Найти в Дзене
Города, поезда и горы

Самые загруженные станции Московского метро. Часть 1. Старая кольцевая линия (III квартал 2024 года)

Оглавление

Зная мою любовь к цифрам, мне тут подкинули файл Excel с числом строк под 5000, в котором собрана богатейшая статистика по пассажиропотоку Московского метро. Пришлось, конечно, с данными сначала повозиться немного, чтобы привести их в более менее человеческий вид. И в преддверии очередного летнего туристического сезона в Москве, грех было не воспользоваться такой информацией и не написать несколько обзорных статей о том, как загружены станции метро. Может быть кому-то это поможет построить маршрут, а возможно и выбрать гостиницу, ведь транспортная доступность - это очень важный фактор.

Как обычно я это делаю в начале каждого цикла, несколько вводных слов для лучшего понимания информации. У меня есть данные даже по 1-му кварталу 2025 года. Но мне показалось, что логичнее было бы всё-таки взять информацию за 3-й квартал 2024 года. Всё-таки Москва - это туристический центр. И туристов летом, которые пользуются метро, здесь значительно больше, чем зимой. Особенно на станциях привокзальных. А потому в первой части этих публикаций я всё-таки буду приводить данные за 3-й квартал 2024 года, от которого и имеет смысл отталкиваться, планируя свои поездки.

Второе над чем я долго думал, это приводить абсолютный показатель вход/выход за квартал или же все-таки среднедневную величину. Понятно, что отсортированы станции что так, что эдак будут одинаково (знаменатель же относительного показателя будет для всех станций одинаков - число дней в периоде). Однако более показательной мне всё-таки показалась среднедневная величина. Вот её расчет - это уже исключительно плод моего труда. Сделать это было, конечно, не сильно сложно, но я "выловил" разную продолжительность кварталов - 90/91/92/92 дн., а также то, что 2024 год был високосный, а соответственно там и 1-й квартал - это 91 день (то есть не просто поделил на 90). Конкретно к этой публикации это отношения не имеет, конечно, но в планах же естественно проанализировать динамику. И вот там это может сыграть свою роль. Понятно, что в будни и выходные дни потоки могут несколько отличаться. Но всё равно я решил остановиться на этой "средней по станции".

Третья ремарка касается того, как оценивался пассажиропоток. Подозреваю, что все эти данные получены с систем контроля доступа, то есть проще говоря с турникетов. Никакой другой версии мне в голову просто не приходит. Думаю, что данные там достаточно объективные, хотя могли, например, ребенка на руках пронести. Ну да это мелочи в общем потоке, наверное.

Итак, старая кольцевая линия Московского метро. На схемах она изображается вот так:

Схема с сайта https://smolbattle.ru/threads/Хронограф-День-в-истории.27799/page-4. Взято с Яндекс.Картинки
Схема с сайта https://smolbattle.ru/threads/Хронограф-День-в-истории.27799/page-4. Взято с Яндекс.Картинки

Помните эту байку с разлившимся кофе из кружки Сталина?! А вот реальные очертания несколько иные - тут скорее прямоугольник со скругленными углами. Давайте полюбуемся на них в изображении от 2ГИС:

https://2gis.ru/moscow/route/4504205217760066?m=37.62123%2C55.756244%2F12.61
https://2gis.ru/moscow/route/4504205217760066?m=37.62123%2C55.756244%2F12.61

Ну а теперь к самому главному. Какая же станция метро является самой загруженной (отсортировал я их по числу входов, но об этом скажу еще чуть позже)? Для меня всё было очевидно изначально:

Комсомольская

Ежедневно поток составляет:

  • вход - 91008 чел./дн.;
  • выход - 71669 чел./дн.

И естественно тут сразу же бросается в глаза одна особенность: вход через Комсомольскую-кольцевую намного превышает выход через неё (+19339 чел./дн.).

Что такое 91 тыс. чел. в день?! Давайте прикинем. В среднем будем считать, что станции метро открыты с 05:30 до 01:00, то есть 19,5 часов или 1170 минут. Тогда путем нехитрых вычислений получаем, что ежеминутно на станцию Комсомольская входит в среднем 77,8 чел./мин. Ну или это чаще, чем 1 чел./сек. Выход естественно меньше - 61,3 чел./мин. Но тоже чаще человека в секунду.

Давайте полюбуемся этой станцией - на мой взгляд, она точно входит в топ по красоте. Здесь очень сложно ранжировать, конечно, но интерьеры вполне изящные.

"Комсомольская". Фото с сайта https://www.pinterest.com/pin/139119075972889852/. Взято с Яндекс.Картинки
"Комсомольская". Фото с сайта https://www.pinterest.com/pin/139119075972889852/. Взято с Яндекс.Картинки

Про вторую станцию в списке я тоже особенно не думал, хоть там транспортный узел и на реконструкции. В общем, на втором месте:

Курская

Ежедневно поток составляет:

  • вход - 63401 чел./дн.;
  • выход - 59138 чел./дн.

То есть и здесь вход превышает выход, хоть и не столь существенно (+4263 чел./дн.). Показатели в минуту здесь уже, конечно, поскромнее: 54,2/50,5 чел./мин. Но всё равно загруженность весьма приличная.

Курская. Фото с сайта https://malgrandavirino.livejournal.com/18509.html. Взято с Яндекс.Картинки
Курская. Фото с сайта https://malgrandavirino.livejournal.com/18509.html. Взято с Яндекс.Картинки

А на третьем месте:

Павелецкая

Понятно, что это еще один вокзал. Да еще и с которого уходит аэроэкспресс в Домодедово. Но там и без аэроэкспресса пригородных поездов хватило бы.

Ежедневно поток составляет:

  • вход - 49245 чел./дн.;
  • выход - 50667 чел./дн.

И из тройки лидеров это единственная станция, где выход превышает вход (-1422 чел./дн.). Если же говорить о показателях в минуту, то это 42,1/43,3 чел./мин.

Павелецкая. Фото с сайта https://loader-blog.livejournal.com/24008.html. Взято с Яндекс.Картинки
Павелецкая. Фото с сайта https://loader-blog.livejournal.com/24008.html. Взято с Яндекс.Картинки

Тройку лидеров посмотрели. Но на старой кольцевой не так и много станций, чтобы не посмотреть их все. И четвертое место прочно удерживает:

Белорусская

Ежедневно поток составляет:

  • вход - 44637 чел./дн.;
  • выход - 41286 чел./дн.

И снова здесь разница качнулась в сторону входа (+3351 чел./дн.). В минуту это всё еще чаще, чем 1 человек за 2 секунды, то есть 38,2/35,3 чел./мин.

Белорусская. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=fustJhK0lhg. Взято с Яндекс.Картинки
Белорусская. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=fustJhK0lhg. Взято с Яндекс.Картинки

Идем далее. И на пятом месте - Киевская.

Киевская

Еще одна станция, которая больше напоминает коридор какого-нибудь дворца.

Киевская. Фото с сайта https://proza.ru/2025/05/17/830. Взято с Яндекс.Картинки
Киевская. Фото с сайта https://proza.ru/2025/05/17/830. Взято с Яндекс.Картинки

Ежедневно поток составляет:

  • вход - 35617 чел./дн.;
  • выход - 34464 чел./дн.

И снова вход больше выхода (+1153 чел./дн). То есть можно сделать вывод, что прибывающие на вокзал сильно торопятся, имеют в голове четкий путь по Москве и тут же спускаются в метро. А вот назад они прибывают разными способами.

На вход это больше 30 чел./мин. - 30,4, а вот на выход уже меньше - 29,5 чел./мин.

А вот места с 6 по 9 занимают станции, где наоборот выход превышает вход.

Парк культуры

Ежедневно поток составляет:

  • вход - 28902 чел./дн.;
  • выход - 30483 чел./дн.

И соответственно разница (-1581 чел./дн.)

Парк культуры. Фото с сайта https://um.mos.ru/en/houses/stantsiya_park_kultury_koltsevaya/. Взято с Яндекс.Картинки
Парк культуры. Фото с сайта https://um.mos.ru/en/houses/stantsiya_park_kultury_koltsevaya/. Взято с Яндекс.Картинки

И на седьмом месте еще один "подземный дворец":

Новослободская

Новослободская. Фото с сайта https://ar.pinterest.com/pin/15-most-beautiful-moscow-metro-stations-top-tips-guide--906701337449551172/. Взято с Яндекс.Картинки
Новослободская. Фото с сайта https://ar.pinterest.com/pin/15-most-beautiful-moscow-metro-stations-top-tips-guide--906701337449551172/. Взято с Яндекс.Картинки

Ежедневно поток составляет:

  • вход - 25767 чел./дн.;
  • выход - 27530 чел./дн.

И соответственно разница (-1763 чел./дн.).

И вот дальше уже по местам всё достаточно плотно.

Октябрьская

И это 8-е место среди всех станций кольцевой линии.

Ежедневно поток составляет:

  • вход - 24588 чел./дн.;
  • выход - 25542 чел./дн.

И соответственно разница (-954 чел./дн.).

Октябрьская. Фото с сайта https://mayak.travel/object/11976-stanciya-metro-oktyabrskaya-kolcevaya/. Взято с Яндекс.Картинки
Октябрьская. Фото с сайта https://mayak.travel/object/11976-stanciya-metro-oktyabrskaya-kolcevaya/. Взято с Яндекс.Картинки

Таганская

И вот на ней мне очень часто бывать приходилось.

Таганская. Фото с сайта https://yandex.com/maps/213/moscow/stops/station__9858916/?ll=37.653135%2C55.742427&tab=overview&z=16. Взято с Яндекс.Картинки
Таганская. Фото с сайта https://yandex.com/maps/213/moscow/stops/station__9858916/?ll=37.653135%2C55.742427&tab=overview&z=16. Взято с Яндекс.Картинки

Ежедневно поток составляет:

  • вход - 23368 чел./дн.;
  • выход - 24482 чел./дн.

И соответственно разница (-1114 чел./дн.).

А вот замыкает "десятку" самая сбалансированная станция кольцевой линии по соотношению вход/выход:

Краснопресненская

Ежедневно поток составляет:

  • вход - 23301 чел./дн.;
  • выход - 23241 чел./дн.

И соответственно разница (+60 чел./дн.). Всего лишь 60! И совсем другой немного темноватый дизайн:

Краснопресненская. Фото с сайта https://alliance-krk.ru/services/vyezd-na-dom/po-metro/krasnopresnenskaya.html
Краснопресненская. Фото с сайта https://alliance-krk.ru/services/vyezd-na-dom/po-metro/krasnopresnenskaya.html

И этот поток - это уже реже, чем 1 чел. за 3 секунды, то есть это 19,9 чел./мин.

Проспект мира

И этой станцией я тоже очень активно пользовался, когда жил в гостинице ГАСИС. От "Рижской" было ближе, но с учетом перехода, если едешь по кольцевой, получалось примерно также. Вот я на ней и выходил. И она действительно никогда мне не казалась загруженной. Другое дело, что в вагон нужно было втиснуться.

Ежедневно поток составляет:

  • вход - 20709 чел./дн.;
  • выход - 21539 чел./дн.

И здесь снова выход больше (-830 чел./дн.)

Проспект мира. Фото с сайта https://rutube.ru/plst/276386/. Взято с Яндекс.Картинки
Проспект мира. Фото с сайта https://rutube.ru/plst/276386/. Взято с Яндекс.Картинки

И последняя...

Добрынинская

Ежедневно поток составляет:

  • вход - 17876 чел./дн.;
  • выход - 18925 чел./дн.

Разница (-1048 чел./дн.). Но у скорость потока всё равно больше 15 чел./мин. даже на вход - 15,3 чел./мин.

Одна из самых скромных на кольцевой, но что-то есть в этой простоте:

Добрынинская. Фото с сайта https://molva33.ru/kakuyu-iz-stanczij-stalinskogo-metro-chinovniki-nazvali-provalnoj/. Взято с Яндекс.Картинки
Добрынинская. Фото с сайта https://molva33.ru/kakuyu-iz-stanczij-stalinskogo-metro-chinovniki-nazvali-provalnoj/. Взято с Яндекс.Картинки

Подведем итоги! За III квартал 2024 года на все станции кольцевой линии вошел 41.254.422 чел. Вышло через вестибюли этих станций 39.464.704 чел. Соответственно 1.789.718 чел. выбрали разные пути туда-обратно. Ежедневно входили 448.418 чел., а выходили 428.964 чел. Поскольку станций всего у нас получилось 12, то в среднем на 1 станцию это:

  • вход - 37368 чел./ст.;
  • выход - 35747 чел./ст.

В пересчете на минутный пассажиропоток, это 31,9 чел./мин на вход и 30,6 чел./мин. на выход.

Ну и давайте попробуем все-таки отследить динамику пассажиропотока по самой загруженной станции кольцевой линии. Это "Комсомольская".

Построено автором
Построено автором

Налицо провал в пассажиропотоке каждый 1-й квартал года Видимо, длинные выходные делают своё дело, а туристы зимой не могут восполнить пассажиропоток вместо отдыхающих москвичей. А вот I-й квартал 2025 года оказался и вовсе уникальным. Там значительно упал пассажиропоток на вход. Хм... Ленинградский вокзал вроде бы закрыли на реконструкцию еще 11 августа 2024 года. Но другой причины всё равно в голову не приходит. Но почему выход тогда остался прежним?! В общем, отнесем это к загадкам Московского метро )

Кстати, в этом году у кольцевой линии, которая в наши дни имеет №5, юбилей - 75 лет. Первый ее участок (она тогда не была кольцевой) открыли 1 января 1950 года. Второй и третий в 1952 и 1954 гг. В итоге общая протяженность достигла 19,4 км. Некоторые станции назывались когда-то иначе. Например, "Октябрьская" была "Калужской", "Добрынинская" - "Серпуховской" (потом она снова появится, но на другой линии), а "Проспект мира" - "Ботанический сад". А сейчас строят еще одну 13-ю станцию - "Достоевская". Причем и она будет пересадочной. Соответственно все станции будут иметь переходы на другие линии. Глубины же варьируются от 35,5 метров ("Добрынинская" и "Краснопресненская") до 53 метров ("Киевская" и "Таганская").

Спасибо, что следите за каналом!