Концепция боевых машин пехоты, действующих вместе с танками, развивалась в ходе Холодной войны параллельно в странах НАТО и СССР. Из Западного блока первыми в этой нише преуспели немцы (ФРГ) на пару со швейцарцами. В конце 1950-х, по техзаданию ФРГ, швейцарским филиалом компании «Hispano-Suiza» был создан гусеничный бронетранспортёр HS.30, который имел много общего с идеей БМП: неплохую защиту и вооружение, явно мощнее большинства тогдашних БТР. Хотя и недостатков хватало, например, малая вместимость, невысокая скорость и неважная проходимость. Вскоре после выхода серийной Советской БМП-1, западные немцы выкатили свою новую машину в данном классе: БМП «Мардер». Данная техника представляет интерес, поскольку это самая массовая БМП европейского производства (было выпущено свыше 2 000 штук). Она до сих пор стоит на вооружении Бундесвера. Несколько десятков БМП «Мардер» были переданы в «страну 404» и отметились в боях против Армии России, понесли потери. Судьба остающихся у ФРГ боевых машин вполне очевидна. Им едва ли предстоит быть списанными и сгнить на стоянках хранения… Все эти БМП наверняка будут уничтожены в ходе будущих боевых действий между Европой и Россией. Либо в прокси-конфликтах, подобных текущему, либо при прямом столкновении. Потому и стоит рассмотреть БМП «Мардер» пристальнее, и в современном контексте, и на перспективу.
БТР HS.30 по ходовым качествам мог нормально взаимодействовать с послевоенными танками американского производства M47 «Паттон». С появлением у ФРГ собственного танка «Леопард» в 1963 году, HS.30 стал уже не вывозить по скорости и проходимости. Нужно было подтягивать защищённость. Да и оставалась задача вместить тогдашнее пехотное отделение (10 человек), а там помещалось только 8 (3+5).
Из опыта эксплуатации HS.30 и с оглядкой на Советскую БМП-1, появился финальный прототип БМП «Мардер» к 1969 году.
Разработки велись с 1951, и концепт во многом был уже к 1960. Но была масса препон:
- то нехватка ресурсов;
- то неплохо себя показавший промежуточного варианта в виде HS.30;
- то попытки втулить американский гусеничный БТР M113 на эту роль. Но последний тотально проиграл немецким прототипам по защищённости и возможности разместить мощное вооружение.
К окончательному варианту БМП «Мардер» и серийному производству подошли лишь к самому концу 1960-х.
Так что можно констатировать, что, в плане проектирования, немцы даже где-то опережали Отечественных конструкторов БМП-1. Однако серийный выпуск Советской машины был налажен много раньше. Сама идея разрабатывалась обеими сторонами. Не исключено, что где-то друг у друга подворовывали концепты и даже чертежи. Это нормально.
Название «Мардер» переводится с немецкого, как «куница».
Производились БМП «Мардер» двумя заводами в ФРГ с 1969 по 1975 год. Суммарно было выпущено по разным данным, то ли 2 136, то ли 2 736 машин. Техника за свой долгий век претерпела ряд модернизаций.
Какое-то количество разошлось по Европе и миру. Так на вооружении Бундесвера находится чуть более 300 единиц. БМП «Мардер» стоит на вооружении Греции (40 штук). Были поставки в Чили (173 шт), Индонезию (42 шт), Иорданию (16 шт).
В «страну 404» официально было поставлено 55 единиц модификации Marder 1 А3. Сколько неофициально – неизвестно… Также это, вероятно, далеко не последняя поставка. На текущий момент подтверждена потеря минимум 36 машин.
Что-то сверх этого наверняка было выбито ударами по ангарам, подземным стоянкам дальнобойными средствами, и не попало на фото- видеофиксацию.
Сколько БМП «Мардер» осталось на хранении, каково состояние – также нет информации. Но можно предположить, зная германские подходы, что несколько сотен машин ещё могут быть восстановлены, модернизированы и отправлены на Восток…
Характеристики БМП «Мардер»
Компоновка БМП «Мардер» переднемоторная. Моторно-трансмиссонное отделение (МТО) находится спереди справа. Десантный отсек сзади.
Слева от МТО расположено место механика-водителя. У водителя руль, как на автомобиле (даже не штурвал, как на БМП-1, и уж тем более не танковые рычаги), гидравлика, всё весьма удобно.
Далее башня с лафетным размещением 20 мм автоматической пушки Rh-202 и пулемётом MG3 (7.62 мм).
Исходно пулемётов было два. Один спарен с пушкой, а второй стоял на корме в виде отдельной турели с дистанционным управлением изнутри. Но при последующих модификациях задний пулемёт был убран.
В башне места командира и стрелка. В десантном отделении сиденья расположены так, чтобы бойцы смотрели в стороны бортов (по трое) и один смотрит назад, в сторону аппарели.
В исходной версии помещалось 7 десантников. На поздних версиях – 6.
Двигатель: 6-ти цилиндровый V-образный дизель, на 600 лошадиных сил. Составляет единый агрегат с трансмиссией. Топливные баки (3 штуки, общим объёмом 652 л) размещены в десантном отделении, что не есть хорошо для безопасности бойцов. Выручает то, что попасть в баки непросто, они прикрыты бронёй и МТО с двигателем и трансмиссией. Да и соляра вспыхивает не так стремительно, как бензин.
Внешние баки имели бы свои плюсы и минусы. Экипаж в большей безопасности, но такие баки проще поразить, как и длинные топливопроводы.
Система охлаждения, радиаторы расположены в корме, по бокам от десантного отделения.
Основной вход и выход для десанта выполнен в виде опускающейся назад и вниз аппарели.
В самой аппарели имеется дополнительная распашная трёхстворчатая дверь (подножка вниз и две створки в стороны), для быстрого входа и выхода из десантного отделения, в том числе на ходу.
Сверху имеются дополнительные люки, чтобы десант мог экстренно покинуть машину, если аппарель и дверь оказались заблокированными.
Также стрелки могут подняться из люков и вести огонь, не покидая БМП.
Бойниц в бортах не предусмотрено (что и нормально, ибо стрельбу на ходу из бойниц придумали весьма странные теоретики). У каждого десантника имеются смотровые призменные блоки для оценки ситуации снаружи, без необходимости высовываться. Этого достаточно.
Корпус герметичен, что позволяет «Мардеру» преодолевать неглубокие водные преграды, броды с глубиной до 1.5 м и твёрдым дном. Машина не плавает.
Имеется система пожаротушения.
На поздних модификациях и кондиционер появился.
Габариты:
- Длина: 6 790 мм (у версии А3 – 6 880 мм).
- Ширина: 3 240 (у версии А3 – 3 380 мм).
- Высота: 2 950 мм (по прожектор). У версий А2 и А3 – 3 090 мм (по ПТРК).
Клиренс: 435 мм.
Масса:
- 28.2 т (А1);
- 33.5 т (А3).
Бронирование
Броня стальная.
Толщины и углы основного корпуса базовой модели (без наружного допбронирования):
- Лоб верх: 14 мм под углом 78 град.
- Лоб низ: 32 мм, 24 и 55 град.
- Борта: 14.5 мм под 33 град и вертикально.
- Корма: 10 мм
- Крыша и днище: 8 мм.
- Усиление днища спереди и скосы, переходы от бортов ко лбу: 20 мм.
- Усиление днища сзади: 14.5 мм.
Дополнительное бронирование версии А3 представляет разнесённую броню на нижней лобовой детали: 2 слоя по 12 мм стальных листов, слои армированной резины и 20 см воздушной прослойки. На бортах бронелисты по 8 мм.
У такого «пирога» даже просматриваются шансы остановить кумулятивный боеприпас (выстрел РПГ), особенно при попадании под углом. Кумулятивная струя может сломаться при прохождении многослойной преграды.
Помимо лба, разнесённую защиту получили: башня, борта и некоторые участки крыши БМП.
Лоб модификации A3, с разнесённым допбронированием, держит бронебойные снаряды 30 мм Советских автопушек с дистанции 400 м и далее. Отличный показатель защищённости! Фактически, как средний танк.
Ранние версии (без допбронирования) держали снаряды автопушек 25 мм с 200 м и 20 мм (собственной пушки) со 100 м.
По периметру держит бронебойные пули 14.5 мм КПВТ с дистанций от 100 м.
Вооружение
Автоматическая пушка Rh-202 калибра 20 мм (исходно зенитная).
Боекомплект: 1 250 осколочно-фугасных зажигательных выстрелов (изначально). Позднее: 1 284, из которых 317 бронебойных подкалиберных БПС (после внедрения последних при переходе к версии A1).
Пулемёт MG3 под патрон 7.62х51 мм НАТО. Спарен с автопушкой.
Боекомплект пулемёта: 2 500 патронов.
БМП оснащена прицелами с дневным и ночным каналами. Современные версии ещё и имеют неплохой тепловизор.
С 1977 года устанавливался ПТРК «Милан» (был обзор на канале, ссылку приведу в конце). Боекомплект: 6 ракет.
Позднее – ПТРК «Милан-2».
На машинах ставят системы отстрела дымовых гранат, для постановки дымовых завес, прикрытия действий машины и десанта.
Ходовые качества
Двигатель с мощностью 600 л.с. позволял развивать скорость до 70 км/ч по дорогам с твёрдым покрытием. У утяжелённой допбронированием версии А3 максимальная скорость упала до 65 км/ч.
Запас хода по трассе: 520-600 км. По пересечённой местности – в 2-2.5 раза меньше.
Подвеска независимая, торсионная. Машина преодолевает преграду высотой до 75 см и ров шириной до 2 м. Взбирается на наклоны до 35 градусов. Может проехать брод глубиной до 1.5 м с твёрдым дном, без дополнительной подготовки к форсированию. Но где же в реальных условиях будет твёрдое ровное дно…
Так что эти бравурные заявки по преодолеваемым преградам, больше касаются тепличных условий учений и испытаний, но не реального боевых действий.
Проходимостью по грязи, вязкому глубокому песку, БМП «Мардер» не блещет. Особенно с этим проблемы у актуальных на текущий момент тяжёлых версий А3 (и последующих производных от неё). Приемлемые характеристики для Европы с её плотной дорожной сетью (где и исходно рассчитывали использовать «Мардеры» в случае перерастания Холодной войны в горячую). Однако для условий Северного Причерноморья или Прибалтики – нормально кататься по полям, заболоченным лугам, можно лишь на пике лета, когда всё основательно просохло, либо уверенной зимой – когда крепко замёрзло.
Версии
Базовая модель (которую позднее стали классифицировать, как «Marder-1») выпускалась с 1969 по 1975 годы.
Собственно, тогда и были изготовлены все 2000+ машин, которые модернизируют до сих пор.
С 1977 по 1979 производили установку ПТРК «Милан».
Модернизация до версии «Marder 1 A1» проходила в 1981-82 годах. Был усилен электропривод поворота башни. Для пушки 20 мм внедрён механизм селективного питания для переключения между боеприпасами бронебойного и осколочно-фугасного действия.
Часть машин (около 700) получили тепловизионные прицелы.
Проходил ряд модификаций, коснувшихся обновления радиостанций (А1А3, А2, А4).
Marder 1 A3 – версия от 1989 года. Получила дополнительное внешнее бронирование (разнесённая с основным корпусом броня). Комплект массой 1.6 тонны.
Данная модификация является основной на текущий момент. И именно такие машины поставлены вооруженным формированиям 404.
Некоторые машины А3 опционально стали оснащать кондиционерами, в зависимости от региона, где предполагалось действовать.
Доработка до версии Marder 1 A5 проходила в начале 2000-х. Упор был сделан на противоминную защиту по опыту участия немецких контингентов в американских операциях в Ираке и Афганистане. Усилено днище. Внутри десантное отделение переработано с целью минимизации травматизма при подрыве машины на мощном фугасе. Сделали кресла подвесными, с хорошей амортизацией. И, грубо говоря, убрали или защитили мягкими накладками острые выступы, о которые Ганц мог бы разбить бестолковку при резкой встряске от подрыва.
Данная доработка затронула менее 100 машин. Так что их немцы пока придерживают для себя.
В модификации А5А1 установлена улучшенная система кондиционирования воздуха. Также применено внешнее камуфлирование корпуса, работающее в разных спектрах. Установлен РЭБ. Таких машин ещё меньше.
Плюсы и минусы
Преимущества:
- Немецкое качество (эпохи, когда производства комплектующих ещё не вывезли на заводы в Китае…).
- Низкий силуэт способствует скрытности на поле боя, в «зелёнке», за рельефом.
- Верхняя лобовая деталь под очень острым углом, что существенно осложняет поражение машины в эту зону. Даёт массу рикошетов, даже формально неотразимых боеприпасов.
- Неплохая защищённость в целом, особенно у версий А3 и далее.
- Десантный отсек сзади. От попаданий из передней полусферы прикрыт двигателем.
- Аппарель с дополнительной дверью обеспечивает быстрый и максимально безопасный выход десанта.
- Неплохая автопушка.
Вообще весьма сбалансированная машина. Конечно где-то и по вооружению, и по отсутствию динамической защиты, уступает американской М2 «Брэдли». Во многих аспектах проиграет и Отечественной БМП-3, поскольку та, банально, более нова, из иного технологического периода. На фоне БМП-1 и БМП-2 «Мардер» смотрится лучше. БМП-1 в базовом виде делает вообще по всем параметрам, кроме ходовых качеств и эфемерной возможности плавать. БМП-2 с комплектом разнесённой допброни проигрывает уже не так сильно по защите, а 30 мм автопушка даёт фору немецкой. Такое сравнение уже не столь однозначное. Хотя ряд мелких нюансов у немецкой машины было бы неплохо позаимствовать (ту же аппарель). Также электронная начинка хороша. Но это решаемо при модификации на любой технике.
Понятно, что БМП «Мардер» и исходно недешёвая на фоне Советских ровесниц, и по мере модернизаций становилась всё дороже.
Недостатки:
- Это одна из самых тяжёлых БМП. Идёт серьёзная нагрузка на детали ходовой, от чего сниженный ресурс и относительно частые поломки. Если засадили в грязь – не каждая машина рядом её вытащит.
- Не блещет проходимостью, скоростью, ходовыми характеристиками в целом (как раз по причине большой массы, и соотношения массы к мощности мотора). Не лучшее сцепление обрезиненных траков гусениц с грунтом.
Это серьёзный минус, когда нужно быстро преодолевать предполье по сложному рельефу и вязкому покрытию, под ударами дронов, ПТУРов, арты. Да и просто в рамках ротаций, снабжения, машины застревают существенно чаще, чем более лёгкие и «рвущие» Отечественных БМП того же периода.
- Сложный и дорогостоящий ремонт. Проблематично держать специалистов и доставлять запчасти близко к зоне боевых действий.
Это может и не будет проблемой, когда придётся иметь дело непосредственно с Бундесвером. Но пока бои идут на дальних восточных рубежах, относительно Центральной Европы – это болевая точка для данной техники.
- Не плавает. Но, с учётом того, как «часто» приходится форсировать своим ходом водные преграды в боевых условиях – считай, нет такого недостатка. Зато бронирование не пришлось ослаблять.
Можно к минусам отнести и относительно высокую стоимость. Но для бойцов, что «Мардер», что БМП-1 – машины из прошлой эпохи, за которые ни они лично, ни нынешние государства, в современных реалиях, не платили. А воюют на том, что есть. И предпочтительнее, когда техника просто лучшее, без оглядки на цену. Дорогой и сложный ремонт – более веские аргументы.
Куда бить БМП «Мардер»
По компоновке всё расписано ранее. Спереди самая толстая броня и мотор. Место мехвода спереди слева. Его трудно достать (кроме как кумулятивом или крупным калибром с близкой дистанции). Командир и наводчик сидят довольно глубоко, в нижней части башни. В эту зону можно бить с бортов или сверху, рассчитывая поразить боекомплект, вызвать детонацию.
Наиболее уязвимые зоны:
- ходовая (катки, гусеницы);
- борта (особенно задние 2/3 корпуса);
- корма, аппарель;
- верх башни (можно вывести из строя вооружение даже сосредоточенным огнём пехотного пулемёта, бронебойными 7.62 мм);
- приборы наблюдения.
Если в распоряжении есть FPV-дроны или коптеры-сбросники – тут всё понятно. Крыша толщиной 8 мм – не аргумент против любых кумулятивных боеприпасов. Если закрыто «мангалом» – тогда в аппарель. Там выход десанта и полностью зашить невозможно.
* * *
Подписывайтесь на канал! Впереди много статей о выживании на войне и в экстремальных условиях: оружии, снаряжении, приёмах.
Заслать денег в благодарность автору
* * *
Подписывайтесь также на Телеграм, чтобы отслеживать новые публикации: https://t.me/vizhil_ru
* * *
Статьи близкой тематики:
- Подборка Боевая ТЕХНИКА