Вавилон — самый известный город в истории Месопотамии, чьи руины можно найти на территории современного Ирака, всего в 94 километрах к юго-западу от Багдада.
Название города происходит от аккадского слова «бав-ил» или «бав-илим», что означает «Врата Бога» или «Врата богов». В свое время Вавилон был великим культурным и религиозным центром, играя ключевую роль в жизни региона.
Величественный вход в сердце древней империи
Ворота Иштар — не просто архитектурный шедевр, а воплощение мощи и духовности Вавилона. Построенные в 575 году до н. э. по велению царя Навуходоносора II, они служили восьмыми воротами города и главным входом для священных процессий.
Эти ворота, посвящённые богине любви и войны Иштар, стали символом защиты, соединив в себе мифологию, религию и политическую идеологию Нововавилонской империи. Сегодня их история продолжает удивлять: от легендарного прошлого до современной реставрации.
Архитектурное чудо древности
Ворота Иштар поражали современников своей роскошью. Полукруглая арка высотой 12 метров была облицована глазурованным кирпичом глубокого синего цвета, имитирующего лазурит, а также украшена жёлтыми, белыми и чёрными орнаментами.
Двойные створки ворот из кедра, покрытые бронзой, и сияние лазури должны были внушать благоговение. Как писал Навуходоносор II в клинописной надписи, он стремился, чтобы «роскошное великолепие ворот бесконечно удивляло всех смотрящих».
На стенах ворот и прилегающей Дороге процессий, вымощенной красным и жёлтым кирпичом, размещались барельефы 120 львов, быков и мифических сиррушей — драконов с телом змеи, львиными лапами и орлиными когтями. Каждое животное имело сакральный смысл:
- Львы — символы Иштар, олицетворяли её воинственность.
- Туры (быки) — атрибуты бога грозы Адада, напоминали о его двойственной природе: дарователе жизни и разрушителе.
- Сирруши (мушхушшу) — воплощения Мардука, верховного бога Вавилона, защитника от хаоса.
Тур — это вид крупного дикого рогатого скота, который когда-то обитал в Европе, Азии и Северной Африке. Он считается предком домашнего скота. В вавилонской мифологии молодые быки были тесно связаны с Ададом, богом грозы.
У Адада был двойственный характер: он одновременно дарил жизнь и разрушал её. Дожди, которые он посылал, способствовали богатому урожаю, но буйные ветры, символизирующие его гнев, приносили тьму, голод и смерть. Обычно Адад изображался с молниями, верхом на быке или рядом с ним.
Во время раскопок были найдены клинописные таблички, на которых описывалось строительство ворот Навуходоносора II.
Описание строительства врат Навуходоносора II:
«Я, Навуходоносор, царь Вавилона, поставленный волей Мардука, высший из князей, возлюбленный Набу, который научился принимать мудрость, который постиг своё божественное существо и почитает величие богов, неутомимый правитель, всегда заботящийся о культе Эсагилы и Эзиды, о благополучии Вавилона и Борсиппы, мудрый, смиренный, первенец Набопаласара, царь Вавилона.
Оба входа в ворота Имгур-Эллила и Неметт-Эллила становились всё более низкими. Поэтому я их снёс и заложил их фундаменты на уровне грунтовых вод, укрепил и приказал выстроить их из кирпича с синим камнем, на котором были бы изображены чудесные быки и драконы. Крышу и двери я велел сделать из величественных кедров и украсить бронзой.
Я поместил на воротах диких быков и свирепых драконов, чтобы их роскошное великолепие бесконечно удивляло всех смотрящих на них. Я построил высокий храм богу богов Мардуку и он стоит на горе, благословляя Вавилон».
Дорога процессий и праздник Акиту
Через ворота проходила главная артерия города — Дорога процессий, ведущая к храму Мардука. Во время 12-дневного праздника Акиту, знаменовавшего начало сельскохозяйственного года, статую Мардука провозили по этому пути в сопровождении жрецов и горожан.
Шествие символизировало обновление мира и подтверждало связь царя с богами. Стены дороги, достигавшие 15 метров в высоту, украшали мозаики с цветами и молитвами Навуходоносора, что превращало ритуал в грандиозное театральное действо.
Тайны сирруша и споры учёных
Особый интерес вызывает дракон-сирруш, чей образ долго ставил исследователей в тупик. Немецкий археолог Роберт Колдевей, обнаруживший ворота в 1902–1914 годах, считал, что это реальное существо, и даже предположил его связь с динозаврами.
Современные учёные видят в сирруше мифологический синтез: его чешуя отсылает к подземным водам, рога — к божественной власти, а сочетание черт разных животных подчёркивает всеобъемлющую силу Мардука. Такой символизм должен был демонстрировать, что Вавилон находится под защитой высших сил.
От Вавилона до Берлина: Путь сквозь века
После упадка Вавилона ворота поглотили пески. Их повторное открытие стало сенсацией: Колдевей вывез в Германию тысячи фрагментов облицовки, и к 1930 году ворота восстановили в Пергамском музее Берлина. Однако на родине артефакта остались лишь руины. В 2018 году стартовал проект реставрации оригинальных ворот в Ираке при поддержке США и Всемирного фонда памятников. Борьба с грунтовыми водами и эрозией завершилась в 2023 году, и туристы смогут увидеть памятник вблизи древнего Вавилона.
Мост между эпохами
Ворота Иштар — не только памятник инженерного гения, но и свидетельство того, как искусство и вера способны пережить тысячелетия. Их сине-золотые стены, мифические драконы и царские надписи напоминают о времени, когда человек стремился буквально «достучаться до небес». Сегодня, разделённые между Берлином и возрождённым Ираком, они продолжают выполнять свою древнюю миссию — поражать, вдохновлять и объединять культуры.