Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Золотой Дом Нерона: Дворец, поглотивший Вечный город

Оглавление

Пепел и честолюбие

Летом 64 года н.э. Рим стал адом. Шесть дней и семь ночей огонь пожирал тесные улицы, храмы и дома. Когда дым рассеялся, треть города лежала в руинах. Для жителей это была катастрофа. Для императора Нерона — дар судьбы.

Вопреки легенде, Нерон не играл на лире во время пожара в Риме. Лира (фидель) появилась только в XI веке. В день пожара Нерон находился в Антиуме, в 56 км от столицы. Вернувшись, он организовал помощь пострадавшим и обвинил в случившемся христиан.

На пепелище между Палатинским и Эсквилинским холмами началось возведение Domus Aurea — «Золотого дома», резиденции, чья роскошь превзошла все известное миру. «Рим станет дворцом. Переезжайте в Вейи, квириты, пока Вейи ещё не занял дворец сей», — язвили современники.

Архитектура божественного тщеславия

Гении инженерной мысли — архитекторы Север и Целер — превратили фантазии Нерона в реальность. Дворец занимал огромную территорию захватывая холмы Палатин, Эсквилин, склоны Квиринала и Целия, и низину между ними, где впоследствии был построен Колизей.

«Прикидывая этот путь к петербургским расстояниям, мы получаем территорию от Сенатской площади до института путей сообщений, оттуда к Аничкову мосту и от него к Троицкому мосту. Для Парижа это Лувр, Тюльери и Елисейские поля, вместе взятые. Словом, целый маленький мир».

Планы дворца не сохранились, а современные историки оценивают его площадь от 40 до 120 га. «Золотой дом» Нерона (Domus Aurea) – это императорская резиденция, по своей площади занимающая 2-е место в Евразии (после Запретного города в столице Китая – Пекине). Это был не просто дворец, а искусственный рай:

  • Луга и леса с пасущимися оленями и антилопами
  • Виноградники на склонах холмов

«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea). Реконструкция
«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea). Реконструкция

  • Озеро, окруженный мраморными портиками длиной 1,5 км

«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea). Реконструкция
«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea). Реконструкция

«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea). Реконструкция
«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea). Реконструкция

Восьмигранный Вращающаяся зал с гигантским окулусом

Но венец творения – Вращающийся зал с куполом, имитирующим небосвод, где механизмы, поворачивали потолок вслед за звездами. Восьмигранный купол с окулусом, распахнутым к небу. Казалось бы, вымысел Светония: «Пиршественный чертог вращался денно и нощно, подражая небесным сферам». Но камень не лжет: кальцитовые отложения на стенах – слезы древней гидравлики – доказывают: пол здесь действительно вращался, движимый водой и хитроумными шестернями. Прообраз грядущего Пантеона, рожденный в безумии.

Восьмигранный Вращающаяся зал с гигантским окулусом. «Золотой дом» Нерона (Domus Aurea). Реконструкция
Восьмигранный Вращающаяся зал с гигантским окулусом. «Золотой дом» Нерона (Domus Aurea). Реконструкция

Восьмигранный зал. Зал создавался в качестве трапезной, где принимались дорогие гости, а также проходили заседания и пиршества.

Зал покрывал купол с круглым отверстием в центральной части, которое служило источником света. Под наружным куполом располагался внутренний, который изображал небесный свод с планетами и звёздами. Отличительной особенностью внутреннего купола было то, что он мог передавать движения небесных тел.

Восьмигранный зал с гигантским окулусом. «Золотой дом» Нерона (Domus Aurea)
Восьмигранный зал с гигантским окулусом. «Золотой дом» Нерона (Domus Aurea)

Восьмигранный зал с гигантским окулусом. «Золотой дом» Нерона (Domus Aurea)
Восьмигранный зал с гигантским окулусом. «Золотой дом» Нерона (Domus Aurea)

Восьмигранный зал с гигантским окулусом. «Золотой дом» Нерона (Domus Aurea)
Восьмигранный зал с гигантским окулусом. «Золотой дом» Нерона (Domus Aurea)

«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea)

Дворец Нерона стал центром его виллы. Его руины можно увидеть сегодня в парке Траяна, недалеко от Колизея. Дворец получил название «Золотой» из-за позолоченного купола, который стал первым в Риме, использованным в частной постройке, а не в храме. Но и стены сияли золотой фольгой – Нерон отождествлял себя с богом Солнца.

Вероятно, это был единственный из запланированных дворцов, достроенный до смерти Нерона.

Помимо Золотого купола тут впервые были сделаны мозаики, украсившие не только стены, а своды потолков — техника, позже ставшая каноном византийских церквей.

Чудом техники явилась система скрытых труб, распылявшая шафрановую воду и сыпавшая лепестки роз на пирующих.

155 комнат (три футбольных поля!) взметнулись под 12-метровыми сводами на холме Оппио. Лишь павильон для прогулок и созерцания долины, судя по отсутствию кухонь, но какой! Свет лился сквозь хитроумные наклонные световоды, играя на золотой фольге, инкрустациях из самоцветов и слоновой кости. Вода пела в мраморных фонтанах, смешиваясь с шафраном, дабы струи блистали, как жидкое солнце.

«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea)
«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea)

Фрески художника Фабулла

Фрески художника Фабулла, покрывавшие 30 000 квадратных метров, – в тридцать раз больше Сикстинской капеллы! – покрывали стены и потолки, изображали мифических циклопов, нимф и сцены Троянской войны. «Темницей его искусства был Золотой Дом», — сокрушался Плиний Старший, ибо большая часть работ мастера погибла вместе с дворцом.

36-метровый Колосс Нерона

На границе дворца вознесся 36-метровый Колосс Нерона — бронзовый император в образе Гелиоса. Позже Веспасиан сменил его голову на лик Солнца, а при Адриане статую перенесли к амфитеатру Флавиев, дав ему имя Колизей.

«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea). Реконструкция
«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea). Реконструкция

«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea). Реконструкция
«Золотой дом» Нерона (Domus Aurea). Реконструкция

Нерон — римский император
Нерон — римский император

Нерон (Нерон Клавдий Цезарь Август Германик) родился 15 декабря 37 года в городке Анцио. При рождении получил имя Луций Домиций Агенобарб. К власти пришёл с помощью своей матери Агриппины, которая устранила императора Клавдия, «засидевшегося» на троне, отравив его. Это обеспечило Нерону право на престол. В 53 году женился на дочери Клавдия, а в следующем году император умер, и Нерон получил власть над римской империей. Правил с 13 октября 54 года по 9 июня 68 года нашей эры. Последний император из династии Юлиев-Клавдиев.

Нерон
Нерон

Чтобы расчистить место для рая императора, снесли:

  • Жилые кварталы сгоревшего центра Рима
  • Храм Венеры Родительницы — святыню рода Юлиев
  • Домус Транзитория — первый дворец Нерона, соединявший холмы
  • Гробницы республиканской эпохи.

Пир и Падение


"Великолепно! Наконец-то я смогу жить как человек!" – воскликнул Нерон, впервые вступив в завершенные покои (Светоний, "Нерон", 31.2). Сто дней длился пир открытия. Гости возлежали на ложах из слоновой кости под шелковыми балдахинами, диковинные птицы пели в золоченых клетках, а в искусственных лесах при свете факелов травили пантер. Но пиршество длилось недолго. Четыре месяца спустя, Нерон покончил с собой, покинутый всеми. А Золотой Дом стал символом позора.

Захоронение и Воскрешение


Отон потратил 50 млн сестерциев на достройку дворца, но правил лишь 3 месяца.

Преемники спешили стереть память о тиране. Император Веспасиан, основатель династии Флавиев, демонстративно засыпал землей роскошное озеро дворца – и на этом месте вознесся Колизей, символ народного Рима.

Тит Флавий Веспасиан (9–79) — римский император в 69–79 годах, основатель династии Флавиев.
Тит Флавий Веспасиан (9–79) — римский император в 69–79 годах, основатель династии Флавиев.

Амфитеатр Колизей в Риме
Амфитеатр Колизей в Риме

А в 104 году император Траян обрек дворец на погребение: грандиозные Термы Траяна выросли прямо на его сводах.

Траян (полное имя — Марк Ульпий Нерва Траян) (53-117) — римский император, правивший с 98 по 117 год. Второй представитель династии Антонинов. Родился в Италике, провинции Бетике (территория современной Испании). Происходил из испанского аристократического рода.
Траян (полное имя — Марк Ульпий Нерва Траян) (53-117) — римский император, правивший с 98 по 117 год. Второй представитель династии Антонинов. Родился в Италике, провинции Бетике (территория современной Испании). Происходил из испанского аристократического рода.

Термы Траяна, построенные над «Золотым домом» Нерона (Domus Aurea). Макет
Термы Траяна, построенные над «Золотым домом» Нерона (Domus Aurea). Макет

-20

Руины «Золотого дома» Нерона скрыты под постройками Терм Траяна
Руины «Золотого дома» Нерона скрыты под постройками Терм Траяна

Залы засыпали грунтом возведя поверх новые общественные здания:
Колизей (построен из мрамора дворца!)
Термы Траяна
Римский форум
Триумфальная арка Тита
Базилика Максенция и Константина

Палатин. Вид на форум. Рим
Палатин. Вид на форум. Рим

Большое количество земель было роздано для строительства частных зданий.

Парадокс истории: эта жестокая консервация спасла фрески от сырости и времени, но на века похоронила дворец под землей, предав забвению.

Адриан (Публий Элий Траян Адриан) (76-138) — римский император в 117–138 годах. 
Родился в Италике — римской колонии близ современной Севильи в Испании. В десятилетнем возрасте лишился отца, воспитывался под опекой двоюродного брата, императора Траяна, на внучке которого он женился в 100 году.
В 117 году был назначен наместником Сирии, в Антиохии его провозгласили императором. Усыновлён Траяном на смертном одре и по его смерти признан императором.
Адриан (Публий Элий Траян Адриан) (76-138) — римский император в 117–138 годах. Родился в Италике — римской колонии близ современной Севильи в Испании. В десятилетнем возрасте лишился отца, воспитывался под опекой двоюродного брата, императора Траяна, на внучке которого он женился в 100 году. В 117 году был назначен наместником Сирии, в Антиохии его провозгласили императором. Усыновлён Траяном на смертном одре и по его смерти признан императором.

Руины законсервировались под 4-метровым слоем грунта, став «капсулой времени».

Ренессанс: Падение в Историю


XV век. Юный римлянин, гуляя по склону Эсквилина, проваливается сквозь землю. Он падает не в пустоту, а в волшебный мир – «гроты» (итал. grotta), расписанные причудливыми существами: грифонами, гирляндами, нимфами. Весть об античных пещерах разнеслась мгновенно.

Рафаэль, Микеланджело, Пинтуриккьо спускались на веревках, со свечами в руках, зачарованные фресками IV помпейского стиля. Они оставляли автографы на стенах (ищите «Raphael»!), а вернувшись на свет, создали стиль «гротеск», возродив забытый язык античного орнамента. Рядом с их именами – граффити Казановы и маркиза де Сада, свидетелей вечного очарования подземелья.

Музей-Призрак в Осаде


Сегодня Domus Aurea – не просто руины. Это поле битвы.
30 марта 2010 года грохот эхом прокатился по подземельям: рухнуло 60 кв. метров свода. Дворец закрыли на долгие годы кропотливой реставрации, открывшись лишь в 2014-м. Но враги не дремлют:

  • Деревья-убийцы: Сосны, посаженные на холме при Муссолини, протянули свои корни-щупальца сквозь перекрытия Траяновых терм. Они угрожают единственной сохранившейся мозаике – хрупкому «Нимфею Полифема», чьи краски меркнут под их натиском.

  • Влажная погибель: вечная сырость (90%) и холод (+12°C) рождают плесень и водоросли, пожирающие древние краски.
  • Свет-предатель: лучи прожекторов, дарящие жизнь туристам, несут смерть фрескам, пробуждая микроорганизмы.

Экскурсия сюда – путешествие во фронтовую зону. Каски, фонари, теплые куртки. Проекторы дорисовывают утраченное золото и пурпур на стенах, но ощущение хрупкости, временности не покидает. Шаги гулко отдаются в залах, где некогда звучали лиры и смех.

Вечный Шепот Под Сводом


Золотой Дом Нерона – призрак, не желающий покоиться. Дворец-парадокс: рожденный тщеславием, спасенный ненавистью, погребенный для вечности – и воскресший, чтобы вдохновлять. Когда стоишь в Зале Золотого Свода, где Рафаэль черпал вдохновение для Ватикана, слышишь странный хор: шепот античных мастеров, смех пирующих патрициев, скрежет машин реставраторов, борющихся с корнями-захватчиками, и тихий, истерзанный голос самого Нерона, навеки заточенного в своем самом грандиозном творении и самом страшном кошмаре.

Он напоминает: империи рушатся, тираны обращаются в прах, но искусство, даже рожденное в безумии, способно пережить самую тщательную попытку забвения. Оно ждет в темноте под римской землей, чтобы снова ослепить мир.