Испытание над Тихим океаном: палубный истребитель Як-201 и ИИ "Алёна"
Недалеко будущее, Август, 2027 год.
Серый, тяжелый горизонт Тихого океана рассекал корпус УДК "Иван Рогов". На просторной, обычно вертолетной, палубе царило непривычное сосредоточенное ожидание. В центре внимания – угловатый, словно сложенный из темных кристаллов, силуэт Як-201. Машина необычная. Не просто истребитель, а СВВП – самолет вертикального взлета и посадки. Сегодня ему предстояло доказать свое право на жизнь с палубы корабля, не предназначенного для классических истребителей.
Подполковник Дмитрий Волков, летчик-испытатель 1-го класса, совершал последний обход. Его шлемофон был подключен не только к корабельной сети, но и к внутренней системе машины, где обитал уникальный "пассажир" – бортовой ИИ поддержки пилота по имени "Алёна".
"Алёна, финальный чек-лист. Системы вертикального взлета?" – мысленно отдал он команду, привычно используя нейроинтерфейс.
"Подтверждаю, Дмитрий. Сопла стабилизированы. Вентиляторы – номинальные. Силовая установка – "зеленая" зона. Готовы к вертикальному старту," – прозвучал в его наушниках спокойный, чуть механический, но удивительно четкий женский голос.
"Центр, Як-201. Запрашиваю разрешение на вертикальный взлет."
"Як-201, Центр. Разрешаю. Ветер 290, пять метров. Палуба свободна. Удачи, "Беркут"." – Голос офицера ЦУПа с "Рогова" был ровным, но Волков уловил легкое напряжение.
Команда техников отошла. Волков взял штурвал, активировал режим вертикального взлета. Глухой, нарастающий гул заполнил окрестности. Мощные вентиляторы под крыльями и в поворотных соплах ревом втягивали воздух. Як-201, дрожа всем корпусом, тяжело оторвался от палубы, завис на мгновение, как гигантская стрекоза, затем плавно пошел вверх, оставляя под собой клубы раскаленного воздуха и морской соли.
"Взлет нормальный. Переход в горизонтальный полет. Алёна, мониторим параметры."
"Переход выполнен. Все системы в норме. Высота 500. Курс 180. Начинаем программу испытаний."
Пятнадцать минут полета над безбрежной синевой стали проверкой на прочность и маневренность. Як-201, несмотря на свою вертикальную сущность, вел себя в воздухе уверенно. Волков выполнил вираж с креном 70 градусов, энергичный горку, боевой разворот. Машина послушно отзывалась, ее двигатели пели мощно и ровно.
"Центр, Беркут. Фигуры выполнены. Машина управляется четко. Перегрузки в норме."
"Понял, Беркут. Продолжайте по программе. Проверьте режим висения."
Волков сбросил скорость, начал плавный переход к зависанию. И тут случилось. Резкий, неестественный толчок потряс кабину. Индикаторы на лобовом стекле (ИЛС) замигали желтым предупреждением, а один – кроваво-красным.
"Внимание!" – голос "Алёны" утратил спокойствие, став резким и быстрым. "Аномалия в системе векторирования правого сопла! Сбой датчика положения. Угроза несимметричной тяги!"
Самолет дернуло вправо. Волков инстинктивно парировал левой ручкой и педалью, но чувствовал, как машина пытается развернуться вокруг своей оси. Адреналин ударил в кровь, но годы тренировок взяли верх.
"Алёна, диагностика! Срочно! Что с датчиком? Искусственная стабилизация!" – Мысли проносились со скоростью света.
"Попытка переключения на резервный датчик... Ошибка! Первичный канал поврежден. Включаю коррекцию по гироскопам и левому каналу. Стабилизирую... Стабилизирую!" – Алгоритмы "Алёны" работали на пределе. Як-201 дрожал, как в лихорадке, но перестал беспорядочно вращаться. Он висел, тяжело дыша, слегка накрененный.
"Центр, Беркут! Аварийная ситуация! Сбой в системе векторирования правого сопла. Держу машину на ИИ и ручном. Повторяю, сбой!" – Голос Волкова был спокоен, но ЦУП услышал металл в нем.
На мостике "Рогова" повисла тишина, нарушаемая только треском связи. На экранах метка Як-201 тревожно мигала.
"Беркут, Центр. Понял аварийную ситуацию. Рекомендую немедленную посадку. Палуба готова. Ветер стабильный. Ваши действия?"
Волков быстро оценил обстановку. До корабля – километров семь. Машина держится, но на грани. Посадка "по-самолетному" с пробегом была слишком рискованной при возможной асимметрии тяги. Оставался один путь.
"Центр, Беркут. Буду садиться вертикально. Алёна, переводи все системы на вертикальный режим. Максимальный приоритет – стабилизация."
"Перевожу. Бортовые гироскопы – основной контроль. Ручное управление резервное. Векторы тяги синхронизирую по левому каналу. Готово. Будьте осторожны, Дмитрий." – В голосе ИИ появились нотки... заботы?
Медленно, сантиметр за сантиметром, Волков начал снижаться, держа корабль строго по центру. Машина вздрагивала, пыталась рыскнуть, но "Алёна" и твердая рука пилота парировали каждый сбой. Вид приближающейся палубы "Рогова" казался крошечным пятачком. Пот заливал глаза под шлемом.
"Скорость снижения – 3 м/с. Высота 50... 30... 10..." – монотонно докладывала "Алёна".
Волков погасил последние метры. С глухим стуком и легким креном шасси Як-201 коснулись прочной стали палубы "Ивана Рогова". Двигатели с ревом сбавили обороты, переходя на холостой ход. Тишина, наступившая после рева, была оглушительной.
"Центр, Беркут. Посадка. Машина заглушена."
"Беркут, Центр. Принял. Отличная работа! Выходите. Техники уже бегут."
Колпак съехал вперед. Волков, ощущая дрожь в ногах от колоссального напряжения, выбрался наружу. Навстречу ему бежали техники во главе со старшим лейтенантом Сорокиным, бортинженером группы сопровождения.
"Дмитрий Олегович! Вы целы? Машина?" – Сорокин, бледный, смотрел то на пилота, то на самолет.
"Жив, Коля. Машина... жива, но больна. Правый вектор – глючит капитально. Алёна вытянула," – Волков снял шлем, вытирая пот со лба. "Снимай параметры, все записано. Особенно момент сбоя и стабилизации. И проверь этот датчик. Он у нас сегодня главный свидетель."
"Уже мчимся! – Сорокин кивнул техникам, которые уже облепили правый борт истребителя, подключая диагностические кабели. – Алёна молодец, конечно... но без ваших рук, командир..."
Волков обернулся, глядя на свой Як-201. На серой палубе вертолетоносца он выглядел инопланетянином. Испытание показало и мощь машины, и ее уязвимость. И то, что даже самый умный ИИ – лишь помощник. Последнее слово, особенно когда небо предательски качается под крыльями, всегда остается за человеком у штурвала. Техники усердно работали, а "Алёна" молча анализировала горы данных, готовя отчет для конструкторов. Испытания в океане только начинались....
Продолжение следует. Поддержите канал Техносфера ВПК своим вниманием и подпиской.