от имени своих подданных. Кроме того, император обещал, что возместит весь ущерб и неудобства, причиненные его армией и громоздким обозным парком. Барбаросса был готов за средства своей казны приобретать необходимые продукты и товары первой необходимости.

На фоне предыдущих походов, сопровождавшихся массовыми грабежами мирного населения, постоянными актами экспроприации, насильственной реквизиции, мародёрства и вандализма, а также конфликтами с местным населением, нередко перераставшими в кровавые стычки и в массовую бойню, предложение императора выглядело неслыханной щедростью и высшей степенью средневекового дипломатического такта и миролюбия.

Неудивительно, что все упоминавшиеся выше монархи выразили готовность свободно пропустить через свои владения имперских крестоносцев, обещая Фридриху радушный и гостеприимный приём. Более того, Исаак II Ангел обещал не только всяческое содействие германским пилигримам в исконных владениях Византийской империи, но и беспрепятственное перемещение участников похода по землям Болгарии, находившейся в то время в вассальной зависимости от правителей Константинополя.

-10

В январе 1189 года в Ахен прибыло византийское посольство во главе с логофетом Иоанном Дукой. Уполномоченный отцом Фридрих Фридрихович, а также герцог Леопольд Австрийский и рейхсканцлер Готфрид Вюрцбургский принесли торжественную клятву в том, что предстоящий поход носит исключительно мирный характер в отношении правителя и жителей Восточной Римской империи.

В свою очередь Иоанн Дука поклялся на Евангелии от имени базилевса беспрепятственное прохождение германских крестоносцев через территорию Болгарии и Византийской империи, а также необходимое снабжение пилигримов и последующую их переправу на греческих судах через пролив Геллеспонт. Наконец, Фридрих VI Швабский также на Священном Писании поклялся, что имперское крестоносное войско, совершая марш по византийским владениям, будет постоянно соблюдать мир и порядок.

По собственной инициативе радушный и торжественный приём Барбароссе и его армии обещал великий жупан (правитель) Сербии. Даже своенравный, непредсказуемый, излишне честолюбивый и вспыльчивый султан Кылыч-Арслан II уведомил через послов германского государя, что не станет чинить препятствий европейцам на своей земле, если те не причинят неудобств его подданным и не оскорбят своим действиями или словами исламской религии.

Предприимчивый Фридрих I даже обменялся посланиями с самим Салах ад-Дином. Император напомнил султану, что в античные времена большая часть его нынешних владений – Египет, Израильское царство, Сирия и Финикия (Левант) являлись частью Римской империи. Если теперь Саладин добровольно не уступит христианам недавно завоеванные владения Иерусалимского королевства и «Святой город», то очень скоро мусульмане лично познают на себе ярость тевтонских мечей:

«…вы испытаете на себе ярость тех тевтонов, которые ходят в оружии даже во время мира; вы познакомитесь с обитателями Рейна, с юношеством Истрии, которое не знает бегства; с баварцем высокого роста; с жителями Швабии, гордыми и хитрыми; с жителями Франконии, всегда осмотрительными; с саксом, который играет мечом; с народами Тюрингии и Вестфалии; с быстрым брабантцем; с лотарингом, который не знает мира; с беспокойным бургундом, с обитателями Альп; с фризом, который ловко поражает дротиком; с богемцем, который с радостью принимает смерть; с болонами (поляками), более свирепыми, чем звери их лесов…»[5].

В ответном послании Саладин прямо заявил, что народы мусульманские не менее многочисленные, отважные и сильные, чем германские племена, которые поведёт за собой император. Султан высказал мысль о том, что он гораздо быстрее завоюет оставшиеся в Палестине христианские города, чем крестоносное воинство Фридриха доберётся до Святой Земли.

Саладин, превосходно разбиравшийся в вопросах географии, истории и геополитики, снисходительно заметил, что между христианами европейскими и жителями Латинского Востока лежит обширное Средиземное море и земли, чьи правители враждебно относятся к католикам. В то же время, между мусульманами Ближнего Востока нет никаких территориальных и водных преград, а значит, ничто не сможет воспрепятствовать их объединению.

Относительно вопроса соотношения сил, султан высказался следующим образом: «Если ты считаешь многочисленными христиан, то знай, что моих арабов во много больше. Мы имеем в своем распоряжении бедуинов, которых одних было бы достаточно, чтобы противопоставить нашим врагам; у нас есть туркоманы (сельджуки); если мы их пошлем против своих врагов, они истребят их.

Также мы имеем сельских жителей (крестьян, способных владеть оружием), которые, получив приказание, мужественно сразятся с людьми, вторгшимися в наши земли для разграбления их и завоевания. Это не все. У нас есть, кроме того, боевые солдаты (наемники), с помощью которых мы вступили в эту страну, завоевали ее и победили наших врагов. Эти храбрые люди, не будут колебаться, если мы призовем их, и не станут медлить, если узнают нашу волю…»[6]

В конце послания Салах ад-Дин напомнил, что только за время его правления латиняне дважды пытались захватить египетские города – Дамьетту (иначе Дамиетту; современный египетский порт Думьят) и Александрию. Обе эти осады окончились для нападавших полной неудачей. Если же теперь имперские крестоносцы явятся в Палестину и Левант, то он – Саладин даст им достойный отпор, а затем покорит последние три города, которые ещё принадлежат христианам – Тир, Триполи и Антиохию.

Салах ад-Дин предложил правителю Священной римской империи сделку. Барбаросса отказывается от похода, а султан, в свою очередь возвратит латинянам их некоторые монастыри, а также Святой Животворящий Крест Господень. Кроме того, Саладин обещал освободить пленных христиан, возобновить богослужения в иерусалимском храме Святого Гроба Господня, а также обеспечить беспрепятственный доступ христианским паломникам к святым местам Палестины.

Подобный ответ Салах ад-Дина император и его ближайшее окружение восприняли как великую дерзость, скрытое глумление и издёвку. Дальнейшие переговоры, на положительный результат которых особенно никто из европейцев и не рассчитывал, были прерваны. На смену дипломатии вскоре должны были прийти более весомый аргумент – сокрушительная военная мощь крестоносного воинства Священной римской империи.

-11
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - своё знаменитое прозвище – «Барбаро́сса» германский император получил от итальянцев, которых он безуспешно пытался подчинить своей власти на протяжении тридцати трёх лет (1154-1177). Борода Фридриха имела рыжеватый оттенок, поэтому ломбардцы, а следом за ними и жители других итальянских провинций и регионов стали называть его Барбаросса (итальянское словосочетание «barba» – «борода» и «rossa» – «рыжая»). На немецком языке прозвище «Рыжебородый» (Rotbart) транслируется как «Рутбарт».

[2] - Балакин В. Д. Фридрих Барбаросса. – М.: Молодая гвардия, 2001 // Электронная библиотека «РуЛит». 2011-2025. URL: https://www.rulit.me/books/fridrih-barbarossa-read-315052-125.html (дата обращения 22.08.2025).

[3] - Бульст-Тиле Мария Луиза, Йордан Карл, Флекенштейн Йозеф. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. Дробинской К. Л., Неборской Л. Н. под ред. Ермаченко И. О. – СПб: Евразия, 2008. С. 409.

[4] - серебряная марка – старинная имперская денежная единица, вес которой составлял примерно 200 грамм серебра. Таким образом, три марки в весовом эквиваленте составляли около 600 граммов серебра в слитках или монетах.

[5] - История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство „Полигон“»; – М.: ООО «Издательство „АСТ“», 2001. С. 371.

[6] - Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 251;

- Величко А. М. Герои крестовых походов, которые изменили мир. – М.: Издательство «Наше завтра», 2022. С. 191-192;

- История Средних веков. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. Стасюлевич М. М. – СПб: «ООО Издательство „Полигон“»; – М.: ООО «Издательство „АСТ“», 2001. С. 372-373.

-12
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Михаил Матвеевич Стасюлевич (1826-1911) – русский историк и публицист, экстраординарный профессор всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. Основные темы исторических работ Стасюлевича – Древняя Греция и Западная Европа в эпоху Средневековья. В 1863-1865 годах Михаил Матвеевич издал трёхтомный фундаментальный труд «История средних веков, в её источниках и современных писателях».

Бернгард фон Куглер (1837-1898) – ведущий немецкий историк, профессор, специализировавшийся по изучению эпохи Крестовых походов. Его фундаментальный труд – «История крестовых походов» был впервые опубликован в 1875 году. Однако и сегодня эта книга считается среди историков-медиевистов одной из лучших обобщающих работ о крестовых походах.

Величко Алексей Михайлович (род. 1963) – современный российский историк, византинист, медиевист, исследователь в области церковной истории и канонического права, доктор юридических наук. Автор ряда работ, посвященных истории Византийской империи, биографиям византийских императоров и церковному праву.

-13

Полностью прочесть цикл публикаций «ПРОЛОГ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по этим ссылкам:

Часть 1-я. Призыв отчаяния и скорби из Святой Земли

Часть 2-я. Фридрих I Барбаросса вторично принимает крест

Часть 3-я. Стратегические просчёты Саладина и злоключения Ги де Лузиньяна

Часть 4-я. Финансы, логистика и нюансы закулисной политики

Часть 5-я. Последние приготовления английского короля

Часть 6-я. Морские экспедиции

Часть 7-я. Ричард I и Филипп II: единомышленники-соратники или тайные недруги-конкуренты?

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)