Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Витражи Шартрского собора, которые вас удивят

Оглавление

167 витражей Шартрского собора, построенного в 1190-1220 гг. н. э., являются наиболее полной группой, сохранившейся со времен Средневековья. Несколько окон датируются серединой XII в. н. э., а более 150 сохранились с начала XIII в. н. э. Есть религиозные сцены, рассказывающие верующим ключевые истории Библии, а также бесчисленные изображения святых, королей, королев, дворян, рыцарей и священников. Торговцы города пожертвовали собору 42 окна, и они появляются во многих меньших сценах, показывающих весь спектр средневековых профессий от изготовителей бочек до мясников.

Деталь, Северное окно-роза, Шартр
Деталь, Северное окно-роза, Шартр

Средневековые витражи

Техника окрашивания оконных стекол с использованием оксидов металлов восходит как минимум к VII веку н. э. и церквям Византийской империи. Однако ремесло действительно стало изысканным искусством в XII и XIII веках н. э. Пять основных цветов, используемых для «окрашивания» стекла, были ярко-рубиново-красный, который получали из оксида меди, сапфирово-синий из оксида кобальта, зеленый из оксида железа, желтый из серы или сажи и фиолетовый из оксида марганца. Эти материалы добавлялись в стекло во время его нагревания, но поскольку результат оказывался слишком непрозрачным, чтобы пропускать много света, часто тонкий слой цветного стекла накладывался поверх более толстого листа прозрачного или белого стекла. Нарисованные на внутренней стороне стекла детали сцен были воспроизведены с помощью смеси стеклянных наполнителей, оксидов металлов и уксуса или мочи. Затем краска навсегда вплавлялась в стекло, помещая кусочки в печь.

Отдельные части витражного и расписного стекла были специально вырезаны в соответствии с рисунком, заранее начерченным на деревянной доске, а затем вставлены в свинцовые бордюры, чтобы получилась единая композитная панель. Готовая панель затем монтировалась в металлическую арматуру оконной рамы с помощью дюбелей и металлических полос. Одно высокое стрельчатое окно в Шартре может включать более 50 таких панелей всех форм и размеров.

Не только декоративные, окна также были предназначены для наглядного руководства по посланию Евангелия в эпоху, когда мало кто умел читать. Следовательно, возмездие за грех, преимущества спасения и жизнь самых важных святых и библейских персонажей показаны как урок для всех. Большинство окон, когда они рассказывают историю, такую ​​как жизнь апостола или библейская притча, следует читать слева направо, начиная с основания. Четырехлепестковые розетки или панели в форме кватрефолия читаются, глядя сначала на нижнюю створку, затем на левую, центральную и правую створки и, наконец, на верхнюю створку. Ниже приведены описания только некоторых из самых важных и ярких окон в Шартрском соборе.

Виноделы, Окно Зодиак Шартр
Виноделы, Окно Зодиак Шартр

Северное розовое окно

Это окно диаметром 10,15 метров датируется примерно 1231 годом н. э. и имеет тему исполнения пророчеств Ветхого Завета с Марией в качестве их инструмента, поэтому центральная панель изображает Иисуса Христа как ребенка с Марией. Эта центральная часть окружена 12 эллиптическими панелями, на которых изображены четыре голубя и восемь ангелов. Затем круг из 12 ромбовидных панелей изображает 12 царей Иудеи, предков Христа. Внешнее кольцо полукруглых панелей показывает 12 младших пророков. Между квадратами и полукругами находятся четырехлистные панели с лилиями, французским королевским гербом, напоминающие о том, что окно было подарено королевой Бланкой Кастильской, матерью короля Людовика IX (правил в 1226-1270 гг. н. э.) и его регентшей с 1226 по 1236 гг. н. э. Панели между окнами-розетками и стрельчатыми окнами внизу повторяют тему геральдических лилий и добавляют герб Кастилии — желтый замок на красном фоне.

Северное розовое окно, Шартрский собор
Северное розовое окно, Шартрский собор

В стрельчатых окнах под розой изображены Святая Анна в центре и различные цари, упомянутые в Ветхом Завете, такие как Саул (пронзающий себя мечом), Давид (играющий на арфе) и Соломон, а также традиционные злодеи Навуходоносор II, идолопоклонник Вавилона, и египетский фараон, который неразумно преследовал Моисея через Красное море.

Южное окно-роза

Это окно диаметром 10,56 метра датируется примерно 1224 годом н. э., а центральная панель изображает Иисуса Христа как судью Апокалипсиса. Окружают эту панель 12 эллиптических панелей, восемь из которых имеют ангела, а четыре других — символы четырех евангелистов. Следующее кольцо круглых панелей и внешнее кольцо из 12 полукруглых панелей показывают 24 старейшин Апокалипсиса, все держат различные средневековые музыкальные инструменты. Маленькие панели с четырехлистниками показывают сине-желтые гербы Дре и Бретани, родины дарителей окна, графа Пьера Моклерка и его жены Аликс де Бретань.

Южное окно-роза, Шартрский собор
Южное окно-роза, Шартрский собор

Гербы Дре и Бретани повторяются в центральном окне пяти стрельчатых окон под розой. Эти стрельчатые окна показывают Марию, держащую младенца Иисуса в центре, и двух ветхозаветных пророков по обе стороны, каждый с евангелистом Нового Завета на плечах (слева направо: Иеремия и Святой Лука, Исайя и Святой Матфей, ​​Иезекииль и Святой Иоанн, Даниил и Святой Марк ). Образ, возможно, напоминает, что евангелисты, лично знавшие Христа, могли видеть будущее гораздо лучше, чем старые пророки.

Западное окно-роза

Западное розовое окно является самым большим из трех розовых окон собора, его диаметр составляет 15,42 метра. Оно датируется примерно 1215 годом н. э. и изображает сцены из Страшного суда с Иисусом Христом, представленным как судья человечества, доминирующим на центральной панели. Само расположение окна было символичным; установленное на западной стене, оно улавливает мягкий свет заходящего солнца в конце дня и, таким образом, имитирует тему конца времени сцен окна.

Западное окно-роза, Шартрский собор
Западное окно-роза, Шартрский собор

От центральной панели расходятся три кольца круглых панелей. Первое кольцо показывает восемь ангелов и четыре апокалиптических животных, каждое из которых представляет четырех апостолов: лев для Святого Марка, бык для Святого Луки, орел для Святого Иоанна и крылатый человек для Святого Матфея. Второе кольцо панелей, связанное с первым кольцом эллиптическими формами и насчитывающее 12, показывает пары апостолов и 12 колен. Третье и внешнее кольцо круглых панелей, снова насчитывающее 12, показывает орудия страданий Христа, ангелов, трубящих в трубы, чтобы возвестить о Судном дне, и воскресшие тела в саванах, которые ждут решения своей участи. Две панели показывают, что происходит с нераскаявшимся грешником, со Святым Михаилом, взвешивающим добрые дела против злых на своих весах, и дьяволами с вилами, толкающими людей в ад, включая одного скрягу, все еще с его кошельком, свисающим с его шеи.

Окно Голубой Девы Марии

Одно из старейших окон собора (или, по крайней мере, его центральные четыре панели) — это окно Голубой Девы Марии, также известное как окно Нотр-Дам-де-ла-Бель-Верьер. Это окно, расположенное под Западной розой, относится к версии собора до разрушительного пожара 1194 года н. э. Центральные панели показывают сидящую Марию с младенцем Иисусом на коленях, она сидит на троне, носит корону и голубое одеяние и имеет голубой нимб. Окружающие панели показывают шесть ангелов и датируются 13 веком н. э. В нижней части окна показаны сцены из чуда Иисуса по превращению воды в вино на брачном пиру в Кане и три искушения Христа.

Голубое окно Девы Марии, Шартрский собор
Голубое окно Девы Марии, Шартрский собор

Окно воплощения

Это окно является одним из трех стрельчатых окон, установленных над Королевским порталом или Западным портиком собора. Датируемое серединой XII века н. э., оно имеет 27 основных панелей, которые чередуют сцены, расположенные внутри квадрата или круга. Первые (нижние) сцены показывают рождение Христа и пришествие волхвов и пастухов. Есть поразительные сцены Избиения младенцев, приказанные царем Иродом, и бегства Марии, Иосифа и Иисуса в Египет. Цикл заканчивается входом Иисуса в Иерусалим в Вербное воскресенье.

Окно Страстей и Воскресения

Это стрельчатое окно находится рядом с окном Воплощения, историю которого оно продолжает. Оно также датируется примерно 1150 годом н. э. Окно может похвастаться 14 круглыми сценами из последних моментов жизни Иисуса Христа, такими как омовение ног учеников, Тайная вечеря, распятие и Воскресение. Нижняя левая панель с мандалой и лучами света показывает влияние византийского искусства.

Деталь, Окно Ноя, Шартр
Деталь, Окно Ноя, Шартр

Окно Ноя​

Это окно, датируемое примерно 1210 г. н. э., расположенное сразу слева после входа в Королевский портал, имеет 42 панели, на которых изображены сцены из истории Ноя. На панелях изображены животные, прибывающие для размещения на Ковчеге, Великий Потоп и сам Ковчег, представленный здесь с такими архитектурными особенностями, как колонны, капители и арки, в соответствии с его ролью символа самой Церкви и ее функцией спасителя и убежища. В дальнейшем расширении аналогии шесть панелей показывают тонущих людей, которые представляют собой потерянные души на пути в Ад. На одной панели изображены Ной и святой Любин, епископ Шартра VI в. н. э. и покровитель местных трактирщиков и виноторговцев, которые были среди дарителей окна, наряду с городскими плотниками, бондарями и колесниками. Пять нижних панелей показывают сцены этих ремесленников за работой.

Окно доброго самаритянина

Со сценами из притчи о добром самаритянине, это окно, расположенное справа после входа в Царский портал, имеет 24 повествовательных панели, 10 чисто декоративных и 29 пограничных панелей. Воры изображены нападающими на одинокого путника, что представляет собой падение человечества от благодати, и, как Адам и Ева должны покинуть Рай (одна панель посвящена этой паре), так и путник покидает Иерусалим и немедленно сталкивается с вызовами мира и греха (грабителями). Добрый самаритянин, который приходит на помощь, представляет Иисуса, который отводит человека в гостиницу и обещает вернуться, чтобы заплатить по счету, что является отсылкой ко Второму пришествию в Судный день.

Деталь, Окно Доброго Самаритянина, Шартрский собор
Деталь, Окно Доброго Самаритянина, Шартрский собор

Окно Зодиака

Окно Зодиака, расположенное сразу за южным портиком по направлению к ризнице, имеет сельскохозяйственные сцены и 12 знаков Зодиака, представляющих Время, причем каждый труд связан с типичным периодом года, в который он был выполнен, например, Дева (август-сентябрь) находится рядом с давкой вина. Январь представлен тремя головами, символизирующими месяц, охватывающий прошлый год, настоящий и новый год.

На верхней панели изображен Иисус Христос между греческими буквами альфа и омега, первой и последней в этом алфавите, что представляет его роль создателя и последнего судьи человечества. Окно было подарено графом Тибо VI Шампаньским по просьбе Томаса, графа Перша. Последний был убит в битве при Линкольне в 1217 году н. э., поэтому мы знаем, что окно должно было быть сделано до этого времени.

Окно Карла Великого

Демонстрируя сцены из жизни Карла Великого, императора Священной Римской империи (правил в 800-814 гг. н. э.), это окно, расположенное в левой части ризницы между апсидальными часовнями, было подарено меховщиками Шартра, которые появляются в нижней левой панели. Есть несколько батальных сцен с рыцарями в доспехах и одна, показывающая императора, сражающегося на турнире. Враг - неверные мавританской Испании, у которых круглые щиты в отличие от щитов в форме змея западных рыцарей.

#история #витражи #знания #мозаика #монахи #религия