Древний Пергам: колыбель культуры, алтарь богов и наследие веков
Древний Пергам, расположенный на западе Малой Азии (ныне Бергама, Турция), — город-легенда, чьи руины внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Столица эллинистического царства, изобретатель пергамента, обладатель второй по величине библиотеки античного мира и создатель грандиозного Пергамского алтаря, Пергам стал символом синтеза искусства, науки и власти. Его история — это путь от мифов о троянских героях до римского провинциального величия, а его наследие до сих пор будоражит умы археологов и историков.
Театр Пергама, высеченный в скале, — один из самых крутых в античном мире (угол наклона 45°).
Исторический контекст: от мифов к империи
Согласно легенде, Пергам основал сын Андромахи и Гелена, потомок троянского царя Приама, назвав город в честь цитадели Трои — Пергама. Первые письменные упоминания относятся к IV веку до н.э., но расцвет начался после смерти Александра Македонского. В 283 г. до н.э. город стал столицей Пергамского царства династии Атталидов, достигшего пика при Эвмене II (197–159 гг. до н.э.).
Филетер родом из Тиоса — небольшого городка на черноморском берегу Пафлагонии. Филетер был сыном Аттала и пафлагонки Боа. Согласно античным сведениям, из-за приключившегося с ним в раннем детстве несчастья стал евнухом. По утверждению Страбона, Филетер получил «прекрасное воспитание».
Филетер не был рождён евнухом, и никто не подвергал его этой операции. Историк Страбон утверждал, что причиной его состояния стала детская травма.
Некоторые авторы считают, что эта история не вполне достоверна. Возможно, её распространил сам Филетер, чтобы скрыть неприятные факты.
Филетер начал свою карьеру под командованием Докима, коменданта города Синнада, который находился в подчинении у Антигона I Одноглазого (ок. 382 — 301 гг. до н. э.) — основателя династии македонских царей Антигонидов, полководца Филиппа II и Александра Македонского, одного из диадохов.
Незадолго до битвы при Ипсе в 301 году до н. э. Доким перешёл на сторону Лисимаха (ок. 361 — 281 до н. э., сподвижник Александра Македонского, диадох, царь Македонии с 285 года до н. э.) — правителя Фракии, вторгшегося в Малую Азию, и сдал ему город. Вместе с командиром на службу к царю Фракии перешёл и Филетер, став комендантом крепости Пергам, в которой хранилось 9 тысяч талантов.
Арсиноя, третья жена Лисимаха, оклеветала наследника царя Агафокла. После его гибели и начавшихся казней многие приближённые Лисимаха, опасаясь за свою жизнь и положение, стали переходить на сторону Селевка I (ок. 358 до н. э. — 281 до н. э.), полководец Александра Македонского, один из диадохов. После смерти Александра он вёл войны с другими диадохами и основал Государство Селевкидов. Среди перешедших на его сторону был и Филетер.
Когда Селевк погиб от руки Керавна в 281 году до н. э., Филетер выкупил его тело у убийцы за большие деньги, кремировал и отправил прах Антиоху, сыну Селевка.
Филетер положил начало независимости Пергама. В годы своего правления Филетер стал создавать систему дружественных отношений с соседними городами. В число наиболее близких союзников вошли Кизик и Питана, которым Филетер неоднократно оказывал разнообразную материальную поддержку.
Перед смертью Филетер передал власть племяннику Эвмену.
В 133 г. до н.э.: последний царь Аттал III, известный как мизантроп и любитель ядовитых растений, умер и завещал Пергамское царство Риму. Внезапная смерть Аттала III выглядит странной. Содержание завещания, переданное Риму неким Эндемом, о котором ничего не известно, также представляет собой загадку: в сообщениях античных авторов содержится немало противоречий. Саллюстий вложил в уста царя Понта Митридата обвинение против римлян в том, что они преступно заменили завещание и завладели Пергамским царством.
Пергамская война, разгоревшаяся после его смерти, была выиграна Манием Аквиллием. В 129 году до н. э. на части территории была образована провинция Азия, а большую часть Фригии Аквиллий продал царю Митридату V Понтийскому.
Город, расположенный на 335-метровой скале между реками Селинунт и Кетий, стал образцом эллинистической архитектуры. Его террасы, дворцы, храмы и театры, построенные «в три уровня», восхищали современников.
Архитектурные чудеса: акрополь и не только
Верхний город (Акрополь):
- Алтарь Зевса и Афины — монумент с фризом гигантомахии, символ победы цивилизации над хаосом.
- Храм Афины Никефоры с колоннадой из 190 колонн.
- Библиотека Пергама, хранившая 200 тыс. свитков, включая медицинские трактаты и священные тексты.
Средний город:
- Гимнасий — образовательный центр для знати с подземными переходами и храмами Деметры и Геры.
Нижний город:
- Торговая площадь, окруженная двухэтажными колоннадами, и дома для 120 тыс. жителей.
Асклепион — лечебный комплекс с храмами, театром и инновационными методами терапии. Здесь пациентов лечили целебными водами, массажами и даже психотерапией через «голоса из стен».
В Асклепионе лечился император Каракалла, а философ Гален, личный врач Марка Аврелия, родился в Пергаме.
Пергамский алтарь: шедевр эллинистического искусства
Пергамский алтарь — один из самых впечатляющих памятников эллинистического искусства. Он представляет собой не только шедевр архитектуры, но и символ политической мощи, религиозного культа и мифологического сознания античного мира.
Построенный во II веке до нашей эры в городе Пергам (сейчас Бергама, Турция), алтарь стал олицетворением победы пергамского царства над варварскими племенами. Его рельефы рассказывают историю борьбы богов и гигантов, создавая поистине эпическое зрелище.
Создание и назначение алтаря
Пергамский алтарь был возведён во времена правления царя Эвмена II (197–159 годы до н. э.) в честь победы над галатами — племенами кельтов, которые вторглись в Малую Азию. Этот триумф значительно укрепил позиции Пергама как одного из важнейших центров эллинистического мира, который соперничал с такими городами, как Александрия и Антиохия.
Алтарь был посвящён Зевсу и Афине Никефор, что означает «Победоносная», и символизировал божественную поддержку царства.
Это величественное сооружение представляло собой огромный П-образный алтарь с колоннадой, окружённый фризом длиной около 120 метров и высотой 2,3 м.
Большой фриз алтаря (Гигантомахия)
Основной темой Большого фриза алтаря является гигантомахия — битва богов-олимпийцев с гигантами. Этот сюжет символизирует победу цивилизации над хаосом.
На стороне богов сражаются не только олимпийцы, но и множество древних божеств, а также персонажи, придуманные скульпторами. Боги сражаются с крылатыми и змееногими гигантами, которых возглавляет царь Порфирион.
Гигантомахия была излюбленным сюжетом в античной пластике. Однако в Пергаме его интерпретировали в контексте политических событий. Алтарь, посвящённый этому сюжету, отразил видение правящей династии и официальной идеологии государства, посвящённое победе над галатами. Для пергамцев эта победа имела глубокий символический смысл, олицетворяя превосходство великой греческой культуры над варварством.
«Смысловую основу рельефа составляет ясная аллегория: боги олицетворяют собой мир греков, гиганты — галлов. Боги воплощают в себе идею устроенной упорядоченной государственной жизни, гиганты — неизжитые родоплеменные традиции пришельцев, их исключительную воинственность и агрессивность. Аллегория ещё одного рода составляет основу содержания знаменитого фриза: Зевс, Геракл, Дионис, Афина служат олицетворением династии пергамских царей».
На фризе можно увидеть около пятидесяти фигур богов и столько же гигантов. Боги занимают верхнюю часть фриза, в то время как их противники — нижнюю. Это подчеркивает контраст между двумя мирами: божественным и хтоническим.
Боги изображены в антропоморфном облике, а гиганты сохраняют черты животных и птиц: у некоторых из них вместо ног змеи, а за спиной — крылья. Имена каждого бога и гиганта, которые поясняют их изображения, аккуратно вырезаны над фигурами на карнизе.
Фриз с гигантомахией изображает более 100 фигур, каждая с уникальными чертами. Среди них можно найти «портреты» современников Эвмена II — например, царя Аттала I в образе Зевса.
Фигуры, выполненные в очень высоком рельефе, почти полностью отделены от фона и напоминают круглые скульптуры. Благодаря контрастной светотени, создаваемой этим типом рельефа, все детали становятся отчетливо различимы.
На фризе изображены фигуры богов и гигантов, занимающие всю его высоту, которая в полтора раза превышает человеческий рост.
Реконструкция большого фриза.
Распределение богов:
- Восточная сторона (главная) — олимпийские боги
- Северная сторона — боги ночи и созвездий
- Западная сторона — божества водной стихии
- Южная сторона — боги небес и небесных светил
«Олимпийцы торжествуют над силами подземных стихий, однако победа эта ненадолго — стихийные начала грозят взорвать стройный, гармонический мир».
Внутренний малый фриз (история Телефа)
Второй, менее масштабный фриз рассказывал миф о Телефе, сыне Геракла и легендарном основателе Пергама. Этот сюжет подчёркивал связь правящей династии Атталидов с героями прошлого.
Внутренний малый фриз Пергамского алтаря Зевса, созданный в 170–160 годах до нашей эры, не обладает той же пластической мощью, что и большой фриз. Он посвящён более конкретным мифологическим сценам и рассказывает о жизни и судьбе Телефа, сына Геракла.
Этот фриз меньше по размеру, а его персонажи более спокойные и сосредоточенные. Иногда они кажутся элегичными, что также характерно для эпохи эллинизма. На фризе можно увидеть элементы пейзажа. Сохранившиеся фрагменты изображают Геракла, устало опирающегося на палицу, и греков, занятых строительством корабля для путешествия аргонавтов.
В сюжете малого фриза раскрывается излюбленная в эпоху эллинизма тема неожиданности — эффект узнавания Гераклом своего сына Телефа. Таким образом, патетическая закономерность гибели гигантов и случайность, господствующая в мире, определяют темы двух эллинистических фризов алтаря Зевса.
Сам фриз оказал значительное влияние на более поздние античные произведения. Наиболее известным примером этого влияния является скульптурная группа «Лаокоон», которая, как было доказано Бернардом Андре, была создана на двадцать лет позже пергамского горельефа. Авторы этой скульптурной группы работали в традициях создателей алтарного фриза и, возможно, даже принимали участие в его создании.
Судьба алтаря
В XIX веке турецкое правительство пригласило немецких специалистов для строительства дорог. С 1867 по 1873 годы в Малой Азии работал инженер и архитектор Карл Хуман.
Зимой 1864-1865 годов он посетил древний город Пергам и был удивлен тем, что там ещё не проводились полноценные раскопки, хотя найденные там находки могли бы быть чрезвычайно ценными. Хуман использовал всё своё влияние, чтобы остановить уничтожение части открытых мраморных руин в известково-газовых печах. Однако для проведения настоящих археологических раскопок необходима была поддержка из Берлина.
В 1871 году состоялась первая официальная немецкая археологическая экспедиция в Пергам под руководством Эрнста Курциуса и Фридриха Адлера.
Только в 1878 году для Хумана сложились благоприятные условия: директор берлинского Музея скульптуры Александр Конце предоставил финансовую поддержку для раскопок, а сам Хуман получил официальное разрешение от османской стороны.
9 сентября начались первые раскопки в Пергаме, которые длились целый год под руководством архитектора Рихарда Бона. Неожиданно были обнаружены крупные фрагменты фриза алтаря невероятной художественной ценности и множество скульптур.
В 1880-1881 и 1883-1886 годах состоялись вторая и третья археологические кампании. Находки, которые, согласно соглашению с османской стороной, переходили в собственность Германии, перевозились на ослиных повозках к побережью в течение пяти часов, перегружались на немецкие корабли и отправлялись в Берлин.
Сегодня алтарь — центральный экспонат Пергамского музея в Берлине.
Мозаики
Библиотека: соперница Александрии
При Атталидах в Пергаме была собрана вторая по величине (после Александрийской) библиотека античного мира. Согласно легенде, переданной Плинием Варрским, изобретение пергамента состоялось в Пергаме вследствие запрета египетских Птолемеев на вывоз папируса.
Архитектурные особенности: кедровые ниши в мраморных стенах для защиты от влаги.
Библиотека насчитывала 200 000 книг. Марк Антоний захватил её и вывез свитки в Римский Египет, подарив их Клеопатре.
Пергам упоминается в Новом Завете: в нём, согласно Иоанну Богослову, — одна из семи церквей Апокалипсиса, где расположен «престол сатаны» (Откр. 2:13).
Пергамент: революция в письменности
По свидетельству греческого историка V века до н. э. Ктесия, кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Оттуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.
По свидетельству Плиния Старшего, во II в. до н. э. цари Египта, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот. Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).
Технология обработки кожи позволила создавать прочные листы, названные pergamena.
Закат и возрождение
В 713 г. Пергам разрушили арабы, а при турках (с 1330 г.) он превратился в Бергаму.
Сегодня руины города — музей под открытым небом. Сохранились фрагменты крепостных стен, театра на 10 тыс. зрителей, мозаики и Асклепион, напоминающий о медицинской славе города.
Пергам, «учитель Рима» по словам Плиния Старшего, остается символом античного гения. Его алтарь — шедевр искусства, библиотека — храм знаний, а пергамент — дар человечеству. Сегодня, гуляя среди террас Бергамы, можно услышать шепот веков: здесь боги сражались с гигантами, цари ковали историю, а ученые меняли мир.