Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Русский след «золота Приама»: путь троянского клада Шлимана в Россию и почему он России останется навсегда

Оглавление

Великие авантюристы редко умещаются в строгие рамки науки. Жизнь Генриха Шлимана — словно страница, вырванная из гомеровского эпоса, где слились воедино золотая лихорадка археолога, холодный расчет коммерсанта и неистовая вера в миф.

Его имя, окутанное дымкой споров и триумфов, неразрывно связано с Троей, которую он явил миру, и с таинственной судьбой ее сокровищ, затерянных в лабиринтах XX века. Но у этой эпопеи была и русская страница, написанная под сенью Исаакия и оборванная у подножия Гиссарлыка.

От лавки бакалейщика к петербургским миллионам: Зарождение мифа

Генрих Шлиман (1822–1890) — немецкий коммерсант, любитель древностей, археолог-самоучка
Генрих Шлиман (1822–1890) — немецкий коммерсант, любитель древностей, археолог-самоучка


Родившись в Германии, он был сыном нищего пастора. Но с самого детства маленький Генрих зачарованно слушал отцовские рассказы о Трое. «Илиада» стала его Библией, а Приам и Ахилл – реальными героями.

Илиада Гомера
Илиада Гомера

Путь к мечте пролег через труд бакалейного мальчишки, качку корабельного юнги, пыль амстердамской конторы. Но он был действительно одарен, ум его, острый и ненасытный, впитывал языки как губка – за три года он овладел тринадцатью (!) языками, включая русский, который выучил по строкам «Тилемахиды» Тредиаковского.

Купец 1-й гильдии Генрих Шлиман в Питербурге
Купец 1-й гильдии Генрих Шлиман в Питербурге

Россия стала его Эльдорадо. Приехав в Петербург в 1846 году, Шлиман с гениальной прозорливостью купца сколотил состояние на военных поставках – его индиго красило мундиры русской армии в Крымской кампании (Есть мнение, что качество его товаров для российской армии было мягко говоря сомнительным и разбогател он на нечестной торговле). Купец 1-й гильдии, баловень фортуны – он стоял у подножия Олимпа светской жизни имперской столицы.

Екатерина Петровна: Любовь, Исаакий и тень Гомера

Екатерина Петровна Лыжина- Шлиман с их общим сыном
Екатерина Петровна Лыжина- Шлиман с их общим сыном

Здесь, в блеске петербургских салонов, он встретил Екатерину Петровну Лыжину. Их венчание в величественном Исаакиевском соборе в 1852 году казалось началом прочной династии. Родились дети – Сергей, Наталья, Надежда. В сохранившихся письмах (целых 188!) – забота отца, деньги на детские прихоти, аквариум, поездки на Кавказ.

Но между супругами зияла пропасть. Его душа горела Гомером и Троей, ее – тянуло к земным радостям столичной жизни. Ее фраза в письме: «Не привози с собою Гомера, чтобы мы могли с тобой побольше погулять» – прозвучала приговором.

В 1869 году, разбив сердце и презрев тяготы русского развода, Шлиман навсегда покинул Россию, оставив семье баснословные 2,7 миллиона рублей и устремившись навстречу своей Илиаде. Коммерция была брошена у порога мечты.

София Эллас: Юная муза для старого героя

София  в «уборе Елены»
София в «уборе Елены»


Одиночество гнало его в Грецию. Он искал не просто жену, а воплощенный идеал – «черноволосую гречанку, бедную, но образованную, восторженно любящую Гомера».

Генрих Шлиман (1822–1890) — немецкий коммерсант, любитель древностей, археолог-самоучка
Генрих Шлиман (1822–1890) — немецкий коммерсант, любитель древностей, археолог-самоучка

Через архиепископа Вимпоса он получил фотографию семнадцатилетней Софии Энгастромену из обедневшего рода. Первая встреча обернулась драмой: юная гречанка «пришла в ужас» от вида невысокого (всего 156 см), немолодого немца.

На вопрос, почему она согласна, последовал горько-откровенный ответ: «Такова воля моих родителей; мы бедны, а вы человек богатый». Гнев Шлимана, угроза уехать, семейное давление – и вот уже София пишет униженное письмо с извинениями.

Свадьба состоялась стремительно, 23 сентября 1869 года. Брачный контракт, подписанный под нажимом, навсегда отрезал Софию и ее семью от его состояния. Так начался их странный союз – прагматичный и легендарный.

Троя: Золотой миг и роковая ошибка

Раскопки Трои Шлиманом
Раскопки Трои Шлиманом

Гиссарлыкский холм в Турции стал его Голгофой и Олимпом. Здесь, в 1870 году, начались раскопки, перевернувшие археологию. И вот 31 мая 1873 года – звёздный час. Среди древних стен, отослав рабочих под предлогом «перерыва», Шлиман ножом вырезал из земли нечто невероятное. «Клад Приама»!

Раскопки Трои Шлиманом
Раскопки Трои Шлиманом

Предметы троянского золота. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Предметы троянского золота. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Более 8800 предметов: золотые диадемы, осыпавшиеся как звездный дождь, ожерелья из тысяч колец, серьги-корзиночки, серебряные кубки, чаша весом в 600 граммов чистого серебра, медные щиты и топоры.

Предметы троянского золота. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Предметы троянского золота. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Он был уверен – это сокровища царя Приама, современника Троянской войны (~1200 г. до н.э.). Мир ахнул, особенно когда увидел фотографию юной Софии в «уборе Елены» (хотя в день находки ее не было на раскопе, несмотря на его заверения в обратном).

Увы, триумф был отравлен ошибкой. Современная наука отодвинула дату клада на тысячелетие назад, к 2400–2300 гг. до н.э. – к цивилизации, о которой Гомер не ведал.

Предметы троянского золота. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Предметы троянского золота. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Путь в СССР: Троянский клад в «Особом фонде»

«Стена плача» по «сокровищам Трои» а археологическом музее в Стамбуле. Фото автора
«Стена плача» по «сокровищам Трои» а археологическом музее в Стамбуле. Фото автора


Отвергнутый музеями Европы и самой России (из-за обогащения на поставках некачественного товара для Крымском компании, а так же из-за скандального развода), клад в 1881 году нашел приют в Берлине, купленный званием почетного гражданина для Шлимана. Но его одиссея только начиналась.

В огне 1945 года, когда Берлин рушился под бомбами, хранитель профессор Унферцагт, спасая сокровища от мародеров, спрятал их в зенитной башне Берлинского зоопарка и передал на руки советской комендатуре.

Зенитная башня у зоопарка, где хранились музейные артефакты
Зенитная башня у зоопарка, где хранились музейные артефакты

В июне 1945 года спецрейс доставил ящики с легендарным золотом во Внуково, а затем — в запасники ГМИИ им. Пушкина. Началась долгая тайна.

С 1949 года «трофеи» исчезли в бездне «Особого фонда» — строжайший запрет на упоминание, доступ, исследования. Даже в 1950-е, когда СССР возвращал ГДР культурные ценности, 259 золотых и серебряных предметов из Трои остались в московских сейфах.

Молчание длилось почти полвека. Лишь в 1992 году Россия признала: клад Шлимана здесь.

Предметы троянского золота. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Предметы троянского золота. ГМИИ им. А.С. Пушкина

В 1996 году он, наконец, предстал перед изумленной публикой в Пушкинском музее, где пребывает и ныне. Споры о реституции не утихают: Германия требует возврата, Россия видит в них законную компенсацию за неисчислимые потери войны.

Глава департамента музеев Министерства культуры России Владислав Кононов еще в 2019 году заявил, что о возврате культурных ценностей, вывезенных из Германии после окончания Второй мировой войны, не может быть и речи.

Предметы троянского золота. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Предметы троянского золота. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Вечное сияние и немые свидетели


Наследие Шлимана двойственно. Его методы раскопок были варварски разрушительны, он снёс верхние слои Трои в пылу поиска «гомеровского» уровня. Но именно он, самоучка и фанатик,
доказал миру реальность эпоса, открыл великую микенскую культуру.

София, овдовев, превратила его состояние в милосердие: туберкулёзная лечебница, женское медицинское училище, финансирование новых раскопок Дёрпфельда. Споры об аутентичности клада (слишком «идеальный» стиль?) опровергнуты современными экспертизами, включая исследования 2021 года с цифровыми микроскопами.

«Маска Агамемнона» — золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом. 
Название получено от легендарного царя Агамемнона, поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней. 
Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. 
Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного. 
Археологи датировали находку периодом 1550–1500 годами до нашей эры. 
Сейчас маска находится в экспозиции Национального археологического музея Афин, в археологическом музее Микен выставлена копия маски.
«Маска Агамемнона» — золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом. Название получено от легендарного царя Агамемнона, поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней. Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного. Археологи датировали находку периодом 1550–1500 годами до нашей эры. Сейчас маска находится в экспозиции Национального археологического музея Афин, в археологическом музее Микен выставлена копия маски.

Судьба Генриха Шлимана – это пламя, зажженное в детской комнате бедного пастора и осветившее глубины тысячелетий. Его русская семья стала жертвой этой всепоглощающей страсти, греческая – декорацией для его гомеровского спектакля. А золото Трои... Оно прошло путь от рук древнего ювелира через нож самонадеянного мечтателя в секретные хранилища сверхдержавы.

Лежа за железными дверями «Особого фонда», оно было немым свидетелем войн и идеологий, связующей нитью между эпохой бронзы и битвами века атомного. Как писал сам Шлиман, словно подводя итог: «Я воскресил эпоху, о которой мир забыл». И в этом – его бессмертная, хоть и спорная, слава. Золото молчит, но его история кричит о вечном стремлении человека прикоснуться к легенде.

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох