Найти в Дзене
ВЫЖИВАНИЕ ПО-РУССКИ

Германская БМП «Мардер» MARDER Обзор

Концепция боевых машин пехоты, действующих вместе с танками, развивалась в ходе Холодной войны параллельно в странах НАТО и СССР. Из Западного блока первыми в этой нише преуспели немцы (ФРГ) на пару со швейцарцами. В конце 1950-х, по техзаданию ФРГ, швейцарским филиалом компании «Hispano-Suiza» был создан гусеничный бронетранспортёр HS.30, который имел много общего с идеей БМП: неплохую защиту и вооружение, явно мощнее большинства тогдашних БТР. Хотя и недостатков хватало, например, малая вместимость, невысокая скорость и неважная проходимость. Вскоре после выхода серийной Советской БМП-1, западные немцы выкатили свою новую машину в данном классе: БМП «Мардер». Данная техника представляет интерес, поскольку это самая массовая БМП европейского производства (было выпущено свыше 2 000 штук). Она до сих пор стоит на вооружении Бундесвера. Несколько десятков БМП «Мардер» были переданы в «страну 404» и отметились в боях против Армии России, понесли потери. Судьба остающихся у ФРГ боевых маши
Оглавление

Концепция боевых машин пехоты, действующих вместе с танками, развивалась в ходе Холодной войны параллельно в странах НАТО и СССР. Из Западного блока первыми в этой нише преуспели немцы (ФРГ) на пару со швейцарцами. В конце 1950-х, по техзаданию ФРГ, швейцарским филиалом компании «Hispano-Suiza» был создан гусеничный бронетранспортёр HS.30, который имел много общего с идеей БМП: неплохую защиту и вооружение, явно мощнее большинства тогдашних БТР. Хотя и недостатков хватало, например, малая вместимость, невысокая скорость и неважная проходимость. Вскоре после выхода серийной Советской БМП-1, западные немцы выкатили свою новую машину в данном классе: БМП «Мардер». Данная техника представляет интерес, поскольку это самая массовая БМП европейского производства (было выпущено свыше 2 000 штук). Она до сих пор стоит на вооружении Бундесвера. Несколько десятков БМП «Мардер» были переданы в «страну 404» и отметились в боях против Армии России, понесли потери. Судьба остающихся у ФРГ боевых машин вполне очевидна. Им едва ли предстоит быть списанными и сгнить на стоянках хранения… Все эти БМП наверняка будут уничтожены в ходе будущих боевых действий между Европой и Россией. Либо в прокси-конфликтах, подобных текущему, либо при прямом столкновении. Потому и стоит рассмотреть БМП «Мардер» пристальнее, и в современном контексте, и на перспективу.

БМП «Мардер» (фото из открытых источников)
БМП «Мардер» (фото из открытых источников)

БТР HS.30 по ходовым качествам мог нормально взаимодействовать с послевоенными танками американского производства M47 «Паттон». С появлением у ФРГ собственного танка «Леопард» в 1963 году, HS.30 стал уже не вывозить по скорости и проходимости. Нужно было подтягивать защищённость. Да и оставалась задача вместить тогдашнее пехотное отделение (10 человек), а там помещалось только 8 (3+5).

HS.30 (фото из открытых источников)
HS.30 (фото из открытых источников)

Из опыта эксплуатации HS.30 и с оглядкой на Советскую БМП-1, появился финальный прототип БМП «Мардер» к 1969 году.

Выведенная из строя и брошенная противником БМП Marder 1 A3 в Донбассе (фото из открытых источников)
Выведенная из строя и брошенная противником БМП Marder 1 A3 в Донбассе (фото из открытых источников)

Разработки велись с 1951, и концепт во многом был уже к 1960. Но была масса препон:

  • то нехватка ресурсов;
  • то неплохо себя показавший промежуточного варианта в виде HS.30;
  • то попытки втулить американский гусеничный БТР M113 на эту роль. Но последний тотально проиграл немецким прототипам по защищённости и возможности разместить мощное вооружение.

К окончательному варианту БМП «Мардер» и серийному производству подошли лишь к самому концу 1960-х.

Вот они, старые конкуретны и встретились. Американский БТР M113 и немецкая БМП Marder. Обе машины остались на поле боя в Донбассе... Допзащита от дронов не помогла. Можно предположить, что в последнем походе германец буксировал американца. Не вывезли... (кадр из открытых источников)
Вот они, старые конкуретны и встретились. Американский БТР M113 и немецкая БМП Marder. Обе машины остались на поле боя в Донбассе... Допзащита от дронов не помогла. Можно предположить, что в последнем походе германец буксировал американца. Не вывезли... (кадр из открытых источников)
Так что можно констатировать, что, в плане проектирования, немцы даже где-то опережали Отечественных конструкторов БМП-1. Однако серийный выпуск Советской машины был налажен много раньше. Сама идея разрабатывалась обеими сторонами. Не исключено, что где-то друг у друга подворовывали концепты и даже чертежи. Это нормально.
БМП-1 (фото из открытых источников)
БМП-1 (фото из открытых источников)
Название «Мардер» переводится с немецкого, как «куница».
БМП Marder, Донбасс (кадр из открытых источников)
БМП Marder, Донбасс (кадр из открытых источников)

Производились БМП «Мардер» двумя заводами в ФРГ с 1969 по 1975 год. Суммарно было выпущено по разным данным, то ли 2 136, то ли 2 736 машин. Техника за свой долгий век претерпела ряд модернизаций.

Какое-то количество разошлось по Европе и миру. Так на вооружении Бундесвера находится чуть более 300 единиц. БМП «Мардер» стоит на вооружении Греции (40 штук). Были поставки в Чили (173 шт), Индонезию (42 шт), Иорданию (16 шт).

В «страну 404» официально было поставлено 55 единиц модификации Marder 1 А3. Сколько неофициально – неизвестно… Также это, вероятно, далеко не последняя поставка. На текущий момент подтверждена потеря минимум 36 машин.

Подбитая горелая БМП Marder 1 A3 где-то на огненных дорогах Донбасса (фото из открытых источников)
Подбитая горелая БМП Marder 1 A3 где-то на огненных дорогах Донбасса (фото из открытых источников)
Что-то сверх этого наверняка было выбито ударами по ангарам, подземным стоянкам дальнобойными средствами, и не попало на фото- видеофиксацию.
Очередная брошенная экипажем БМП Marder противника, где-то в Донбассе. Разутая, вероятно от подрыва на мине. Съёмки с дрона (кадр из открытых источников)
Очередная брошенная экипажем БМП Marder противника, где-то в Донбассе. Разутая, вероятно от подрыва на мине. Съёмки с дрона (кадр из открытых источников)

Сколько БМП «Мардер» осталось на хранении, каково состояние – также нет информации. Но можно предположить, зная германские подходы, что несколько сотен машин ещё могут быть восстановлены, модернизированы и отправлены на Восток…

Там их и утилизируют... Очередная БМП Marder, подбитая в Донбассе. Рядом куча сухпайков образца противника, выпали из грузовых отсеков между допбронированием бортов и корпусом. Угостились огнём и металлом... (кадр из открытых источников)
Там их и утилизируют... Очередная БМП Marder, подбитая в Донбассе. Рядом куча сухпайков образца противника, выпали из грузовых отсеков между допбронированием бортов и корпусом. Угостились огнём и металлом... (кадр из открытых источников)

Характеристики БМП «Мардер»

Компоновка БМП «Мардер» переднемоторная. Моторно-трансмиссонное отделение (МТО) находится спереди справа. Десантный отсек сзади.

Выведенная из строя БМП Marder в Донбассе. Открыт МТО (фото из открытых источников)
Выведенная из строя БМП Marder в Донбассе. Открыт МТО (фото из открытых источников)

Слева от МТО расположено место механика-водителя. У водителя руль, как на автомобиле (даже не штурвал, как на БМП-1, и уж тем более не танковые рычаги), гидравлика, всё весьма удобно.

Далее башня с лафетным размещением 20 мм автоматической пушки Rh-202 и пулемётом MG3 (7.62 мм).

Исходно пулемётов было два. Один спарен с пушкой, а второй стоял на корме в виде отдельной турели с дистанционным управлением изнутри. Но при последующих модификациях задний пулемёт был убран.
Базовая версия Marder-1 Бундесвера, со вторым пулемётом над десантным отсеком (изображение из открытых источников)
Базовая версия Marder-1 Бундесвера, со вторым пулемётом над десантным отсеком (изображение из открытых источников)

В башне места командира и стрелка. В десантном отделении сиденья расположены так, чтобы бойцы смотрели в стороны бортов (по трое) и один смотрит назад, в сторону аппарели.

БМП «Мардер», завершившая свой боевой путь у лесопосадки в Донбассе. Хорошо видна открытая аппарель. Мимо проходит Русский Воин... (фото из открытых источников)
БМП «Мардер», завершившая свой боевой путь у лесопосадки в Донбассе. Хорошо видна открытая аппарель. Мимо проходит Русский Воин... (фото из открытых источников)
В исходной версии помещалось 7 десантников. На поздних версиях – 6.
На свалке уничтоженной бронтехники после отступления противника. Трофеи (фото из открытых источников)
На свалке уничтоженной бронтехники после отступления противника. Трофеи (фото из открытых источников)

Двигатель: 6-ти цилиндровый V-образный дизель, на 600 лошадиных сил. Составляет единый агрегат с трансмиссией. Топливные баки (3 штуки, общим объёмом 652 л) размещены в десантном отделении, что не есть хорошо для безопасности бойцов. Выручает то, что попасть в баки непросто, они прикрыты бронёй и МТО с двигателем и трансмиссией. Да и соляра вспыхивает не так стремительно, как бензин.

После жёстких встречных боёв в Донбассе. Тут и разутый на минах танк (вероятно наш), и МТ-ЛБ перевернутый, и Marder оппонентов (кадр из открытых источников)
После жёстких встречных боёв в Донбассе. Тут и разутый на минах танк (вероятно наш), и МТ-ЛБ перевернутый, и Marder оппонентов (кадр из открытых источников)
Внешние баки имели бы свои плюсы и минусы. Экипаж в большей безопасности, но такие баки проще поразить, как и длинные топливопроводы.

Система охлаждения, радиаторы расположены в корме, по бокам от десантного отделения.

Подбитая и брошенная боевая машина пехоты Marder в Курской области. Была с дополнительной защитой, навесом из металлической сетки от дронов. Помогло не сильно... (фото из открытых источников)
Подбитая и брошенная боевая машина пехоты Marder в Курской области. Была с дополнительной защитой, навесом из металлической сетки от дронов. Помогло не сильно... (фото из открытых источников)

Основной вход и выход для десанта выполнен в виде опускающейся назад и вниз аппарели.

В самой аппарели имеется дополнительная распашная трёхстворчатая дверь (подножка вниз и две створки в стороны), для быстрого входа и выхода из десантного отделения, в том числе на ходу.

Сверху имеются дополнительные люки, чтобы десант мог экстренно покинуть машину, если аппарель и дверь оказались заблокированными.

Также стрелки могут подняться из люков и вести огонь, не покидая БМП.

БМП «Мардер» Бундесвера во время демонстрации преодоления преград. Видно, как десантники могут высунуться из верхних люков (фото из открытых источников)
БМП «Мардер» Бундесвера во время демонстрации преодоления преград. Видно, как десантники могут высунуться из верхних люков (фото из открытых источников)

Бойниц в бортах не предусмотрено (что и нормально, ибо стрельбу на ходу из бойниц придумали весьма странные теоретики). У каждого десантника имеются смотровые призменные блоки для оценки ситуации снаружи, без необходимости высовываться. Этого достаточно.

Корпус герметичен, что позволяет «Мардеру» преодолевать неглубокие водные преграды, броды с глубиной до 1.5 м и твёрдым дном. Машина не плавает.

Имеется система пожаротушения.

Помогает не всегда... Marder горит где-то в полях Донбасса (кадр из открытых источников)
Помогает не всегда... Marder горит где-то в полях Донбасса (кадр из открытых источников)
На поздних модификациях и кондиционер появился.

Габариты:

  • Длина: 6 790 мм (у версии А3 – 6 880 мм).
  • Ширина: 3 240 (у версии А3 – 3 380 мм).
  • Высота: 2 950 мм (по прожектор). У версий А2 и А3 – 3 090 мм (по ПТРК).

Клиренс: 435 мм.

БМП «Мардер» с допзащитой за секунду до встречи с Русским FPV-дроном КВН «Князь Вандал Новгородский», где-то в Курской области минувшей зимой (кадр из открытых источников)
БМП «Мардер» с допзащитой за секунду до встречи с Русским FPV-дроном КВН «Князь Вандал Новгородский», где-то в Курской области минувшей зимой (кадр из открытых источников)

Масса:

  • 28.2 т (А1);
  • 33.5 т (А3).

Бронирование

Трофейная БМП Marder на выставке в Москве. Машина со снятым с бортов дополнительным бронированием версии А3, почти в первозданном виде (фото из открытых источников)
Трофейная БМП Marder на выставке в Москве. Машина со снятым с бортов дополнительным бронированием версии А3, почти в первозданном виде (фото из открытых источников)

Броня стальная.

Толщины и углы основного корпуса базовой модели (без наружного допбронирования):

  • Лоб верх: 14 мм под углом 78 град.
  • Лоб низ: 32 мм, 24 и 55 град.
  • Борта: 14.5 мм под 33 град и вертикально.
  • Корма: 10 мм
  • Крыша и днище: 8 мм.
  • Усиление днища спереди и скосы, переходы от бортов ко лбу: 20 мм.
  • Усиление днища сзади: 14.5 мм.
Схема бронирования БМП Marder. Можно увеличить по клику (изображение из открытых источников)
Схема бронирования БМП Marder. Можно увеличить по клику (изображение из открытых источников)

Дополнительное бронирование версии А3 представляет разнесённую броню на нижней лобовой детали: 2 слоя по 12 мм стальных листов, слои армированной резины и 20 см воздушной прослойки. На бортах бронелисты по 8 мм.

У такого «пирога» даже просматриваются шансы остановить кумулятивный боеприпас (выстрел РПГ), особенно при попадании под углом. Кумулятивная струя может сломаться при прохождении многослойной преграды.
Немецкая БМП «Мардер» A3, с дополнительной разнесённой бронёй, на очередной выставке в трофеев, где-то в России. На заднем плане американская M2 Bradley, обзор был ранее, ссылку приведу в конце (фото из открытых источников)
Немецкая БМП «Мардер» A3, с дополнительной разнесённой бронёй, на очередной выставке в трофеев, где-то в России. На заднем плане американская M2 Bradley, обзор был ранее, ссылку приведу в конце (фото из открытых источников)

Помимо лба, разнесённую защиту получили: башня, борта и некоторые участки крыши БМП.

Лоб модификации A3, с разнесённым допбронированием, держит бронебойные снаряды 30 мм Советских автопушек с дистанции 400 м и далее. Отличный показатель защищённости! Фактически, как средний танк.

Подбитый и брошенный противником Marder 1 A3, и наш боец (фото Телеграм-канал: VOENACHER)
Подбитый и брошенный противником Marder 1 A3, и наш боец (фото Телеграм-канал: VOENACHER)

Ранние версии (без допбронирования) держали снаряды автопушек 25 мм с 200 м и 20 мм (собственной пушки) со 100 м.

По периметру держит бронебойные пули 14.5 мм КПВТ с дистанций от 100 м.

Вооружение

Подорвавшаяся на противотанковых минах БМП Marder с поднятым вверх стволом автоматической пушки, где-то в Донбассе (фото из открытых источников)
Подорвавшаяся на противотанковых минах БМП Marder с поднятым вверх стволом автоматической пушки, где-то в Донбассе (фото из открытых источников)

Автоматическая пушка Rh-202 калибра 20 мм (исходно зенитная).

Боекомплект: 1 250 осколочно-фугасных зажигательных выстрелов (изначально). Позднее: 1 284, из которых 317 бронебойных подкалиберных БПС (после внедрения последних при переходе к версии A1).

Пулемёт MG3 под патрон 7.62х51 мм НАТО. Спарен с автопушкой.

Боекомплект пулемёта: 2 500 патронов.
Очередная выведенная из строя германская БМП в Курской области (фото Телеграм-канал: Северный ветер)
Очередная выведенная из строя германская БМП в Курской области (фото Телеграм-канал: Северный ветер)

БМП оснащена прицелами с дневным и ночным каналами. Современные версии ещё и имеют неплохой тепловизор.

С 1977 года устанавливался ПТРК «Милан» (был обзор на канале, ссылку приведу в конце). Боекомплект: 6 ракет.

Позднее – ПТРК «Милан-2».

На машинах ставят системы отстрела дымовых гранат, для постановки дымовых завес, прикрытия действий машины и десанта.

Ходовые качества

Двигатель с мощностью 600 л.с. позволял развивать скорость до 70 км/ч по дорогам с твёрдым покрытием. У утяжелённой допбронированием версии А3 максимальная скорость упала до 65 км/ч.

БМП «Мардер» на ходу (фото из открытых источников)
БМП «Мардер» на ходу (фото из открытых источников)

Запас хода по трассе: 520-600 км. По пересечённой местности – в 2-2.5 раза меньше.

Подвеска независимая, торсионная. Машина преодолевает преграду высотой до 75 см и ров шириной до 2 м. Взбирается на наклоны до 35 градусов. Может проехать брод глубиной до 1.5 м с твёрдым дном, без дополнительной подготовки к форсированию. Но где же в реальных условиях будет твёрдое ровное дно…

Так что эти бравурные заявки по преодолеваемым преградам, больше касаются тепличных условий учений и испытаний, но не реального боевых действий.
Реальное поле боя – тяжёлое испытание даже для современных танков. Остальная бронетехника там ещё уязвимее. Очередная БМП Marder закончила свой путь в Донбасской лесопосадке (фото из открытых источников)
Реальное поле боя – тяжёлое испытание даже для современных танков. Остальная бронетехника там ещё уязвимее. Очередная БМП Marder закончила свой путь в Донбасской лесопосадке (фото из открытых источников)

Проходимостью по грязи, вязкому глубокому песку, БМП «Мардер» не блещет. Особенно с этим проблемы у актуальных на текущий момент тяжёлых версий А3 (и последующих производных от неё). Приемлемые характеристики для Европы с её плотной дорожной сетью (где и исходно рассчитывали использовать «Мардеры» в случае перерастания Холодной войны в горячую). Однако для условий Северного Причерноморья или Прибалтики – нормально кататься по полям, заболоченным лугам, можно лишь на пике лета, когда всё основательно просохло, либо уверенной зимой – когда крепко замёрзло.

БМП Marder сходила понаступать... и навечно уткнулась в воронку где-то на землях Новороссии (фото Телеграм-канал: BTR80)
БМП Marder сходила понаступать... и навечно уткнулась в воронку где-то на землях Новороссии (фото Телеграм-канал: BTR80)

Версии

Базовая модель (которую позднее стали классифицировать, как «Marder-1») выпускалась с 1969 по 1975 годы.

Собственно, тогда и были изготовлены все 2000+ машин, которые модернизируют до сих пор.
БМП Marder без дополнительной разнесённой брони. Скорее всего просто была снята (кадр из открытых источников)
БМП Marder без дополнительной разнесённой брони. Скорее всего просто была снята (кадр из открытых источников)

С 1977 по 1979 производили установку ПТРК «Милан».

Модернизация до версии «Marder 1 A1» проходила в 1981-82 годах. Был усилен электропривод поворота башни. Для пушки 20 мм внедрён механизм селективного питания для переключения между боеприпасами бронебойного и осколочно-фугасного действия.

Часть машин (около 700) получили тепловизионные прицелы.

Проходил ряд модификаций, коснувшихся обновления радиостанций (А1А3, А2, А4).
Marder 1 A3 (кадр из открытых источников)
Marder 1 A3 (кадр из открытых источников)

Marder 1 A3 – версия от 1989 года. Получила дополнительное внешнее бронирование (разнесённая с основным корпусом броня). Комплект массой 1.6 тонны.

Данная модификация является основной на текущий момент. И именно такие машины поставлены вооруженным формированиям 404.
Очередная трофейная БМП Marder на Юго-Западе России (фото из открытых источников)
Очередная трофейная БМП Marder на Юго-Западе России (фото из открытых источников)

Некоторые машины А3 опционально стали оснащать кондиционерами, в зависимости от региона, где предполагалось действовать.

Доработка до версии Marder 1 A5 проходила в начале 2000-х. Упор был сделан на противоминную защиту по опыту участия немецких контингентов в американских операциях в Ираке и Афганистане. Усилено днище. Внутри десантное отделение переработано с целью минимизации травматизма при подрыве машины на мощном фугасе. Сделали кресла подвесными, с хорошей амортизацией. И, грубо говоря, убрали или защитили мягкими накладками острые выступы, о которые Ганц мог бы разбить бестолковку при резкой встряске от подрыва.

Marder 1 A3, подорванная на мине в Донбассе, разрыв гусеницы, чем и была остановлена. Трофей (фото Телеграм-канал: Дневник Десантника)
Marder 1 A3, подорванная на мине в Донбассе, разрыв гусеницы, чем и была остановлена. Трофей (фото Телеграм-канал: Дневник Десантника)

Данная доработка затронула менее 100 машин. Так что их немцы пока придерживают для себя.

В модификации А5А1 установлена улучшенная система кондиционирования воздуха. Также применено внешнее камуфлирование корпуса, работающее в разных спектрах. Установлен РЭБ. Таких машин ещё меньше.

Плюсы и минусы

Подбитая БМП Marder, где-то на Диком Юго-Западе России (фото Телеграм-канал: VOENACHER)
Подбитая БМП Marder, где-то на Диком Юго-Западе России (фото Телеграм-канал: VOENACHER)

Преимущества:

  • Немецкое качество (эпохи, когда производства комплектующих ещё не вывезли на заводы в Китае…).
  • Низкий силуэт способствует скрытности на поле боя, в «зелёнке», за рельефом.
Силуэт подбитой БМП Marder на поле боя где-то в Новороссии (кадр из открытых источников)
Силуэт подбитой БМП Marder на поле боя где-то в Новороссии (кадр из открытых источников)
  • Верхняя лобовая деталь под очень острым углом, что существенно осложняет поражение машины в эту зону. Даёт массу рикошетов, даже формально неотразимых боеприпасов.
  • Неплохая защищённость в целом, особенно у версий А3 и далее.
  • Десантный отсек сзади. От попаданий из передней полусферы прикрыт двигателем.
  • Аппарель с дополнительной дверью обеспечивает быстрый и максимально безопасный выход десанта.
Боец Армии России с двустволкой от дронов на аппарели подбитой и брошенной БМП Marder (фото из открытых источников)
Боец Армии России с двустволкой от дронов на аппарели подбитой и брошенной БМП Marder (фото из открытых источников)
  • Неплохая автопушка.

Вообще весьма сбалансированная машина. Конечно где-то и по вооружению, и по отсутствию динамической защиты, уступает американской М2 «Брэдли». Во многих аспектах проиграет и Отечественной БМП-3, поскольку та, банально, более нова, из иного технологического периода. На фоне БМП-1 и БМП-2 «Мардер» смотрится лучше. БМП-1 в базовом виде делает вообще по всем параметрам, кроме ходовых качеств и эфемерной возможности плавать. БМП-2 с комплектом разнесённой допброни проигрывает уже не так сильно по защите, а 30 мм автопушка даёт фору немецкой. Такое сравнение уже не столь однозначное. Хотя ряд мелких нюансов у немецкой машины было бы неплохо позаимствовать (ту же аппарель). Также электронная начинка хороша. Но это решаемо при модификации на любой технике.

Понятно, что БМП «Мардер» и исходно недешёвая на фоне Советских ровесниц, и по мере модернизаций становилась всё дороже.

Недостатки:

  • Это одна из самых тяжёлых БМП. Идёт серьёзная нагрузка на детали ходовой, от чего сниженный ресурс и относительно частые поломки. Если засадили в грязь – не каждая машина рядом её вытащит.
Застрявшая в грязи Донбасса БМП «Мардер» противника (фото из открытых источников)
Застрявшая в грязи Донбасса БМП «Мардер» противника (фото из открытых источников)
  • Не блещет проходимостью, скоростью, ходовыми характеристиками в целом (как раз по причине большой массы, и соотношения массы к мощности мотора). Не лучшее сцепление обрезиненных траков гусениц с грунтом.
Это серьёзный минус, когда нужно быстро преодолевать предполье по сложному рельефу и вязкому покрытию, под ударами дронов, ПТУРов, арты. Да и просто в рамках ротаций, снабжения, машины застревают существенно чаще, чем более лёгкие и «рвущие» Отечественных БМП того же периода.
  • Сложный и дорогостоящий ремонт. Проблематично держать специалистов и доставлять запчасти близко к зоне боевых действий.
Это может и не будет проблемой, когда придётся иметь дело непосредственно с Бундесвером. Но пока бои идут на дальних восточных рубежах, относительно Центральной Европы – это болевая точка для данной техники.
Сразу три БМП «Мардер», брошенные противником при отступлении в Донбассе. Не смогли отремонтировать и эвакуировать (фото из открытых источников)
Сразу три БМП «Мардер», брошенные противником при отступлении в Донбассе. Не смогли отремонтировать и эвакуировать (фото из открытых источников)
  • Не плавает. Но, с учётом того, как «часто» приходится форсировать своим ходом водные преграды в боевых условиях – считай, нет такого недостатка. Зато бронирование не пришлось ослаблять.

Можно к минусам отнести и относительно высокую стоимость. Но для бойцов, что «Мардер», что БМП-1 – машины из прошлой эпохи, за которые ни они лично, ни нынешние государства, в современных реалиях, не платили. А воюют на том, что есть. И предпочтительнее, когда техника просто лучшее, без оглядки на цену. Дорогой и сложный ремонт – более веские аргументы.

Куда бить БМП «Мардер»

По компоновке всё расписано ранее. Спереди самая толстая броня и мотор. Место мехвода спереди слева. Его трудно достать (кроме как кумулятивом или крупным калибром с близкой дистанции). Командир и наводчик сидят довольно глубоко, в нижней части башни. В эту зону можно бить с бортов или сверху, рассчитывая поразить боекомплект, вызвать детонацию.

Подбитая трофейная БМП «Мардер». Открытая аппарель. Ленты с осколочно-фугасными зажигательными снарядами 20х139 мм. Если начнут детонировать, это конечно не 125 мм, но тоже неприятно... (фото из открытых источников)
Подбитая трофейная БМП «Мардер». Открытая аппарель. Ленты с осколочно-фугасными зажигательными снарядами 20х139 мм. Если начнут детонировать, это конечно не 125 мм, но тоже неприятно... (фото из открытых источников)

Наиболее уязвимые зоны:

  • ходовая (катки, гусеницы);
  • борта (особенно задние 2/3 корпуса);
  • корма, аппарель;
  • верх башни (можно вывести из строя вооружение даже сосредоточенным огнём пехотного пулемёта, бронебойными 7.62 мм);
  • приборы наблюдения.
Куда бить БМП «Мардер». Приоритетные зоны отмечены красным, затем жёлтым. Зелёным – наиболее защищённые участки (изображение из открытых источников)
Куда бить БМП «Мардер». Приоритетные зоны отмечены красным, затем жёлтым. Зелёным – наиболее защищённые участки (изображение из открытых источников)
Если в распоряжении есть FPV-дроны или коптеры-сбросники – тут всё понятно. Крыша толщиной 8 мм – не аргумент против любых кумулятивных боеприпасов. Если закрыто «мангалом» – тогда в аппарель. Там выход десанта и полностью зашить невозможно.
Редкий кадр: БМП «Мардер» с дополнительной защитой («мангалы» от сбросов, противокумулятивные решётки, цепи от FPV-дронов), очередной трофей (фото Телеграм-канал: ПоZывнOй «Vакцина»)
Редкий кадр: БМП «Мардер» с дополнительной защитой («мангалы» от сбросов, противокумулятивные решётки, цепи от FPV-дронов), очередной трофей (фото Телеграм-канал: ПоZывнOй «Vакцина»)

* * *

Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.

Заслать денег в благодарность автору

* * *

Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru

* * *

Статьи близкой тематики: