Иероним Стридонский - церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Cвятой был невероятно популярен в Средневековье. Так как Иероним перевел на латынь важнейшую книгу, неудивительно, что он стал чуть ли не самым изображаемым святым.
Святого Иеронима можно опознать по его атрибутам. Например, череп на картинах символизирует бренность бытия, о котором всегда помнит благочестивый аскет. Камень в руке — знак покаяния и борьбы со страстями. Также около Иеронима могут находиться груда книг, письменные принадлежности, кардинальская шляпа и, конечно же, лев...
Сюжет об исцелении и приручении Иеронимом льва впервые появился в житии святого, относящемся к IX веку, и широко распространился по средневековой Европе в настоящих бестселлерах того времени — "Историческом зерцале" Винцента из Бове и "Золотой легенде" Иакова Ворагинского, написанных в середине XIII столетия.
Сано ди Пьетро, представитель живописи итальянского Возрождения, создал одну из самых узнаваемых версий этого сюжета. В эпоху Средневековья разные эпизоды истории с повторяющимися персонажами очень часто изображаются в одном и том же пространстве. Три части сюжета о льве и святом Иеронима последовательно показаны по последовательно.
Длинная картина — часть пределлы (основания многостворчатого церковного алтаря) который художник выполнил в 1444 году по заказу религиозного ордена иезуатов блаженного Иеронима.
Мы сразу понимаем, что художник из Сиены - мраморные полы контрастных цветов были популярны потому, что город соседствовал с огромными залежами мрамора. Его добывали как на экспорт, так и активно использовали в собственном производстве.
Также мы можем разглядеть типичный средневековый монастырь с полосатым декором из черного и белого мрамора, характерным для тосканской архитектуры.
Образ доброго доктора Айболита для несчастного льва не совсем вяжется с тем суровым аскетом и ученым книжником, каким представляется святой Иероним, если судить по его биографии.
Однако именно этот фантастический эпизод сделал святого узнаваемым и почитаемым. История Иеронима была удачным сюжетом для художников и способствовала популярности святого, чья ученость, вероятно, скорее отпугивала бы простого прихожанина, чем привлекала.
По легенде, хищник пришел в монастырь, и лишь Иероним не испугался его. Святой увидел, что животное хромает и вылечил страдальца, вынув из лапы шип. Святой, вынувший колючку из лапы животного, уподобляется Христу, искупающему грехи человечества и побеждающему смерть. В благодарность лев стал повсюду ходить за святым Иеронимом, помогая братьям по хозяйству.
"приручение льва — это метафора обуздания животного начала в человеке <…> В христианской перспективе оно означает победу любви, святости и милосердия над греховностью падшей и неискупленной природы" - американский историк Юджин Райс.
Однажды монахи поручили льву охранять их осла, который пасся на лужайке. Но вот незадача - хищник задремал, и осла украли торговцы. Монахи решили, что скотину съел лев, и заставили царя зверей выполнять работу вьючного животного.
Когда караван торговцев, забравших осла, вернулся в те места, лев опознал пропажу и пригнал животное в монастырь вместе. Купцы решили сказать Иерониму правду и признались в краже.
У "Вифлеема" присутствуют очертания типичного средневекового итальянского города со множеством башен, которые активно возводили знатные враждующие семейства.
Подобное несоответствие никого не удивляло - перенося сюжет в современное для художника время, мастера подчеркивали актуальность изображаемого, что вызывало у зрителей ощущение сопричастности.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: