Найти в Дзене
Техносфера ВПК

Як-201. Инцидент в Тихом океане

Испытание над Тихим океаном: палубный истребитель Як-201 и ИИ "Алёна"

Недалеко будущее, Август, 2027 год.

Серый, тяжелый горизонт Тихого океана рассекал корпус УДК "Иван Рогов". На просторной, обычно вертолетной, палубе царило непривычное сосредоточенное ожидание. В центре внимания – угловатый, словно сложенный из темных кристаллов, силуэт Як-201. Машина необычная. Не просто истребитель, а СВВП – самолет вертикального взлета и посадки. Сегодня ему предстояло доказать свое право на жизнь с палубы корабля, не предназначенного для классических истребителей.

-2

Подполковник Дмитрий Волков, летчик-испытатель 1-го класса, совершал последний обход. Его шлемофон был подключен не только к корабельной сети, но и к внутренней системе машины, где обитал уникальный "пассажир" – бортовой ИИ поддержки пилота по имени "Алёна".

"Алёна, финальный чек-лист. Системы вертикального взлета?" – мысленно отдал он команду, привычно используя нейроинтерфейс.

"Подтверждаю, Дмитрий. Сопла стабилизированы. Вентиляторы – номинальные. Силовая установка – "зеленая" зона. Готовы к вертикальному старту," – прозвучал в его наушниках спокойный, чуть механический, но удивительно четкий женский голос.

"Центр, Як-201. Запрашиваю разрешение на вертикальный взлет."

-3

"Як-201, Центр. Разрешаю. Ветер 290, пять метров. Палуба свободна. Удачи, "Беркут"." – Голос офицера ЦУПа с "Рогова" был ровным, но Волков уловил легкое напряжение.

Команда техников отошла. Волков взял штурвал, активировал режим вертикального взлета. Глухой, нарастающий гул заполнил окрестности. Мощные вентиляторы под крыльями и в поворотных соплах ревом втягивали воздух. Як-201, дрожа всем корпусом, тяжело оторвался от палубы, завис на мгновение, как гигантская стрекоза, затем плавно пошел вверх, оставляя под собой клубы раскаленного воздуха и морской соли.

-4

"Взлет нормальный. Переход в горизонтальный полет. Алёна, мониторим параметры."

"Переход выполнен. Все системы в норме. Высота 500. Курс 180. Начинаем программу испытаний."

Пятнадцать минут полета над безбрежной синевой стали проверкой на прочность и маневренность. Як-201, несмотря на свою вертикальную сущность, вел себя в воздухе уверенно. Волков выполнил вираж с креном 70 градусов, энергичный горку, боевой разворот. Машина послушно отзывалась, ее двигатели пели мощно и ровно.

-5

"Центр, Беркут. Фигуры выполнены. Машина управляется четко. Перегрузки в норме."

"Понял, Беркут. Продолжайте по программе. Проверьте режим висения."

Волков сбросил скорость, начал плавный переход к зависанию. И тут случилось. Резкий, неестественный толчок потряс кабину. Индикаторы на лобовом стекле (ИЛС) замигали желтым предупреждением, а один – кроваво-красным.

"Внимание!" – голос "Алёны" утратил спокойствие, став резким и быстрым. "Аномалия в системе векторирования правого сопла! Сбой датчика положения. Угроза несимметричной тяги!"

Самолет дернуло вправо. Волков инстинктивно парировал левой ручкой и педалью, но чувствовал, как машина пытается развернуться вокруг своей оси. Адреналин ударил в кровь, но годы тренировок взяли верх.

"Алёна, диагностика! Срочно! Что с датчиком? Искусственная стабилизация!" – Мысли проносились со скоростью света.

"Попытка переключения на резервный датчик... Ошибка! Первичный канал поврежден. Включаю коррекцию по гироскопам и левому каналу. Стабилизирую... Стабилизирую!" – Алгоритмы "Алёны" работали на пределе. Як-201 дрожал, как в лихорадке, но перестал беспорядочно вращаться. Он висел, тяжело дыша, слегка накрененный.

"Центр, Беркут! Аварийная ситуация! Сбой в системе векторирования правого сопла. Держу машину на ИИ и ручном. Повторяю, сбой!" – Голос Волкова был спокоен, но ЦУП услышал металл в нем.

На мостике "Рогова" повисла тишина, нарушаемая только треском связи. На экранах метка Як-201 тревожно мигала.

"Беркут, Центр. Понял аварийную ситуацию. Рекомендую немедленную посадку. Палуба готова. Ветер стабильный. Ваши действия?"

Волков быстро оценил обстановку. До корабля – километров семь. Машина держится, но на грани. Посадка "по-самолетному" с пробегом была слишком рискованной при возможной асимметрии тяги. Оставался один путь.

-6

"Центр, Беркут. Буду садиться вертикально. Алёна, переводи все системы на вертикальный режим. Максимальный приоритет – стабилизация."

"Перевожу. Бортовые гироскопы – основной контроль. Ручное управление резервное. Векторы тяги синхронизирую по левому каналу. Готово. Будьте осторожны, Дмитрий." – В голосе ИИ появились нотки... заботы?

Медленно, сантиметр за сантиметром, Волков начал снижаться, держа корабль строго по центру. Машина вздрагивала, пыталась рыскнуть, но "Алёна" и твердая рука пилота парировали каждый сбой. Вид приближающейся палубы "Рогова" казался крошечным пятачком. Пот заливал глаза под шлемом.

-7

"Скорость снижения – 3 м/с. Высота 50... 30... 10..." – монотонно докладывала "Алёна".

Волков погасил последние метры. С глухим стуком и легким креном шасси Як-201 коснулись прочной стали палубы "Ивана Рогова". Двигатели с ревом сбавили обороты, переходя на холостой ход. Тишина, наступившая после рева, была оглушительной.

-8

"Центр, Беркут. Посадка. Машина заглушена."

"Беркут, Центр. Принял. Отличная работа! Выходите. Техники уже бегут."

Колпак съехал вперед. Волков, ощущая дрожь в ногах от колоссального напряжения, выбрался наружу. Навстречу ему бежали техники во главе со старшим лейтенантом Сорокиным, бортинженером группы сопровождения.

"Дмитрий Олегович! Вы целы? Машина?" – Сорокин, бледный, смотрел то на пилота, то на самолет.

"Жив, Коля. Машина... жива, но больна. Правый вектор – глючит капитально. Алёна вытянула," – Волков снял шлем, вытирая пот со лба. "Снимай параметры, все записано. Особенно момент сбоя и стабилизации. И проверь этот датчик. Он у нас сегодня главный свидетель."

"Уже мчимся! – Сорокин кивнул техникам, которые уже облепили правый борт истребителя, подключая диагностические кабели. – Алёна молодец, конечно... но без ваших рук, командир..."

Волков обернулся, глядя на свой Як-201. На серой палубе вертолетоносца он выглядел инопланетянином. Испытание показало и мощь машины, и ее уязвимость. И то, что даже самый умный ИИ – лишь помощник. Последнее слово, особенно когда небо предательски качается под крыльями, всегда остается за человеком у штурвала. Техники усердно работали, а "Алёна" молча анализировала горы данных, готовя отчет для конструкторов. Испытания в океане только начинались....

Продолжение следует. Поддержите канал Техносфера ВПК своим вниманием и подпиской.

Рекомендуем почитать: