Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Ворота Иштар: Символ божественной защиты и вечное наследие Вавилона

Оглавление

Вавилон — самый известный город в истории Месопотамии, чьи руины можно найти на территории современного Ирака, всего в 94 километрах к юго-западу от Багдада.

Название города происходит от аккадского слова «бав-ил» или «бав-илим», что означает «Врата Бога» или «Врата богов». В свое время Вавилон был великим культурным и религиозным центром, играя ключевую роль в жизни региона.

Руины Вавилона (фотография 1930-х годов) и Ворота Иштар восстановленные в Пергамском музее Берлина
Руины Вавилона (фотография 1930-х годов) и Ворота Иштар восстановленные в Пергамском музее Берлина

Величественный вход в сердце древней империи

Модель Дороги процессий и ворот Иштар
Модель Дороги процессий и ворот Иштар

Модель Дороги процессий и ворот Иштар Вавилона в Пергамском музее
Модель Дороги процессий и ворот Иштар Вавилона в Пергамском музее

Ворота Иштар — не просто архитектурный шедевр, а воплощение мощи и духовности Вавилона. Построенные в 575 году до н. э. по велению царя Навуходоносора II, они служили восьмыми воротами города и главным входом для священных процессий.

Эти ворота, посвящённые богине любви и войны Иштар, стали символом защиты, соединив в себе мифологию, религию и политическую идеологию Нововавилонской империи. Сегодня их история продолжает удивлять: от легендарного прошлого до современной реставрации.

Архитектурное чудо древности

Восстановленные ворота Иштар Вавилона в Пергамском музее Берлина
Восстановленные ворота Иштар Вавилона в Пергамском музее Берлина

Восстановленные ворота Иштар Вавилона в Пергамском музее Берлина
Восстановленные ворота Иштар Вавилона в Пергамском музее Берлина

Ворота Иштар поражали современников своей роскошью. Полукруглая арка высотой 12 метров была облицована глазурованным кирпичом глубокого синего цвета, имитирующего лазурит, а также украшена жёлтыми, белыми и чёрными орнаментами.

Двойные створки ворот из кедра, покрытые бронзой, и сияние лазури должны были внушать благоговение. Как писал Навуходоносор II в клинописной надписи, он стремился, чтобы «роскошное великолепие ворот бесконечно удивляло всех смотрящих».

Восстановленные ворота Иштар Вавилона в Пергамском музее Берлина
Восстановленные ворота Иштар Вавилона в Пергамском музее Берлина

Восстановленные ворота Иштар Вавилона в Пергамском музее Берлина
Восстановленные ворота Иштар Вавилона в Пергамском музее Берлина

На стенах ворот и прилегающей Дороге процессий, вымощенной красным и жёлтым кирпичом, размещались барельефы 120 львов, быков и мифических сиррушей — драконов с телом змеи, львиными лапами и орлиными когтями. Каждое животное имело сакральный смысл:

  • Львы — символы Иштар, олицетворяли её воинственность.
  • Туры (быки) — атрибуты бога грозы Адада, напоминали о его двойственной природе: дарователе жизни и разрушителе.
  • Сирруши (мушхушшу) — воплощения Мардука, верховного бога Вавилона, защитника от хаоса.

Львы — символы Иштар
Львы — символы Иштар

Пергамский музей Берлина
Пергамский музей Берлина

Тур — это вид крупного дикого рогатого скота, который когда-то обитал в Европе, Азии и Северной Африке. Он считается предком домашнего скота. В вавилонской мифологии молодые быки были тесно связаны с Ададом, богом грозы.

У Адада был двойственный характер: он одновременно дарил жизнь и разрушал её. Дожди, которые он посылал, способствовали богатому урожаю, но буйные ветры, символизирующие его гнев, приносили тьму, голод и смерть. Обычно Адад изображался с молниями, верхом на быке или рядом с ним.

Во время раскопок были найдены клинописные таблички, на которых описывалось строительство ворот Навуходоносора II.

Описание строительства врат Навуходоносора II
Описание строительства врат Навуходоносора II

Описание строительства врат Навуходоносора II
Описание строительства врат Навуходоносора II

Описание строительства врат Навуходоносора II:

«Я, Навуходоносор, царь Вавилона, поставленный волей Мардука, высший из князей, возлюбленный Набу, который научился принимать мудрость, который постиг своё божественное существо и почитает величие богов, неутомимый правитель, всегда заботящийся о культе Эсагилы и Эзиды, о благополучии Вавилона и Борсиппы, мудрый, смиренный, первенец Набопаласара, царь Вавилона.

Оба входа в ворота Имгур-Эллила и Неметт-Эллила становились всё более низкими. Поэтому я их снёс и заложил их фундаменты на уровне грунтовых вод, укрепил и приказал выстроить их из кирпича с синим камнем, на котором были бы изображены чудесные быки и драконы. Крышу и двери я велел сделать из величественных кедров и украсить бронзой.

Я поместил на воротах диких быков и свирепых драконов, чтобы их роскошное великолепие бесконечно удивляло всех смотрящих на них. Я построил высокий храм богу богов Мардуку и он стоит на горе, благословляя Вавилон».

Дорога процессий и праздник Акиту

Модель: Дорога процессий через ворота Иштар вела к храму Мардука
Модель: Дорога процессий через ворота Иштар вела к храму Мардука

Модель: Вавилонские ворота Иштар
Модель: Вавилонские ворота Иштар

Модель: Храм бога Мардука находился на вершине зиккурата Этеменанки в Вавилоне («Дом основания небес и земли»). Сооружение было перестроено царём Навуходоносором II в 7 в. до н. э..
Модель: Храм бога Мардука находился на вершине зиккурата Этеменанки в Вавилоне («Дом основания небес и земли»). Сооружение было перестроено царём Навуходоносором II в 7 в. до н. э..

Через ворота проходила главная артерия города — Дорога процессий, ведущая к храму Мардука. Во время 12-дневного праздника Акиту, знаменовавшего начало сельскохозяйственного года, статую Мардука провозили по этому пути в сопровождении жрецов и горожан.

Шествие символизировало обновление мира и подтверждало связь царя с богами. Стены дороги, достигавшие 15 метров в высоту, украшали мозаики с цветами и молитвами Навуходоносора, что превращало ритуал в грандиозное театральное действо.

Тайны сирруша и споры учёных

Сирруши (мушхушшу) — воплощения Мардука, верховного бога Вавилона
Сирруши (мушхушшу) — воплощения Мардука, верховного бога Вавилона

Особый интерес вызывает дракон-сирруш, чей образ долго ставил исследователей в тупик. Немецкий археолог Роберт Колдевей, обнаруживший ворота в 1902–1914 годах, считал, что это реальное существо, и даже предположил его связь с динозаврами.

Современные учёные видят в сирруше мифологический синтез: его чешуя отсылает к подземным водам, рога — к божественной власти, а сочетание черт разных животных подчёркивает всеобъемлющую силу Мардука. Такой символизм должен был демонстрировать, что Вавилон находится под защитой высших сил.

От Вавилона до Берлина: Путь сквозь века

После упадка Вавилона ворота поглотили пески. Их повторное открытие стало сенсацией: Колдевей вывез в Германию тысячи фрагментов облицовки, и к 1930 году ворота восстановили в Пергамском музее Берлина. Однако на родине артефакта остались лишь руины. В 2018 году стартовал проект реставрации оригинальных ворот в Ираке при поддержке США и Всемирного фонда памятников. Борьба с грунтовыми водами и эрозией завершилась в 2023 году, и туристы смогут увидеть памятник вблизи древнего Вавилона.

Мост между эпохами

Ворота Иштар — не только памятник инженерного гения, но и свидетельство того, как искусство и вера способны пережить тысячелетия. Их сине-золотые стены, мифические драконы и царские надписи напоминают о времени, когда человек стремился буквально «достучаться до небес». Сегодня, разделённые между Берлином и возрождённым Ираком, они продолжают выполнять свою древнюю миссию — поражать, вдохновлять и объединять культуры.

Эстетика Эпох