Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Официальным началом Третьего крестового похода можно считать первую декаду апреля 1189 года, когда речные гавани Кёльна, а затем Бремена и Любека покинули около двух десятков судов, на палубах которых находились местные крестоносцы и паломники, отправившиеся на Святую Землю длинным и окружным морским путём.
Как уже говорилось в предыдущих публикациях, Фридрих I Барбаросса принял решение идти в Палестину по суше маршрутом, проложенным пилигримами Первого и Второго крестовых походов. Кёльнское курфюршество входило в состав Священной Римской империи со второй половины Х века. У правящих кругов Кёльна, местных зажиточных бюргеров и олигархов не всегда складывались с Фридрихом I Гогенштауфеном ровные, доверительные и безмятежные отношения.
Кёльнских торговцев, купцов, ремесленников и священников всегда отличала излишняя самостоятельность и стремление к широкой автономии. Во многом по этой причине местные представители знати решили на Святую землю отправиться в плавание отдельно от объединенных имперских сил, которым предстояло верхом и пешком пересечь восточные владения Германии, пройти через земли нескольких балканских держав и западной части Византии. Затем крестоносцам предстоял тяжелейший переход через враждебную Малую Азию, горы Тавра и пустоши Сирии.
Кёльнские пилигримы верили и надеялись, что смогут избежать самых больших трудностей и опасностей сухопутного маршрута. Стоит отметить, что в эпоху Классического (Высокого) Средневековья мореходы из Кёльна славились своими профессиональными навыками и умениями. Средства для снаряжения флотилии и оснащения её всем необходимым для дальнего морского путешествия имелись в достаточном количестве.
Кёльнская флотилия спустилась вниз по течению Рейна до самой дельты реки, откуда 22 апреля вышла в прибрежные воды Северного моря, объединившись с эскадрами из Бремена и Любека. Недалеко от берегов современной Голландии к немецким кораблям присоединились фризские, датские и фламандские суда. Всего, согласно сведениям средневековых хронистов, объединенный католический флот насчитывал порядка пятидесяти кораблей различных типов и размеров[1].
Основными типами судов интернациональной флотилии городов и государств Северной Европы были когги. Контр-адмирал Виктор Ананьевич Дыгало – советский писатель-маринист и кандидат военно-морских наук даёт подробное определение средневековому коггу, а также приводит данные, касающиеся его технических характеристик и основных размеров:
«Когг – это высокобортное, палубное, одномачтовое (позже двухмачтовое) судно с мощным набором корпуса. Характерная особенность коггов – навесной руль и прямые штевни, сильно скошенные к линии киля. Наибольшая длина судна – 30 м, длина по ватерлинии – 20 м, ширина – 7,3 м, осадка – 3 м, грузоподъемность – до 200 т.
Рейковый прямой парус площадью 180-200 квадратных метров поднимался на мачте, составленной из нескольких собранных и подогнанных в единый ствол бревен. Кормовая надстройка (ахтеркастль) была конструктивно связана с корпусом. На ахтерштевне крепилась платформа с зубчатым ограждением. Кормовая площадка занимала около половины длины судна. Под ней располагались помещение, имеющее вход с палубы, и каюты, в бортовых стенках которых иногда прорубались окна. Форштевень заканчивался наклонной мачтой – бушпритом, служившим для растяжки паруса спереди»[2].
Миновав побережье современной Голландии и Бельгии, крестоносная эскадра вошла в воды Ла-Манша, потеряв одно судно, севшее на мель. Для закупки недостающей части провизии и снаряжения кёльнские мореходы решили зайти в английский порт Лоустофт. При подходе к английскому берегу ещё три корабля плотно сели на песчаные банки. Никто из паломников не погиб, имущество и груз удалось спасти, перетащив их на другие суда.
Вскоре все три когга, севшие на мель, были повреждены налетевшей бурей, затонув частично или полностью. Несмотря на эти непредвиденные потери, крестоносный флот покинул берега «Туманного Альбиона» в усиленном и увеличенном составе. К паломникам из континентальной части Северной Европы присоединилось несколько английских кораблей.
Плавание продолжилось. Обогнув 25 мая западную оконечность полуострова Бретань, интернациональная крестоносная эскадра двинулась в юго-западном направлении через воды Бискайского залива. Благополучно пройдя вдоль западного берега Франции, морские пилигримы 9 июня сделали остановки в гавани Ла-Рошели.
Вновь выйдя в воды Бискайского залива, паломники-мореходы очертили дугообразную маршрутную линию вдоль северного побережья нынешней Испании, последовательно миновав территориальные воды трёх средневековых пиренейских королевств – Наварры, Кастилии и Леона.
Обогнув северо-западную оконечность Пиренейского полуострова в последнюю неделю июня, кёльнские, фламандские, датские и фризские мореплаватели достигли владений португальского короля Саншу (Санчо) I. После трёх месяцев достаточно утомительного путешествия – 4 июля 1189 года объединенная европейская флотилия прибыла в Лиссабон.
Деятельный и предприимчивый государь португальский задумал по примеру своего отца – Афонсу I привлечь хорошо вооруженных и экипированных иноземных гостей к борьбе против местных мавров. В октябре 1147 года участники Второго крестового похода оказали Афонсу I посильную помощь в отвоевании у мусульман Лиссабона, ставшего в последствии столицей Португальского королевства.
Саншу I, оказав гостям высокий и торжественный приём, предложил единоверцам перед отправкой на Святую Землю оказать португальской короне услугу в борьбе с безбожными маврами, приняв участие в осаде крепости Силвиш, расположенной в 180 км к юго-востоку от Лиссабона. Согласно сведениям средневековых источников, на предложение Саншу I откликнулись почти все пилигримы.
Осада Силвиша продолжалась с 21 июля по 3 сентября 1189 года. Участие в ней на стороне португальской армии приняли около 3500 крестоносцев, в распоряжении которых имелось 44 корабля[3]. Исчерпав все возможности к дальнейшему сопротивлению, гарнизон крепости капитулировал. За оказанную помощь в захвате стратегически важной и мощной в фортификационном отношении цитадели правитель Португалии отдал заморским пилигримам значительную часть взятой добычи и трофеев.
Своё дальнейшее плавание к берегам Палестины и Леванта интернациональная крестоносная флотилия продолжила 7 сентября. Примечательно, что значительная часть фламандских пилигримов была столь довольна щедрой оплатой своих наёмнических услуг со стороны Саншу I, что и представители знати Фландрии, и тамошние купцы решили на время остаться в Португалии. Они сочли продолжение борьбы с нечестивыми маврами достойной заменой дальнего и непредсказуемого пути к Иерусалиму.
Начинался сезон осенних штормов. Встречные ветра сильно замедляли продвижение германских, датских и английских кораблей на восток. Только лишь в ночь на 30 сентября путешественники миновали Гибралтарский пролив. Дальнейший путь в это неспокойное время года был чреват большими опасностями, поэтому пилигримы-мореходы остановились на зимовку в Монпелье и Марселе.
Во второй половине марта 1190 года, когда в центральной части Средиземноморья установилась тёплая и благоприятная погода, крестоносный флот продолжил своё плавание к Святой Земле. К палестинскому побережью интернациональная эскадра прибыла спустя четыре месяца – в июне того же года.
Сколько кораблей из государств и городов Северной Европы прибыли к берегам близ осажденной Акры, и сколько людей на своих палубах они доставили, к сожалению, неизвестно даже приблизительно. Учитывая тот факт, что фламандский контингент практически полностью остался в Португалии, а по дороге путешественников подстерегали болезни, несчастные случаи, непогода и прочие морские опасности, вряд ли на Святую Землю прибыло более 2500 человек.
В последнюю неделю апреля 1190 года свой морской поход к берегам Святой Земли начал английский флот. В одной из предыдущих публикаций рассказывалось о том, насколько основательно и тщательно готовился к предстоящему походу Ричард I. Анонимный автор жизнеописания графа и благородного рыцаря Уильяма Маршала сообщал следующие подробности относительно флотилии, сформированной Львиным Сердцем за первые восемь месяцев своего правления:
«Король Ричард во время своего пребывания в Англии снарядил большую флотилию судов, на которых хотел отправиться на Святую Землю… множество прекрасных кораблей, усиленных башнями, прекрасно вооруженных и с такими умелыми командами, что без страха могли противостоять любой галере или враждебной силе.
Ричард вёз с собой столько серебра и золота, столько мехов горностая и серой белки, столько утвари, чудесных дорогих одеяний и оружия всякого рода, что никто из видевших это не смог бы всё перечислить. В припасах не было недостатка: копчёные свиные туши, вино, зерно, мука и сухарей вдоволь… перец, тмин, воск, пряности и снадобья лучшие из возможных. Много разных напитков, варений и сиропов, луки, арбалеты и арбалетные болты – острые и быстрые…»[4].
Основными типами английских судов были нефы, юиссье и галеры. Что собой представляют галеры, знает каждый читатель, поэтому не будем обременять объём публикации описаниями конструктивных особенностей этого типа кораблей, используемых представителями самых разных народов и цивилизаций с древних времён. Сделаем лишь один комментарий. В составе английского флота имелись галеры больших размеров, способных одновременно перевозить в трюмах помимо грузов до трёхсот человек.
Юиссье – это, без преувеличения и красоты слога, корабельное детище эпохи Крестовых походов, представлявшее собой транспортное или грузовое парусное судно с глубоким и вместительным трюмом, имевшим высокие потолки. В этот самый трюм по перекидному мостику повышенной прочности и устойчивости через специальные высокие дверцы, проделанные в кормовой части корпуса корабля, можно было прямо с причала заводить лошадей или, наоборот, выводить их. Эти кормовые двери по-французски назывались «huis». Именно от этого слова и произошло столь необычное название данных судов. Нетрудно догадаться, что юиссье предназначались для морских перевозок на дальние расстояния коней, а также тяглового, вьючного и забойного скота.
Согласно корабельно-исторической реконструкции современного российского автора Александра Владимировича Грановского «нефы – это парусно-гребные военно-транспортные корабли, высокобортные, широкие, большой грузоподъемности. Это был основной тип судов, перевозивший крестоносцев. Нефы вмещали до 40 конных воинов (рыцарей и оруженосцев) и столько же пехотинцев и годовой запас продовольствия для них.
Высота нефа составляла 13 метров, осадка с грузом – 6 метров. Под палубой, на которой располагались солдаты, простолюдины, а также конюшни, находился грузовой трюм высотой до 4 метров. Над палубой на носу и корме высились надстройки – "замки", в которых размещались помещения для знатных пассажиров и рыцарей. Над надстройками сооружались палатки или шатры»[5].
К этому подробному техническому описанию следует добавить несколько слов о скорости и маневренности нефов, использовавшихся в период Третьего крестового похода. Чем более крупными по размеру, тяжеловесными и вместительными были нефы, тем меньше была их скорость. Кроме того, они отличались от прочих парусных судов слабой маневренностью, неповоротливостью, а управление нефами требовало профессионального умения и многолетнего опыта.
Из сохранившихся в королевских архивах платёжных ведомостей и накладных, относящихся к закупкам Ричарда накануне Третьего крестового похода, правитель Англии перед отправкой своего флота и выступления армии во Францию закупил 14 000 вяленых свиных и говяжьих туш, 60 000 подков для лошадей, десятки тонн бобов и сыров, десятки тысяч стрел и арбалетных болтов[6]. Практически все эти и другие припасы были загружены в трюмы английской армады.
Большинство средневековых первоисточников определяют численность флота Ричарда в 114 судов – 100 галер и нефов, а также 14 юиссье, которые отдельные авторы называют большими барками[7]. По данным французского профессора-медиевиста Жана Флори английская флотилия насчитывала 107 кораблей разных типов[8].
В целом маршрут крестоносного флота Ричарда I Плантагенета повторял путь, который годом ранее прошла интернациональная эскадра стран и городов Северной Европы. По мере продвижения на запад к судам, покинувшим берега «Туманного Альбиона» присоединялись отряды кораблей из Нормандии, а затем из портов Аквитании.
Командование над своим флотом Львиное Сердце поручил наиболее доверенным и проверенным лицам из числа ближнего окружения – барону Ричарду Канвиллу и опытному рыцарю Гийому де Фор Олерону. Примечательно, что одной из эскадр численностью в тридцать судов командовал известный тамплиер Робер де Сабле, который двумя годами позже станет великим магистром Ордена.
В первой половине июня английские мореходы прибыли в Португалию. Обрадованный Саншу I вновь проявил свои незаурядные дипломатические способности, а также умение заключать выгодные для себя сделки. Португальский король уговорил крестоносцев Ричарда принять участие в очередной кампании против мавров.
Англичане, нормандцы, аквитанцы, гасконцы и тамплиеры помогли португальским единоверцам отстоять замок Томар, осажденный вражеским войском. Кстати, этот замок принадлежал Ордену тамплиеров. Сражаться заморским крестоносцам пришлось не только против местных пиренейских мавров, но и против мусульман, прибывших из Марокко.
Оказав услугу португальскому монарху, английские крестоносцы решили, что им всё дозволено. Прибыв в Лиссабон, будущие освободители Священного храма Гроба Господня, находясь под многодневным воздействием винного хмеля, учинили массовые беспорядки, драки, дебоши и скандалы. Ситуация быстро вышла из-под контроля, когда верноподданные Ричарда учинили погромы в еврейских и мусульманских кварталах португальской столицы.
Представители «Священного воинства Христова», в том числе знатные благородные рыцари, громили торговые лавки, грабили жилые дома и склады, поджигали деревянные постройки. Наиболее беспринципные пилигримы похищали местных жителей, требуя за них выкуп, а самые отпетые подонки насиловали женщин и совсем молоденьких девушек.
С большим трудом при помощи своей армии Саншу I выдворил погромщиков, бузатёров, грабителей и насильников из Лиссабона, арестовав наиболее буйных и неуправляемых мародёров, поджигателей и преступников. Португальский монарх не хотел ссориться с Львиным Сердцем, а потому вскоре опустил арестованных и задержанных англичан, взяв с них умеренный штраф и слово чести, что они более никогда во владениях Саншу I не позволят себе подобных омерзительных выходок и преступного разгула.
24 июля к величайшему душевному облегчению государя Португальского армада Ричарда в полном составе покинула гавань Лиссабона, взяв курс на Гибралтарский пролив. Проплыв мимо Картахены, Валенсии, Барселоны, Нарбонна и Монпелье, английский флот прибыл в Марсель 22 августа 1190 года, а оттуда перебазировался в сицилийский порт Мессину, где к тому моменту находился Ричард.
Безобразное поведение паломников и моряков в Португалии возмутило английского государя. Он ужесточил наказания за преступления против мирного населения дружественных католических стран. Более суровыми, а подчас изуверскими стали формы наказания для членов экипажей и пассажиров, совершивших тяжкие дисциплинарные проступки и преступления во время плавания.
Дошедшие до наших дней отрывки «морского уголовного кодекса», утвержденного Ричардом, содержали следующие положения: «Каждый, кто убьет другого, будет привязан к мертвому и на море – выброшен за борт, а на земле – похоронен. Если будет доказано, что кто-то замахнулся на другого ножом, должно ему отсечь кисть. Если кто-нибудь ударит кулаком другого так, что потекла кровь, должно его трижды бросить в море. За ругательства или богохульства должен быть наложен денежный штраф по их числу. Вор, как и потерявший честь солдат, должен быть острижен наголо. На голову ему следует налить кипящей смолы, затем вывалять в перьях и высадить на берег в первом же порту»[9].
Завершает сегодняшнюю публикацию отрывок из письма Конрада Грюнемберга – знатного германского дворянина, посетившего Палестину в 1186 году. В своём послании, адресованном другу, который также намеревался совершить паломничество в Иерусалим морским путём, Конрад даёт ценные и дельные советы. Рекомендации Грюнемберга позволяют оценить всю степень «комфорта» и остроты ощущений, которые испытывал даже знатный и состоятельный пассажир, плывший в трюме корабля на Святую Землю:
«…На корабле кормят лишь дважды в день. Этим ты не насытишься. Вместо хлеба там дают большей частью старые сухари, жесткие, как камень, с личинками, пауками и красными червями. И вино там на вкус весьма противно. Не забудь о полотенцах для лица. На корабле они всегда липкие и вонючие. Затем позаботься о добром благовонии, ибо там стоит такой безмерно злой смрад, что его невозможно описать словами»[10].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 267.
[2] - Дыгало В. А. История корабля: монография / Ил. Аверьянова М. – М.: Изобразительное Искусство, 1986. – Вып. 1 // X Legio 2.0 Военно-исторический портал Античности и Средних веков. 1999-2025. URL: http://xlegio.ru/navy/medieval-ships/history-of-shipbuilding/hansa-cog.html (дата обращения 27.08.2025).
[3] - Graham A. Loud. The Crusade of Frederick Barbarossa: The History of the Expedition of the Emperor Frederick and Related Texts. – Ashgate, 2010. Р. 203.
[4] - Джонс Д. Плантагенеты. Короли королевы, создавшие Англию / Дэн Джонс. – Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 149-150.
[5] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 111.
[6] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 376;
- Джонс Д. Плантагенеты. Короли королевы, создавшие Англию / Дэн Джонс. – Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. С. 150.
[7] - Перну Р. Ричард Львиное Сердце / Режин Перну; науч. ред. А. П. Левандовский, В. Д. Балакин; вступ. ст. А. П. Левандовского; пер. с фр. А. Г. Кавтаскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. С. 98;
- Добиаш-Рождественская О. А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда І Львиное Сердце. – М.: «Наука», 1991. С. 36.
[8] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 117.
[9] - Эрс Ж. История крестовых походов / Перевод с франц. Некрасова М. Ю. – СПб. – М.: ЕВРАЗИЯ, – ИД Клио, 2015. С. 179.
[10] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 113.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.
Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.
Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.
Жак Эрс (1924-2013) – известный французский историк-медиевист, специалист по истории средневековой Италии и Франции, а также по эпохе Крестовых походов. Профессор истории, руководитель кафедры истории Средних веков в Парижском университете. Являлся вице-президентом Общества историков-медиевистов. Автор четырёх десятков книг и монографий, посвященных эпохе Средневековья.
Бернгард фон Куглер (1837-1898) – ведущий немецкий историк, профессор, специализировавшийся по изучению эпохи Крестовых походов. Его фундаментальный труд – «История крестовых походов» был впервые опубликован в 1875 году. Однако и сегодня эта книга считается среди историков-медиевистов одной из лучших обобщающих работ о крестовых походах.
Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская (1874-1939) – известный российский и советский историк-медиевист, доктор и профессор исторических наук, член-корреспондент АН СССР. Ольга Антоновна стала первой в истории нашей страны женщиной, которой в 1918 году была присвоена учёная степень доктора всеобщей истории. Она также считается первой отечественной женщиной-медиевистом.
Главным объектом научных изысканий Ольги Антоновны была история Средневековья, прежде всего, эпоха Крестовых походов. Профессор Добиаш-Рождественская в своё время считалась наиболее видной и перспективной представительницей ленинградской школы медиевистов. Она также внесла большой вклад в развитие и организацию научной работы Отдела рукописей Государственной Публичной библиотеки Ленинграда.
Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.
Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».
Режин Перну (1909-1998) – одна из самых известных и популярных французских писательниц ХХ века, признанный историк-медиевист, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе монографии по эпохе Крестовых походов, а также увлекательное жизнеописание подвигов и приключений английского короля Ричарда I Львиное Сердце.
Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».
Полностью прочесть цикл публикаций «ПРОЛОГ ТРЕТЬЕГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА» можно, перейдя по этим ссылкам:
Часть 1-я. Призыв отчаяния и скорби из Святой Земли
Часть 2-я. Фридрих I Барбаросса вторично принимает крест
Часть 3-я. Стратегические просчёты Саладина и злоключения Ги де Лузиньяна
Часть 4-я. Финансы, логистика и нюансы закулисной политики
Часть 5-я. Последние приготовления английского короля
Часть 6-я. Морские экспедиции
Часть 7-я. Ричард I и Филипп II: единомышленники-соратники или тайные недруги-конкуренты?
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)