Кибела, Исида и Митра: тайные культовые религии в Древнем Риме
Восточные культы Кибелы, Исиды и Митры сыграли важную роль в религиозной жизни Древнего Рима. Их символика и мистические обряды предлагали последователям новый, личностный опыт религиозного переживания.
Религия в Древнем Риме оказывала огромное влияние на повседневную жизнь всех слоёв населения. Наиболее доминирующим культом долгое время оставалась политеистическая государственная религия с пантеоном греко-римских божеств. Однако к II веку н.э. её популярность пошла на спад. Люди начали искать новые духовные ориентиры и обращались к восточным религиям — таким, как культы Кибелы, Исиды и Митры. Эти религии происходили в основном с Востока — обширного региона, охватывающего территории современных Египта, Сирии, Ирана и Турции.
Восточные религии, часто именуемые культами, пришли в Рим через Грецию. Значительное расширение греческого мира произошло в IV веке до н.э. благодаря завоеваниям Александра Македонского. Его походы вплоть до Индии открыли грекам доступ к новым, экзотическим культурам и верованиям. В последующие столетия эти религиозные влияния начали проникать в растущую Римскую державу.
Восточные религии в Древнем Риме — Кибела, Исида и Митра
Карта Римской империи во II веке н.э.
Ко времени расцвета Римской империи культы Кибелы, Исиды и Митры стали важными элементами религиозной жизни. Их последователи встречались не только в самом Риме, но и на территориях от Британии до Чёрного моря. Несмотря на различия в мифологии, все три культа имели общие черты: сложные обряды инициации (так называемые «Мистерии»), богатую символику и практики гадания. Главное же — все они предлагали своим последователям обещание личного спасения, что делало их особенно привлекательными. Некоторые исследователи даже считают, что подобный акцент на спасении подготовил почву для распространения христианства.
Однако новые и экзотические религии вызывали не только интерес, но и недоверие. Римский поэт Ювенал ярко выразил эту враждебность в своих «Сатирах», наполненных сарказмом и резкой критикой культов и их приверженцев. Но несмотря на скепсис, у этих религий находились преданные последователи среди всех социальных слоёв — от императоров и сенаторов до вольноотпущенников и рабов.
Кибела — Великая Мать-Богиня
Кибела изначально почиталась как Великая Мать-Богиня в Анатолии — на территории современной центральной Турции. Там она ассоциировалась с плодородием и охраной природы. В римской традиции Кибела осталась богиней плодородия, но также получила статус защитницы от болезней и жестокости войны. Её связывали с природными силами, особенно с горами. Часто Кибелу изображали в сопровождении львов.
Культ Кибелы появился в Риме при необычных обстоятельствах. Известна даже точная дата — 204 год до н.э. В это время Рим вёл тяжёлую войну с Карфагеном (Пунические войны). Когда положение стало критическим, сенату было представлено загадочное пророчество: если статую Кибелы привезут в Рим из Анатолии, враг будет побеждён. Так и произошло: святыню перевезли, и вскоре карфагеняне отступили. День прибытия статуи стал официальным праздником — играми Мегаленсий.
Ключевая особенность культа Кибелы — обещание бессмертия. Эта идея берёт начало в мифе об Аттисе.
Согласно легенде, Кибела и смертный юноша Аттис влюбились. Однако Аттис оказался ей неверен, и разгневанная богиня наслала на него безумие. В приступе безумия он сам себя оскопил и умер от ран. Позднее он был воскрешён как солнечное божество и стал первым жрецом Кибелы.
С тех пор жрецы Кибелы, называвшиеся галлами, становились евнухами. Во время экстатических обрядов инициации будущие жрецы совершали самооскопление, «принося свою плодородную силу в жертву богине» — как в физическом, так и в символическом смысле.
Тайны Кибелы
К эпохе Империи культ Кибелы распространился по всей Римской державе. Её почитали представители всех слоёв общества, особенно женщины. Во время праздников в честь Кибелы происходили события, резко отличавшиеся от строго формализованных государственных ритуалов. Жрецы и участники облачались в яркие одежды, и всё сопровождалось музыкой. Экзотические инструменты, такие как кимвалы и тростниковые флейты, доводили верующих до экстатического транса. В этом состоянии, как считалось, они получали пророческие озарения и теряли чувствительность к боли.
Главный праздник Кибелы приходился на весну и проводился в марте в Риме. Он продолжался несколько дней. Сначала устраивались торжественная процессия и жертвоприношение, затем следовала неделя поста — символического акта возрождения. После этого происходило шествие с сосновым деревом (символом Аттиса), которое приносили в храм Кибелы на Палатинском холме. Завершалось всё пиршествами и омовением статуи богини в реке Альмо.
Кульминацией мистерий Кибелы был, вероятно, её самый таинственный ритуал — тауроболий, церемония инициации. Как и следует из названия, детали обряда держались в секрете, однако общий сценарий известен. Посвящаемый опускался в специально вырытую яму, в которую стекала кровь быка, закалываемого над его головой жрецом. Этот обряд символизировал смерть и возрождение — очищение через жертву.
Исида — египетская богиня
Как и Кибела, Исида была древним божеством задолго до появления в Риме. Она происходила из Египта и была женой и сестрой Осириса. В египетской религии Исида олицетворяла защиту женщин и брака, материнство, младенцев и плодородие полей. В этом легко увидеть её сходство с Кибелой.
В греко-римском варианте функции Исиды были несколько упрощены. В религиозной системе Древнего Рима она стала покровительницей жизни, исцеления и защиты, особенно — семьи.
Ареталоги — важный источник сведений о римской версии Исиды. Это надписи, восхваляющие богиню от первого лица в виде списка её достоинств. Иногда в них встречаются неожиданные черты. Так, например, в ареталоге из Кимы (Греция) Исида названа создательницей иероглифов, наряду с богом Гермесом.
Культы Кибелы, Исиды и Митры привлекали последователей со всех концов Римской империи. Однако культ Исиды особенно почитали маргинализированные слои общества — рабы, иностранцы, вольноотпущенники. Вероятно, их привлекала идея защиты и спасения, которую предлагала богиня.
При императоре Тиберии египетские культы были запрещены, но его преемник Калигула, напротив, активно их поддерживал. Это способствовало росту популярности Исиды, и вскоре в числе её поклонников оказались женщины и высокопоставленные чиновники. В I веке н.э. культ Исиды быстро распространялся по Империи — особенно благодаря солдатам и торговцам. Уже в следующем столетии её храмы можно было встретить по всей территории от Испании до Северной Африки и Малой Азии. Пик популярности Исиды пришёлся на II век н.э., особенно в Риме и Помпеях.
Тайны Исиды
Многое из того, что мы знаем о мистериях Исиды, стало известно благодаря роману «Метаморфозы» (или «Золотой осёл») апулейского писателя II века н.э. Апулей описывает приключения Луция, который, увлёкшись магией, случайно превращается в осла. После череды испытаний богиня Исида возвращает ему человеческий облик и посвящает его в свои жрецы с помощью сложного ритуала. Подробности обряда остаются тайной — часть договора между человеком и божеством. Известно лишь, что он описывался как ритуальная смерть и последующее возрождение во свете Исиды.
Апулей подробно описывает праздничную процессию в день фестиваля Исиды. В атмосфере ликования верующие звенят систрумами (музыкальный инструмент, напоминающий погремушку). Мимо проходят статуи египетских богов, после чего внимание переносится на жрецов.
Жрецы играли ключевую роль в распространении религии в Риме. В культе Исиды служили как мужчины, так и женщины. В шествии каждый нёс символический предмет: от фонаря, символизирующего свет, до сосуда в форме женской груди, наполненного молоком — символа плодородия. Верховный жрец замыкал процессию, неся систрум и розы.
Шествие завершалось у храма Исиды. В Риме он был уничтожен в пожаре 80 года н.э., но впоследствии восстановлен императором Домицианом. Его обелиски и сегодня можно увидеть у храма Минервы и перед Пантеоном. В Помпеях также находился прекрасно сохранившийся храм Исиды, украшенный фресками с изображением богини и её почитателей.
Митра — солнечное божество, побеждающее быка
Древний бог Митра происходит из индийской и иранской религиозной традиции, где он считался божеством света и клятвы. В римской традиции образ Митры развился отдельно от своего зороастрийского прообраза. Согласно мифу, Митра родился из камня. Получив указания от вещего ворона, посланника солнечного бога, он убил дикого быка в пещере. Эта сцена, как предполагается, символизирует спасение человечества, где бык представляет зло.
Помимо этого, Митра почитался как бог Солнца, сохраняя связь с древним световым культом. Его культ достиг расцвета во II–III веках н.э., особенно в Риме и Остии.
Культы Кибелы, Исиды и Митры были широко распространены в Римской империи. Однако культ Митры был доступен исключительно мужчинам. Как и другие восточные религии, он поначалу привлекал людей низкого статуса — солдат, рабов, вольноотпущенников. Лишь в IV веке н.э. культ начал набирать популярность среди элиты. Считается, что император Коммод (177–192 гг. н.э.) также был инициирован в культ Митры. «История Августов» сообщает, что он осквернил ритуалы Митры убийством, что указывает на его принадлежность к культу.
Тайны Митры
Хотя археологических данных по митраизму много, литературных источников почти не сохранилось. Не найдено ни одного священного текста с описанием ритуалов. Известно, что последователи объединялись в небольшие автономные общины, и главное — их богослужения происходили под землёй. Такие помещения, называемые митреумами, часто представляли собой пещеры или специально вырытые залы.
После поклонения следовал общий ритуальный пир, иногда — на шкуре жертвенного быка. Благодаря сохранившимся фрескам мы знаем, что инициация включала семь ступеней, каждая из которых находилась под покровительством планеты. Связь между митраизмом и астрологией до конца не выяснена, но, возможно, она объясняется солнечной природой божества. Культ не имел профессиональных жрецов, его лидеров называли Отцами.
Митреум — уникальное явление религии Древнего Рима
Ни один другой культ в Риме не предусматривал подземных мест общего поклонения. К моменту падения Империи в одном только Риме насчитывалось более 600 митреумов. Археологические находки митраизма зарегистрированы более чем в 400 местах по всей Европе. Один из лучших примеров — Лондонский митреум. В сентябре 1954 года на месте раскопок в Уолбруке был найден мраморный бюст Митры, подтвердивший назначение обнаруженного сооружения.
Многие митреумы были расположены под христианскими церквями, например под базиликой Сан-Клементе в Риме. Внутреннее убранство митреумов отличалось строгостью: изображения Митры, простые возвышения для совместных трапез. Снаружи они были абсолютно не украшены, что резко контрастировало с богато оформленными мраморными храмами государственной религии.
Заключение
Восточные культы Кибелы, Исиды и Митры сыграли заметную роль в религиозной жизни Древнего Рима. Их последователи встречались повсеместно и происходили из всех социальных слоёв. Экзотическая символика, тайные практики и обещание личного спасения привлекали тех, кто не находил удовлетворения в традиционном римском пантеоне.
Интересно, что именно обет спасения стал общей чертой этих культов и предвосхитил успех новой религии — христианства, которая, как и тогда, так и сегодня, обещает спасение каждому, кто преданно служит единому Богу.