Найти в Дзене

Анализ внешней среды: практическое руководство для собственников и управленцев

Олег Кулагин

Друзья, приветствую вас! А давайте вернемся к процессу стратегического управления! Ранее мы с вами рассмотрели две задачи стратегического анализа:

1. Построение текущей бизнес-модели.

2. Диагностика состояния организации.

Но есть и третья задача, без решения которой принятые стратегические решения могут оказаться красивой оптической иллюзией. Это анализ внешней среды.

-2

Анализ внешней среды необходим для того, чтобы понять куда идет наш рынок и, вообще, окружающий нас мир во всем его многообразии, и выявить устойчивые длинные тренды, представляющие угрозы или возможности для нашего бизнеса в долгосрочной перспективе. Именно эти тренды важно учитывать при проектировании образа желаемого будущего и разработке стратегических планов компании. Но об этом чуть позже.

Если очень кратко, то алгоритм анализа внешней среды состоит из следующих шагов:

1. Выполнить анализ макросреды (PESTEL).

2. Выполнить анализ рынка (модель «шести сил»).

3. Построить карту внешней среды.

4. Разработать матрицы возможностей и угроз.

5. Выявить ключевые возможности и угрозы.

Далее с этой информацией уже можно работать для построения/уточнения стратегического видения и разработки планов развития компании.

Теперь по порядку.

-3

Анализ внешней среды можно разделить на два уровня: анализ макросреды и анализ рынка.

-4

Анализ макросреды включает в себя выявление наиболее общих факторов, влияющих так или иначе на будущее всех стран, рынков, отраслей, организаций и людей. С этим ничего не поделаешь. Что есть, то есть. Их надо учитывать, чтобы заблаговременно подготовиться к грядущим и неизбежным переменам. В соответствии с моделью PESTEL-анализа макросреду удобно сканировать по шести направлениям:

  1. Политические факторы (P).
  2. Экономические факторы (E).
  3. Социальные факторы (S).
  4. Технологические факторы (T).
  5. Экологические факторы (E).
  6. Юридические факторы (L).
-5

Анализ рынка позволяет определить ключевые тенденции на ваших рынках, где вы планируете вести конкурентную борьбу. Это помогает оценить потенциальную прибыльность, т.е. привлекательность тех или иных рынков, и принять решение о том, а стоит ли туда заходить (если вас там еще нет, но очень хочется там быть) или оставаться (если вы там уже есть, но раздумываете, что с этим делать дальше). В соответствии с классической моделью «пяти (а точнее даже шести) сил» Майкла Портера мы сканируем тенденции на рынке по следующим направлениям:

  1. Прямые конкуренты.
  2. Потребители.
  3. Поставщики.
  4. Потенциальные конкуренты.
  5. Товары-заменители.
  6. Товары-дополнители.

Итого, получаем 12 областей для стратегического анализа: шесть для макросреды и шесть для рынка. Все очень просто. Но допустим, что мы их отсканировали и получили необходимую аналитику. Что дальше?

-6

А дальше мы можем построить т.н. карту внешней среды, разделив факторы макросреды и рынка, на возможности и угрозы. Как провести границу между ними? На основе VISION! Возможности – это то, что способствует достижению образа будущего компании, а угрозы – то, что ему препятствует. Но ведь стратегического видения у нас еще нет. Поэтому данный шаг можем пока пропустить и вернуться к нему позже. Или сделать пока интуитивно, но все равно вернуться к нему после разработки VISION. И это нормально. Ведь процесс стратегирования – это процесс сложный, витиеватый, запутанный, итеративный и нелинейный.

Но возможностей и угроз может быть очень много. Надо выделить среди них самые важные. Для этого формируем матрицы возможностей и угроз.

-7

В матрице возможностей оцениваем все «возможности» по степени их позитивного влияния на будущее организации и по вероятности их осуществления.

-8

Аналогично, в матрице угроз оцениваем все «угрозы» по степени их негативного влияния на будущее организации и также по вероятности их осуществления.

После этого выявляем ключевые возможности и угрозы. Это тенденции, имеющие наиболее высокую вероятность сохранения и наиболее сильное влияние на организацию в долгосрочной перспективе. Именно их необходимо учитывать при проектировании видения и разработке стратегического плана организации (например, с помощью SWOT-анализа). Но об этом как-нибудь в другой раз.

Анализ внешней среды по описанной выше методике мы обязательно выполняем при подготовке и в ходе проведения стратегических сессий с управленческими командами предприятий. Если что, пишите!

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ

Сессия стратегического планирования