Пепел и честолюбие
Летом 64 года н.э. Рим стал адом. Шесть дней и семь ночей огонь пожирал тесные улицы, храмы и дома. Когда дым рассеялся, треть города лежала в руинах. Для жителей это была катастрофа. Для императора Нерона — дар судьбы.
Вопреки легенде, Нерон не играл на лире во время пожара в Риме. Лира (фидель) появилась только в XI веке. В день пожара Нерон находился в Антиуме, в 56 км от столицы. Вернувшись, он организовал помощь пострадавшим и обвинил в случившемся христиан.
На пепелище между Палатинским и Эсквилинским холмами началось возведение Domus Aurea — «Золотого дома», резиденции, чья роскошь превзошла все известное миру. «Рим станет дворцом. Переезжайте в Вейи, квириты, пока Вейи ещё не занял дворец сей», — язвили современники.
Архитектура божественного тщеславия
Гении инженерной мысли — архитекторы Север и Целер — превратили фантазии Нерона в реальность. Дворец занимал огромную территорию захватывая холмы Палатин, Эсквилин, склоны Квиринала и Целия, и низину между ними, где впоследствии был построен Колизей.
«Прикидывая этот путь к петербургским расстояниям, мы получаем территорию от Сенатской площади до института путей сообщений, оттуда к Аничкову мосту и от него к Троицкому мосту. Для Парижа это Лувр, Тюльери и Елисейские поля, вместе взятые. Словом, целый маленький мир».
Планы дворца не сохранились, а современные историки оценивают его площадь от 40 до 120 га. «Золотой дом» Нерона (Domus Aurea) – это императорская резиденция, по своей площади занимающая 2-е место в Евразии (после Запретного города в столице Китая – Пекине). Это был не просто дворец, а искусственный рай:
- Луга и леса с пасущимися оленями и антилопами
- Виноградники на склонах холмов
- Озеро, окруженный мраморными портиками длиной 1,5 км
Восьмигранный Вращающаяся зал с гигантским окулусом
Но венец творения – Вращающийся зал с куполом, имитирующим небосвод, где механизмы, поворачивали потолок вслед за звездами. Восьмигранный купол с окулусом, распахнутым к небу. Казалось бы, вымысел Светония: «Пиршественный чертог вращался денно и нощно, подражая небесным сферам». Но камень не лжет: кальцитовые отложения на стенах – слезы древней гидравлики – доказывают: пол здесь действительно вращался, движимый водой и хитроумными шестернями. Прообраз грядущего Пантеона, рожденный в безумии.
Восьмигранный зал. Зал создавался в качестве трапезной, где принимались дорогие гости, а также проходили заседания и пиршества.
Зал покрывал купол с круглым отверстием в центральной части, которое служило источником света. Под наружным куполом располагался внутренний, который изображал небесный свод с планетами и звёздами. Отличительной особенностью внутреннего купола было то, что он мог передавать движения небесных тел.
«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea)
Дворец Нерона стал центром его виллы. Его руины можно увидеть сегодня в парке Траяна, недалеко от Колизея. Дворец получил название «Золотой» из-за позолоченного купола, который стал первым в Риме, использованным в частной постройке, а не в храме. Но и стены сияли золотой фольгой – Нерон отождествлял себя с богом Солнца.
Вероятно, это был единственный из запланированных дворцов, достроенный до смерти Нерона.
Помимо Золотого купола тут впервые были сделаны мозаики, украсившие не только стены, а своды потолков — техника, позже ставшая каноном византийских церквей.
Чудом техники явилась система скрытых труб, распылявшая шафрановую воду и сыпавшая лепестки роз на пирующих.
155 комнат (три футбольных поля!) взметнулись под 12-метровыми сводами на холме Оппио. Лишь павильон для прогулок и созерцания долины, судя по отсутствию кухонь, но какой! Свет лился сквозь хитроумные наклонные световоды, играя на золотой фольге, инкрустациях из самоцветов и слоновой кости. Вода пела в мраморных фонтанах, смешиваясь с шафраном, дабы струи блистали, как жидкое солнце.
Фрески художника Фабулла
Фрески художника Фабулла, покрывавшие 30 000 квадратных метров, – в тридцать раз больше Сикстинской капеллы! – покрывали стены и потолки, изображали мифических циклопов, нимф и сцены Троянской войны. «Темницей его искусства был Золотой Дом», — сокрушался Плиний Старший, ибо большая часть работ мастера погибла вместе с дворцом.
36-метровый Колосс Нерона
На границе дворца вознесся 36-метровый Колосс Нерона — бронзовый император в образе Гелиоса. Позже Веспасиан сменил его голову на лик Солнца, а при Адриане статую перенесли к амфитеатру Флавиев, дав ему имя Колизей.
Нерон (Нерон Клавдий Цезарь Август Германик) родился 15 декабря 37 года в городке Анцио. При рождении получил имя Луций Домиций Агенобарб. К власти пришёл с помощью своей матери Агриппины, которая устранила императора Клавдия, «засидевшегося» на троне, отравив его. Это обеспечило Нерону право на престол. В 53 году женился на дочери Клавдия, а в следующем году император умер, и Нерон получил власть над римской империей. Правил с 13 октября 54 года по 9 июня 68 года нашей эры. Последний император из династии Юлиев-Клавдиев.
Чтобы расчистить место для рая императора, снесли:
- Жилые кварталы сгоревшего центра Рима
- Храм Венеры Родительницы — святыню рода Юлиев
- Домус Транзитория — первый дворец Нерона, соединявший холмы
- Гробницы республиканской эпохи.
Пир и Падение
"Великолепно! Наконец-то я смогу жить как человек!" – воскликнул Нерон, впервые вступив в завершенные покои (Светоний, "Нерон", 31.2). Сто дней длился пир открытия. Гости возлежали на ложах из слоновой кости под шелковыми балдахинами, диковинные птицы пели в золоченых клетках, а в искусственных лесах при свете факелов травили пантер. Но пиршество длилось недолго. Четыре месяца спустя, Нерон покончил с собой, покинутый всеми. А Золотой Дом стал символом позора.
Захоронение и Воскрешение
Отон потратил 50 млн сестерциев на достройку дворца, но правил лишь 3 месяца.
Преемники спешили стереть память о тиране. Император Веспасиан, основатель династии Флавиев, демонстративно засыпал землей роскошное озеро дворца – и на этом месте вознесся Колизей, символ народного Рима.
А в 104 году император Траян обрек дворец на погребение: грандиозные Термы Траяна выросли прямо на его сводах.
Залы засыпали грунтом возведя поверх новые общественные здания:
Колизей (построен из мрамора дворца!)
Термы Траяна
Римский форум
Триумфальная арка Тита
Базилика Максенция и Константина
Большое количество земель было роздано для строительства частных зданий.
Парадокс истории: эта жестокая консервация спасла фрески от сырости и времени, но на века похоронила дворец под землей, предав забвению.
Руины законсервировались под 4-метровым слоем грунта, став «капсулой времени».
Ренессанс: Падение в Историю
XV век. Юный римлянин, гуляя по склону Эсквилина, проваливается сквозь землю. Он падает не в пустоту, а в волшебный мир – «гроты» (итал. grotta), расписанные причудливыми существами: грифонами, гирляндами, нимфами. Весть об античных пещерах разнеслась мгновенно.
Рафаэль, Микеланджело, Пинтуриккьо спускались на веревках, со свечами в руках, зачарованные фресками IV помпейского стиля. Они оставляли автографы на стенах (ищите «Raphael»!), а вернувшись на свет, создали стиль «гротеск», возродив забытый язык античного орнамента. Рядом с их именами – граффити Казановы и маркиза де Сада, свидетелей вечного очарования подземелья.
Музей-Призрак в Осаде
Сегодня Domus Aurea – не просто руины. Это поле битвы. 30 марта 2010 года грохот эхом прокатился по подземельям: рухнуло 60 кв. метров свода. Дворец закрыли на долгие годы кропотливой реставрации, открывшись лишь в 2014-м. Но враги не дремлют:
- Деревья-убийцы: Сосны, посаженные на холме при Муссолини, протянули свои корни-щупальца сквозь перекрытия Траяновых терм. Они угрожают единственной сохранившейся мозаике – хрупкому «Нимфею Полифема», чьи краски меркнут под их натиском.
- Влажная погибель: вечная сырость (90%) и холод (+12°C) рождают плесень и водоросли, пожирающие древние краски.
- Свет-предатель: лучи прожекторов, дарящие жизнь туристам, несут смерть фрескам, пробуждая микроорганизмы.
Экскурсия сюда – путешествие во фронтовую зону. Каски, фонари, теплые куртки. Проекторы дорисовывают утраченное золото и пурпур на стенах, но ощущение хрупкости, временности не покидает. Шаги гулко отдаются в залах, где некогда звучали лиры и смех.
Вечный Шепот Под Сводом
Золотой Дом Нерона – призрак, не желающий покоиться. Дворец-парадокс: рожденный тщеславием, спасенный ненавистью, погребенный для вечности – и воскресший, чтобы вдохновлять. Когда стоишь в Зале Золотого Свода, где Рафаэль черпал вдохновение для Ватикана, слышишь странный хор: шепот античных мастеров, смех пирующих патрициев, скрежет машин реставраторов, борющихся с корнями-захватчиками, и тихий, истерзанный голос самого Нерона, навеки заточенного в своем самом грандиозном творении и самом страшном кошмаре.
Он напоминает: империи рушатся, тираны обращаются в прах, но искусство, даже рожденное в безумии, способно пережить самую тщательную попытку забвения. Оно ждет в темноте под римской землей, чтобы снова ослепить мир.