Я хорошо помню свой первый урок "Этика и психология семейной жизни", который я должна была провести в 11 классе. Мне было неполных 22 года, я сильно волновалась, и поэтому тщательно подготовилась морально к тому, как войду в класс, что на мне будет надето, какое у меня будет выражение лица, что и как я буду говорить.
Уже тогда я хорошо понимала, что у меня "никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление", и от того, как пройдет наша первая встреча зависит все наше дальнейшее общение.
Получается,что сначала я установила правила для самой себя, и лишь потом озвучила принципы нашего взаимодействия с учениками
Мне думается,что это ключевой момент в воспитании. Дети нас мало слушают. В основном они на нас смотрят. Если мы хотим приучить ребенка к дисциплине, то и сами должны соблюдать правила
Следующей важной составляющей является твердость. Помните, как говорила героиня Вии Артмане в пьесе "Театр"?
- Если уж взял паузу, то держи ее до конца!
К сожалению, родители часто сами саботируют свои решения и нарушают собою же установленные правила. И тогда дети не получают чувства уверенности и опоры. Из них вырастают либо манипуляторы, либо тревожные личности, у которых большие проблемы с границами.
Ещё одним важным пунктом является мотивация. Ребенок должен понимать: зачем? Иногда нам кажется,что он слишком мал или ему и так понятно. Даже малышу необходимо объяснять на доступном ему уровне, что и как организовано в его жизни. Это способствует здоровому контакту и формированию внутренней структуры личности
Ещё - САМОКОНТРОЛЬ:
Мы учим ребенка контролировать импульсы, управлять эмоциями и откладывать непосредственное удовлетворение в пользу долгосрочных целей
Считается,что у человека есть СИЛА ВОЛИ, если он обладает способностью преодолевать трудности и препятствия, проявляет настойчивость в достижении поставленных целей
И, конечно, дисциплина невозможна без развитых когнитивных процессов: внимания, памяти, навыков планирования и принятия решений
Напоследок хочу остановиться на том, как воспитание дисциплины не превратить в муштру
Во-первых, самим взрослым необходимо понимать нормативы своих требований. Кого мы хотим вырастить - организованную личность или послушного "зомби"?
Во-вторых, не должно быть "правил ради правил" - меня так воспитывали, и я буду
Безусловно, мы можем использовать родительские методы и приемы. Только предварительно оцените, насколько вам самим в детстве было с ними комфортно?
И ещё важно дифференцировать: то, что подходит одному ребенку, не годится для другого. Родителям нужно научиться отслеживать степень эффективности применяемых методов.
Например, старшему ребенку требовалось больше внимания и контроля. А младший, как будто, с пелёнок взрослый и самостоятельный.
Воспитание - процесс творческий, и если к нему подходить разумно, с интересом, давая себе право на ошибку и ее исправление, то результат обязательно вас порадует, а вашим детям не придется посещать психотерапевта
Автор: Тарасенко Наталья Владимировна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru