Древняя Греция, расцвет которой пришелся на период с VIII по IV век до н. э., заложила краеугольный камень западной цивилизации благодаря достижениям в демократии, философии, искусстве и архитектуре. Среди греческих полисов Афины выделялись как символ культурного и интеллектуального величия, определяя ход истории своими новаторскими идеями и монументальными сооружениями.
Афины: колыбель демократии
Афины, расположенные в Аттике, достигли вершины своего могущества в V веке до нашей эры, который вошёл в историю как «Золотой век». После триумфальных побед в греко-персидских войнах (490–479 годы до н. э.) город возглавил Делосский союз, превратившись в имперскую державу.
Делосский союз, также известный как Первый Афинский морской союз или Делосская симмахия, представлял собой объединение греческих полисов, созданное в 478 году до нашей эры под предводительством Афин. Главной целью союза была защита от Персидской империи после того, как греки одержали решающую победу в битве при Платеях, положив конец второму персидскому вторжению в Грецию.
В 454 году до н. э. Перикл перенес штаб-квартиру и казну Делосского союза в Афины.
Вскоре после создания союза Афины начали использовать его средства в своих целях, что привело к конфликтам между Афинами и менее влиятельными членами союза. К 431 г. до н. э. угроза, которую союз представлял для спартанской гегемонии в сочетании с жёстким контролем Афин над членами союза, привели к началу Пелопоннесской войны. По окончании войны в 404 г. до н. э. союз был распущен.
Именно из казны альянса Перикл взял средства, необходимые для реализации своего амбициозного строительного плана, в центре которого был «Акрополь Перикла», включавший Пропилеи, Парфенон и золотую статую Афины, созданную другом Перикла, Фидием. В 449 году до н. э. Перикл предложил издать указ, разрешающий использовать 9000 талантов для финансирования масштабной программы реконструкции афинских храмов. Ангелос Влахос, греческий академик, указывает на то, что использование казны союза, инициированное и осуществлённое Периклом, было одним из крупнейших хищений в истории человечества; однако это незаконное присвоение средств позволило финансировать некоторые из самых удивительных художественных творений древнего мира.
Под руководством Перикла здесь зародилась демократия, где свободные мужчины-граждане участвовали в управлении полисом. Афины стали домом для мыслителей вроде Сократа и Платона, а их Агора кипела философскими спорами и общественной деятельностью, воплощая дух свободы и поиска истины.
Перикл и «Золотой век» Афин
Перикл (около 490–429 гг. до н. э.) — фигура, олицетворяющая золотой век афинской демократии и государственности. Выходец из знатного афинского рода, он получил блестящее образование, а его красноречие стало легендарным, подчиняя аудиторию силе слова. Политический гений Перикла не только укрепил Афины как лидера Эллады, но и превратил их в центр интеллектуального и художественного величия.
Весной 472 года до нашей эры восемнадцатилетний Перикл, будучи хорегом (организатором и спонсором театральных постановок), представил трагедию Эсхила «Персы» на Великих Дионисиях в качестве литургии продемонстрировав, что он был одним из самых состоятельных людей в Афинах.
Путь к власти. Свою политическую карьеру Перикл начал в 460-х гг. до н. э., присоединившись к демократической партии, которая противостояла олигархическому клану Кимона. После трагической гибели лидера демократов Эфиальта в 461 г. до н. э. Перикл возглавил движение, добившись изгнания Кимона и консолидации власти. В 444 г. до н. э. он впервые занял пост стратега — высшую военно-политическую должность, которую сохранял почти непрерывно до своей смерти в 429 г. до н. э., став фактическим правителем Афин.
Архитектор демократии. Реформы Перикла радикально изменили политический ландшафт. Отмена имущественного ценза открыла доступ к власти всем гражданам, а введение жеребьёвки вместо выборов по голосованию укрепило равенство прав. Теперь любой афинянин, независимо от достатка, мог занять государственную должность. Эти шаги не просто модернизировали систему — они превратили демократию из теории в повседневную практику.
Покровитель искусств. Эпоха Перикла ознаменовалась культурным ренессансом. По его инициативе началась грандиозная стройка, преобразившая Афины: Парфенон, Одеон, Пропилеи и другие шедевры античной архитектуры создавались не только как храмы, но и как символы могущества полиса. Эти проекты дали работу тысячам граждан, стимулируя экономику, а сам город превратился в архитектурную жемчужину Средиземноморья.
Стратег империи. Во внешней политике Перикл сосредоточился на усилении морского могущества Афин, создании сети союзников и контроле над ключевыми торговыми путями. Его амбиции превратили Делосский союз в инструмент афинской гегемонии, что, однако, вызвало напряжение с соперничающей Спартой, став предвестником Пелопоннесской войны.
Наследие. Виктор Л. Эренберг утверждает, что основным наследием Перикла в политике является афинский империализм, который отрицает истинную демократию и свободу для всех, кроме правящего государства. Полагают, что продвижение такого высокомерного империализма привело к гибели Афин. Перикл и его «экспансионистская» политика стали центром дискуссий о продвижении демократии в угнетённых странах.
Другие исследователи считают, что пример афинского гуманизма можно увидеть в «Золотом веке». Они рассматривают свободу выражения мнений как важное наследие этого периода. Перикла часто называют «идеальным типом совершенного государственного деятеля Древней Греции», а его надгробная речь в наши дни стала символом борьбы за демократию участия и гражданскую гордость.
Перикл не просто управлял Афинами — он создал модель идеального полиса, где политическая свобода, искусство и философия существовали в гармонии. Его правление остаётся эталоном «золотого века», а имя стало нарицательным, ассоциируясь с Афинами как символом расцвета античной демократии.
Акрополь: символ афинского величия
Афинский Акрополь — это выдающийся архитектурный ансамбль, который включает в себя 21 исторический памятник. Он по праву считается одним из самых значимых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Акрополь был построен на естественном холме высотой 156 метров с пологой вершиной. В античные времена служил укрепленной цитаделью на скалистом холме, а его внутреннее пространство было заполнено храмами и хранилищами, олицетворял религиозную и культурную идентичность афинян. Восстановленный после разрушения персами, он стал памятником стойкости благодаря масштабной строительной программе Перикла.
Главные сооружения включают:
- Пропилеи: монументальный мраморный вход.
- Эрехтейон: храм с кариатидами, посвященный Афине и Посейдону.
- Храм Ники Аптерос: символ победы над персами.
- Этот священный ансамбль отражал преданность афинян своей покровительнице Афине и их архитектурный гений.
- Парфенон: жемчужина Акрополя. Построенный в 447–432 гг. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон остается шедевром дорического стиля. Посвященный Афине Парфенос, он хранил гигантскую статую богини из золота и слоновой кости работы Фидия.
- Статуя Афина Промахос (Афины-Воительницы) — бронзовая статуя работы Фидия в афинском Акрополе, посвящённая богине Афине.
Пропилеи Афинского Акрополя: монументальный вход в античное святилище
Пропилеи — парадный вход в священное пространство, оформленный колоннадами и портиками, — стали символом древнегреческой архитектуры. Самые знаменитые из них расположены на Афинском Акрополе и были возведены в 437–432 годах до н. э. по проекту архитектора Мнесикла. Строительство началось в эпоху Перикла, но так и не было завершено из-за Пелопоннесской войны, что сделало их одним из древнейших «долгостроев».
Пропилеи сочетают дорический и ионический ордеры — новаторское решение для V века до н. э. Центральная часть включает шесть дорических колонн, разделяющих вход на пять проходов, самый широкий из которых (4,3 м) предназначался для жертвенных животных и колесниц. Западный фасад дополняли павильоны пинакотеки (картинной галереи) и библиотеки, а асимметрию ансамбля подчеркивал соседний храм Ники Аптерос.
Для строительства использовали белый пентелийский мрамор и серый элевсинский, создававший контраст. Крышу поддерживали мраморные балки с кессонами, расписанными под звёздное небо. Внутри два ряда ионических колонн делили пространство на три части, а восточный фасад украшали конные статуи Диоскуров.
Исторические перипетии
- Античность и Средневековье: В римскую эпоху добавили лестницу и ворота Пилы (Беле), а в XIII веке пропилеи стали резиденцией афинского герцога де ла Роша.
- Османский период: В Пропилеях располагался склад боеприпасов и командный пункт турецкого военного гарнизона. В 1656 году на складе произошёл взрыв, который привёл к частичному разрушению сооружения, а последующие перестройки исказили облик.
- Реставрации: В XIX веке металлические сердечники колонн заменили железными, что привело к коррозии. Полномасштабная реставрация завершилась в 2009 году: 600 тонн мрамора очистили, восстановили крышу и капители.
Пропилеи вдохновили архитекторов классицизма и модерна. Например, в России их элементы воспроизведены в ансамбле Смольного института в Санкт-Петербурге (1923–1925) и на Пискарёвском мемориале. В Европе аналогами стали Бранденбургские ворота в Берлине и Пропилеи в Мюнхене.
Несмотря на многовековые повреждения , Пропилеи сохраняют величие, подчёркивая мастерство античных зодчих. Как отмечал историк Плутарх, именно Пропилеи, а не Парфенон, считались главным шедевром Акрополя для древних греков.
Центральный проход служил завершением Священного пути из Элевсина, по которому шли религиозные процессии.
Пропилеи остаются не только воротами в прошлое, но и символом гармонии функциональности и эстетики, воплощённой в камне.
Пинакотека: хранилище живописных изображений
Пинакотека (от греч. πινακοθήκη, πίναξ — доска, картина и θήκη — хранилище) – у древних греков помещение для хранения живописных изображений.
Пинакотека в афинском Акрополе — это левое крыло Пропилей, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. В нескольких шестиколонных залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью, изображения в честь богов. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами.
Ещё на рубеже III—II веков до н. э. был составлен первый каталог этой пинакотеки, автором которого был Полемон Илионский.
К сожалению, увидеть эти картины невозможно, так как за прошедшие века они были утрачены, а сама пинакотека дошла до нас в очень разрушенном состоянии.
Парфенон: символ античного величия и гармонии
Парфенон — главный храм Афинского Акрополя, возведённый в 447–438 годах до н. э. в эпоху правления Перикла. Посвящён Афине Парфенос (Афине-Деве), покровительнице города, он стал воплощением могущества Афинского морского союза и триумфа эллинской культуры после победы над персами. Архитекторы Иктин и Калликрат, а также скульптор Фидий создали шедевр, который на века определил каноны классической архитектуры.
Построенный из пентелийского мрамора, Парфенон сочетает дорический ордер с элементами ионического стиля, демонстрируя новаторство зодчих:
- Размеры: 69,5 × 30,9 м, с 8 колоннами на фасадах и 17 по бокам.
- Оптические иллюзии: Колонны слегка наклонены к центру, а стилобат изогнут, чтобы компенсировать перспективные искажения — это придаёт сооружению идеальную визуальную гармонию. Его строгие линии и математическая точность напоминают о том, что красота рождается на стыке искусства и науки.
- Двухчастная структура: восточная целла хранила 12-метровую статую Афины из золота и слоновой кости, западная часть (опистодом) служила казнохранилищем.
Скульптурное убранство Парфенона, созданное под руководством Фидия, — вершина античного искусства:
- Метопы: 92 рельефа с изображением битв кентавров и лапифов, амазономахии, гигантомахии и Троянской войны.
- Фриз целлы: 160-метровый ионический фриз, изображающий Панафинейскую процессию — шествие афинян с дарами для богини.
- Фронтоны: Восточный фронтон иллюстрировал рождение Афины из головы Зевса, западный — спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой.
Исторические перипетии
- Античность и Средневековье: В V веке храм превратили в христианскую церковь, а в XV веке — в мечеть с добавлением минарета.
- Взрыв 1687 года: Во время осады Афин венецианцами турецкий склад боеприпасов в Парфеноне был разрушен, что привело к утрате центральной части здания.
- Мраморы Элгина: В 1801–1812 гг. британский дипломат лорд Элгин вывез в Лондон часть скульптур, которые сегодня хранятся в Британском музее, вызывая споры о реституции.
Сейчас Парфенон, хотя и в руинах, остаётся символом античного наследия. С 1975 года ведётся масштабная реставрация: заменены сотни блоков, восстановлены колонны и антаблемент. Оригиналы метоп и фризов экспонируются в Новом музее Акрополя, а на храме установлены точные копии.
Парфенон стал образцом для зданий в стиле неоклассицизма:
- Здание Капитолия в Вашингтоне.
- Британский музей в Лондоне.
- Храм Вальхала под Регенсбургом.
Интересные факты
- Золото Афины: Статуя богини содержала около 1,1 тонны золота, которое можно было снять для экстренных нужд города.
- Цветовое решение: Изначально детали храма были раскрашены — синие, красные и позолоченные элементы подчёркивали рельефы.
- Астрономия: Ориентация Парфенона совпадает с восходом созвездия Гиад в день рождения Афины (28 гекатомбеона — июль).
Парфенон, переживший войны, грабежи и природные катастрофы, продолжает вдохновлять как памятник человеческого гения. Сегодня он символизирует классическую красоту, несмотря на споры вокруг «мраморов Элгина».
Эрехтейон: шедевр древнеафинской архитектуры
Эрехтейон — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на вершине Акрополя к северу от Парфенона. Возведённый в 421–406 годах до н. э. под руководством архитектора Мнесикла, храм стал воплощением изысканности и религиозного синкретизма. Для его строительства использовался благородный пентелийский мрамор, придающий сооружению особую светоносность и изящество.
Эрехтейон был посвящён трём ключевым фигурам: богине Афине, покровительнице города; богу морей Посейдону; и легендарному афинскому царю Эрехтею, в честь которого храм получил своё имя. Согласно мифам, именно здесь развернулся спор между Афиной и Посейдоном за власть над Аттикой. В память об этом событии в храме бил солёный источник, который, как гласит предание, Посейдон высек из скалы трезубцем. Другой святыней была деревянная статуя Афины, считавшаяся нерукотворной — её, по легенде, сбросил с неба сам Зевс.
Главной достопримечательностью Эрехтейона является портик Пандросейон (названный в честь дочери царя Кекропа — Пандросы), украшенный шестью кариатидами — мраморными статуями девушек, исполняющими роль колонн. Эти фигуры, сочетающие грацию и монументальность, стали символом гармонии между архитектурой и скульптурой. Храм отличался асимметричной планировкой, что объяснялось необходимостью объединить несколько святилищ на неровном рельефе Акрополя.
Сегодня Эрехтейон сохранился в руинированном состоянии, однако его остатки продолжают поражать мастерством древних зодчих. Кариатиды, защищённые от разрушения, заменены на точные копии (оригиналы хранятся в музеях), но дух античного величия по-прежнему витает среди древних колонн и резных фрагментов. Эрехтейон остаётся не только памятником прошлого, но и напоминанием о богатом культурном наследии Древней Греции, вдохновляя поколения исследователей и ценителей искусства.
Храм Ники Аптерос: символ победы и архитектурного изящества
Храм Ники Аптерос, расположенный на Афинском Акрополе, — один из самых загадочных и изящных памятников античной Греции. Построенный в 427–424 годах до н. э. архитектором Калликратом, он посвящён богине победы Нике, хотя изначально святилище носило имя Афины Ники (Афины-Победительницы). Путаница возникла из-за описаний древнегреческого географа Павсания, который во II веке н. э. назвал храм «Никой Аптерос» (Бескрылой Победой), ошибочно приняв статую Афины за изображение Ники. По легенде, афиняне намеренно лишили богиню крыльев, чтобы победа никогда не покидала город.
Храм выполнен в ионическом ордере, но с элементами дорической строгости, что делает его уникальным примером синтеза стилей. Это небольшой амфипростиль (с портиками на обоих фасадах) размером 5,4×8,14 м, установленный на трёхступенчатом стилобате. Четыре стройные колонны из пентелийского мрамора высотой 4,04 м обрамляют каждый фасад. Их капители украшены изящными волютами, а архитрав и фриз покрыты рельефами:
- На трёх сторонах фриза изображены сцены битв греков с персами.
- На восточной стороне — олимпийские боги, наблюдающие за сражением, включая Афину, Зевса и Посейдона.
Особую известность получил парапет храма с рельефами, изображающими крылатых Ник. Самый знаменитый фрагмент — Ника, поправляющая сандалию, где мастерски передана пластика тела сквозь тонкие складки одежды. Внутри целлы находилась деревянная статуя Афины Ники, державшей гранат (символ мира) и шлем, что подчёркивало переход от войны к миру.
Исторические перипетии
- Античность: Храм стал частью монументального ансамбля Акрополя, символизирующего победу над персами. Его стены украшали трофеи, а Пиргос (скальный выступ, на котором он стоит) служил алтарём для жертвоприношений.
- Средневековье и Османский период: В XVII веке турки разобрали храм для строительства укреплений, а свинцовые крепления переплавили в ядра.
- Реставрации: В 1835–1845 гг. храм восстановили из найденных фрагментов, а в 2000–2010 гг. провели масштабную реконструкцию, вернув ему первоначальный облик.
Храм Ники Аптерос — не только архитектурный шедевр, но и аллегория надежды на вечный мир. Его асимметричное расположение у входа в Акрополь, вопреки классическим канонам, подчёркивает священность места, где издревле совершались ритуалы в честь Афины.
Интересные факты
- Легенда о Эгее: С площадки храма открывается вид на Саронический залив, где, по мифу, царь Эгей бросился в море, увидев чёрные паруса корабля сына.
- Путаница в именах: Споры о том, кому посвящён храм — Афине или Нике, продолжаются среди историков. Найденные рельефы с крылатой Никой подтверждают, что её культ не исключал почитания Афины.
Храм Ники Аптерос, сочетающий изящество и монументальность, напоминает о величии Афин в эпоху Перикла и остаётся воплощением античного идеала гармонии между искусством и верой.
Статуя Афина Промахос
Афина Промахос (Афины-Воительницы) — бронзовая статуя работы Фидия в афинском Акрополе, посвящённая богине Афине.
Статуя была установлена на главной улице Афинского Акрополя между Пропилеями и Парфеноном. Фидий создал образ Афины — воительницы, грозной и суровой защитницы города. Правой рукой она опиралась на копьё, в левой держала щит, голову венчал шлем. Одета Афина была в двойную тунику, которая спадала прямыми правильными складками.
Афина Промахос датирована периодом между 465–455 годами до н. э., вероятно, около 460 года до н. э..
Статуя не сохранилась, найдены только фрагменты постамента, на котором стояла Афина. Существует несколько римских копий, одна из них экспонируется в Музее Кьярамонти (Рим), другая известна как Афина Медичи и экспонируется в Лувре
Театр Диониса: колыбель драмы
Расположенный на южном склоне Акрополя, Театр Диониса, основанный в VI веке до н. э., принимал празднества Великих Дионисий. Здесь дебютировали трагедии Эсхила и Софокла, комедии Аристофана. Каменная конструкция IV века до н. э. вмещала 17 000 зрителей, включая орхестру, скену (сцену) и ярусные сидения. Этот театр заложил основы драматургии, подчеркивая силу слова и связь искусства с обществом.
До наших времен дошли 20 рядов из 64.
Одеон Афин
Одеон Афин или Одеон Перикла в Афинах представлял собой одеон площадью 4 000 м2 (43 000 квадратных футов), построенный у юго-восточного подножия Акрополя в Афинах, рядом со входом в Театр Диониса.
Впервые он был построен в 435 году до н.э. Периклом для музыкальных состязаний, которые были частью Панафинейи, для укрытия зрителей в театре на случай плохой погоды и для репетиций хора.
От него сохранилось мало что, но, похоже, он был "украшен каменными колоннами" (согласно Витрувию и Плутарху) и имел квадратную форму вместо обычной круглой для одеона. Он был покрыт досками, снятыми с захваченных персидских кораблей, и увенчан квадратной пирамидальной крышей, напоминающей шатёр.
Одеон Герода Аттика
Герод Аттик построил Одеон в 165 году н. э. на южном склоне Акрополя в честь своей покойной жены Региллы.
Одеон имеет классическую форму древнего театра на 5000 мест, в котором до нашего времени сохранилось почти всё от времени постройки, за исключением статуй в нишах и разноцветной мраморной облицовки.
Афины, благодаря демократическим идеалам и монументальной архитектуре, остаются оплотом культурного наследия. Акрополь, Парфенон и Театр Диониса отражают синтез художественного мастерства и гражданской гордости. Их наследие продолжает вдохновлять современные политику, искусство и философию, укрепляя статус Афин как колыбели западной цивилизации.