Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Что мы узнали об истинном состоянии вагонов РЖД из отчетного документа

Оглавление

Годовой отчет Федеральной пассажирской компании за 2024 год оказался гораздо интереснее, чем можно было бы ожидать от типичного документа о финансовых и производственных показателях. За сухими цифрами и обтекаемыми формулировками скрывается поразительно откровенная картина – о количестве вагонов, составе вагонного парка и его состоянии.

Купе наступает, плацкарт отступает

Один из ключевых показателей, на который в отчете делает акцент сама ФПК, – изменение структуры пассажиропотока.

Еще два года назад плацкарт уверенно лидировал с долей 55,5%, а купейные вагоны занимали лишь 33,7%. Но в 2024 году картина изменилась: купе достигло 37,8%, тогда как плацкарт опустился до 52,4%.

-2

Казалось бы: изменение небольшое, но заметное. Оно связано в первую очередь с систематической заменой поездов с плацкартными вагонами двухэтажными поездами, где есть только купе и иногда СВ.

Отдельной строкой отмечен рост популярности двухэтажных вагонов – на внушительные 12,1% за год.

-3

На первый взгляд можно подумать, что пассажиры охотнее стали покупать купе. Однако реальная причина таких изменений – не рост доходов населения и не улучшение сервиса, а банальное сокращение количества поездов с плацкартными вагонами. Иными словами, выбора становится меньше, а статистика – красивее.

Чем меньше вагонов – тем больше амбиций

Если вернуться чуть назад, в 2016 год, можно обнаружить интересную цифру: тогда у ФПК было более 21 тысячи вагонов. На конец 2024 года – уже только 16549.

За 8 лет парк сократился на 4,5 тысяч вагонов.

И хотя в 2024 году ФПК получила 594 новых вагона, с учетом списания старых реальный годовой прирост составил лишь 200 штук.

-4

Это наглядно иллюстрирует, как тяжело идет обновление подвижного состава. Несмотря на регулярные пресс-релизы о «массовом обновлении», парк все еще не может восстановиться даже до уровня восьмилетней давности. Впрочем, нет уверенности, что ФПК к этому стремится.

Компания официально признала, что с 2025 по 2030 год хочет закупить более 2100 новых вагонов. Этого не хватит до старых объемов, особенно с учетом списаний.

Ключевым производителем для ФПК остается Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ). В апреле 2025 года было заявлено, что с заводом будет заключен новый долгосрочный контракт. Предыдущий договор с 2019 по 2024 годы предусматривал поставку до 3700 вагонов.

Какие вагоны есть у ФПК

Как и прежде, в составе перевозчика больше всего купейных вагонов – 7,5 тысяч. Следом идут плацкартные – около 7 тысяч. Далее – рестораны (около 600), сидячие (500) и СВ (400).

-5

Двухэтажных вагонов в собственности ФПК – 1058 (это и купейные, и сидячие, и СВ, и рестораны). Из них 115 – это вагоны габарита «2020» (расширенные), число которых последние годы остается неизменным, а значит, новых поставок не было.

Вагонов моделей 2019 года, так называемых «двойных сцепов» с душем, но без титанов – 1779 штук.

-6

В 2025 году ожидается ввод в эксплуатацию 38 вагонов габарита Т, которые начнут курсировать между Москвой и Петербургом. Это не только технологическая новинка, но и попытка продемонстрировать модернизацию в ключевом сегменте.

Улучшения есть, но далеко не для всех

ФПК рапортует, что доля вагонов с кондиционерами достигла 92,4%, а с экологически чистыми туалетами – 86%.

Это действительно важный показатель, особенно учитывая спрос на южные поезда. Однако как показывает опыт последних лет – вагон с кондиционером – это не то же самое, что «вагон с исправным кондиционером». Прошлым летом перевозчики широко использовали формулировку, что кондиционеры оказываются «неэффективными» в условиях аномальной жары.

Что касается модернизации – тут дела идут по-разному. Так, плацкартные вагоны со шторками, полюбившиеся пассажирам за приватность, до сих пор остаются в штучном экземпляре. Уже третий год подряд их всего 67. Новых не прибавляется, хотя спрос есть.

-7

Напротив, купейные вагоны на базе старых «Аммендорфов» активно переделываются: их уже 363 – против 315 год назад и 274 в 2022 году. Это, по сути, те самые вагоны из ГДР 1980-90-х годов, которым дают вторую жизнь, снабжая новыми полками, окнами, кондиционерами и гигиеническими душами. Работы много, результат неплохой – но сама идея говорит о нехватке новых вагонов и попытке выжать максимум из наследия.

-8

Конкуренты наступают, но сдержанно

На рынке дальнего следования ФПК все еще остается без пяти минут монополистом – с долей в 86,1%.

Если же смотреть шире – включая авиа- и автотранспорт, – доля ФПК в 2024 году составила 32,4%. Это рост по сравнению с 2022 годом (31,1%), но он скорее отражает общее снижение доступности перелетов, чем прорыв железной дороги.

На фоне колоссального отрыва ФПК успехи конкурентов выглядят пока скорее символически: доля ГСЭ выросла с 2,4% до 3,0% за два года.

-9
-10

Будет ли развиваться конкуренция в дальнейшем – покажет время.